Образование славянских народов
а) Евразия в I тысячелетии нашей эры
Исторические
события, повлиявшие на развитие славянской истории, связаны с одним из самых
крупных государств древности – Римской империей. Все историческое пространство
от Европы и Ближнего Востока до Парфии в Средней Азии было связано общностью
судеб. Падение Римской империи, сопровождавшееся «великим переселением
народов» (III – IV вв.), повлияло на историческую ситуацию в Европе. Варварские
завоевания повлекли за собой новую организацию жизни не только на бывших
римских территориях, но на всем огромном пространстве Европы и Средней Азии.
24 августа 410
года вестготский король Алярих вступил в Рим. Победа варваров произвела
огромное впечатление на правящую верхушку империи, ее охватил ужас. Церковный
писатель Иероним так выразил эти чувства: «Когда погас самый блестящий свет,
когда отсечена была глава Римской империи, скажу вернее, целый мир погиб в
одном городе, онемел язык мой, и был я глубоко унижен».
Победа варваров
была не просто победой над римскими легионами. Начиналась новая страница
истории. Римские рабы вышли ночью из темных подвалов и с радостью и
надеждой открыли ворота вестготам.
Западная Римская
империя закончила свое бытие в 476 году. Но еще до этого, в 455 году, вслед за
вестготами в Риме побывали вандалы. История средневековой Европы началась с
вандализма.
В это время на
севере от земледельческих районов Средней Азии жили тюркоязычные племена –
усуни и гунны, которые в первые века нашей эры начали двигаться в южном и
западном направлениях. Тюркоязычные кочевники в IV веке создали сильный союз
гуннских племен и в 70-х годах IV века обрушились на славян и готов.
Варвары «тучами»
шли с Востока. То было великое переселение народов: в распаде
первобытнообщинного строя и все нарастающем развитии производства множество
племен, особенно скотоводческих, пришло в движение, захватывая новые земли в
поисках новых просторов и новых оборонительных рубежей. В этом водовороте
гибли и возникали недолговечные государства, в смешении племен рождались новые
народы, новые культуры. Тесня на запад готские и сарматские племена, гунны
ворвались в причерноморские степи, и тогда вместе с гуннами, опережая их или
сливаясь с ними, весь мир кочевников, мир бескрайних степей, обрушился на те
земли, где издавна царил «римский порядок». Гунны все сметали на своем пути, не
делая различия между римлянами и варварами: вытаптывали своей конницей засеянные
поля, вырубали сады, сжигали города и убивали их жителей.
В V веке вождь
гуннов Аттила властвовал над мощным союзом племен, центром которого была долина
Среднего Дуная. Провоевав в Европе около 80 лет, этот племенной союз распался.
В 451 году остатки римлян в союзе с варварами – франками, вестготами и бургундами
– остановили Аттилу, на Каталунасской равнине близ города Труа (Франция). Более
двухсот тысяч воинов пало с обеих сторон. «Завязывается битва – жестокая и
повсеместная, ужасная, отчаянная..., – писал в следующем веке про эту бойню
готский историк. – Если верить рассказам стариков, протекавший... в низких
берегах ручей широко разлился от крови, струившейся из ран сраженных».
Могущество гуннов было подорвано. Гуннская держава распалась. Часть гуннов ушла
на восток, но другая часть осталась на Дунае и в Причерноморье.
В конце VI века
в Средней Азии возникает еще одно тюркское государство – Тюркский каганат. В
Причерноморье, на Северном Кавказе и Поволжье образовались три тюркских
государства – Аварское, Хазарское и Болгарское.
Авары повторили
движение гуннов, обрушившись на славян и создав Аварский каганат на территории
между Карпатами и Дунаем.
Хазарское
государство сложилось в VII веке в низовьях Волги. Хазары вплоть до Х века были
кочевниками-скотоводами, во главе их стоял каган. Главные доходы давала дань и
таможенные пошлины с купцов. Они распространили свою власть на Крым, Приазовье
и на часть болгарских и славянских племен на Нижнем Дону.
Около VIII века
на северо-западе от Хазарии появились венгры – приуральские племена, кочевавшие
на запад. В IX веке они прошли на Дунай, где основали свое государство.
Родственные
хазарам болгары в VII веке кочевали из района Азовского моря на северо-запад,
разделившись на четыре группы. Две из них остались в Приазовье – черные
болгары, третьи в конце VII века пришли на Дунай и подчинили себе часть
славянских племен, проживавших в этом районе. Четвертая группа болгар – серебряные
болгары – перекочевала в Среднее Поволжье, подчинила местные племена и создала
государство Волжская Булгария, просуществовавшее до XIII века.
Сильным
государством периода раннего средневековья оставалась Византия. После падения
Рима в V веке, восточная половина империи укрепила свои рубежи, военную мощь,
государственную власть. В VI веке Византия представляла собой огромное государство,
в состав которого входили земли Балкан, Малой Азии, большая часть Италии, земли
Причерноморья и Северной Африки. При императоре Юстиниане началось продвижение
греков на Дунай и вглубь Причерноморья, в земли славян. Славяне ответили на
это, прорвав укрепления Византии на Дунае, дошли до центра Балкан, а их
флотилии осаждали Константинополь и плавали по Эгейскому и Средиземному морям.
Восточная часть Балкан была заселена славянами из Поднестровья и Приднепровья,
а также славянами-хорватами, пришедшими из Прикарпатья. В заселении центральной
Европы принимали участие и западнославянские племена. Откуда же пришли славяне?
Кто они? Где их прародина?
Цит.
по: Евразия в середине 1 тысячелетия нашей эры // История России с древнейших
времен до 1917 года: Учебное пособие/Под ред. В.Ю. Халтурина. Иваново,
2003. С. 6 - 8.
б) Археологические и
письменные источники о древнейшем населении Восточной Европы
Проблему
происхождения и ранней истории древних славян решают ученые разных наук:
историки, археологи, этнографы, лингвисты. Период расселения славянских
народов, возникновения у них классового общества и образования древнеславянских
государств,— скудно, но все же освещен письменными источниками. Более древний
период происхождения древних славян и их первоначального развития почти совсем
лишен достоверных письменных источников. Поэтому происхождение древних славян
может быть освещено только лишь на основании археологических материалов,
которые в данном случае приобретают первостепенное значение.
Формирование
славянских племен и их культуры прошло несколько этапов. Самый ранний —
праславянский (праславяне) этап. Он охватывает в основном I тысячелетие до н.
э. В Центральной и Восточной Европе существовали тогда родственные между собой
культуры, занимавшие довольно обширную территорию. В этот период еще нельзя
выделить чисто славянскую культуру, она только начинает складываться в недрах
этой древней культурной общности, из которой вышли не только славяне, но и
некоторые другие народы.
Второй период
можно назвать древнеславянским. На рубеже I тысячелетия н. э. мы уже можем
выделить археологические культуры древних славян. В это время появляются и
определенные письменные сведения о славянах. Этот период охватывает значительную
часть I тысячелетия н. э. В этот бурный историческими событиями период
передвижения одних народов, вытеснения и крушения других древних народов идет
процесс интенсивного формирования черт восточнославянской культуры,
складывается славянская территория.
Третий период
развития славянской культуры можно назвать феодальным. Он начинается с
образования Древнерусского государства с центром в Киеве.
Древние славяне.
Раньше,
чем стали известны археологические памятники древних славян, ученые знали о
них из различных письменных источников. Среди них особое место занимает первая
русская летопись «Повесть временных лет», основной задачей которой, по словам
самого летописца, было выяснить, «откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве
нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть». Автор летописи
подробно описывает расселение славянских племен и период, непосредственно
предшествующий образованию древнерусского государства.
Самые
древние письменные сведения о
расселении народов, в числе которых были, видимо, и славяне,
оставлены древнегреческим историком Геродотом. Ему было известно много
различных племен, живших к северу и востоку от территории расселения скифов, в
их числе он называет невров и меланхленов, живших по среднему Днепру, в низовьях
Десны и Сейма.
Более
определенно о славянах писали римские и византийские историки. К I в. н. э.
относятся сведения римского историка Тацита, который пишет о древних славянах,
называя их венедами, а более поздние византийские историки называли потомков венедов
антами и склавинами. Однако сведения эти являются крайне неопределенными и на
их основании трудно хотя бы приблизительно очертить границу венедов или антов.
В этих условиях особую значимость приобретает археологический материал.
Вопрос о
происхождении славян волновал многих исследователей, и в настоящее время он
еще очень далек от окончательного решения. На протяжении последних двух
столетий возникали и боролись за свое право различные, часто противоположные
точки зрения на происхождение славян. Однако, несмотря на различные мнения,
мысль в этом вопросе развивалась в основном в двух направлениях: одни считали,
что славяне произошли из одного центра, расселившись потом по обширной
территории Восточной, Южной и частично Центральной Европы; другие же полагали,
что древние славяне занимали обширную территорию, заселенную ныне
многочисленными славянскими народами. Причем, больше всего было споров вокруг
первой проблемы: откуда расселились славяне и где лежит та территория, на
которой произошли славяне.
Изучение древних
славян затруднено тем, что в первые века новой эры совершались существенные
перемещения племен, сопровождавшиеся жестокой борьбой их между собой и с
Римской империей, в ходе которой ассимилировались и исчезали с арены истории
целые этнические группировки, происходили коренные изменения в области быта и
культуры.
Культура славян
очень древняя, своими корнями она связана с далекими предками, племенами
индоевропейцев, заселявших Европейский материк и значительную часть
Юго-Западной и Южной Азии. Именно из этого огромного массива древних культур и
племен выделились славяне наряду с другими народами Европы. Нa основании
исторических, археологических и лингвистических сопоставлений, большинство
археологов считает, что древнейшая территория славянских племен охватывала
верховья Одера, верхнее и среднее течение Вислы, междуречье Днепра и Буга и
Южную Белоруссию. На северо-западе и западе их соседями были германские
племена, на северо-востоке — балтийские племена у верховий Днепра, на
юго-востоке - иранские племена скифо-сарматского мира, а на юге - фракийские и
кельтские племена. Формирование древних славян проходило в
постоянных контактах и взаимовлияниях с этими соседними племенами.
Наиболее сложным
вопросом остается выделения древнейшей славянской культуры. Дело в том, что на
исконно славянской территории в I тысячелетии до н. э. в раннем железном веке
сложилось несколько культур.
Одной из самых
ранних праславянских культур является лужицкая, расположенная по Висле и
Одеру. Памятники этой культуры простираются на север, к побережью Балтийского
моря, на юге они доходили до верховий Вислы и Дуная, на западе — до среднего
течения Эльбы, а на востоке — до Буга и верховий Припяти.
Самые первые
памятники лужицкой культуры относятся к эпохе бронзы, еще к концу II
тысячелетия до н. э. Однако большинство лужицких поселений относится к середине
I тысячелетия до н. э. Среди них наиболее хорошо исследован древний поселок,
расположенный на берегу Бискупинского озера около польского г. Познани.
Остатки деревянных строений благодаря влажности почвы великолепно сохранились.
Поселок был огорожен мощной оборонительной стеной, выстроенной из трех рядов
деревянных срубов, заполненных внутри глиной, землей и камнями. В поселке
открыты восемь мощеных бревнами параллельных улиц, вдоль которых располагались
длинные дома. Основу дома составлял каркас из вертикальных деревянных опор, а
стены были сложены из бревен, вставленных в пазы вертикальных опор. Дома
делились на отдельные большие помещения площадью 70—80 кв. м. Каждая секция
имела отдельный вход, который вел сначала в сени, а затем в большую комнату с
очагом, сложенным из камней, обмазанных глиной. Устройство домов в виде
огромных коллективных жилищ, разделенных на комнаты, свидетельствует о том, что
в них жили родовые общины, внутри которых уже было четкое деление на семьи, но
семьи еще не выделились из рода. Среди находок много керамики от различных
сосудов.
Лужицкие племена
занимались земледелием. В результате раскопок найдены остатки деревянной сохи,
роговые мотыги на деревянной ручке, железные серпы и простые каменные
зернотерки. На Бискупинском поселении обнаружены также обуглившиеся зерна ржи,
пшеницы, ячменя и гороха. Из волокнистых растений был известен лен.
В I тысячелетии
до н. э. у племен лужицкой культуры железо совсем вытесняет камень, а потом и
бронзу, из которой стали делать только украшения.
В хозяйстве
лужицкого населения значительное место занимало и домашнее скотоводство. На
поселениях много костей домашних животных, среди них особенно костей крупного
рогатого скота.
Широко известны
погребения лужицкой культуры. Умерших сжигали, а остатки сожжения заключали в
глиняные горшки, накрывали черепком и ставили в ямы. Рядом с урнами клали небольшое
количество вещей и ставили сосуды, видимо, с пищей. Такие могильники называют
«полями погребений», или «полями погребальных урн». Обряд погребения в урнах
позже получил широкое распространение у славян и неславянских племен Восточной
Европы в первой половине I тысячелетия н. э.
В это время на
территории восточной Европы были и другие славянские культуры. Однако нельзя
сказать, какая из этих культур была древнейшей славянской культурой.
Во II в. до н.
э. между верховьями Западного Буга и Среднего Днепра, т. е. в южной части
Белоруссии и в лесостепной Северной Украине, вплоть до Киева на юге и Брянска
на севере, появляется зарубинецкая культура. Считают, что центры формирования
этой культуры находились в западной части указанной территории. В течение
четырехсот лет зарубинецкие племена были единственным и многочисленным
населением лесостепного Поднепровья и Полесья, т. е. тех территорий, которые
рассматриваются как древнеславянские земли на востоке Европы. Эта культура
впитала в себя традиции целого ряда праславянских культур, сложилась на их основе
и на той территории, которую они занимали.
Поселения
зарубинецкой культуры располагались на крутых берегах рек, укреплялись тыном.
Люди жили в прямоугольных наземных домах-мазанках. С начала нашей эры
преобладающим типом жилищ стали прямоугольные полуземлянки площадью 10 — 15 м2,
с двускатной крышей, очагом или печью. Этот тип жилищ сохранился до
средневековья почти без изменений у большинства славянских племен. Рядом с
жилищем располагались ямы-погреба. Основу хозяйства составляло мотыжное
земледелие и домашнее скотоводство. Люди разводили коров, лошадей, овец и
свиней. Однако самое характерное для этой культуры — это так называемые поля
погребальных урн. Этот обряд был известен и у праславян, а на рубеже нашей эры
он становится господствующим. Под Киевом известны два
больших могильника. Раскапывая их, археологи встречали в основном пережженные
кости и глиняную посуду. Кроме того, встречаются железные ножи, бронзовые
фибулы (застежки), булавки и браслеты. Иногда попадаются железные
наконечники копий. Среди археологических материалов зарубинецкой культуры часто
находят римские и кельтские вещи,
свидетельствующие о связи древних славян с Причерноморьем и
Западной Европой.
Северными
соседями людей зарубинецкой культуры были балты. Восточные балты занимали
обширную территорию бассейна Верхнего Днепра и прилегающие земли. Лучше других
территорий изучена юго-восточная часть Верхнего Поднепровья, где известна
юхновская культура. Юхновские поселения расположены группами по три-четыре
поселения, укрепленные земляными валами. Очевидно, вокруг группы поселков
простирались общинные земли. Свое название культура получила по имени
Юхновского поселения. На юхновских поселениях перед нами встает картина жизни
древних земледельцев. В культурном слое юхновских поселений собраны черепки
глиняной посуды, многочисленные кости домашних животных, ручные зернотерки,
мотыги из кости и другие орудия труда. У живших на Десне юхновцев было открыто
интересное культовое место. При раскопках обнаружены остатки вертикально врытых
по кругу столбов. В центре круга, очевидно, стоял деревянный идол. Это место
полукругом огибало большое помещение с остатками большого глиняного сосуда для
принесения жертвы, с изображением медведя на его поверхности. От юхновцев почти
не отличалась культура других племен Северного Поднепровья, живших в бассейне
Западной Двины и на Верхней Оке. Здесь также расположены укрепленные городища
Юхновского типа. На поселениях обнаруживаются остатки жилых построек в виде
больших длинных домов, разделенных на одинаковые секции. Поселки такого типа
невелики, в них обитала патриархальная община в 30—50 человек, ведущая общее
хозяйство.
Во II—III вв. в
среде раннеславянских племен происходят значительные изменения. Они связаны, с
одной стороны, с расширением территории славянского мира и дальнейшим
проникновением их на территорию балтов и других народов. А, с другой стороны,
славяне были подвержены политическому и культурному влиянию с юга, со стороны
сарматов, готов и других племен, границы расселения которых постоянно менялись
из-за начавшегося великого переселения народов и вторжения варваров в пределы
Римской империи. Постоянные перемещения и ассимиляции привели к тому, что в
начале III в. некоторые племена славян были вытеснены в Верховья Днепра, на
Десну. На Нижнем и Среднем Поднепровье, на Южном Буге и Днестре, вплоть до
Черного моря распространилась новая культура — Черняховская, названная так по
могильнику у с. Черняхово, к югу от Киева. Основными археологическими
памятниками этой культуры являются большие поселения открытого типа наподобие
современных сел и могильники.
У
черняховцев наблюдается значительный прогресс по пути накопления имущественного
неравенства и классообразования. Наличие монет свидетельствует о широких как
внутренних, так и внешних торговых связях, широком развитии ремесла. Среди украшений
встречаются римские фибулы, дорогие изделия из стекла и сделанные по форме
стеклянных сосудов глиняные сосуды. В значительной своей массе посуда сделана
на гончарном круге.
У черняховцев
был высокий для того времени уровень экономической и социальной жизни. Это
подтверждается наличием развитого ремесла, широких и устойчивых торговых
связей, развитого пашенного земледелия, изготовленной на гончарном круге
посуды, римских вещей.
Черняховская культура
прекратила свое существование в конце IV в. н. э. Ее исчезновение, очевидно,
связано с событиями «великого переселения народов». В 375 г. орды гуннов
перешли Дон и в короткий срок разграбили и сожгли почти все черняховские поселения
по Днепру, Южному Бугу. Со страшными событиями гуннского разорения связана еще
одна волна передвижения значительной части населения на север, в верховья
Днепра.
Славянские
племена продолжали расширять свою территорию к северу - в верховья Днепра, в
бассейн Западной Двины, к озерам Ильмень и Чудскому, осваивалась смежная с
Поднепровьем территория и часть Волго-Окского бассейна. Однако на вновь
осваиваемых славянами землях в ряде мест продолжало сохраняться старое
балтийское, а также финно-угорское население.
Балты значительно
отличались от славян своей культурой. В Приднепровье они сооружали наземные
деревянные дома столбовой конструкции, возникли иные формы глиняной посуды,
делали ямы-погреба, женский костюм изобиловал многочисленными и
разнообразными украшениями. Около своих поселений
балты устраивали специфические убежища — маленькие крепости, расположенные на
возвышенных местах и обнесенные рвами и земляным валом с оградой. В Верхнем
Поднепровье, на землях балтов, куда распространились славяне, известны и такие
археологические памятники, которые сочетают в себе как славянские,
так и балтские элементы. В культуре балтов
распространяются славянские элементы: посуда, железные предметы. К концу
I тысячелетия н. э. культура балтов приобрела славянский облик, очевидно,
балты утратили к этому времени и свой язык.
В середине
и второй половине I тысячелетия н. э. наблюдается расширение славянами
территории обитания на юг, в Среднее Поднепровье и в междуречье Днепра и Дона,
однако сюда двигались уже не «чистые» славяне, а население, включившее в свой
состав ассимилированные восточно-балтские группировки.
Племена
освоили новую территорию в VIII—X вв. Их
поселения были расположены на высоких местах, укреплены валом и рвом. Люди жили
в полуземлянках с бревенчатыми стенами. Внутри жилищ были устроены глинобитные
печи. Рядом с жилым помещением устраивались ямы для хранения зерна. По остаткам
зерен на дне ям установлено, что жители поселков сеяли пшеницу, рожь, ячмень и
просо. Земледелие жителей поселков было плужным; на поселениях найдены плужные
ножи и лемехи. Хлеб убирали железными серпами, а зерно размалывали ручными
жерновами. По остаткам костей установлено, что население разводило коров,
лошадей и свиней. В культурных слоях поселений найдены привозные вещи и
среднеазиатские монеты, свидетельствующие о развитии далеких экономических
связей.
Несколько
отличались по своей планировке городища, расположенные в верховьях Дона. У
села Боршево, например, древнее славянское поселение состояло более чем из 200
небольших прямоугольных жилищ, в которых жили отдельные семьи. Стены их были
выложены из деревянных плах, в углу стояла каменная печь. Хозяйственный
комплекс включал в себя жилой дом, хлебные ямы, погреба и ремесленную
мастерскую.
В лесостепной полосе
найден ряд славянских кладов, которые являются не только свидетельством
высокого уровня самобытной культуры восточных славян, но и показателями бурно
развивавшегося имущественного неравенства. Один из кладов был найден у с.
Мартыновки на р. Роси. Он состоял из вещей, относящихся к VI в. Среди них были
серебряные фигурки лошадей с золотыми гривами и копытами и серебряные
изображения бородатых мужчин в типичных славянских рубашках с вышивкой. Здесь
же находились два серебряных сосуда с клеймами VI в. К VII в. относится Другой
богатейший из кладов найден у села - Б. Перещепино на близ города Полтава
(Украина). Клад состоял из византийской Дорогой посуды и содержал до 25 кг
золота и около 50 кг серебра. Очевидно, он был собственностью какого-то вождя.
Клад состоит из византийских и иранских вещей, добытых, вероятно, во время
Походов на Византию. На большом серебряном блюде помещена латинская надпись,
свидетельствующая о том, что дорогое блюдо принадлежало епископу г. Констанцы.
Ряд славянских кладов относится к VIII в. Клады зарывали, так боялись военной
опасности.
В 5 – 6 вв. н.
э. в результате расселения древних славян по территории балтов и разложения
первобытнообщинных отношений складываются новые образования -
территориально-политические союзы, знаменующие собой конец первобытной истории
и начало сложения феодальных, классовых отношений. Восточнославянские
объединения упоминаются как вполне конкретные образования в древнерусской
летописи — «Повести временных лет». Эти новые объединения стали называться по
названию возглавлявшего их племени. Внутри этих союзов складывается свой
диалект языка, своя культура, особенности хозяйства и представление о
территории. В верховьях Днепра в это время создается многочисленное объединение
славянских племен — кривичей. Установлено, что кривичи пришли в верхнее Приднепровье,
поглотив живших там балтов. С кривичами связан обряд захоронения в длинных
курганах. Их необычная для курганов длина образовалась потому, что к
погребенным останкам одного человека подсыпали насыпь над урной другого. Таким
образом, курган постепенно рос в длину. Вещей в длинных курганах немного,
встречаются железные ножи, шилья, глиняные пряслица, железные пряжки от пояса и
сосуды.
В это время
четко сформировались и другие славянские племена, или племенные союзы. Довольно
определенно в ряде случаев прослеживается территория этих племенных объединений
благодаря особой конструкции курганов, существовавшей у некоторых славянских
народов. На Оке, в верховьях Дона, по Угре жили древние вятичи. В их землях
распространяются курганы особого типа: высокие, с остатками деревянных оградок
внутри. В этих оградках помещались остатки трупосожжения. В верховьях Немана и
по Березине в болотистом Полесье жили дреговичи; по Сожу и Десне — радимичи. В
низовьях Десны, по Сейму расселились, занимая довольно большую территорию,
северяне. К юго-западу от них, по Южному Бугу, обитали тиверцы и уличи. На
самом севере славянской территории, по Ладоге и Волхову, жили словены. Многие
из этих племенных союзов, особенно северные, продолжали оставаться и после образования
Киевской Руси, так как процесс разложения первобытных отношений у них протекал
медленнее.
Различия
между восточнославянскими племенами прослеживаются
не только в конструкции курганов. Еще в конце прошлого века археологом А. А.
Спицыным было замечено, что височные кольца — специфические, часто
встречающиеся у славян женские украшения, вплетавшиеся в волосы, различны на
разных территориях расселения славянских племен. Конструкции курганов и распространение
височных колец определенных видов позволили археологам довольно точно
проследить территорию распространения того или иного славянского племени.
Отмеченные
особенности (погребальные сооружения, височные кольца) между племенными
объединениями Восточной Европы возникли у славян, по-видимому, не без влияния
балтийских племен. Восточные балты во второй половине I тысячелетия н. э. как
бы «вросли» в восточнославянское население и были реальной культурно-этнической
силой, оказавшей влияние на славян. Развитие этих территориально-политических
союзов шло постепенно по пути превращения их в государства.
Цит. по:
Мартынов А.И. Археология СССР. М., 1973. С. 238 – 258.
в) Расселение восточных славян в
6 – 9 веках. Общественный строй и занятия
Вопрос о
происхождении восточных славян в историографии возник давно. Но отсутствие
прямых письменных источников чрезвычайно затрудняет решение этой проблемы.
Наиболее важным из дошедших до нас летописным сводом является «Повесть
временных лет», автором которой считается монах Киево-Печерской лавры Нестор
(конец 1113 года). Но и эта летопись не дает точных данных о происхождении
славянства. Поэтому большое значение для решения данной проблемы имеют археологические
данные и лингвистика, а также этнографический материал. Анализ фольклора,
народного изобразительного искусства показал, что эволюция первобытного
сознания происходила не путем смены старого новым, а путем наслаивания нового
на сохранившуюся старую форму, сберегая пережитки всех предшествующих веков.
Лингвистика
XVIII – XIX веков условно подразделила все народы, населяющие Землю, на 13
больших групп или семей – это индоевропейская, финно-угорская,
тибето-китайская, тюрко-монгольская, семитическая и т.д. В каждую входят
родственные по происхождению языки. В индоевропейскую включены славянский,
германский, летолитовский, индоиранский, греческий, армянский и т.д. В далекой
древности они были очень близки. Наиболее древними среди известных в XIX веке
считались мертвые древнеиранские языки – санскрит и язык древних гимнов Авесты.
Родину индоевропейцев стали первоначально искать в пределах Иранского
плоскогорья. Заселение Европы, по их представлению, шло волнами, вследствие
чего раскалывалась индоевропейская общность. Сначала – на несколько частей, которые
дали основу деления на индоевропейские языки, а они, в свою очередь, также
продолжали делиться и приобретать отличия. У славян шел тот
же процесс расчленения племени-носителя единого языка. В России эту
теорию поддерживал видный историк Шахматов. Он полагал, что славяне после
распада индоевропейской общности входили в славяно-литовскую семью, жили на
Немане и Даугаве, после обособились от литовцев и перешли в бассейн Вислы. Там
они пережили общеславянский период своей истории. Затем произошло их
расселение на запад, юг и восток. Родиной восточных славян он считал область
Прикарпатья и территорию в пределах Русской равнины. Не ранее I тысячелетия,
двигаясь на восток и северо-восток, они заняли Поднестровье и вытеснили
автохтонные (местные) племена, захватив северные области. К VIII – IX векам
они достигли верховьев Днепра, Волхова и древнего Поволжья.
Теория
переселения славян была пересмотрена советскими историками: восточные славяне
– местные жители Восточной Европы. По их мнению, процесс образования
народов есть следствие укрупнения этноса, а не дробления. Расчленение
индоевропейцев действительно характерно для первобытно-общинного строя, а с
переходом к классовому обществу начинается процесс укрупнения на базе языка
народности, формируется язык нации.
Советские
историки сначала определяли родину индоевропейцев в Азии, так как считали их
скотоводами, которые кочевали к востоку от Азовского моря и занесли
индоевропейские языки в Азию. В дальнейшем данная точка зрения изменилась; в
связи с археологическими открытиями основным занятием стали считать
земледелие. Самые ранние земледельческие хозяйства возникли на Балканах, в
Малой Азии, поэтому и родину индоевропейцев стали искать там.
Ясно одно –
родина индоевропейцев – юго-восток Азии. Считается, что они обитали в Европе в
конце каменного века, были скотоводами и земледельцами, к концу I тысячелетия
до н.э. расселились с юга по всей Европе. Их соседями на западе были носители
протобаского языка на Пиренеях и финно-угорского – на северо-востоке Европы. В
I тысячелетии до н.э. из индоевропейских племен выделилась группа
протославянских племен, они заняли территорию Чехии, Польши и вплоть до Днепра.
Для них характерны общности: 1) территории; 2) языка; 3) культуры; 4)
полей погребений.
Славяне
разделились на три группы: западные (венеды), южные (славены на Дунае) и
восточные (анты). Они были известны древнегречесческому ученому Геродоту. Он
писал: «На севере живут энеты, ...поступает янтарь».
Плиний говорит о
венедах, живущих от Дуная на север. Соседями венедов на севере были
финно-угры, на юге – сарматы (I – II вв.). Двигаясь на восток, славяне
ассимилировали со скифами и сарматами. Источники тех лет называли их великим
народом.
К VI – VII векам
славяне заселили территорию от Эльбы (Лабы) и Рейну к Ладожскому озеру, Неве,
Нарве до Волги. В «Повести временных лет» Нестор указывает территории
расселения восточных славян. По летописи первые славянские поселения на нашей
земле – это поселения полян и древлян.
Поляне
занимались земледелием и отличались большой культурой в быту по сравнению с
древлянами. Нестору также было хорошо известно расселение еще тридцати крупных
племенных образований, на основе которых сложилось государство Русь. Он
считает, что государство получило такое название потому, что в его время полян
называли русью. Соседями полян на востоке были северяне, жившие по реке Десне,
Сейму, Суле и Северному Донцу. В низовьях Днепра, южнее полян, жили уличи; на
западе были земли волынян, бужан и дулебов. На Днестре (Тирасе) и на Дунае –
тиверцы; белые хорваты – в Закарпатье; по левому берегу Припяти находились
земли дреговичей; а на востоке от них, по реке Со – радимичи; на реке Оке и
Москве-реке – вятичи; в верховьях Волги, Днепра и Двины – кривичи; вокруг
озера Ильмень – полочане и словене. Некоторые из них представляли собой
племенные союзы и территориальные объединения (полочане, бужане).
Племенной союз –
это федерация племен. Племя – совокупность родственных родов, занимавших
территорию примерно 60 км. Для решения основных вопросов общественной жизни
собиралось вече; выбирался военный вождь (князь) только на время военных
походов; существовала дружина из молодежи и ополчение.
Племя имело свой
центр (град), в котором собиралось вече, вершился суд и был торг. В граде
имелось общеплеменное святилище.
Процесс распада
первобытно-общинных отношений в племенных союзах начался у восточных славян
давно, но шел неравномерно. Экономически более развитыми были племенные
объединения среднего Днепра и Поднестровья, которые находились на пороге
создания государства. Появление и развитие новых орудий труда способствовало
распаду патриархальной кровно-родственной общины и дроблению ее на соседские и
территориальные. Родичей помнили и чтили, но в области прав хозяйственная
связь между ними распадается. В соседской общине прогрессирует процесс
социального и имущественного расслоения и дифференциации, вызванной появлением
излишков жизненно важных продуктов, являвшихся результатом более производительных
орудий труда (металлических) и наличием в семье рабочих рук, трудовых и
практических навыков в земледелии и скотоводстве.
В VI – IX веках
в хозяйственной жизни восточных славян переплелись производящие
и непроизводящие вид
Источник: http://elib.ispu.ru/library/history/02tema2/hresomatia2.htm |