Информационный сайт ru-mo
ru-mo
Меню сайта

  • Категории каталога
    Расселение и войны славян [59]
    Славянские языки и письмо [35]
    Творчество славянских народов [34]
    Славные славяне [8]
    Источники о славянах и русах [24]
    Образование славянских государств [51]
    Историческая реконструкция [20]
    Любор Нидерле [21]
    Верования, обряды, обычаи [38]
    Славянская прародина [21]
    Предшественники славян [29]
    Материалы по личности Рюрика [12]
    Древние русы, руги, росы и другие [9]
    Венеты, Венеды, Венды. [13]
    Ободриты [8]

    Форма входа

    Поиск

    Друзья сайта


    Приветствую Вас, Гость · RSS 26.04.2024, 09:48

    Главная » Статьи » История славянской культуры » Творчество славянских народов

    Древняя Русь
    1. Сказ о Вещем Олеге 

    В России следует считать самой престижной задачей сведения из летописи об Олеге, двинувшим свои корабли под парусами прямо на поле боя «посуху, аки по морю». Историки уверены в том, что корабль на колесах помчался по полю, гонимый ветром. Реально на парусах движется колесный буер, поскольку у него подшипники шариковые и дорога асфальтирована. В прочих случаях ветер сломает мачты, но суда не двинутся с места.

    Наиболее вероятно движение судов при легком ветерке, слегка полощущих развернутые паруса. Их значение – скрыть воинов, которые катили корабли. Колеса или, более вероятно, катки были обыденными на русских кораблях, приспособленных для речного плавания со многими волоками. На море применялся главный прием самозащиты, например от шторма, это побыстрее выйти на берег. А движение на врага, толкая корабли, при подготовке штурма было необходимо, чтобы скрыть маневрирование, спастись от стрел, а заодно давить на психику трепещущими парусами с кошмарными картинками.

    2. Диета  

    К сожалению летописи, чрезвычайно скупы на сведения о быте наших предков в отношении технических деталей. О некоторых фрагментах конструкций и технологий изготовления, используемых предками, удается узнать при археологических раскопках и в дошедших до нас письменных источниках. Они наподобие алмазов среди отвалов пустой породы.

    Даже в вопросах, лежащих на поверхности, остаются неясности. Например, чем питались крестьяне во мраке средневековья. Учебники по истории просвещают нас, что пустыми щами, то есть вареной капустой, и хлебом, которого всегда не хватало. На капустной диете, вовсе без калорий, долго не прожить даже лежа на печи. На хлебе прожить можно, лишь при регулярном употреблении в достаточном количестве для тяжелого физического труда, т.е. более 1 кг в день. Упоминались в истории и неурожаи и как следствие голод. Пусть так, но все в мире относительно, а население на Руси не только выживало, но и росло быстрее, чем у соседей. Несмотря на непрерывные войны и угоны в рабство. Одними генами не обойтись, требуется питание, причем более полноценное, чем у соседей. Остается предположить, что идея о пустых щах в качестве главной еды в меню крестьян появилась вместе с пословицей «один с сошкой, а семеро с ложкой». В одной из старых летописей промелькнула приписка скорописью о «клюковке с рыбьим жиром». Не слабо для людей неграмотных, но столь далеко обогнавших диетологов. Таким образом, теневая и явная экономики имеют родословную гораздо дремучее, чем принято это считать. Народ добывал «приварок» в реках и лесах, но скрывал свой стол от посторонних, особенно от властьимущих.

     Голод посещал все народы, но русских «жаловал» реже прочих. Косвенными свидетельствами являются гастрономические пристрастия. Если учесть, что поиск новой пищи, начинался именно с момента голода, то стоит сравнить икру и раков у русских с «несъедобными» лягушками и улитками, поедаемыми во Франции. Русское меню явно построено на более богатой сырьевой базе, чем у соседей, начиная с обилия рыбы.

    Любопытно, что французы не признают существования русской кухни, подчеркивая, что полноценное питание было только у барина, которого кормил иностранец повар. Домострой французы не читали, судя по всему, поскольку, в нем есть богатейшая коллекция продуктов для русской кухни, причем в виде полуфабрикатов. Но и домостроевские сведения не полны. Там нет сведений о травах и очень скудны данные о грибах и ягодах, хотя очевидна их полная освоенность в сельском рационе. До нас дошли некоторые фрагменты старинных способов консервации продуктов, например, квашение овощей и полузабытых рецептов, типа мочения яблок. Можно встретить загадочные упоминания масла из лесных орехов, которые, кстати, растут повсеместно, разведения журавлей и лосей. Логично предположить, что многое забыто полностью, поскольку никогда не афишировалось и гибло вместе с деревеньками. Что-либо забытое заслуживает того, чтобы возродится заново или хоть занять навечно свою полку в отечественной истории.

    Крестьянство на Руси питалось не менее полноценно, чем ближайшие и дальние соседи, иначе нам придется предположить, что все мы родом из бояр. Щами угощали незваных гостей, да сами пили, когда было жарко. Хлеб был повинностью, привязкой к земле, местной валютойи вообще дефицитом. В поле была сныть с крапивой и силки на птицу, в лесу грибы с орехами и боровая дичь и пчелы, в реке спрятаны снасти рыбацкие. Тайная добыча измерялась в тоннах на семью, ведь и сегодня есть люди, сытые от реки и леса, хотя население выросло многократно. Все добытое надо было консервировать и тщательно прятать.
    Среди забытых хитростей много рыбацких. Сети появились сравнительно поздно и были дороговаты. Зато плетение из прутьев, например, было общедоступно. Кое-что типа вентерей сохранилось в употреблении. Из прутьев плели всяческие ловушки для дичи. Есть версия посадок или особого ухода за липой, самым полезным на Руси деревом. Аналогичная ситуация с лещиной и рябиной. Эти растения растут, концентрировано только в России. Уход за ними, наверное, скрывался от власть имущих. Крестьянские новинки ориентировались не только и не столько на продукты питания. Их творческий потенциал фокусировался на многих направлениях и сегодня есть богатый выбор сферы поиска на любой вкус. 

    3. Крестьянские избы 

    Есть загадка с отоплением крестьянских изб. Их топили многие столетия по черному. Принято считать такую топку анахронизмом – темный народ терпел дым и никак не мог поставить трубу, приносящую комфорт. Иногда пишут, что черная топка экономит дрова и, особенно, солому. Однако на севере дрова в изобилии, но топили по черному. Самое удивительное, что сегодня строят бани с черной топкой финны, которых никак не упрекнуть в темноте или скупости. Почему тысячу лет, или более топили по черному, а потом вдруг соорудили трубу на всех печках в 19 веке?

    Черная топка заполняет жилище дымом так плотно, что надо на дворе погулять часик, или лежать на полу. Стены покрываются копотью. Велик риск пожара, поскольку невозможно следить за огнем. Немудрено угореть, если плохо проветрить помещение. Но не все так мрачно. Устраняются всяческие запахи, сырость, эффективное проветривание – морозный воздух по полу к огню, а затхлые пары в открытую дверь. Копоть на стенах предохраняет от насекомых и гниения дерева. Здоровее был внутренний климат. Белая топка оставляет жильцов в доме, и они могут готовить обед и просто любоваться огнем. Искры внутри печи и вовремя тушатся, если ненароком вылетают. Риск угара наименьший. Но труба концентрирует нагретый воздух и газы внутри печи. Белые стены смотрятся гораздо эффектнее и у бояр они оставались чистыми повсеместно, а у крестьян накапливались всяческие миазмы и сырость. Тем более что молодняк животных жил в домах.

    Конкуренция топок длилась долго и постройка труб стала лидировать по мере роста крестьянских изб в размерах и появления окон со стеклами вместо задвижек – волоков. Ждать пока рассеется дым, надоедало. Всем хотелось сидеть в тепле и смотреть через стекло на курные избушки и выкуренный на улицу народ. Белая топка стала престижной также, как сегодня черная баня с дерновой крышей.

    А крыши на избах не менее загадочны. На юге издревле предпочитали солому. Все путешественники с явным сожалением писали про «соломенных жителей», а про господ сообщали, что лишь самые богатые обзаводились, например черепицей, а самые бедные скармливали крышу скотине и оставались вовсе непокрытыми. Все эти описания непросто связать  с реальностью. Во-первых, кормление скотины покровной соломой было проблематично, поскольку технология предусматривала пропитку глиной, т.е.  крыша была глиносоломенной. Глина упрочняла и повышала влагопроницаемость, наконец, упрощала укладку. Прочность кровли была недостаточна, снег, подтаяв, мог ее обрушить. А хозяевам надо было срочно возобновлять кровлю, до появления незваных гостей.  Однако у соломы были неоценимые преимущества. Наименьшие издержки и труда и средств, все материалы «под ногами». Наименьшая теплопроводность, в самое жаркое время в избушке сохранялась прохлада. Главный минус соломы пожароопасность, неустраняемая глиной, когда сухо. На сегодня солома имеет разнообразное применение в разных сферах и на крышу ее пускать уже нерационально, также как на топливо.

    Северная  избушка осталась неразгаданной для бытописателей. Чем ее крыли? Иногда упоминаются доски. Однако этот материал был очень дорогим, вовсе недоступным для крестьян. Близкие по конструкции к доске гонт или лемех применялся для церквей. Формировался топором из чурки и был более чем трудоемким. Натуральная крыша, бытующая на селе тысячелетия, применяется и сегодня, но остается вне внимания историков.

    Материал самой старинной крыши – кора липы. Предпочитают старые липы, прежде всего ветровал. Если сухая – загружают в воду бревна. Кору снимают топором и клиньями, а затем распрямляют, получая листы, примерно три метра на два. Их укладывают в воду для отмачивания. В дело они могут пойти через год и тогда их извлекают, укладывают на крышу внахлест. Раньше крепили деревянными клиньями к обрешетке. Сама кора имеет достаточную жесткость, чтобы выдержать снег и прочие нагрузки. Крыша может эксплуатироваться без ухода не менее десятка лет. Главный минус пожароопасность в сухую погоду. Для северян это свойство не столь критично, поскольку жара  бывает недолго, а воды обычно хватает. Есть возможность поливать крышу, предохраняя ее и от трещин и от пожара.

    До двадцатого века массовое применение приобрела крыша из дранки. Возникла она во времена незапамятные. Заготавливались чурки из прямослойной древесины. Самой технологичной была осина, не уступает ей сосна. Сначала вручную, а в 19 веке на специальном станке откалывалась тонкие дощечки от 3 до 5 мм. Смысл толщины – исключение напряжений при вариации влажности и дискомфорт для вредителей – грибов и насекомых. Дранка прибивалась к обрешетке внахлест. В древности – деревянными гвоздями.

    Крыша выдерживала эксплуатацию без ухода до 40 лет. В конце покрывалась зеленым мхом, но «работала». Была самой легкой, при достаточной прочности. Сегодня ее производство легкодоступно автоматизации, при сохранении наименьших издержек. Она может быть пропитана противопожарными средствами, устраняющими ее главный недостаток. В лесных районах она вполне может обрести второе дыхание, тем более что она абсолютно экологична. Нынешний шифер уступает ей по всем показателям.

    4. Земледелие

    Во всех учебниках земледелие непременно начинается с сжигания деревьев и выкорчевывания пней. Причем это мероприятие признается единственным вариантом для северной тайги и Африки. Однако не все так просто. Леса разные. Где-то скальный грунт и вечная мерзлота. А корни залегают близко в поверхности. Другие леса имеют многометровый почвенный горизонт. Живое дерево не успевает высохнуть при горении. Земля сохраняет главный корень даже при низовом пожаре. Извлечь пень живого дерева это тяжкий и долгий труд, тем более врукопашную. Сегодня в саду один пень это часы, а каково подготовить поле в прошлом? Тем более этот труд доступен лишь самым сильным людям и только в безморозный период, когда день загружен до предела. Так не создать поле, разве что только полянку. Реальный процесс придется реконструировать по элементам, еще сохранившимся доныне.

    На первом этапе выбранная делянка в лесу расчищается от поросли, а крупные деревья «окольцовываются» т.е. делается кольцевой надрез коры до древесины. Работа доступна всем, кто может поднять топор, и круглогодична. Все деревья, получившие надрез, погибают в течение года. Затем они сохнут несколько лет, а поросль своевременно вырубается. Наконец они теряют устойчивость и при очередной буре, падают. Удачно, если выворачиваются с корнем. Реже ломаются. Тогда дети разжигают в пнях малые костры (даже сегодня), а они дымят неделями, пока не выгорит древесина полностью. Стволы идут на дрова или на стройку. Корни уничтожаются постепенно при расчистках. В конечном итоге появляются свободная от деревьев делянка, которая сначала идет под сенокос, а затем ее можно пахать. А где огонь? Как насчет золы? Сначала вывозили все то, что может быть полезным в хозяйстве. Незачем губить добро сейчас если оно понадобится завтра. Поджигали то, что оставалась, в основном, сухие сучья. Часть сучьев собирали в кучи, поскольку избыток золы на поле вреден для земледелия. Поджигать старались перед дождем, чтобы не запустить неуправляемый пал.

    Итак, людям пришлось придумывать сложную технологию земледелия в лесной зоне, сохраняя безопасность своей жизнедеятельности и умножая плодородие земли. Любая ошибка, которая их подстерегала, могла привести к образованию безжизненной пустыни на десятки лет и необходимости покидать насиженные места, если удалось сохранить свою жизнь. 

    5. Города 

    Русь когда-то называли соседи Гардарикой, подчеркивая так обилие городов. Историки этот факт толкуют приближенно к современности в смысле множества горожан и вообще многолюдства. Но реальная Русь была бескрайним лесом, где люди встречались гораздо реже, чем в соседних странах. Города строились, но их назначение было непонятно соседям, поскольку наши предки придумали стратегию и тактику обороны, благодаря которой они выжили и сумели защитить и расширить свою территорию.

    У всех соседей Руси были замки и крепости, построенные из камня, с высокими стенами и башнями. Население запиралась в крепостях для обороны, а захватчики вели долгую осаду, доводя осажденных до гибели от голода, или ломали оборону стенобитными орудиями. Этот подход к обороне был безальтернативным в густонаселенных районах, где налицо достаточные трудовые ресурсы для строительства капитальных фортификационных сооружений. В некоторых публикациях упоминается строительство земляных городов на Руси, т.е. предполагается, что не нашли камни и не научились делать кирпичи, вот и стали отсыпать земные валы. Возникает обида на своих предков, как же это они оплошали! Нет, у них была победоносная стратегия. У захватчиков не было условий стационарной осады и надежд на великую и окончательную победу. Они были вынуждены преодолевать извилистый путь с множеством засад и всяческих препятствий, но без значимых достижений.

    На Руси строились маленькие деревянные крепостицы, в которых запирались мирные жители, чтобы защищаться от разбойников или малых воинских отрядов. На стенах, у чанов с кипятком, они были опасны для профессиональных воинов, если их было мало. А в поле были бы они беззащитными жертвами. Крепостица не могла противостоять войску, но вынуждала захватчиков перегруппировываться и, главное, терять время и силы на походы в безлюдном крае.

    Деревянные стены были обусловлены своей технологичностью. Дерево доступно круглый год и гораздо легче камня. Оно, конечно, горит, но в умелой обороне это свойство обращалось против захватчиков. Пожар Москвы имел богатую предысторию. Издавна применялись подземные ходы и прочие хитрости, ныне забытые, например, мог быть набран вал из корневых систем. поваленных ветром деревьев. Земли там хватит, чтобы противостоять огню, а сцепление корнями затрудняет разборку или попытки преодолеть препятствие. Но главное минимум строителей!

    Вообще засеки часто упоминаются в исторической литературе как эффективное средство против агрессоров. Преодолеть дуролом из поваленных деревьев немыслимо для армии. Однако за лето деревья подсохнут и можно организовать костер, обращающий препятствие в золу. Неужто предки не сообразили убрать хотя бы сучья? Подобных вопросов уйма. Так что есть простор для новаторского поиска.

    6. Сказка, ложь или намек?

    Письменные источники об исторических фактах дополняются устным творчеством: былинами и сказками. Те из них, что передавались из поколения в поколение выкристаллизовались, как самые достойные находки новаторской мысли предков. Среди них проблески технических решений. Вспомним про сказочных змеев. Размеры увеличили число голов, то есть масштабирование использовали. Одно дополнение привнесли – крылья. Дальше надо бы изрыгать змеиный яд, облаком или фонтаном. Но выбрано дополнением пламя. Не иначе как сохранились предания о греческом огне, которым греки сжигали русские корабли. Гибкие патрубки, направлявшие струю огня, снабжались медной головой чудища, которая издали принималась страшным змеем. Таким образом, сказка вполне может быть устным преданием о реальных исторических событиях.

    Может претендовать на историческую достоверность избушка на курьих ножках. Одной из тягот темного прошлого была защита жилья с припасами от непрошенных гостей разного калибра от мышек до медведей. Запоры железные были недоступны охотнику. Выбирал он дерево помощнее и строил свою избушку на ветвях. Поворачивалась,  скорее всего, не вся избушка, а висевшая ниже клеть, непреодолимая для медведей. Все лишнее вокруг вырубалось, а для посещения требовалась приставная лестница. Толстые корни и стволы без веток, над которыми нависала постройка, напоминали издали курицу, особенно если использовалось именно два дерева. Строились эти избушки добытчиками даров природы, и были самыми массовыми постройками.

    Еще любопытнее был любимый транспорт Бабы-Яги. Почему именно ступа да еще в комплекте с метлой? Сам факт реальности Баб-Яг понятен. У наших предков был нехороший обычай оставлять своих родителей в лесу. На санях. Некоторые старушки выживали, забравшись в лесные избушки и собирая все съедобное. В одиночестве обретали скверный характер и непрезентабельную внешность. С ногами часто у них возникали проблемы, и возрастные и в связи с дискомфортом жилья. Лестницы для них непреодолимы, потому потребовались прообразы наших лифтов и канатных дорог. Кабинкой служил короб, сплетенный из прутьев, или долбленная ступа, используемые для сбора даров леса. Канатов и, тем более, блоков не было. Гораздо доступнее тонкие деревья и конструкции типа «журавль» с грузом, уравновешивающим бабусю. Для управления этим хозяйством нужен легкий шест с наконечником, оставшийся в памяти народной как метла. Кстати, эта коллизия из народного жития оказалась на удивление стойкой. И сегодня немало семей, живущих в городском тепле, оставив стариков в деревне для ведения приусадебного хозяйства.

    Сочинительство сказок состоит из нескольких приемов, и главной среди них дополнение, для слушателей неожиданное, но предположительно полезное. Печь движется, управляемая голосом, рыбы говорят, и даже, совсем экзотика, выполняют свои обещания. Сочинитель вспоминает объекты с их функциями и перемешивает их, разрывая исходные связи. Сапоги скороходы и скатерти-самобранки функционируют в воображении без своих хозяев. Эти функции доступны реконструкции в те аналоги, которые наблюдал сказочник. Он наверняка не был озабочен наибольшей новизной, наоборот стремился упростить свой творческий процесс, черпая из своих наблюдений как можно больше. Некоторые ассоциации ворвались в сказки из обыденной жизни, например девушка-лягушка. Неудачи на любовном фронте не обходят стороной сказочников. Некоторые сведения из прошлого придется собирать по элементам. Например, древние попытки человека

    летать. В сказочном  реквизите часто упоминается ковер-самолет, а в качестве персонального летательного аппарата ведьм была в моде метла. Просматривается вариант существования древних конструкций, поднимавшихся в небо, с плоскостями и шестами. Дополняет картину колдун, взмывающий в небо расправив свою длиннющую бороду. К чему это неудобство? Остается вспомнить, что с незапамятных времен увлекались люди воздушными змеями и на Руси и в Китае и в прочих местах. Собирали их из легких прутьев, растягивающих тонкую ткань или плетение из луба. Обязательным элементом конструкции был длинный хвост, похожий на мочальную бороду. В исторических источниках первыми попытками полетов называют имитации крыльев, хотя человек попросту физически не может преодолеть силу тяжести, поскольку он гораздо слабее птиц. Упоминаются также шары, наполненные дымом. Сегодня воздушные шары в моде, но в древности были очень дороги подходящие материалы. Воздушные змеи гораздо доступнее и технологичнее, при хорошем ветре и при достаточных размерах вполне годятся для подъема людей. Обычный змей имеет привязку к земле в виде прочной бечевки. Для свободного полета надо было освоить планирование, но достижения в этой части остались для нас тайной. У предков было много причин не афишировать свой опыт парения в воздухе. От сказок нельзя сразу приступить к дельтапланам. Очевидно, что люди пытались взлететь, начиная с глубокой древности. Бывало и так, что кто-то взлетал поневоле, когда вихрь взмывал ввысь крышу или шатер, и даже оставался жив. «Крыша» на веревочке и с воздушным якорем-хвостом и есть самый старинный путь в небо. Она была в основном забавой, поскольку подъем людей слишком часто имел летальный исход.

    В русских былинах упоминается соловей-разбойник. Это персонаж стоит особняком, поскольку нуждается в авторе, знающим некоторые свойства звуковой энергии, малодоступные творческой фантазии. Кроме версии случайного совпадения фантазии с истиной надо предположить в качестве аналога библейских трубачей, рушивших стены или некий природный катаклизм, типа метеоритного дождя с нестерпимым воем и опавшей листвой. Пока нет оснований для выбора окончательной версии.

    ссылка - http://feur.ru/literatura/drevnyaya_rus.htm



    Источник: http://feur.ru/literatura/drevnyaya_rus.htm
    Категория: Творчество славянских народов | Добавил: Яковлев (17.09.2008)
    Просмотров: 844
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]