Информационный сайт ru-mo
ru-mo
Меню сайта

  • Категории каталога
    Расселение и войны славян [59]
    Славянские языки и письмо [35]
    Творчество славянских народов [34]
    Славные славяне [8]
    Источники о славянах и русах [24]
    Образование славянских государств [51]
    Историческая реконструкция [20]
    Любор Нидерле [21]
    Верования, обряды, обычаи [38]
    Славянская прародина [21]
    Предшественники славян [29]
    Материалы по личности Рюрика [12]
    Древние русы, руги, росы и другие [9]
    Венеты, Венеды, Венды. [13]
    Ободриты [8]

    Форма входа

    Поиск

    Друзья сайта


    Приветствую Вас, Гость · RSS 24.04.2024, 07:13

    Главная » Статьи » История славянской культуры » Расселение и войны славян

    "Полабские и прибалтийские славяне"

    "Полабские и прибалтийские славяне"

    Общий очерк из книги "История южных и западных славян"


    Расселение. Природные условия
          Обширные земли по течению Лабы (Эльбы), на восток от нее к Одеру и Висле, вдоль побережья Балтийского моря были в средние века населены полабскими и поморскими славянами. Эта группа западных славян делилась на 4 племенных союза. На границе с Чехией располагалась сербо-лужицкая группа (сербы, лужичане, мильчане, гломачи, дечане); в низовьях Лабы, по ее правому берегу и по Балтийскому морю — ободриты, или бодричи, в племенной союз которых входили также вагры, полабы, древане н др.; к востоку от ободритов — лютичи или вильцы. В основе их племенного союза были племена ротарей, доленчан, чрезпенян, хижан. Четвертая группа — поморяне — жила между Одером и Вислой.
          Территория расселения полабских и прибалтийских славян — обширная равнина со множеством лесов, рек, озер, морских заливов. Этот край изобиловал естественными богатствами и славился плодородием, хотя местами был заболочен. Немецкий хронист Геборд писал: «Изобилие рыбы в море, реках, озерах и прудах настолько велико, что кажется прямо невероятным. На один денарий можно купить целый воз свежих сельдей. В избытке у них коровье масло, овечье молоко, баранье и козье сало, мед, пшеница, конопля, всякого рода овощи и фруктовые деревья».

    Хозяйство

          Основным занятием полабских и прибалтийских славян было земледелие. Они сеяли рожь, пшеницу, овес, разводили лен и коноплю, занимались садоводством и огородничеством. Существовала двух - и трехпольная система земледелия. Использовались соха и плуг. Было развито и скотоводство, разводились крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, лошади. Важное место занимал рыбный промысел. Для лова рыбы использовались легкие, подвижные суда.
          О высоком развитии ремесла свидетельствуют орудия труда. Кроме плуга и сохи встречаются борона и серп. Славяне ткали полотно и сукна, занимались выделкой кож, гончарным ремеслом. Существовало до 20 видов ремесел по изготовлению оружия и военного снаряжения: топоров, мечей, кольчуг, шлемов и т. п. Было развито производство изделий из кости и рога. В некоторых местах разрабатывались залежи соли. Высокого уровня достигло плотничье и строительное ремесло, о чем свидетельствуют храмы и общественные здания из дерева и песчаника. Хронист Титмар Мерзебургский пишет: «Есть в земле ротарей некий город по имени Радигощ... В городе есть храм, искусно построенный нз дерева, в котором опорные столбы заменены рогами разных зверей. Стены... извне украшены чудесной резьбой, изображающей различных богов и богинь... а внутри стоят идолы богов ручной работы, страшные на вид, в полном вооружении, в шлемах и латах; на каждом вырезано его имя».
          Большое значение в жизни полабских и прибалтийских славян имела торговля. Она сосредоточивалась в Волине, Колобжеге, Щецине и других местах. В Х — XI вв. особенно велика была роль Волина. Адам Бременский рассказывает, что в этом городе, «богатом товарами всех северных народов, есть все, что ни спросишь дорогого и редкого ... сюда стекаются купцы всех народов — и греки, и варвары». В ХII в. торговая гегемония переходит к Щецину. Местные жители продавали полотно, мед, рыбу, янтарь. Значительное место занимала торговля рабами— военнопленными.
          Несмотря на развитую торговлю, у прибалтийских и полабских славян до ХII в. не было своих металлических денег. Они пользовались разнообразной иностранной монетой, в том числе арабской.
          Города к началу ХII в. стали центрами ремесла и торговли. Для них характерны обширные посады, мощные укрепления и многочисленное население, которое специализировалось в отдельных отраслях ремесла и различных промыслах.

    Общественный строй

          Особенностью общественного строя полабских и прибалтийских славян было отсутствие у них на протяжении всей их истории прочного государственного объединения. Несколько деревень обычно составляли общину. Частной собственности на землю не было, пастбища и угодья находились в общем пользовании, пахотная земля регулярно подвергалась переделам между оядельнымысемьями. Жилища, предметы обихода, оружие, суда находились в частной собственности.
          Главными производителями материальных благ были смарды - свободные люди, решавшие общественные дела на народных собраниях. Они же несли военную службу, строили дороги и крепости. С XI в. начался процесс массового разорения и закрепощения смардов, особенно у бодричей и поморян. Племенные вожди и старейшины начинают формироваться в группу, резко выделяющуюся из остальной массы населения. Экспроприируя землю у рода и племени, они передавали ее по наследству, превращая в собственность семьи. Они же владели рабами, драгоценностями и прочим имуществом, добытым в войнах. Эта знать сидела в своих округах и опиралась на множество близких и дальних родственников. В ее распоряжении находились постоянные военные дружины. Одного из представителей поморской знати хронист Эббон описывает так: «Некто Домослав, первенствовавший между жителями Щецина ... множеством богатства, а равно и знатностью рода, пользовался у всех такой честью и уважением, что сам князь поморский Вратислав без его согласия и совета ничего не делал, и от его слова зависели как общественные, так и частные дела, ибо Щецин был полон его родственниками, рабами и друзьями. А также в других окрестных местах у него было такое множество родни, что не легко бы стало кому либо ему противитьсяк
          С возвышением знати в ХI — XII вв. часть общннников попадает в зависимость от нее. Таким образом, наряду со свободными смардамч появляются полусвободиые. Имелись также рабы, военнопленные, захваченные во время походов. Так у славян Полабья и Поморья в XI— XII вв. начали развиваться раннефеодальные отношения.
          Политические порядки у различных племен не были одинаковыми. Например, у лютичей народное собрание сохранило свою решающую роль до конца их существования. Правда, им руководили старейшины, которые его созывали и распускали. Но они не могли без него обойтись, так как вече было одновременно и ополчением — главной военной силой. Влиятельной центральной власти не было. В Поморье существовал князь. Впрочем, власть его была слабой, во всех важных вопросах он зависел от знати. В целом Поморье представляло собой союз аристократических республик, в каждой из которых торговая аристократия господствовала над земельной. Только у бодричей княжеская власть достигла сравнительно высокого авторитета. В XI в. князь Ратибор положил конец известной самостоятельности областей, устранил и истребил часть старейшин и укрепил центральную власть, чему в немалой мере способствовала военная опасность со стороны саксов. В результате у бодричей к XI в. оформилось раннефеодальное государство с довольно сильной центральной властью.

    Религия

          У всех славян Полабья и Поморья большую роль в общественной жизни играли жрецы. Они владели огромными богатствами, складывавшимися из приношений верующих, из части захваченной в походах добычи, а также доходов, полученных от принадлежавших храмам имений. У некоторых племен складывалась иерархия жрецов, которые становились непременными участниками всех совещаний знати, играли важную роль в народном собрании. Жрецы занимались гаданиями и прорицаниями (без гаданий не предпринимались никакие важные дела), совершали обряды, назначали религиозные праздники и руководили их проведением.
          Языческая религия у полабских и прибалтийских славян, в отличие от других славянских племен, достигла очень высокого развития. Основой ее была вера в главного небесного бога — владыку мира, а также других богов — его детей и внучат; старший из детей звался Святовит. Богам посвящались храмы и рощи. Существовал Святовит с тремя головами — Триглав, а также бог ада — Чернобог. Почиталась богиня жизни Жива, бог плодородия Радигост и покровитель воинов Яровит. Радигосту поклонялись в Радигоще — городе ротарей. Яровиту был посвящен храм в Велегоще. Все эти божества были общими для большинства племен. Кроме них существовали и другие идолы, которым поклонялись только отдельные племена или даже роды и семьи.
          Религия играла огромную роль в жизни прибалтийских славян, влияние жрецов было колоссальным. В период борьбы за независимость религия стала знаменем свободы, избавления от чужеземного ига.

    Борьба против немецкой агрессии

          Вся история прибалтийских и полабских славян насыщена войнами. Вначале это межплеменные столкновения, а также походы против датчан. Отражая их набеги, славяне и сами нападали на датские земли. В VIII в. со славянами воевал Карл Великий. Постоянная борьба шля с соседними племенами саксов. После распада империи Карла Великого и выделения из нее восточнофранкских областей основным врагом полабских и прибалтийских славян стали немцы.
          Богатые славянские земли давно привлекали немецких феодалов. С Х в. началась их агрессия, составившая первый этап так называемого "натиска на восток". Король Генрих Птицелов в 928 г. захватил территорию сербского племени гломачей и обложил данью лютичей. Славяне восстали и свергли немецкое иго.
          При преемнике Генриха Оттоне I (936 г.) агрессия возобновилась. Для планомерного покорения славянских областей он организовал на востоке две марки, поставил во главе их маркграфов и поручил им завоевание страны. По преданию один из них, Герон, однажды пригласил к себе 30 славянских князей и во время пира приказал всех перебить. Славяне ответили на это всеобщим восстанием. Поднялись лютичи и ободриты, истребившие посланное против них войско. Восстание было подавлено и, как выразился хронист Видукинд, «все варварские племена до самой Одры подчинились королю как его данники».
          Оттон I стремился укрепить свое господство за Лабой путем христианизации местного населения, создал - здесь несколько епископств. Но процесс германизации и крещения славян шел неравномерно. В Х в. различные племена Полабья и Поморья находились в разной степени зависимости от немцев. Если сербы-лужичане были полностью подчинены, то у бодричей оставались еще свои князья, хотя и зависевшие от саксонского герцога. Зависимость лютичей состояла в уплате дани, а поморяне сохраняли полную самостоятельность. Воспользовавшись ослаблением Германской империи к концу Х в., славяне стали освобождаться от ее господства. В 983 г. восстали лютичи, сбросив власть саксонских князей. В 1002 г. подняли восстание ободриты.
          К этому времени у ободритов начала укрепляться княжеская власть. Начало большому государственному объединению было положено при князе Готшалке. Созданные им основы единой княжеской власти просуществовали около столетия. Данных об устройстве этого государства, о внутренней политике Готшалка и его преемников почти не сохранилось. Несомненно лишь, что князья старались усилить свою власть, опираясь на дружину, противопоставляя ее родовой знати и жречеству.
          Подобно соседним польским и чешским князьям, Готшалк исповедовал христианство и насаждал его у подвластных племен, считая христианизацню необходимым условием существования ободритского rocyдарства. Но оно оставалось непрочным. Против внутренней политики князя в 1066 г. вспыхнуло восстание, сам Готшалк был убит.
          С XII в. начинается новый этап немецкой агрессии против полабских и прибалтийских славян. Организаторами ее явились герцог с аксонский Генрих Лев и маркграф бранденбургский Альбрехт Медведь. Славяне и на этот раз оказали отчаянное сопротивление. Ободритский князь Никлот благодаря своим военным дарованиям, энергии и последовательно антинемецкой политике сумел объединить многие полабские племена.
          Славяне разгромили пришедших в 1147 г. в их страну крестоносцев. Однако в ходе дальнейшей борьбы Никлот погиб, а его сыновья покорились Генриху Льву.
          Последняя попытка славян вернуть себе независимость выразилась во всеобщем восстании 1164 г. В нем приняли участие бодричи, лютичи, раны. Во главе их стал сын Никлота Прибислав, которому тайно помогали поморские князья. Восстание было подавлено объединенными силами Генриха Льва и датчан. "И доставил Прибислав герцогу и друзьям его обеспечение верности, не долженствовавшей нарушаться во время каких бы то ни было войн, то есть обещал повиноваться повелениям его...", — сообщает хронист Гельмольд.
          К концу ХII в. сопротивление славян было окончательно сломлено, а их независимость уничтожена. Германское завоевание проходило под флагом борьбы с язычеством, но в действительности оно принесло славянам не только религиозное и политическое, но и экономическое порабощение. Вслед за миссионерами приходили рыцари. Они захватывали земли и расселяли на них немецких колонистов. Громадные площади захватила церковь. На земле славян возникли многочисленные монастыри, обложившие славян особой податью — бископовницей. Монастыри также привлекали на свои земли колонистов из Германии. Иногда им отводились незаселенные места — лесистые и болотистые, но чаще всего селились они на освоенных землях. В этих случаях местное население экспроприировалось, славянским крестьянам приходилось покидать насиженные места и строить себе новые деревни. Иногда у них отбирались все поля и им оставалось заниматься лишь рыбным промыслом. Новые селения устраивались на основе немецкого права. По этому праву садились на землю не только немцы, но иногда и славяне.
          Полное изгнание местного населения из не очень густо населенных мест не было экономически выгодно захватчикам. Хотя освоение новых территорий немцами приносило больше доходов, но оно не всегда и не везде было возможно, поэтому завоевателям подчас было выгодно довольствоваться и доходами от славян.
          Города также попали под власть завоевателей. Первое время славяне еще официально не были поставлены вне городского права, о чем свидетельствуют цеховые статуты ХIII — ХIV вв. Но в ХV в, издаются уже постановления, исключающие славян из сферы городского права и из некоторых цехов.
          Одновременно с христианизацией и колонизацией славянских земель шел процесс германизации. Он проходил постепенно и растянулся на несколько веков. Основной предпосылкой германизации был экономический фактор — господство немецкого элемента в экономике города и деревни. Немаловажную роль в онемечении славян сыграла церковь, уничтожившая в борьбе с язычеством основы национальной духовной жизни славян.
          Прибалтийские и полабские славяне не имели своей письменности. Поэтому, когда в их земли проникла немецкая и латинская культура, она не встретила серьезного сопротивления. В первую очередь германизировались представители славянской знати, которые в интересах сохранения имущества и власти над крестьянами добровольно крестились и п ринимали немецкие имена. Быстрому онемечению подверглись и города. Однако сельское население еще долго говорило на славянском языке и сохраняло свои обычаи.

          Остатки полабских славян сохранились еще к началу XVIII в. На левом берегу Эльбы славянская речь исчезла во второй половине XVIII в., а те славяне, которые жили по верхнему и среднему течению Шпрее (более 100 тыс. человек). сохранились и до настоящего времени. Это — лужицкие сербы, входящие ныне в состав Германской Демократической Республики.

    ссылка - http://rujan.jino-net.ru/article.php?id=2_1


    Источник: http://rujan.jino-net.ru/article.php?id=2_1
    Категория: Расселение и войны славян | Добавил: Яковлев (26.01.2008)
    Просмотров: 2784
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]