Информационный сайт ru-mo
ru-mo
Меню сайта

  • Категории каталога
    Расселение и войны славян [59]
    Славянские языки и письмо [35]
    Творчество славянских народов [34]
    Славные славяне [8]
    Источники о славянах и русах [24]
    Образование славянских государств [51]
    Историческая реконструкция [20]
    Любор Нидерле [21]
    Верования, обряды, обычаи [38]
    Славянская прародина [21]
    Предшественники славян [29]
    Материалы по личности Рюрика [12]
    Древние русы, руги, росы и другие [9]
    Венеты, Венеды, Венды. [13]
    Ободриты [8]

    Форма входа

    Поиск

    Друзья сайта


    Приветствую Вас, Гость · RSS 02.05.2024, 03:43

    Главная » Статьи » История славянской культуры » Творчество славянских народов

    Каслинское чудо. М. Вяжевич

    КАСЛИНСКОЕ ЧУДО.


    М. Вяжевич искусствовед.


    В XIX веке Касли были небольшим заводским поселком, спрятанным среди уральских лесов, за сотни километров от российской столицы.Именно там, в отдаленном уголке обширной России зарождалось великое будущее уникальной ветви русского искусства - чугунного литья. Сегодня Касли - всемирно известный центр художественного производства самых разнообразных изделий,
    выпускаемых Каслинским машиностроительным заводом. В них удивительным образом соединились мотивы из народной жизни и изысканные сюжеты классического искусства. За каждым предметом, рожденным на Каслинском заводе,- судьба уральского мастера, воплощение егопредставлений о красоте и гармонии, желание внести в повседневную и торопливую жизнь людей напоминание о вечной силе творчества.Духовная сила русских умельцев, их высокое мастерство и присущееим тонкое чувство красоты составляют главную ценность изделий Каслинского завода. Каслинцы чтут свои традиции, многие отливки до сих пор выполняются на
    основе моделей, созданных сто и более лет назад,- это и дань своей богатой истории, и желание сохранить для последующих поколений красоту, оживленную вдохновением предков. Вот почему, глядя на произведения каслинских мастеров, невольно вспоминаешь о российской истории.

    Далекий и неизведанный Урал - таинственный край древних легенд - всегда манил людей своими необъятными богатствами. Постепенно среди диких уральских лесов, по берегам своенравных рек и величественных озер возникали первые очаги горнозаводской промышленности.

    Расцвет Урала начинается в эпоху Петра Великого. Строительство новых заводов было связано с огромной потребностью в металле.

    Так, в 1747 году на берегу озера Касли возник чугуноплавильный и железоделательный завод, основанный тульским купцом Яковом Коробковым. Место для завода было выбрано идеальное - здесь в недрах земли таились богатые залежи руды. Постепенно вокруг завода вырос поселок.

    В 1752 году Яков Коробков продает Каслинский завод Н.Н. Демидову, сыну Н.А. Демидова, некоронованного короля уральской металлургии. Продолжается развитие каслинского производства.Выпускаемый заводом чугун тут же переделывается в железо, отмеченное маркой с изображением двух соболей, стоящих на задних лапах. "Соболиное" железо очень скоро приобретает известность не только в России, но и за ее пределами, особенно в Англии. В 1809 году Каслинский завод становится собственностью нового хозяина - купца Льва Расторгуева.

    Первые художественные отливки из чугуна на Урале не были связаны с Каслинским заводом, так как были сделаны на полвека раньше - в самом начале XVIII столетия. Это были плиты для пола, типичные для русской архитектуры тех лет. С началом строительства Петербурга появляется необходимость в решетках для городских парков и каминов. Чугунное литье не только идет на украшение столицы, но и применяется в местной архитектуре.

    В 20-30-е годы XIX века русские частные заводы обращаются к производству не только монументально-архитектурного, но и камерного литья - небольших статуэток, рельефов, икон. Так, на Верх-Исетском заводе в 1827 году отливаются пресс-папье с изображением льва и собачки. Художественные изделия выпускаются на Кувшинском, Каменском, Сысертском и других заводах.

    Столь динамичный рост художественного производства не мог не повлиять на дальнейшую судьбу Каслинского завода. Художественное литье зарождается в Каслях во второй четверти XIX века. Интересно, что приступив к освоению техники художественного литья несколько позже других уральских заводов, Касли, усвоив их традиции, не только достигают равного с ними качества, но и
    уходят далеко вперед в развитии мастерства.

    Одним из первых литейщиков, мастером, много сделавшим для развития каслинских художественных изделий из чугуна, был Никита Тепляков. Другой мастер, Михаил Блинов, по мнению историков-исследователей, является первым на заводе художником-профессионалом. Отливки из чугуна создавались по его рисункам.

    Во второй половине XIX века изделия Каслинского завода с успехом экспонируются на российских и международных выставках. Например, в 1867 году завод награждается Большой серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже,в 1897 году получает

    Золотую медаль за участие в Международной выставке в Стокгольме. Художественные изделия уральских мастеров с восторгом и изумлением встречают как специалисты-металлурги, так и ценители изящных искусств Вены, Копенгагена, Филадельфии и других городов мира.

    Поистине сенсационным был показ на Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже (1900 год) знаменитого чугунного павильона, изготовленного по проекту русского архитектора Е.Е. Баумгартена и сочетавшего в себе древнерусские, византийские и восточные мотивы.

    Каслинский павильон - единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, зарегистрированное в Международном каталоге музеев как раритет – уникальный удожественный памятник мирового значения.

    Успех каслинских изделий во многом определяется высоким качеством получаемого на заводе чугуна. Свойства чугуна, идущего на изготовление художественных предметов, отличаются от свойств чугуна, из которого отливаются детали машин, ведь в первом случае важна не только техническая прочность, но и возможность выявить детали формы, какой бы причудливой и тонкой она ни была.

    Другим важным фактором, влияющим на высокий уровень каслинских художественных отливок, является великолепное качество формовочных песков в Каслях. Модели, предназначенные для художественного литья, имеют очень сложный рисунок. Отсюда и высокие требования, предъявляемые к формовочным смесям – материалу, заполняющему литейные формы. Над скульптурой из чугуна трудятся формовщики, чеканщики и специалисты по окраске художественных отливок.

    Работа формовщика требует особого искусства - с нее, по сути, начинается жизнь каслинской

    скульптуры.
    Каслинское литье необычайно тонко по своей формовке. Глядя на эти изысканные изделия, невольно забываешь о том, что они изготовлены из чугуна. Труд формовщика - не механическая работа, а настоящее искусство, требующее безупречного мастерства и художественного вкуса. Стремясь с наибольшей точностью отформовать модель, мастер глубоко проникает в замысел скульптора - ее автора.

    Как только с родившейся чугунной скульптуры снимают песчаные одежды формы и обжигают ее, она уходит от формовщика к чеканщику, который совершает настоящее чудо оживления металла.

    Чеканка - важнейший этап механической обработки изделий. У мастера-чеканщика большое количество чеканов – специальных инструментов, каждый из которых имеет свое назначение. Один применяется для чеканки глаз, другой - для чеканки волос и т.д. Чеканщик должен чувствовать форму, прекрасно знать анатомию и основные законы построения скульптурного образа, чтобы довести до совершенства пришедшую к нему от формовщика чугунную основу.

    Лучшими каслинскими чеканщиками были Н. Вихляев, Д. Широков, М. Глухов, М. Ахлюстин, П. Малышкин, П. Козлов и другие.

    Работу чеканщика можно сравнить с трудом терпеливого ювелира или гравера. Важно сохранить связь с натурой, уметь передавать самые разные поверхности, будь то листва деревьев или шерсть

    животных.
       Особый этап в создании каслинской скульптуры – окрашивание отливки. В Каслях для окраски изделий используют глубокий черный цвет, который подчеркивает выразительность чугунного

    произведения. Добиться верного звучания тона - трудная задача. Важно, чтобы он был приятен глазу, был ровным и сдержанным. В массивных скульптурах он только усиливает материальность формы, в изделиях с прорезным орнаментом подчеркивает изящество и многосложную игру линий. Сочетание черного цвета и рельефной поверхности придает образам из металла особую живописность.
    Несмотря на высокий уровень технического исполнения, каслинские изделия никогда не стали бы подлинными произведениями искусства, если бы в их создании не участвовали профессиональные
    скульпторы.
    Скульптор Михаил Денисович Канаев, выпускник Петербургской Академии художеств, работая в Каслях, сделал первый шаг по пути соединения чугунного литья уральских умельцев с русской
    академической скульптурой, что положило основу одной их главных традиций каслинского искусства, живущей и сегодня в созданиях современных мастеров.

    Именно М.Д. Канаев предложил отливать в чугуне произведения знаменитого русского скульптора П.К. Клодта, которые на долгие годы стали эталонами каслинского литья и продолжают тиражироваться в наши дни. Выполненные в виде камерной скульптуры
    такие работы П.К. Клодта, как "Конь с попоной", "Конь с упавшим всадником", "Кони на воле", "Кобыла с жеребенком", в каслинских отливках сохраняют творческий замысел автора, передают
    выразительную динамику движения, точность анатомических деталей.

    М.Д. Канаев много работал, выполнив ряд моделей подчасников, пепельниц, портсигаров, подсвечников, декоративных ваз и рамок (подсвечник "Вакханка у дерева", ваза "Раковина", подчасники "Избушка на курьих ножках", "Мороз-демон с замерзшими детьми", "Геркулес, разламывающий пещеру ветров", рамка "Лавровый венок").

    В 1876 году М.Д. Канаев создал заводскую художественную школу, где будущие мастера обучались рисунку, лепке, приемам формовки и чеканки.

    Большой вклад в развитие каслинского художественного литья из чугуна внес Николай Романович Бах, который после М.Д. Канаева в 1883 году возглавил заводскую школу. Н.Р. Бах оставил заметный след в разработке тематики литья, предложив сюжеты, близкие и понятные каслинским умельцам.

    Работы Н.Р. Баха - чернильница "Драка филина с ястребом", пресс-папье "Глухарь на току", "Сломанное дерево и куропатки" – стали излюбленными моделями мастеров завода, заняв прочное место в ассортименте художественного литья Каслей.

    Немалый вклад внесли в искусство Каслей народные скульпторы, вышедшие из среды каслинских рабочих. Самым известным из них является Василий Федорович Торокин, формовщик по профессии. Торокин сам выполнял все этапы работы - лепку модели, формовку, отливку и чеканку. Вначале мастер совершенствовал свое умение, создавая уменьшенные варианты произведений известных академических скульпторов Е.Д. Лансере и П.К. Клодта, а в 90-е
    годы XIX века приступил к самостоятельному творчеству. Работы Торокина прославились своим правдивым и талантливым изображением простых уральских жителей.

    К темам, близким и понятным уральцам, обращались и такие народные мастера, как Дмитрий Ильич Широков, Кузьма Дмитриевич Тарасов и другие. Среди изделий К.Д. Тарасова -  никальный набор посуды, воспроизводивший в миниатюре точные формы хозяйственных предметов- кувшинов, тазов, котлов, ведер и ступок.

    Именно мастера-самоучки привнесли в каслинские изделия мотивы, заимствованные из природы Урала - таковы знаменитые каслинские пепельницы в виде рыб, кленовых и дубовых листьев.

    В каслинском литье отчетливо обозначилась взаимосвязь русского классического искусства и народной традиции, ведь благодаря мастерству каслинских умельцев произведение скульптора-профессионала обретает вторую жизнь.

    В настоящее время Каслинский завод является уникальным предприятием, сохранившим и развивающим традиции русского художественного чугунного литья.

    Особое значение Каслей в том, что они являются центром, унаследовавшим лучшее, что было накоплено Уралом в области художественного чугунного литья. Сегодня ассортимент каслинского
    художественного литья включает 130 произведений, среди которых портретная, жанровая и анималистическая скульптура малых форм по моделям XIX века и советского времени, как традиционные, так и совершенно новые произведения декоративно-прикладного искусства.
    На заводе ведется работа по возрождению архитектурного литья, которое процветало еще в 1930-е годы. Элементы декора набережных и мостов Москвы-реки, московского метрополитена, архитектуры крупных каналов Москва - Волга и Волга - Дон были выполнены на
    Каслинском заводе. Современные мастера, работая в Каслях, не только стремятся укрепить богатейшие художественные традиции производства, но и содействуют их дальнейшему развитию. Благодаря их усилиям обогащается тематика, рождаются новые образы. Так,
    продолжается жизнь характерного для Каслей анималистического направления в мелкой пластике.
    Предметы декоративно-прикладного искусства – всевозможные шкатулки, подсвечники, светильники - по-прежнему не только поразительно многообразны по форме, но и предельно практичны и полезны в быту, несмотря на то, что очень трудно назвать бытовыми предметы, сотканные из фантастических образов, навеянных загадочной атмосферой старого Урала.

    ссылка - http://gaz2.ru/article3376.html


    Источник: http://gaz2.ru/article3376.html
    Категория: Творчество славянских народов | Добавил: Яковлев (01.03.2008)
    Просмотров: 1023
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]