Информационный сайт ru-mo
ru-mo
Меню сайта

  • Категории каталога
    Расселение и войны славян [58]
    Славянские языки и письмо [35]
    Творчество славянских народов [33]
    Славные славяне [8]
    Источники о славянах и русах [24]
    Образование славянских государств [50]
    Историческая реконструкция [20]
    Любор Нидерле [21]
    Верования, обряды, обычаи [38]
    Славянская прародина [21]
    Предшественники славян [29]
    Материалы по личности Рюрика [12]
    Древние русы, руги, росы и другие [9]
    Венеты, Венеды, Венды. [13]
    Ободриты [8]

    Форма входа

    Поиск

    Друзья сайта


    Приветствую Вас, Гость · RSS 27.06.2017, 15:11

    Главная » Статьи » История славянской культуры » Славянские языки и письмо

    Руны / Макс Гончаров

    Руны

     Наличие письменности — один из основных показателей народной культуры. По этой причине все народы обычно делятся на письменные и бесписьменные. Традиционно считается, что славяне обзавелись собственным письмом лишь во второй половине IX века. Да и то оно было создано не ими, а византийским ученым св. Константином (в монашестве Кирилл). На этом основании делались далеко идущие выводы о превосходстве над славянами многих иных народов. Особенное рвение проявляли немцы. Действительно, у германцев руническое письмо было в ходу за несколько веков до эпохи св. Константина.
      Славянские ученые пытались оспаривать обидные насмешки и приводили средневековые свидетельства о том, что у их предков и до создания азбуки св. Константином бытовало оригинальное письмо. Но им всегда предлагали показать хотя бы строчку. Забегая вперед, скажем, что строчки были...
    Рунами называли древнегерманские буквы. В германском и кельтском языках слово «руна» означает «тайна». Существование этих таинственных письмен известно с первых веков нашей эры до позднего средневековья. Несмотря на вековые усилия западноевропейской науки, руны оправдали свое название, и их происхождение выяснить не удалось.
    В XVIII веке к ученым стали попадать загадочные надписи, скопированные с каменных обелисков Центральной Азии и Сибири. Многие азиатские буквы по форме повторяли германские руны, за что также стали называться руническими.
    Находка рун чуть ли не на краю Земли чрезвычайно взволновала ученый мир, но все попытки прочесть каменные скрижали закончились неудачей. Они стойко хранили свои секреты. Только в самом конце XIX века тексты удалось расшифровать. Но на этом загадки рун не заканчиваются.
    На славянских древностях также встречаются рунические надписи. Но в отличие от других народов славянам было наотрез отказано во владении руникой. Большую часть обнаруженных надписей зачислили в поддельные. Те же, чья подлинность не вызывала сомнений, относились на счет случайных опытов славян, якобы пытавшихся приспособить к своим нуждам германское письмо. Руника была надолго забыта, и только сейчас ее изучение возрождается.
    Становление славянской рунологии идет трудно. Все многочисленные исторические институты готовы заниматься чем угодно, но только не русской историей. Специализированного же института русской истории не существует. В результате во всей России проблемами докириллического письма практически никто не занимается. Вакуум заполняется энтузиастами. Вот они и не позволили официальной науке окончательно похоронить тему русской руники.
    В середине нашего века Н. Константинов выдвинул гипотезу о том, что сарматы, а затем и славяне заимствовали слоговое письмо, существовавшее в VI— IV веках до н. э. на острове Кипре. С этой письменностью, в которой один знак обозначал целый слог, он связывал происхождение глаголицы и некоторых знаков, обнаруженных на славянских древностях. Гипотеза Константинова в научном мире признания не получила, но в 90-х годах в несколько модифицированном виде возродилась в трудах Г. Гриневича. Он «читает» табличку из Тэртэрии, Фестский диск, этрусские надписи и другие не менее загадочные объекты с такой легкостью, как будто это статьи из газеты «Пионерская правда». При этом что бы ни попадало в руки дешифровщика, оказывалось написанным слоговым письмом, состоящем из неких «черт и резов» и на славянском языке. «Потрясающие» успехи и столь же лестное широчайшее распространение нашего языка во всем древнем мире привлекли к Гриневичу многочисленных последователей.
    Разумеется, анекдотичные расшифровки канут в Лету. Но, к сожалению, пока что они дают прекрасный материал в руки противников изучения архаичного славянского письма.
    Рунические надписи со славянских древностей из-за своей краткости не позволили раскрыть тайну происхождения славянских рун. Может, были правы скептики и перед нами действительно  случайные и жалкие опыты? Но, как оказывается, спешить не следует, ибо этими надписями круг рунических памятников не исчерпывается.
    В начале XIX века в коллекции Александра Сулакадзева оказалось обширное собрание русской руники. Из всего этого собрания поэтом Державиным были изданы только два крошечных отрывка. Но благодаря этой публикации сегодня мы имеем не одну, а целых пятнадцать строк русской руники. Это поворачивает зятянувшуюся дискуссию кардинальным образом.
    В сулакадзевских каталогах перечисляется целый ряд докириллических сочинений. Об одном из них, названном «Патриарси», сообщалось, что подлинник был увезен в Моравию. Куда-то пропало и все остальное. Может быть, в Моравию отправилось не только «Патриарси»? Сулакадзеву было известно о существовании целой докириллической библиотеки, в состав которой входили и языческие руническое тексты. Докириллические рукописи уникальны. Появление столь сенсационных материалов не могло обойтись без утечки информации. Если мы пролистаем газеты конца XVIII — начала ХIX века, то увидим, что вездесущие газетчики так-таки напали на след интересующего нас хранилища. В одной из заметок сообщалось, что П. Дубровский вывез из французского аббатства Санлис библиотеку королевы Франции Анны, дочери Ярослава Мудрого. Доставленная в Россию библиотека включала рунические книги. Дубровский прославился тем, что во время Великой французской революции вывез из Франции много древних манускриптов из разоряемых революционерами французских монастырей. Во время этих занятий он действительно мог натолкнуться на книги русской княжны. В России библиотека пропала.
    У Дубровского имелась рукопись, выполненная Сулакадзевым. Следовательно, между обоими собирателями существовала какая-то связь. Но тогда, может быть, сулакадзевская руника происходит из библиотеки Анны? Это предположение много разъясняет.
    В эпоху Ярослава Мудрого на Руси было двоеверие и существовали многие элементы языческой культуры. Русские княжны, выходившие замуж за заморских принцев, увозили с собой и книги. Реймское евангелие, написанное кириллицей, западноевропейцы веками считали греческой рукописью. Так что рунике религиозные гонения не грозили.
    Сулакадзев видел рунические книги, но успел ли он скопировать их? Ничего похожего на рукопись «Патриарси» более ста лет к исследователям не попадало. Но с русской руникой вновь оказались связанными удивительные события.
    «Патриарси» была древней книгой на буковых досках. Через полтора века после исчезновения из небытия вынырнула ее копия. Она получила условное название «Влесова книга». Как уж повелось, тексты были объявлены стопроцентной фальшивкой.
    И славяне, и германцы граничили с письменными народами. Почему же руника была отличной и от греческого алфавита, и от латинского? Еще более удивительно то, что у северных букв обнаруживается сходство с буквами из далекой Малой Азии и Сирии. Каким образом возникли родственные связи у столь удаленных явлений культуры?
    Руническая «Патриарси» дает ответ на эти вопросы. Ее создатели описывают странствия своих предков — киммерийцев в эпоху симмерийских нашествий, упоминают о пребывании в Сирии. Из исторических источников мы знаем, что киммерийцы вторглись в Азию из Восточной Европы и долгое время проживали в разных районах Передней и Малой Азии и Ближнего Востока. В 585 г. до н. э. часть киммерийцев вернулась через Малую Азию в Европу. Они-то и принесли на север южный алфавит.
    Авторы «Патриарси» причисляют киммерийцев к славянам.Получается, что руника среди европейских народов распространялась при славянском участии. Действительно, на славянском идоле из Ретры имелась надпись: «Перунан стеарв млнаи би».Речь идет о бьющем молниями Перуне — главном боге славянского пантеона. Слово «стеарв» многозначно. В данном случае оно, по всей видимости, обозначает звероподобного мифологического противника Перуна.
    Если мы станем читать германские руны в их алфавитном порядке, то обнаружим, что они составляют эту же славянскую формулу-заклятие. Но у германцев, чьи буквы складываются в имя «Перкунас» («Фаркгвхнийепс»), такого бога не было. Перкунасом звали Перуна балты. Балты и славяне в древности были единым народом. Отсюда можно сделать вывод о том, что германский алфавитный порядок, а следовательно, и сам алфавит были заимствованы у славян в древнейшие времена.
      А что же говорят сами германцы о происхождении своего алфавита? В древнескандинавской «Старшей Эдде» сообщается, что руны были принесены на землю богом Одином, которому для их постижения пришлось принести себя в жертву:
                    Знаю, висел я
                    в ветвях на ветру
                    девять долгих ночей,
                    пронзенный копьем,
                    посвященный Одину,
                    в жертву себе же,
                    на дереве том,
                    чьи корни сокрыты
                    в недрах неведомых...

                    Хрофт их окрасил,
                    а создали боги,
                    и Один их вырезал.
    Современные историки уверенно локализуют прародину германцев в междуречье Одера и Рейна. Позднее германцы заселили Ютландский полуостров и Скандинавию. В сагах Один выступает в роли пришельца. Но на север Европы он прибыл совсем не с юго-запада. Откуда же пришел этот бог и когда?
    Известно, что первоначально среди германских богов Одина не было. Он появился позднее, потеснив других небожителей, занял главенствующее положение.
    Родиной Одина был Асгард, столица Асаланда. Асгард находится к востоку от Танаиса-Дона. Переселившись на север, Один отдал Данию во владение своему сыну Скьёльду, а Швецию - другому сыну Ингони. От этих сыновей произошли роды датских и шведских конунгов Скьёльдунгов и Инглингов. Затем бог вернулся в Асгард, который и стал его вечной столицей. Вот одно из скандинавских описаний отчизны Одина:
    «Самой же Швеции имя дано от имени тех стран, откуда Один со своими впервые вышел. Тех, что лежат к северу от Азовского моря и которые древние скандинавы называли Свитьод Великой или Холодной».
    В древнескандинавских географических сочинениях Великая Свитьод отождествлялась со Скифией, что также ведет нас в Северное Причерноморье.
    Сведения саг позволяют уточнить расположение Астарда, столицы бога Одина. Среди подданных Одина было два божественных рода - ваны и асы. Ваны жили по Дону, а асы жили восточнее Уральского хребта. Следовательно, граница между асами и ванами проходила где-то в районе Южного Урала.
    Легенды о боге Одине - осколки эпоса представителей двух археологических культур: срубной (ваны) и андроновской (асы).Асы — это боги древних ариев асуры. Арии, пришедшие во втором тысячелетии до н.э. в Индию, были андроновцами. Но тогда и Асгард не что иное, как главный культовый центр андроновцев — южноуральское городище Аркаим. А ведь еще совсем недавно его намеревались утопить на дне водохранилища. Писатель-фантаст В. Щербаков предполагал, что дворец Одина Вальгалла круглый в плане. Действительность подтвердила смелые догадки фантаста — Аркаим имеет круговое очертание.
      Одно из переселенческих сказаний гласит, что Один первоначально жил в малоазийской Трое. Согласно другому, север заселили выходцы из балканской Фракии. Прародиной Одина выступает Дон и Южный Урал, но маршрут переселенцев оказывается сложным и включает в себя Малую Азию и Балканы.
    Время переселения в сагах определено очень расплывчато. Но в одном древнескандинавском географическом трактате содержатся данные, позволяющие вычислить эпоху Одина. Она попадает в интервал примерно с середины VII века до н. э. до рубежа V—VI веков до н. э.
      Картина, которую рисуют нам скандинавские источники, противоречит известной праистории германских племен. Цикл скандинавских сказаний об Одине явно негерманского происхождения. Его истоки выявить нетрудно. Географические и хронологические указания говорят о том, что мы имеем дело с преданиями срубников-киммерийцев и родственных им андроновцев. Именно киммерийская прародина лежала в бассейне Дона, а потомки андроновцев участвовали в киммерийских походах. Например, киммерийцы, переселившиеся в Переднюю Азию, долго сохраняли в отношении этой реки священный пиетет. На эпоху Одина приходится исход переднеазиатских киммерийцев через Малую Азию в Европу.
    Во времена бога Тора, мифологического отца Одина, жил один из царей переднеазиатских киммерийцев Тур. Древние скандинавы уверяли, что «север заселили тюрки и люди из Азии». Никаких следов древнего пребывания тюрок в Западной Европе нет. Иное дело киммерийцы. И по письменным источникам, и по данным археологии, известно об их глубоком проникновении в Западную Европу. Загадочных тюрок следует отождествить с потомками киммерийца Тура. В иранском эпосе потомки Тура названы туранцами, и по созвучию имен их также часто отождествляли с позднейшими тюрками. Имя Тур восходит к славянскому обозначению дикого быка. Именно поэтому шлемы германской знати, возводившей свое происхождение к Одину и Тору, часто украшали бычьи рога.
    Образ отца Одина в позднейшей германской мифологии распался на два самостоятельных персонажа - Тора и Тюра. Отцом Тюра, т. е. дедом Одина, был великан Хюмир. Имя Хюмир восходит к названию «киммерийцы». Следовательно и сами северные переселенцы причисляли себя к киммерийским потомкам.
    Древние предания говорят о том, что какая-то часть киммерийцев проникла на север Европы. Здесь они со временем растворились среди более многочисленных аборигенов, но оставили им в наследство свою богатую культуру, вынесенную с восточноевропейской прародины и обогащенную в странствиях по очагам древнейших азиатских цивилизаций.
    Создание рун связывается с Одином. Но тогда и имя Перун зашифрованное в этом алфавите, также нужно отождествить с Одином.
    Один был богом войны и покровителем воинов. Он отличался от других богов германского пантеона своей мудростью, знанием сакральных тайн мира, даром пророчества и магических заклинание К этому богу в полной мере применим наш эпитет «вещий». Слово же «вещий» имеет общее происхождение со словом "ведать". У западных германцев Один известен под именем Бодан. Славянские корни киммерийцев позволяют сделать вывод о том, что имя Бодан - Один не что иное, как славянское слово «ведун», которым иносказательно называли бога войны и мудрости Перуна.
    В германских мифах уцелели и иные славянские реликты. Название Асгард восходит именно к славянской модели городских названий. В германских языках использовался термин «борг». В Скандинавии корень «гард» входил только в названия отдельно стоящих усадеб. Названия же типа Асгард, Мидгард,Утгард, обозначавшие отнюдь не усадьбы, встречаются исключительно в мифах о древних временах либо появляются вследствие русско-скандинавских связей.
    Германское слово «конунг», т.е. царь, восходит к славянскому названию языческого царя-жреца. В современных славянских языках оно бытует в формах «ксендз», «князь». Славянские же термины, в свою очередь, первоначально обозначали принадлежность к царскому киммерийскому роду Кейянидов. Его представители носили титул «кей», откуда происходит и название Киев.
    Мифы об Одине и рунах пополняют наши знания о киммерийской культуре. Хотя расшифровка тайн древней руники только началась, полученные результаты позволяют сделать очень важные для нашей истории выводы.
    Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что славяне пользовались руникой по крайней мере с 585 г. до н.э. — времени их исхода из Малой Азии. Ряд алфавитов, таких, как латинский и греческий, возникли раньше этой даты. Но есть основания предполагать, что дальнейшие исследования позволят уменьшить или даже ликвидировать и этот временной разрыв.
                                                   ноябрь 1996г.


    © Copyright: Макс Гончаров, 2004

    Источник: http://proza.ru/2004/01/11-47
    Категория: Славянские языки и письмо | Добавил: Яковлев (03.03.2009)
    Просмотров: 554
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]