Информационный сайт ru-mo
ru-mo
Меню сайта

  • Категории каталога
    Расселение и войны славян [58]
    Славянские языки и письмо [35]
    Творчество славянских народов [33]
    Славные славяне [8]
    Источники о славянах и русах [24]
    Образование славянских государств [50]
    Историческая реконструкция [20]
    Любор Нидерле [21]
    Верования, обряды, обычаи [38]
    Славянская прародина [21]
    Предшественники славян [29]
    Материалы по личности Рюрика [12]
    Древние русы, руги, росы и другие [9]
    Венеты, Венеды, Венды. [13]
    Ободриты [8]

    Форма входа

    Поиск

    Друзья сайта


    Приветствую Вас, Гость · RSS 27.06.2017, 10:09

    Главная » Статьи » История славянской культуры » Расселение и войны славян

    восточные славяне
    Восточные славяне.

    Наличие профессионального жречества и крытых языческих храмов - для славян явление довольно необычное. Его иногда объя­сняют влиянием христианства. Но известный немецкий ученый Иоахим Херрман считает, что эти культовые строения ведут начало от кельт­ских храмов Средней Европы. Деревянные фигурки ограды святилищ, также могут представлять следы традиции кельтов. Розен-Пшеворска идет дальше, полагая, что кельтские черты сохранились в скульптуре некоторых христианских храмов в Польше. Установлено также, что в районе нынешней Силезии и Малопольши длительное время существо­вали два кельтских повеления и им могут принадлежать известные ка­менные изваяния на голе Шленжи /медведи и т.д./, а также круги, вы­ложенные из камней.

    Исходя из всего перечисленного, в науке существует мне­ние, что мощное развитие языческих культов западных /балтийских/ славян, перешедшее и к балтским /прусским и летто-литовским/ народам имеет кельтские корни.

    Иная ситуация сложилась в Восточной Европе. Осваивая ее необозримые пространства, с редким финно-угорским населением, славяне сохраняли свои наиболее архаичные, исконные черты. По этому поводу можно снова вспомнить Жоржа Дюмезиля. Три индоевропейские группы народов: кельты, германцы и славяне как бы иллюстрируют его трехфункциональную теорию. Первые олицетворяют магическую функцию, вторые - военную, третьи - хозяйственно-природную.

    Восточные славяне, если и имели специальных жрецов /ле­тописные "волхвы", откуда и пошло слово "волшебники"/, то не обладали организованностью и влиянием своих западных коллег. Для совершения языческих богослужений использовались холмы и рощи. Здесь уместно привести слова Дмитрия Шеппинга: "... Земная природа стала для него /славянина/ неприкосновенным святилищем всех его верований и мерилом всех его понятий". /Шеппинг.1849/. В 8-10 вв. восточные славяне начали сооружать специальные культо­вые места. Однако они не походили на храмы Арконы и Ретры. «Это были ровные площадки, у строенные на островках следи болот, поэтому их обычно называют болотными городищами. В плане они име­ли округлые очертания и окольцовывались рвом и невысоким валом. В центре площадок, видимо, ставились деревянные или камен­ные идолы.

    Своеобразным и величественным было святилище Перуна в урочище Перынь близ Новгорода... Ров, окружавший круглую площадку, представлял в плане не простое кольцо, а громадный цветок с восемью лепестками. Такую форму придавали ему 8 дугообразных выступов, ра­сположенных правильно и симметрично. В каждом выступе во время языческих празднеств зажигался ритуальный костер» (Кирпичников А.Н., Дубов И.О. ,Лебедев Г.С. Русь и варяги //Сла­вяне и скандинавы. М: Прогресс 1986.). И даже, когда князь Владимир сформировал свой языческий пантеон из шести богов /Перун, Стрибог, Даждьбог, Хорс, Симаргл и Макошь/ и построил для него капище /храм/ в Киеве, не была нарушена восточно-славянская традиция. Храм имел стены, но вместо крыши над идолами сияло яркое киевское небо.

    Рассматривая истории восточных славян, мы сталкиваемся с новой загадкой - происхождением такого, казалось бы, привычного тер­мина, как "русы", "русичи". Согласно одной точке зрения, оно имеет не славянские корни, русов в этом случае отождествляли с летопис­ными ругами /или росомонами/, народом германского племени, жившим на южном берегу Балтики. Часть его, спасаясь от натиска готов, пе­реселилась в Восточную Европу еще раньше славян /во 2в. н.э./. Именно вожди росомонов, Сар и Аммий, расправились с королем остроготов Эрманарихом. /Этот эпизод запечатлен в скандинавском эпосе – Эдде, Саге о Вельсунгах и др. Сар там именуется Серп, Аммий –Хамдир, Эрманарих - Ермунрекк /.

    Руги-росомоны отличались воинственностью и кормились во­енной добычей. Отношения их со славянами были сложными и лишь по­степенно они слились в единый этнос (См. Гумилев Л.Н. // Древняя Русь и Великая степь).

    Любопытно, что данная проблема имеет отголосок в "Слове о полку Игореве", где русичи названы "Дажьбожьими внуками". Обычно это трактует как признание Дажьбога / Даждьбога /, одного из богов славянского пантеона, прародителем или покровителем древне­русского этноса, под которым понимаются восточные славяне.

    Можно дать и дополнительное /правда, спорное/толкование. Ио ряду аспектов Даждьбог близок скандинавскому Фрейру. Фрейр же считался родоначальником шведских королей - Инглингов. Следовате­льно, автор "Слова" как бы подтверждает германо-скандинавское происхождение ругов-русов-росомонов.

    Существует и другое толкование названия "Русь". Его рассматривает как "войско, дружина". По этой концепции, на ранних этапах образования древнерусского государства - "русь" стала обозначением раннефеодального восточнославянского «рыцарства», защищавшего «Русскую землю». Говорят о возникновении нового по формам своей организации общественного слоя, выделившегося из племенном среды (Кирпичников А.Н., Дубов И.О. ,Лебедев Г.С. Русь и варяги //Сла­вяне и скандинавы. М: Прогресс 1986).

    (Продолжение следует).

    Алексей Фанталов.



    Источник: http://mythology.webhost.ru/slavic1.htm
    Категория: Расселение и войны славян | Добавил: beola (10.11.2007)
    Просмотров: 445
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]