Выбирая, не ошибись
Данилевский И.
Людям свойственно искать свои корни и своих предков.
Мы пытаемся найти и те государства, правопреемниками которых мы
являемся. Наверное, это нормально, но я бы по такому пути не шел.
Потому что никто мне не докажет, что, скажем, современная Россия или
современная Украина — правопреемники Киевской Руси. Да, у нас общие
истоки. Но потом пути истории наших народов и государств расходятся.
Точно так же, как современная Россия — не правопреемница, скажем,
Московского царства. Московское царство формировало ту систему
государственности, которую мы в значительной степени восприняли, но это
не то же самое государство. Государство — это все-таки вполне
определенный институт с вполне определенными границами и вполне
определенными связями — культурными, экономическими, политическими. И
государственность развивается.
В развитии и формировании нашей современной государственности
приняли участие многие другие государственные образования. Это и
Великая Монгольская империя, и Великое княжество Литовское, в состав
которого периодически входили территории, которые сейчас входят в
состав России, скажем, Смоленск и Смоленская земля. Смоленская земля
несколько раз переходила с одной стороны на другую. И, значит, ее
периодически выбрасывать из истории России? Или рассматривать Великое
княжество Литовское как часть нашей общей истории, которую мы
переживали вместе? И тогда где кончается наша общая история?
Корни этой ситуации закладываются давным-давно. Еще во II
тысячелетии до новой эры, когда от огромных миграционных потоков
носителей европейских диалектов откололась значительная часть, осевшая
на постоянное место проживания в Восточной Европе, это — носители
балто-славянских диалектов. Они были чрезвычайно близки по языку и
очень близки по материальной культуре. Просуществовала эта
балто-славянская общность порядка полутора тысяч лет. Это прежде всего
предки современных литовцев и латышей, если говорить о балтских
народах. И предки современных славянских народов — всех, в том числе и
восточных славян, то есть предков современных украинцев, белорусов и
русских. Эта близость прослеживается по сей день, потому что из
неславянских языков самым близким, скажем, к русскому, является
литовский язык. Это действительно так, и понятно почему: постоянные
контакты, постоянное общение, постоянное взаимодействие в ходе истории.
Такая общность происхождения — это одно. И совсем другое, когда речь идет об участии в формировании государств.
Если мы говорим о Великом княжестве Литовском, его истоки уходят как
раз в XIII век, когда в 30-х годах сформировалось объединение, которое
возглавил Миндовг, или, как его называют литовцы, Миндаугас, князь,
объединивший целый ряд территорий. Это прежде всего Аугштайте
(Восточная Литва) и Черная Русь (Новогрудская земля). К началу 50-х
годов XIII века к этому объединению примкнул еще целый ряд городов,
которые сейчас находятся на территории современной Белоруссии, это —
Гродно. Волковыск, Слонин, Пинск, а также и Полоцкое, и Витебское
княжества.
Ольгерд Гедиминович Кейстут Гедиминович Витоват Гедиминович
В массовом сознании существует привычка отождествлять современную
Литву с Великим княжеством Литовским. Но Великое княжество Ли товское в
период своего расцвета было огромным. Оно охватывало территорию не
только современной Литвы, но Белоруссии, Украины целиком и части
русских земель. Великое княжество Литовское начиналось всего в ста
верстах от Москвы, за Можайском сразу. Так что корчма на литовской
границе — это совсем недалеко, когда Пушкин придумал, что это около
Захарова и Хлюпино...
Мало того, девять десятых населения Великого княжества Литовского —
это население славяноговорящее, то есть носители славянских языков. И
плюс к тому это в основном православное население. Хотя, конечно, были
и язычники, потому что для балтских племен, вошедших в состав Великого
княжества Литовского, конфессиональный вопрос не был принципиальным.
Это видно хотя бы по тому, что Мендовг, который всех объединяет,
сначала принимает католичество с определенной политической целью —
добиться признания и поддержки Папы Римского, и получает от него
официальный титул короля. Это было необходимо в связи с противостоянием
Ордену на западе, где он представлял очень серьезную опасность.
Вообще эта территория очень напряженная, потому что, с одной
стороны, было стремление реализовать несостоявшиеся амбиции, скажем, в
Палестине — создать самостоятельное государство Независимого Ордена,
независимого даже от Папы Римского. С другой стороны — это противоречие
между Тевтонским орденом и орденом Меченосцев, которые пытаются здесь
установить свою власть.
В общей политической игре отчетливо заметно и противоречие, которое
существует между русскими княжествами и землями. Новгород и Псков у нас
всегда рассматриваются как братья-близнецы, на самом деле между ними —
очень серьезные противоречия. Псков всегда стремился отделиться от
Новгорода, выйти из-под его владычества и периодически для этого
вступал в союз с Орденом, выступая против Новгорода и против балтов.
Скажем, если у северо-русских земель установились довольно
благоприятные отношения с ливами и латгалами, то с земгалами и пруссами
отношения были очень сложные.
И конечно, еще один очень важный момент — это противостояние Орде.
Собственно говоря, образование Великого княжества Литовского — это
ответ на нажим с запада, с одной стороны — со стороны Ордена, а с
другой — ответ на нажим со стороны Орды. И именно антиордынская идея,
начиная с великого князя Гедимина (это уже 1315 - 1341 годы),
становится основной связующей идеей и декларируется вполне четко.
Многие русские земли входят в состав Великого княжества Литовского
вполне добровольно, потому что это позволяет им освободиться от
ордынского владычества. Например, смоленский князь, опираясь на помощь
Великого княжества, прекращает выплачивать ордынский выход, ордынскую
дань. И с этим вынуждены смириться ордынские ханы, потому что у них нет
сил этому противостоять. Впоследствии великому князю литовскому
подчиняется также Минское княжество. В состав Великого княжества
Литовского входит Киев — это колоссально важный шаг для нашей истории.
Дело в том, что, как было сказано, конфессиональный вопрос никогда
не был принципиальным для великих литовских князей. Миндовг принял
католичество, но с такой же легкостью он отрекся от него, что позволило
ему добиться в свое время очень важной победы — Жемайтия, которая была
языческой, вошла в состав Великого княжества. А Войшелка, сын
Миндовга, принимает православие. И это позволяет ему находить гораздо
легче общий язык с теми землями, которые когда-то входили в состав
Древней Руси, — это, прежде всего, русские юго-западные земли. Очень
важный момент в истории этих земель. Но при этом сохраняется полная
конфессиональная терпимость и к католикам, и к язычникам, и к
православным. Терпимость эта, скорее всего, вызвана очень сильной
прагматичной политикой. Поэтому до определенного момента
конфессиональных конфликтов не возникает.
Мало того, это объединение оказывается очень мощным, несмотря на то,
что в него входят разные этносы, представители разных конфессий,
носители разных языков. Когда после смерти Гедимина это государство
было разделено — а Геди-мин завещал его семи своим сыновьям, — казалось
бы, наступил конец. Но ничего подобного, очень скоро Ольгерд объединяет
под своей властью все земли, государство продолжает существовать.
Можно предположить, что такую жизненную силу государству давала идея
антиордынской борьбы. В 1358 году Ольгерд и его фактический соравитель
Кейстуд выступили за объединение всех балтских и восточнославянских
земель под властью Великого княжества Литовского и Русского.
Официально оно называлось Великое княжество Литовское, Русское и
Жемайтское. Они называли себя и очень коротко — Русь, считая, что
именно они правопреемники Киевской Руси, в отличие от Московии. Это
тоже любопытнейший момент, потому что даже иногда в солидных
исторических комментариях пишут, что когда в белорусско-литовском
летописании упоминается, что «Москва ходила войной на Русь», — это
ошибка летописца. Он хотел написать, что Русь ходила войной на Литву.
На самом деле они, что хотели, то и написали, так себя чувствуя и
воспринимая. Литва — было названием со стороны. Себя они чаще называют
Русью.
Дальше Великое княжество Литовское начинает продвигаться очень
активно на восток, что, конечно, приводит к конфликту с Московским
княжеством. К этому времени власть Орды значительно ослабела. Мы
даже как-то не задумываемся над тем, что одно дело — противостояние
Орде в XIII веке, когда существует Великая Монгольская империя,
выступающая против народов Восточной и Центральной Европы. Другое дело,
когда после всех перемен на каракорум-ском престоле после 1252 года
западный улус, улус Чжучи, становится автономным. И Руси противостоит
уже не вся Монгольская империя, а улус Чжучи. Это — разные военные
силы, хотя образование все равно мощное.
Литва пытается освободиться от ордынского влияния. Поэтому многие
земли входят добровольно в состав Великого княжества Литовского,
понимая: оказавшись под крылом великого князя литовского, они в
значительной степени освобождаются от власти ордынского хана. Некоторые
земли подчиняются по принуждению.
А теперь спросим себя: была ли альтернатива у тех, кто вступал добро
вольно под эгиду великого князя литовского? Какой был выбор? Или только
— зависеть от Орды? И почему мы сами к северо-востоку не примкнули?
Судя по всему, сыграла роль традиция государственности.
Самостоятельные государства, образовываясь на территории бывшей
Киевской Руси, создавали разные типы государственности. Юг и юго-запад
— Га-лицко-Волынское княжество, Киевское княжество и масса других
княжеств, это, условно говоря, раннефеодальные монархии, где власть
князя контролируется, с одной стороны, дружиной, боярством, с другой —
городскими собраниями. Кстати сказать, это было близко и той
государственной структуре, которая формируется в Великом княжестве
Литовском.
С другой стороны, это аристократические республики с очень сильным
религиозным влиянием — это Новгородская республика, потом Псковская
республика.
И наконец, это деспотическая монархия северо-востока, начиная от
Андрея Боголюбского, где безусловная, беспрекословная власть
принадлежит великому князю или просто князю. Эта модель управления
абсолютно точно накладывалась на модель управления Великой Монгольской
империи. И то, что воспринималось на северо-востоке как норма отношений
между властью и обществом, не воспринималось так в западных и
юго-западных землях.
Целый ряд княжеств занимали пограничную позицию, переходя с одной
стороны на другую, понимая, что самостоятельно противостоять Орде они
не могут. Известно, что на Куликовом поле сражались литовские
отряды, которые пришли помогать Дмитрию Ивановичу. Это были
Ольгердовичи, сыновья Ольгерда. И был человек, который сыграл
колоссальную роль, — это Боброк Волынский, а Волынь была в составе
Великого княжества Литовского. Мало того, после этого Дмитрию Ивановичу
Литва предлагает со юз против Орды, от которого Дмитрий Донской
отказался.
И тогда Литва занимает совершенно другую позицию. Она начинает
устанавливать контакты с Ордой, и, в частности, великий князь Витовт
решает посадить на ордынский престол Тохтамыша, с тем чтобы через
Тохта-мыша оказывать влияние на Москву. И Витовту в значительной
степени это удалось. Мало того, мы знаем, что и великий князь
московский Василий Васильевич был внуком Витовта. И Софья Витовтовна
долгое время управляет Москвой. И управляет, ясное дело, не сама, а с
подачи своего батюшки.
Когда можно говорить, что Литва оставляет свои претензии на объединение русских земель?
Князья Михаил Александрович и
и Ольгерд у стен Москвы
На самом деле она их не оставляет, а теряет. После того как Москва
была сожжена в 1382 году Тохтамышем, Ягайло резко меняет политику. Он
начинает активные переговоры с Польшей и через три года заключает союз
с Польшей и брак с польской королевой Ядвигой, он становится королем
польским, а великим князем литовским и его вассалом становится Витовт.
Они принимают католичество в качестве государственной религии. Именно с
этого момента проходит жесткий водораздел — Великое княжество Литовское
полностью теряет возможность объединить русские земли, которые, как
известно, были православные. С этого времени все конфликты, которые
происходят между Вильно и Москвой, приобретают ярко выраженный
конфессиональный характер.
Скорее всего, решающую роль в том, что Ягайло обратил свои взоры на
запад, сыграл отказ Москвы идти против Орды вместе с Литвой. Отказ,
несмотря на многие факторы, говорившие в пользу такого союза. Именно с
этого времени наши пути расходятся радикально. И причина не в
католицизме, ставшем государственной религией, как считается в
официальной историографии. Отказали раньше. Этот-то отказ и определил
дальнейшие судьбы наших народов. ссылка - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/dan_vubor.php
Источник: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/dan_vubor.php |