|
Завершение войны Игоря с
Византией и обмен мирными посольствами благоприятствовали тому, что в
византийских источниках появились первые точные данные о славянских
племенах и городах. В Записках Константина Багрянородного сведения
о Руси были зафиксированы со слов византийцев, ездивших с посольством в
Киев, либо послов русов, прибывших в 944 г. в Константинополь для
заключения мирного договора. Наиболее подробно в сочинении императора
описано путешествие через днепровские пороги, которое сопряжено было со
смертельным риском. В Записках воспроизведено скандинавское (русское) и
славянское наименование большинства порогов. По мнению лингвистов,
славянские названия порогов подверглись в византийской записи меньшему
искажению, чем скандинавские. Это указывало на то, что составители
Записок использовали славянские источники информации. Знания лица,
представившего императорским чиновникам сведения о Руси, ограничивались
преимущественно киевской округой. Из семи славянских городов, названных
в Записках, четыре располагались в Южной Руси. Их названия (Киова,
Чернигога, Вусеград и Вятичев) переданы более точно, тогда как имена
двух городов вне киевской округи искажены до неузнаваемости (Мелиниски
и Телиуцы). Последнее название вообще не поддается расшифровке. Среди
славянских племен названы кривитеины (кривичи), лендзанины (лендзяне) и
деревленины (вервиааны, древляне). Об этих племенах автор Записок
получил более подробную информацию и поэтому упоминает о них дважды.
Кроме них названы северяне (северии), другувиты (дреговичи) и ультины
(уличи). Названия племен словен, полочан, витичей, волынян, тиверцев,
обитавших вдали от Киева, в Записках не фигурируют. Составители Записок
проявили большую осведомленность в отношении Киева и киевской округи.
Однако в византийском списке славянских племен отсутствуют поляне,
жившие в самом Киеве. В то же время авторы Записок повествуют о неких
лендзянах, отсутствующих в "Повести временных лет". Возникает
предположение о тождестве этих племен. Как установлено в литературе,
слово "ледзяне" воспроизводит самоназвание поляков (lendjane; русск.
лядский, ляхи). То же самое значение имеет слово "поляне". Наименование
полян великопольских земель и полян из киевской округи совпадает.
Примечателен порядок перечисления племен в Записках Константина Багрянородного.
Лендзяне упомянуты в одном случае рядом с кривичами, а в другом - рядом
с уличами и древлянами. Если соседями лендзян были кривичи (с одной
стороны), древляне и уличи (с другой), то это значит, что они обитали
как раз в тех местах, которые, по летописи, занимали поляне и радимичи.
Это небольшое племя тоже осталось неизвестным Константину Багрянородному,
как и племя полян. Можно высказать предположение, что малочисленные
племена полян и радимичей были осколками большого племени, сохранявшего
единство в середине X в., но распавшегося в XI-XII вв. Отражением этого
факта были припоминания об общих родоначальниках и общем происхождении
племен, записанные летописцем. "Радимичи бо и вятичи, - утверждал
Нестор, - от ляхов: бяста бо 2 брата в лясех - Радим и другий Вятко, и
пришедъша седоста Радим на Съежу, и прозвашася радимичи, а Вятько седе
с родом своим на Оце, от него же прозвашася вятичи". Радом был одним из
старинных городов Польши. Слова "Радим" и "радимичи" соотносятся с этим
топонимом. Жители Киева считали себя полянами, что и определило
отношение летописцев к этому племени: "Мужи мудри в смыслени,
нарицахуся поляне, от них же есть поляне в Киеве и до сего дни". Мудрые
поляне имели обычай "кроток и тих", к родственникам "великое стыденье
имеху" имели "брачный обычай". Напротив того, радимичи, вятичи и их
соседи "живяху в лесе, яко же и всякий зверь, ядуще все нечисто и
срамословье пред отцы...". Очевидная пристрастность суждения ставила
Нестора в затруднительное положение. Если бы он признал, что поляне
имеют общих предков с радимичами и вятичами, тогда рассуждения об
особой мудрости и добродетелях полян лишились бы основания. Становится
понятным, почему летописец решил обойти молчанием вопрос о
происхождении полян, хотя проблема происхождения этого племени и его
первого князя Кия относилась к числу самых злободневных. Поляки,
записал Нестор, поселились на Висле, и "от тех ляхов прозвашася
поляне"; "тако же и ти словене пришедшие и седоша по Днепру и
нарекошася поляне, а друзии древляне, седоша в лесах"; "полянам же
жившем особе по горам сим" и пр. Объяснив, что древляне получили свое
имя, потому что жили в лесу, летописец оставил читателя в полном
неведении, почему будущие киевляне, поселившись "на горах", стали
именоваться "поляне". Назвав на одной странице польских полян и полян
киевских ученый книжник не стал пояснять, в каких отношениях между
собой находились эти племена. Между тем название великопольских
ляхов-полян строго соотносилось с названием киевских
лендзян-ляхов-полян. Имя Киова (араб. Куявия) близко топониму Куявия в
Польше. В договоре киевского князя Игоря 944 г. один из старших
киевских "архонтов" (конунгов) носил характерное для полян-поляков имя
Володислав. Исследователи выражали удивление по поводу того, что
крохотное племя полян сыграло столь выдающуюся роль в истории Руси. В
самом деле, малочисленное племя едва ли могло выжить, а тем более
подчинить себе куда более могущественные племена, окружавшие его и
занимавшие огромные территории. По признанию Нестора, поляне были
"обидимы" ближайшими соседями - древлянами, племенем отнюдь не крупным.
Записки Константина Багрянородного объясняют дело. До середины X в.
поляне, радимичи, и, вероятно, вятичи сохраняли принадлежность к
единому племени лендзян, которое не уступало по численности и
могуществу союзу кривичей или ильменских словен. Норманнское завоевание
ускорило распад этого племени. Жившие в Поднепровье лендзяне
подчинились русам, тогда как вятичи еще долго оставались под властью
хазар. Старые племенные связи подверглись разрушению на славянских
землях, которые были освоены норманнами в первую очередь. Эти земли
первыми подверглись также и христианизации. Константин Багрянородный подробно
описал полюдье русов. В этом описании отсутствуют поляне и радимичи.
Русы не ходили в полюдье к лендзянам (полянам, радимичам) по той
причине, что земли лендзян в Поднепровье стали местом их обитания,
тогда как вятичи еще оставались данниками хазар. Нестор был
образованным монахом, талантливым и добросовестным писателем. Его
описание быта и нравов древних славян отнюдь не было вымыслом.
Летописец лишь следовал впечатлениям современной ему жизни. К началу
XII в. киевские поляне не только приняли крещение, но и прониклись
христианским духом, тогда как их бывшие соплеменники радимичи и вятичи
еще оставались язычниками. В середине X в. лендзяне на всей территории
от Киева до земель радимичей за Днепром и вятичей на Оке оставались
язычниками. Лишь после принятия христианства различия между столицей и
периферией выступили наружу. Предание о польском происхождении
полян было известно Нестору. Но над ним довлела злоба дня - трения
между христианской столицей и языческими окраинами, споры, чья волость
- Киевская или Новгородская - была древнее, "кто в Киеве нача первее
княжити" и пр. Отвечая на все эти вопросы, киевские летописи изложили
легенду о Кие. Летописный рассказ о трех братьях, основателях Киева,
по-видимому, имел в основе фольклорный сюжет. Трое братьев Кий, Щек и
Хорив приплыли и сели на трех горах (Киевской горе, Щековице и
Хоривице), сестра же их Лыбедь села под горой на реке Лыбедь. Легенду о
братьях - основателях города или государства можно встретить в
фольклорных источников многих стран. Киевские летописцы не преминули
сообщить о происхождении Рюрика, Радима, Вятко и пр. и умолчали о
происхождении родоначальника всех киевлян - первого киевского князя.
Это значительно снижает историческую ценность легенды о Кие. ссылка - http://www.world-history.ru/countries_about/81/603.html
|