Истоки русского зодчестваАрхитектура - (лат.
architectura, от греч. architekthon строитель) (зодчество), искусство
проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы),
создающие материально организованную среду, необходимую людям для их
жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными
техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как
вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически
формирует окружение человека, выражает общественные идеи в
художественных образах. Историческое развитие общества определяет
функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним
пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли
сооружений), технические конструктивные системы, художественный строй
архитектурных сооружений. В архитектуре взаимосвязаны функциональные,
технические, эстетические начала (польза, прочность, красота).
Архитектура - явление производное от конкретной функциональной
необходимости, зависящее как от строительно-технических возможностей
(строительных материалов и конструкций), так и от эстетических
представлений, определяемых художественными взглядами и вкусами народа,
его творческими представлениями. При восприятии произведений русской
архитектуры независимо от времени их возведения и размеров, четко
прослеживается соразмерность соотношений между человеком и зданием.
Крестьянская изба, городской жилой дом, церковь или другое здание - все
они человеческого масштаба, что придает русскому зодчеству
гуманистический характер. Не маловажный вклад в его развитие внесли и
первые русские "архитекторы" - зодчие. Они даже не знали, что такое
металлический гвоздь, но, тем не менее, возводили такие здания, которые
навсегда останутся памятниками архитектуры, и которыми мы восхищаемся и
поныне. Еще в глубочайшей древности славянские племена, из которых
образовалось русское государство, не были совершенно лишены
художественного инстинкта и, подобно другим младенческим народам,
искали в своих изделиях удовлетворения не только материальных
потребностей жизни, но и чувства изящного. Они строили для себя жилища,
конечно, весьма незатейливые, но уже имевшие некоторую форму и
требовавшие некоторого знакомства со строительным делом.
Достоверная история русского искусства начинается только с принятия
святым Владимиром христианства. Еще задолго до этого великого события
наши предки были знакомы с художественными произведениями Византии, то
делая воинственные набеги на нее, то вступая с нею в мирные договоры и
торговые сношения. Тотчас по своем крещении, Владимир вызывает из
Царьграда зодчих, каменщиков, живописцев, мозаичистов; в Киеве и
соседних местах воздвигаются церкви, украшенные иконами, мозаикой,
резьбой. Все эти работы исполняются византийскими руками и в
византийском стиле. То же самое происходит и при ближайших преемниках
Владимира, хотя в это время начинают действовать и туземные мастера,
выученные греками. Таким образом русская архитектура и прочие
художественные отрасли в самом своем начале получают совершенно
византийский характер, черты которого не утрачиваются ими и
впоследствии, при заимствованиях из других источников.
Русское жилище как и жилище любого народа имеет много разных типов.
Но есть общие черты, который характерны для жилья разных слоев общества
и разных времен. Прежде всего русское жилище - это не отдельный дом, а
огражденный двор, в котором сооружалось несколько строений, как жилых,
так и хозяйственных. Основным строительным материалом было дерево.
Количество лесов с прекрасным "деловым" лесом намного превосходило то,
что сохранилось сейчас в Среднерусском регионе. Лучшими породами дерева
для построек считались сосна и ель, но сосне всегда отдавалось
предпочтение. Лиственница и дуб ценились за прочность древесины, но они
были тяжелы и трудны в обработке. Их применяли только в нижних венцах
срубов, для устройства погребов или в сооружениях, где нужна была
особая прочность. Другие породы деревьев, особенно лиственные (береза,
ольха, осина) применялись в строительстве, как правило, хозяйственных
зданий. В лесу получали необходимый материал и для кровли. Чаще всего
береста, реже кора ели или других деревьев служили необходимой
гидрозащитной прокладкой в кровлях. Для каждой надобности деревья
выбирались по особым признакам. Так, для стен сруба стремились
подобрать особые "теплые" деревья, поросшие мхом, прямые, но не
обязательно прямослойные. В то же время для теса на кровлю обязательно
выбирались не просто прямые, но именно прямослойные деревья.
Соответственно назначению деревья метились еще в лесу и вывозились к
месту строительства. Если пригодный для построек лес был далеко от
поселения, то сруб могли срубить и прямо в лесу, дать ему выстояться,
высохнуть, а потом перевезти к месту строительства. Но чаще срубы
собирали уже на дворе или поблизости от двора. Крыша у русских домов
была деревянная, тесовая, гонтовая или из драни, иногда, в безлесных
местах, - соломенная. Стропильная техника сооружения кровли, как и
другие виды конструкции крыш, хотя и были известны русским мастерам, но
в крестьянских избах не употреблялись. Срубы просто "сводились" как
основания для кровли. Для этого после определенной высоты бревна стен
начинали постепенно и пропорционально укорачивать. Сводя их под вершину
кровли. Если укорачивали бревна всех четырех стен, получалась кровля
"костром", т.е. четырехскатная, если с двух сторон - двухскатная, с
одной стороны - односкатная.
На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось
основным материалом при возведении зданий и сооружений. Именно в
деревянной архитектуре были выработаны многие строительные и
композиционные приемы, отвечающие природно-климатическим условиям и
художественным вкусам народа, позднее оказавшие влияние на формирование
каменного зодчества. Конец XVII века - это связующее звено между древнерусским
зодчеством и архитектурой XVIII века, время, подготовившее почву для
нового художественного мировоззрения, способствующего творческому
восприятию ордерной тектонической системы и формированию мастеров
архитектуры для перехода к регулярному гражданскому строительству. В настоящее время существует множество архитектурных стилей,
отвечающих насущным проблемам современного человека, быстрому ритму
жизни и все ускоряющемуся техническому прогрессу. Но все таки, при
строительстве загородного дома, человек возвращается к истокам русского
зодчества, и ориентируется на деревянный или кирпичный коттедж в
традициях русских мастеров. ссылка - http://www.doma.ru/about/topics/detail/1058/
Источник: http://www.doma.ru/about/topics/detail/1058/ |