Каслинское чугунное литье
Такая художественная техника, как
литье, были освоена на Руси уже в VI-VIII вв. Литые изделия изготовляли
из золота, серебра и легкоплавких бронзовых сплавов. Большое число
найденных при раскопках украшений - заколок, подвесок, височных колец,
браслетов и перстней - говорит о высоком искусстве древних мастеров,
живших в бассейнах рек Днепра, Камы и Оки.
На ранних этапах развития
литейного дела форму для отливки получали путем оттиска готовой вещи
прямо в земле. Позже стали изготовлять восковые модели, которые
вытапливали из земляной формы. При этом прорабатывались мельчайшие
детали, стала возможной отливка изделий самой сложной объемной формы.
Художественное
литье из чугуна приобретает широкий размах в конце ХVШ века. Одним из
самых ведущих центров литейного искусства становится Урал, где на
заводах в больших количествах изготовляли решетки и детали для
архитектурных сооружений. Это было связано с развитием городского
строительства, в первую очередь Санкт-Петербурга.
В 1747 году на
восточном склоне Уральских гор купец Коробков основал плавильный и
чугунолитейный завод. Росту производства способствовали местные
природные условия. Высокое качество имели и земляные породы, из которых
готовили литейные формы. При высокой вязкости и плотности они хорошо
пропускали газы от расплавленного чугуна. Наряду с этим каслинский
чугун с большим содержанием кремния давал чрезвычайную тонкость
отливки. Это важное качество предопределило художественный профиль
литья каслинских заводов.
К концу ХУШ века в большом количестве
отливали монументальные декоративные предметы и бытовые изделия:
ажурные ограды, решетки для архитектурных сооружений. Однако
прославились каслинские литейщики изготовление мелкой скульптуры.
Владение материалом, знание декоративных и пластических возможностей
чугуна имели при этом важнейшее значение. Каслинцы славились не только
высоким качеством отливки, но и мастерской обработкой поверхности
скульптуры, скрупулезной отточенностью мельчайших ее деталей. Здесь
играл роль выбор модели в соответствии с техническими и художественными
особенностями чугуна, ведь декоративность скульптуры во многом зависит
от использования фактуры, бликов и отсветов соответствующим образом
обработанного чугуна.
Прекрасные свойства каслинской земляной смеси,
пластичность чугуна в жидком и твердость в охлажденном состоянии
позволяли мастерам прорабатывать все детали с ювелирной точностью. Как
правило, всю массу скульптуры крепили на основании в двух-трех точках.
Это создавало впечатление невесомости скульптуры и помогало цельному
восприятию силуэта.
Над чугунной скульптурой в основном трудятся
три разных специалиста - формовщик, чеканщик и специалист по окраске
готовых художественных вещей. Формовка скульптуры требует от мастера
больших знаний, мастерства и художественного вкуса. Прежде всего
готовят опоку - металлический ящик без крышки и дна. Если скульптура
имеет сложную форму, то собирают ее из нескольких опок. Каслинцы
используют главным образом литье в песчаные формы, реже прибегая к
литью по восковым моделям.
Готовую гипсовую или бронзовую модель
укладывают в опоку, наполненную смесью песка и глины. Укладывают модель
как можно плотнее, стараясь расположить ее по центру ящика. Затем,
разрезав опоку пополам, извлекают модель, после чего снова складывают
части опоки вместе и заливают через питатель образовавшуюся пустоту
металлом. Песчаную форму разрушают, и получают готовую отливку. Если
модель имеет сложную форму с резкими выступами или углублениями, то с
такой формы делают отпечатки на отдельных кусках песчаной формы,
которые потом собирают в опоках в одну целую форму. Сложность
формования состоит в том, чтобы поделить поверхность модели на
наименьшее число кусков формы, от чего во многом зависит качество
отливки. Крупные, многофигурные композиции отливают по частям
(фигурам), которые собирают в группы. Труд специалиста-формовщика -
труд творческий, он требует не только большого технического мастерства,
но и большого искусства. Стремясь к точному воспроизведению скульптуры,
мастер проникает в замысел автора, стараясь понять пластические формы
модели и сохранить их выразительность. Чугунная скульптура, как бы она
хорошо ни была отформована и отлита, выглядит еще незаконченной, ее
поверхность требует доработки. Но стоит чеканщику, применив свой
инструмент, отработать поверхность неясно выраженных мест, подчеркнуть
форму волос, глаз, а также удалить ненужные выступы и впадины, как
скульптура примет вид художественного произведения. Такие выдающиеся
каслинские мастера-чеканщики, как М.О.Глухов, Н.А.Вихляев, П.Малышкин,
Д.И.Широков и П.Козлов были не только великолепными исполнителями
деталей, но и умело решали композицию в целом. Полную законченность
каслинская скульптура приобретает после окраски. Черный цвет
органически связан с особенностями материала, с его пластическими и
цветовыми свойствами. Правильно окрасить отливку - очень большое и
важное дело. Каслинские мастера, владеющие секретом окраски изделия в
черный цвет, всегда были в почете и ценились как специалисты очень
высоко.
Постоянно общаясь с произведениями искусства, переводя их
на язык мелкой декоративной пластики, мастера создавали и
самостоятельные произведения. Среди них было много скульптурок диких и
домашних животных, пепельниц, украшенных различными сюжетами,
подчасников, полочек, прессов.
Каслинское чугунное литье
Такая художественная техника, как
литье, были освоена на Руси уже в VI-VIII вв. Литые изделия изготовляли
из золота, серебра и легкоплавких бронзовых сплавов. Большое число
найденных при раскопках украшений - заколок, подвесок, височных колец,
браслетов и перстней - говорит о высоком искусстве древних мастеров,
живших в бассейнах рек Днепра, Камы и Оки.
На ранних этапах развития
литейного дела форму для отливки получали путем оттиска готовой вещи
прямо в земле. Позже стали изготовлять восковые модели, которые
вытапливали из земляной формы. При этом прорабатывались мельчайшие
детали, стала возможной отливка изделий самой сложной объемной формы.
Художественное
литье из чугуна приобретает широкий размах в конце ХVШ века. Одним из
самых ведущих центров литейного искусства становится Урал, где на
заводах в больших количествах изготовляли решетки и детали для
архитектурных сооружений. Это было связано с развитием городского
строительства, в первую очередь Санкт-Петербурга.
В 1747 году на
восточном склоне Уральских гор купец Коробков основал плавильный и
чугунолитейный завод. Росту производства способствовали местные
природные условия. Высокое качество имели и земляные породы, из которых
готовили литейные формы. При высокой вязкости и плотности они хорошо
пропускали газы от расплавленного чугуна. Наряду с этим каслинский
чугун с большим содержанием кремния давал чрезвычайную тонкость
отливки. Это важное качество предопределило художественный профиль
литья каслинских заводов.
К концу ХУШ века в большом количестве
отливали монументальные декоративные предметы и бытовые изделия:
ажурные ограды, решетки для архитектурных сооружений. Однако
прославились каслинские литейщики изготовление мелкой скульптуры.
Владение материалом, знание декоративных и пластических возможностей
чугуна имели при этом важнейшее значение. Каслинцы славились не только
высоким качеством отливки, но и мастерской обработкой поверхности
скульптуры, скрупулезной отточенностью мельчайших ее деталей. Здесь
играл роль выбор модели в соответствии с техническими и художественными
особенностями чугуна, ведь декоративность скульптуры во многом зависит
от использования фактуры, бликов и отсветов соответствующим образом
обработанного чугуна.
Прекрасные свойства каслинской земляной смеси,
пластичность чугуна в жидком и твердость в охлажденном состоянии
позволяли мастерам прорабатывать все детали с ювелирной точностью. Как
правило, всю массу скульптуры крепили на основании в двух-трех точках.
Это создавало впечатление невесомости скульптуры и помогало цельному
восприятию силуэта.
Над чугунной скульптурой в основном трудятся
три разных специалиста - формовщик, чеканщик и специалист по окраске
готовых художественных вещей. Формовка скульптуры требует от мастера
больших знаний, мастерства и художественного вкуса. Прежде всего
готовят опоку - металлический ящик без крышки и дна. Если скульптура
имеет сложную форму, то собирают ее из нескольких опок. Каслинцы
используют главным образом литье в песчаные формы, реже прибегая к
литью по восковым моделям.
Готовую гипсовую или бронзовую модель
укладывают в опоку, наполненную смесью песка и глины. Укладывают модель
как можно плотнее, стараясь расположить ее по центру ящика. Затем,
разрезав опоку пополам, извлекают модель, после чего снова складывают
части опоки вместе и заливают через питатель образовавшуюся пустоту
металлом. Песчаную форму разрушают, и получают готовую отливку. Если
модель имеет сложную форму с резкими выступами или углублениями, то с
такой формы делают отпечатки на отдельных кусках песчаной формы,
которые потом собирают в опоках в одну целую форму. Сложность
формования состоит в том, чтобы поделить поверхность модели на
наименьшее число кусков формы, от чего во многом зависит качество
отливки. Крупные, многофигурные композиции отливают по частям
(фигурам), которые собирают в группы. Труд специалиста-формовщика -
труд творческий, он требует не только большого технического мастерства,
но и большого искусства. Стремясь к точному воспроизведению скульптуры,
мастер проникает в замысел автора, стараясь понять пластические формы
модели и сохранить их выразительность. Чугунная скульптура, как бы она
хорошо ни была отформована и отлита, выглядит еще незаконченной, ее
поверхность требует доработки. Но стоит чеканщику, применив свой
инструмент, отработать поверхность неясно выраженных мест, подчеркнуть
форму волос, глаз, а также удалить ненужные выступы и впадины, как
скульптура примет вид художественного произведения. Такие выдающиеся
каслинские мастера-чеканщики, как М.О.Глухов, Н.А.Вихляев, П.Малышкин,
Д.И.Широков и П.Козлов были не только великолепными исполнителями
деталей, но и умело решали композицию в целом. Полную законченность
каслинская скульптура приобретает после окраски. Черный цвет
органически связан с особенностями материала, с его пластическими и
цветовыми свойствами. Правильно окрасить отливку - очень большое и
важное дело. Каслинские мастера, владеющие секретом окраски изделия в
черный цвет, всегда были в почете и ценились как специалисты очень
высоко.
Постоянно общаясь с произведениями искусства, переводя их
на язык мелкой декоративной пластики, мастера создавали и
самостоятельные произведения. Среди них было много скульптурок диких и
домашних животных, пепельниц, украшенных различными сюжетами,
подчасников, полочек, прессов.
ссылка - http://gift-goods.net/syvenir326.html