Информационный сайт ru-mo
ru-mo
Меню сайта

  • Категории каталога
    Расселение и войны славян [59]
    Славянские языки и письмо [35]
    Творчество славянских народов [34]
    Славные славяне [8]
    Источники о славянах и русах [24]
    Образование славянских государств [51]
    Историческая реконструкция [20]
    Любор Нидерле [21]
    Верования, обряды, обычаи [38]
    Славянская прародина [21]
    Предшественники славян [29]
    Материалы по личности Рюрика [12]
    Древние русы, руги, росы и другие [9]
    Венеты, Венеды, Венды. [13]
    Ободриты [8]

    Форма входа

    Поиск

    Друзья сайта


    Приветствую Вас, Гость · RSS 18.04.2024, 19:31

    Главная » Статьи » История славянской культуры » Творчество славянских народов

    Искусство Палеха А.А. Кадашевский

    Неискоренимый талант

    Александр Александрович КАДАШЕВСКИЙ

    И.И. Голиков. Автопортрет

      120 лет со дня рождения Ивана Ивановича Голикова 6 января 1887 года

    Иван Иванович Голиков, выдающийся потомственный иконописец села Палех, основатель и корифей современной палехской росписи, в которой причудливо соединились приёмы иконописи и народной буколической живописи

    Искусство Палеха свидетельствует о неистребимой душе народа, о неискоренимости таланта самородков. После разорения ордой Батыя крупнейших городов - православных культурных центров - Владимира, Суздаля, Ростова Великого множество мастеров рассеялось по менее разорённым краям. Среди бежавших в глухие окраинные леса было немало искусных ремесленников, иконописцев, талантливых обитателей городских посадов. Они, видимо, и заронили в лесных поселениях Палеха, Холуя, Мстеры зёрна великой умелости, которые живой эстафетой поколений донесли до XX века отблески древнерусской художественной культуры.

    С веками в этих местах не гасло, а росло искусство крестьян-изографов. Наиболее талантливые представители всех поколений умельцев-палешан, черпая из кладезя великих предшественников и современников, постепенно выработали свою самобытную палехскую манеру иконописи. Мастерство их широко признавалось в России. Артели церковной росписи из Палеха работали в Московском Кремле, расписывали храмы по всей Волге, добирались и до западных пределов страны - в Псков, Карелию, в православные храмы Прибалтики, Польши и Финляндии. Однако в конце XIX - начале XX века необходимость конкуренции с дешёвыми изделиями фабричного толка приводит к упрощению и даже упадку крестьянского иконописного искусства. Производство иконы было раздроблено на мелкие "мануфактурные" операции. Сфера творчества резко сузилась.

    Новый удар по Палеху нанесли годы революции и гражданской войны с их воинствующим богоборчеством и деятельностью неистового пролеткульта. Редким могучим талантам - таким, как палешанина Дмитрия Корина, удалось найти своё место в высокой живописи, сохранить несгибаемый русский дух. Казалось бы, всё - палехское самобытное искусство погибло. Но талант народа - неисчерпаем и неубиваем. Стараниями энтузиастов-палешан, при активной поддержке А.М. Горького, искусствоведа А.В. Бакушинского, молодого писателя Е.Ф. Вихрева древнерусская живопись Палеха дала неожиданный животворный росток. В декабре 1924 года группа бывших иконописцев основала здесь знаменитую Артель древней живописи, положившую начало звонкому, как былинное слово, и прекрасному в сиянии немеркнущих красок искусству лаковой миниатюры. Чтобы не погубить великий художественный промысел, Ивану Голикову пришлось публично заявлять и доказывать личным творчеством: "Палешане не только одних святых писать могут". Среди его "Троек", "Битв" и "Праздников" нет двух схожих композиций. Каждодневное творчество в новых исторических условиях продолжалось. Шкатулки, ларцы, броши, пластины на папье-маше, написанные темперными красками с их необычным решением композиций на исторические, литературные, фольклорно-песенные темы, очень скоро стали известны не только в России, но и во всём мире. При этом важно видеть и знать, что подлинная палехская шкатулка - не просто одно из ярчайших проявлений народного представления о красоте, но и хранительница многовековой традиции древнерусского изобразительного искусства. Палехские художники сумели плодотворно использовать многовековые традиции иконописи и фрески для исторических, литературных и сказочных сюжетов не только в области лаковой миниатюры, но и для росписи зданий, в сценографии, наконец, - для оформления и иллюстрирования книг.

    Именно на книжном поприще дал блестящий образец применения возможностей палехской традиции Иван Голиков, который создал подлинный шедевр в оформлении издания "Слово о полку Игореве" ("Академия", 1934). Сначала предполагалось привлечь к подготовке издания нескольких палехских художников, но затем по инициативе Горького, ценившего редкостные таланты, было решено поручить оформление всей книги, начиная с переплёта, одному Голикову. Работа его над книгой продолжалась с 1932 по 1933год. Иллюстрации зрелого мастера представляют собой своеобразное сочетание традиций древнерусских миниатюр и палехской живописи. При этом в построении шедевров нашла отражение и традиция житийных икон, в которых на среднике даётся изображение святого крупным планом, а в клеймах (картинках, окружающих средник) - эпизоды из жизни святого. У Голикова на переднем плане крупно даётся изображение главного действующего лица, а события, связанные с этим персонажем, иллюстрируются небольшими картинками на втором плане.

    Прекрасное издание "Слово о полку Игореве" в переводах А. Мусина-Пушкина, В. Жуковского, А. Майкова, И. Новикова, А. Югова, Н. Заболоцкого, Л. Дмитриева, Д. Лихачёва, О. Творогова, Н. Рыленкова было повторено в 1975 году издательством "Современник", а к фолианту прилагалась вторая книга - уменьшенное факсимильное воспроизведение издания 1934 года с иллюстрациями Ивана Голикова. Наконец, в ленинградском издательстве "Аврора" в 1984 году вышло "Слово о полку Игореве". Текст и иллюстрации нарисованы палехским художником Иваном Голиковым (факсимильное воспроизведение)". Так значилось в выходных данных. С тех пор повторения сплава древнерусского и палехского творений, по сведениям автора, не наблюдалось. Где, к слову, теперь и могучее русское издательство "Современник"? Что происходит с искусством Палеха, которое сбилось на индивидуальные заказы и ширпотреб, принялось дробиться на новые, порой иногородние артели умельцев-рыночников? Впрочем, эта тема - удушение народных промыслов чистоганом и вседозволенностью - требует особого разговора. А в этом номере журнала мы хотели напомнить о юбилее русского самородка Ивана Голикова, который при поддержке подвижников и мудрых людей в труднейшие годы доказал, что живые традиции можно сберечь, а свой неподкупный талант обратить на благо народа, на духоподъёмные свершения, на украшение повседневности.

    --------

    Автор рисунков, представленных в статье, И.И. Голиков

    ссылка - http://russdom.ru/2007/200701i/20070118.shtml



    Источник: http://russdom.ru/2007/200701i/20070118.shtml
    Категория: Творчество славянских народов | Добавил: Яковлев (26.10.2007)
    Просмотров: 822
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]