Русские дворянские
усадьбы
Введение
Культура
русского дворянства является частью русской национальной культуры. Как писал в
своих воспоминаниях известный литератор первой половины ХIХ века В.А.Сологуб
"... всякое государство должно иметь свой высший общественный слой,
основанный на заслугах, таланте и достатке." В Российской империи он
существовал в лице дворянства.
Дворянство
в России довольно долгое время считалось "первенствующим сословием."
Оно зародилось в ХII веке и, развиваясь, своего расцвета достигло в ХVII -
первой половине ХIХ века. Дворянство различалось между собой по происхождению-
"родовитости", богатству, образованности. Богатое дворянство к ХIХ
веку являлось крупным землевладельцем, обладало крепостными крестьянами,
властью. Это был высший слой - аристократическая часть Российского государства.
Русская аристократия не была однородна по-своему происхождению. Это были и
потомки феодальной землевладельческой знати: Голицыны, Барятинские,
Долгоруковы, Гагарины и др., и потомки царских приближенных, и известных
государственных деятелей: Меншиковы, Орловы, Воронцовы, Адлерберги и др. Сюда
вошли представители других зачастую непривилигированных сословий: Демидовы, Лазаревы,
Осокины, Турчаниновы, Строгановы.
Согласно
"Своду законов Российской империи": потомственное дворянство делилось
на 6 разрядов:
1)
дворянство жалованное или действительное;
2)
дворянство военное;
3)
дворянство, приобретенное за получение чина или ордена;
4)
иностранные дворянские роды;
5)
титулованное дворянство;
6)
древние благородные роды (нетитулованные)
К началу
ХХ века только титулованных дворянских родов числилось более 830 (около 250
русских князей; 310 графов; 3 маркиза; 1 герцог). Богатого дворянства в России
было немного, основная масса русского дворянства была средним и даже бедным.
Значительная часть дворян не владела ни землей, ни крепостными. Среднее и
бедное дворянство все служило. Чаще это были личные дворяне. К личным дворянам
примыкали чиновники. Дворянами были учителя гимназий, архитекторы, художники,
врачи и инженеры, писатели и поэты. Исследователь русского дворянства прошлого
столетия Г.А.Евреинов писал о совпадении понятий интеллигент и дворянин. Он
подчеркивал, что понятия дворянина, военнослужащего, чиновника, землевладельца
и образованного человека почти совпадают, поэтому почти все дворянское сословие
состояло из просвещенных людей России. Дворянство сотни лет являлось служилым
сословием и именно из его представителей прежде всего комплектовались ряды
военачальников, ученых, государственных и политических деятелей, людей
культуры. Русский писатель ХIХ века П.Д.Боборыкин отмечал, что русское барство -
российское дворянство было главным носителем образованности вплоть до второй
половины ХIХ века. Являясь самым богатым, влиятельным и образованным сословием,
русское дворянство ХIХ века внесло большой вклад в развитие русской
национальной культуры.
Одной из
частей дворянской культуры является усадебная культура. Дворянская усадебная
культура - это сложное многоплановое явление русской культуры. Усадебная
культура многообразна.
Это и
культура аристократических дворянских кругов, культура передовой дворянской и
крепостной интеллигенции и часть народной культуры. На протяжении нескольких
веков дворянские усадьбы выполняли несколько функций:
- они
фактически являлись организаторами сельского производства;
- были
центрами экономического и культурного развития значительных территорий;
-
архитектурные ансамбли усадеб, хозяйственные постройки, парки, пруды, кладбища,
часовни, церкви, своим существованием оказывали огромное влияние на окружающих;
- в
провинциальные дворянские усадьбы привносилась культура и быт столичных
городов. Музыка, живопись, театр, библиотеки, коллекции старинных вещей и
редких растений становились неотъемлемой частью дворянских усадеб;
-
дворянские усадьбы располагали к творчеству, сочинительству. В них воспитывался
цвет русской интеллигенции XVIII-XIX.
Огромная
часть выдающихся людей России XVIII-XIX принадлежали к дворянству. Из знатных
дворянских родов вышли: Баратынский Е.А., Батюшков К.Н., Вяземский П.А.,
Грибоедов А.С., Герцен А.И., Одоевский А.И., Огарев Н.П., Радищев А.Н., Толстой
А.К., Тургенев И.С., Тютчев Ф.И.
Из
средних и бедных дворян вышли: Гоголь Н.В., Григорович Д.В., Карамзин Н.М.,
Крылов И.А., Толстой Л.Н., Некрасов Н.А., Пушкин А.С., Жуковский В.А.
Описание
усадеб даны в мемуарах, литературных произведениях. Свое отношение к усадьбе
Л.Н.Толстой выразил следующими словами: "Без своей Ясной Поляны я трудно
могу представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной поляны, я может быть,
яснее вижу общие законы, необходимые для моего Отечества, но я не буду до
пристрастия любить его".
Неповторимая
атмосфера усадьбы сформировала мироощущение не одного поколения дворян. Любовь
к природе, прививаемая с самого детства, вырастала до любви к Отечеству. В
усадьбах прошли детские годы Чаадаева, Оболенского, Бестужева-Рюшина,
Лермонтова... Они созревали как личности в условиях усадебного быта и в
последствии всю жизнь были связаны с этим бытом. Дворянские усадьбы являлись не
только прекрасными архитектурными сооружениями, часто они являлись центрами
ремесла, народного творчества, являлись центром культуры в тех местах, где
располагались.
Усадьбы
возникают в конце XVI - начале XVII вв. Своего расцвета они достигают во 2-ой
пол. XVIII - 1-ой пол. XIX вв. Это было связано с рядом социально-экономических
и политических факторов:
-
дворянство становилось опорой абсолютной монархии в центрах и на местах.
Усадьба в XVIII в. являлась как бы первичной ячейкой дворянской администрации,
особенно при Екатерине II;
-
являясь крупным землевладельцем и обладая монопольным правом на владение
крепостными крестьянами, дворянство становилось самым богатым классам;
- с
XVIII века дворянство становится самым образованным, благовоспитанным
сословием.
Имея
огромные богатства, высокий уровень образования, освобождения Петром III от
обязательной воинской службы, дворянство, особенно аристократия, могли создать
себе целостные усадебные ансамбли, в которых присутствовал целый "букет
искусств": архитектура, живопись, скульптура... Часто в усадьбе текла
богатая духовная жизнь. С самого своего рождения усадьбы выделялись своими
архитектурными постройками, планировкой, особым бытом. Усадьба складывалась в
крепко спаянный архитектурный ансамбль, состоящий из комплекса жилых зданий,
садово-парковых устройств и целого ряда хозяйственных строений. Усадьба глубоко
входила в быт дворянского общества и становилась наиболее распространенной
формой как загородного, так и городского строительства. Особенно большой размах
строительство усадеб получило в конце XVIII - начале XIX века. Наиболее
распространены были дворянские усадьбы в Подмосковье, пригородах Петербурга и в
центральной части России. Главным местом сосредоточения дворянских усадеб было
Подмосковье. Уже современники отмечали, что никакой другой город Российской
империи не сможет сравниться по числу усадеб в его окрестностях с Москвой. К
концу XVIII Москва была сосредоточением отживающего знатного дворянства,
издревле имевшего здесь родовые вотчины.
Многие
из дворян, сторонясь суеты столицы, также предпочитали жить в Москве и ее
окрестностях. Здесь жило опальное оппозиционное дворянство, вельможи. О многих
ранее существовавших вокруг Москвы усадьбах до нас дошли только скудные
сведения. Самыми известными подмосковными усадьбами-дворцами были: Кусково и
Останкино князей Шереметьевых, Архангелькое князей Юсуповых. Были широко
известны подмосковные усадьбы: Введенское, Ярополец, Никольское-Гагарино,
Средниково, Ольгово, Обольяниново, Горки, Галицино, Константиново, Суханово,
Кузьминки.
Дворянские
усадьбы подразделялись по богатству, роскоши, назначению на царские
(императорские) и аристократические усадьбы - дворцы, (например, в Подмосковье
- Кусково, Останкино, Архангельское, Измайлово; под Петербургом- Петергоф,
Царское село, Гатчина, Павловск) и усадьбы крупного, среднего и мелкого
дворянства. Они различались между собой по размерам, планировке, бытовым
укладам.
Дворцы-усадьбы
окружали обе столицы. Общее для них было - богатство, великолепие, планировка
усадеб. Их обустройство зависело от моды, особенностей архитектурных стилей
того времени, вкусов своих владельцев. Московские усадьбы отличались
разнообразием, на них оказала влияние широта мест. В Петербургских усадьбах
больше присутствовало единообразие размеренных участков.
Важной
составной частью дворянской усадьбой культуры были сады и парки. Часто они
занимали большую площадь и объединялись с прилежащими к ним рощами и лесами. В
зависимости от местных условий парк располагался с трех, с двух, либо с 1
стороны. Иногда он окружал усадьбу. Каждый усадебный парк был тесно связан с
жизнью своего владельца, своеобразен, нес в себе какие-то особенности вкусов,
взглядов своего создателя. В зависимости от времени в России создавались
различные по планировке усадебные парки. Здесь Россия шла за Западом. В XVIII
веке преобладали так называемые "французские парки". В основе плана
здесь лежала рациональная схема, четкая геометрическая система расположения
аллей. Аллеи играли важную роль при создании парков. Система аллей помогала
ориентироваться в усадебном комплексе. Аллеи направляли внимание человека на
архитектурные сооружения: павильоны, беседки, водоемы.
В конце
XVIII- начале XIX века появляются пейзажные парки (английские), в них вносится
романтическая черта, их фоном служит естественный окружающий комфорт. В парке
устраиваются руины, гроты, всевозможные сюрпризы. Часто планировка парков
сочетала в себе элементы регулярных и пейзажных парков. В парке устраивались
гуляния, фейерверки, театральные представления, катание по искусственным прудам
и каналам.
В
дворянских усадьбах текла богатая духовная жизнь. Природа, архитектура - вся
обстановка располагали к творчеству. Так усадьбу Остафьева с легкой руки
Пушкина стали называть "Русским парнасом". В разные времена здесь
бывали, а иные и подолгу жили: И.И.Дмитриев, К.Н.Батюшков, В.А.Жуковский,
Е.А.Баратынский, А.С.Грибоедов, Д.В.Давыдов, Н.В.Гоголь, А.С.Пушкин... Карамзин
писал в Остафьеве "Историю государства Российского". Не раз навещал
своего друга, хозяина усадьбы поэта П.А.Вяземского А.С.Пушкин. В Остафьеве
переплетались судьбы, связи, имена, которые делали это место священным. В
память об этих именах здесь в 1911 Карамзину был поставлен памятник; в 1913
были поставлены памятники Пушкину, Вяземскому, Жуковскому. В богатых дворянских
усадьбах создалась особая атмосфера интереса к искусству, художествам,
собиранию, коллекционированию.
Ценными
художественными коллекциями обладали многие вельможи: А.С.Строганов,
Н.Б.Юсупов, И.И.Шувалов, Шереметьевы, Д.А.Голицын. Некоторые из них
поддерживали личное знакомство с крупными художниками, пополняя их
произведениями свои собрания. Художественные собрания являлись предметом
гордости, щегольства. Произведения живописи, скульптуры, гравюры заполняли залы
усадебных и городских домов... Особое предпочтение в интерьерах отдавалось
живописи (портретам). У многих крупных, да и средних владельцев усадеб имелись
большие книжные собрания:
-
Разумовский в имении Яготин Полтавской губернии построил специальное здание для
своей библиотеки, которая насчитывала 40 тыс. томов;
- у
Шереметьевых, кроме библиотеки в Останкино, где было много книг по музыке, нот,
книг по театру, имелась специальная охотничья библиотека в 3 тыс. томов в
Вощажникове Ивановской губернии;
- у
Вяземских в Остафьеве было более 22 тыс. томов.
Усадьбы
были также местом праздников и развлечений. Праздники давали возможность
завести и поддерживать нужные знакомства, имели воспитательное значение для
молодежи. К его подготовке относились серьезно. Праздники посвящались
определенным семейным событиям, датам. Проводились по специальным программам.
Продолжались 2-3 дня, иногда недели. Для игры в усадьбе специально отводился
определенный участок, точнее, аллея игр. В ней размещались карусели, качели
разных видов. Подмосковные усадьбы летом - это царство полное песен, музыки,
театральных представлений, игр, веселья. Особым развлечением был крепостной
театр. Судьба крепостного театра в Подмосковной усадьбе - это сложная
драматическая история. Судьба крепостного актера стала темой многих
произведений русской литературы. Хозяин награждал артистов фамилиями:
Жемчугова, Гранатова, Хрусталева, Бирюзова. Особенно славились театры
Шереметьева в Кускове, Галицына в Нескучном, Дурасова в Люблине. Репертуар
усадебных театров составлялся из специально написанных пьес. В усадебном
спектакле сливалось несколько жанров: балет, опера, драма, да и само
театральное представление сливалось с общим праздником. Со второй пол. XVIII
века получили распространение воздушные или зеленые театры. Они помещались в
глубине сада и гости приобщались к действиям. В программу праздников крупных
дворянских усадеб входили театральные представления домашних трупп. Театры
Шереметьева, Орлова, Воронцова, Разумовского, Голицына отличались высоким
уровнем технического устройства, репертуара, исполнительского мастерства
актеров. Самая большая труппа была у Шереметьева, который организовал свой
театр в 1778 г., его труппа насчитывала 115 человек.
Любимым
и страстным увлечением жителей усадеб была охота. У крупных помещиков имелись
огромные псарни, в которых содержалось до 100 и более собак. Для псарен в
усадьбах сооружались специальные здания, так в Кускове "Охотничий
дом" представлял собой 2-х этажное здание в готическом стиле. Выход на
охоту обставлялся чрезвычайно празднично и торжественно. Участвовать в ней
приглашалось множество гостей. Такие поездки продолжались иногда по 2-3 недели.
С музыкой, с песенниками, плясунами и с великим запасом вина.
Немало
дворянских усадеб было расположено и в Пензенском крае. Дворянские усадьбы
появились в Пензенском крае во второй пол. XVII века, особенно бурное
строительство усадеб происходило в последней трети XVIII века. Здесь были
усадьбы представителей виднейших дворянских родов России: Шереметьевых,
Долгоруковых, Шаховских, Апраксиных, Воронцовых, Голицыных. В дворянских
усадьбах Пензенского края воспитывались А.Радищев и М.Лермонтов, писатель
М.Н.Загоскин, мемуарист Ф.Ф.Вигель, врач Г.А.Захарьин, военачальник
М.Н.Тухачевский. К сожалению, усадеб осталось очень немного, в основном они
разорены, разрушены.
Средневековые
усадьбы ("двор вотчинника" или "двор помещика"),
представляли собой хозяйственный и жилой комплекс, для которого было
характерно: естественное сочетание построек и ландшафта; живописность и
нерегулярность планировочного решения; замкнутость и компактность основного
ядра усадьбы; разнообразие архитектурных объемов, возводимых самостоятельно и присоединяемых
к первоначальному сенями, переходами и гульбищами; пренебрежение к
художественному облику многочисленных служебных и хозяйственных построек.
Главным украшением и художественной доминантой богатой усадьбы, "родовой
круговины" или всей вотчины в целом являлись не причудливые хоромы
владельца, а нарядный каменный храм, выражавший духовные поиски и устремления
средневекового человека, его попытку понять и свести воедино всю многоликость
окружающего мира. Подобные усадьбы традиционного типа сохранялись в губернии,
видимо, вплоть до 1780-х годов. Сельские дворянские усадьбы европейского типа,
представлявшие собой единый жилой, хозяйственный и художественный комплекс,
появились во Владимирском крае уже в первой половине XVIII столетия. Ранняя из
них - усадьба Салтыковых (Черкутино) была выстроена уже в 1730-х годах.
Симметричная, уравновешенная, открытая окружающему пространству планировочная
композиция подобных усадеб, их "изрядная" архитектура
свидетельствовали о кардинальном изменении вкусов столичного дворянства и
постепенном проникновении в провинцию художественных форм
"петровского" и "аннинского" барокко, связанных с
плоскостным барочным декором и творческой интерпретацией древнерусских и
раннепетровских композиционных схем. Редкие в крае середины XVIII века подобные
усадьбы или даже отдельные усадебные постройки в новой "манере"
(например, усадебные храмы) служили престижу владельца имения, показывали
степень его близости к столичному обществу и отражали его отношение к
европейским культурным ценностям. В целом усадебное строительство Владимирского
края середины XVIII века характеризуется смешением традиционных вкусов и
столичных новаций, многообразием художественных принципов, разностильем
архитектуры, и наконец, отсутствием у провинциального дворянства единого
художественного мировосприятия, закрепленного в общепринятых архитектурных
правилах и строительной практике. Однако в это время его основная тенденция уже
четко определилась - традиционные усадьбы в имениях провинциального дворянства
постепенно уступали место усадебным комплексам европейского типа.
Манифест
18 февраля 1762 года, предоставивший "всему российскому благородному
дворянству вольности и свободы", закрепил за помещиками право выбора между
службой и отставкой, дал им возможность стать "сельскими жителями" -
местными администраторами и образцовыми хозяевами своих имений. Под влиянием
идей французского Просвещения во второй половине XVIII века в различных кругах
дворянства широко распространились представления о земледелии как "предмете
нужном, обширном, важном и приятном", о пользе деревенского образа жизни и
занятии "Художествами", из которых главными признавались четыре:
"Токарное, Лепное и Живописное с Архитектурою". В повседневной жизни
дворянства модные взгляды в духе "философии сельской жизни" получили
свое воплощение в усадебном строительстве, за двадцать-тридцать лет охватившем
территорию практически всей Европейской России. В сознании дворянства второй
половины XVIII - начала XIX веков сельская усадьба олицетворяла собой
"прибежище истиннаго покоя, добродетелей и чистого счастия", воспринималась
как место, где "просвещенный помещик" мог быть "примечателем,
философом, вертоградарам, земледельцем". В это время обустройство своих
имений и усадеб стало одним из важнейших занятий дворянства, а для некоторых из
них - и главной целью жизни. В силу этого художественное дилетантство,
коллекционирование, меценатство, увлечение архитектурно-строительным делом,
интерес к садоводству и ландшафтному проектированию оказались характерными
чертами помещичьего быта второй половины XVIII - начала XIX веков. В это время
основательное изучение архитектуры и искусства стало обязательной частью
дворянского воспитания, поскольку "человеку светскому пристало иметь
настоящее знание их и хороший вкус". Истинный же вкус в представлениях той
эпохи всегда противопоставлялся моде, слепо следуя которой лишь "рождаем
не натуральных, переменчивых и скаредных уродов" особое влияние на
художественные представления и поведение усадебных устроителей, оказали
архитектурные работы популярных в дворянских кругах последней четверти XVIII -
начала XIX веков М.Е.Головина, Н.П. Осипова, И. Лема, Н. Иванова, Ф. Куантеро,
В.А. Левшина, И.Ляликова, И.-Г. Громана и Н. Ефремова, а также рекомендации
"землеведов", членов Вольного экономического общества и
корреспондентов "Экономического магазина"- А.Т. Болотова, И.М.Комова,
П.И. Рычкова или М. Муромцева. Из подобных сочинений любой "сельский
житель" мог почерпнуть сведения об архитектуре "древних и нынешнего
времени разнонародных зданий" Египта и Вавилона, Персии и Америки, Китая и
Турции, различных европейских стран. В них он мог найти не только всевозможные
типы усадебных построек - домов, замков, храмов, часовен, Эрмитажей,
павильонов, беседок, киосков, гротов, руин, хижин, шале, мостов, виадуков,
псарен, конюшен, скотных дворов, менажерий, риг, но и их стилистические
вариации в духе палладианства и неоготики, шинуазри и тюркери. Такие сочинения,
с одной стороны, способствовали воспитанию у провинциальных помещиков хорошего
художественного вкуса, а с другой, по ним любой "сельский житель" мог
легко выстроить себе господский дом, церковь и служебные здания, разбить парк,
развести сады и огороды, распланировать имение наилучшим образом, исходя из
"манеры", личных пристрастий и материального достатка. Единство
представленных в таких сочинениях взглядов на обустройство сельской
"порядочной" усадьбы может рассматриваться как своеобразная концепция
усадебного строительства, рассчитанная, в основном, на помещиков "средней
руки". Однако она была вполне приемлема и для более широких слоев
дворянства, конечно с учетом определенных поправок на их финансовые и
художественные возможности. Согласно этой концепции "порядочная"
усадьба воспринималась "сельскими жителями" как единый жилой,
хозяйственный и художественный комплекс, воплощавший в себе мир гармоничного
сосуществования человека и "Натуры", школу воспитания творческой души
и приют личного счастья каждого ее обитателя от младенчества до самой смерти.
Подобной усадьбе в идеале отводилось среди ландшафта "место возвышенное, с
красивыми дальновидностями, и такое с которого бы можно обозревать все части
своих полей." Исходя из хозяйственных и художественных соображений, в ее
состав признавалось необходимым включать: "господский дом",
"поварню", "пекарню", "погребок для хранения зеленей и
корней поваренных", '"чулан к хранению мяс", "погребок для
молочных сборов", "баню", "жилые покои для приказчика,
конюхов, скотников и других рабочих людей", "конюшни",
"хлева", "овчарники", "свиные закуты",
"голубятню", "курятники", "сараи",
"анбары", "сарай каретной", "винницу",
"пивоварню", "ледник", "житницы",
"ригу", "гумно", "дровяной сарай", "пуни для
соломы", "оранжереи", "теплицы", "парники",
"грунтовой сарай", и т.п., а также обширный сад, разделенный на
четыре части, т.е. "овощник", "сад плодовитый", "сад
цветочный" и "увеселительный лесочек". Основными принципами
размещения многочисленных и разнообразных построек усадьбы в ее планировочной и
объемно-пространственной структуре были объявлены "четыре вещи: простота,
правильность, соответствие частей усадьбы и небольшие издержки". При этом
утверждалось, что "строение, местоположение и соразмерность зданий должны
быть определяемы с точностью по мере величины дачи, равно как по свойствам и
качеству произведений оныя". Главной художественной доминантой усадьбы
признавался господский дом с необходимыми к нему службами и парадным двором.
Наиболее выгодным и удобным для "сельских жителей" считался
"маленькой каменной дом" (или деревянный "под камень"),
который рекомендовалось строить в "полтора этажа, нижней маленькой с
сводами, а верхней настоящей для хозяйского пребывания с накатными
потолками". В нижнем этаже такого дома советовали размещать "кладовую
комнату", "сухой погреб для вин", "кухню с приспешнею",
две комнаты "для житья служителям или мастеровым женатым и холостым"
и "передние сени" с лестницей наверх, во втором - сени с лестницей
под "крышку", "прихожую из которой ход в столовую или зал, а на
стороне в простенке буфет, предспальню, спальню, детскую, девичью, просторный
гардероб или верхнюю кладовую и задние сени с лестницею, как вниз, так и
вверх". Под "крышкою" целесообразным признавалось устраивать два
дополнительных помещения: одно - для мужчин, другое - для женщин. Более
состоятельным помещикам рекомендовалось возводить каменные двух-трехэтажные
"большие дома" с "французским расположением" комнат, т.е.
апартаментами, которые могли предназначаться "или для фамилии, или для
гостей, или для великолепия". Кроме того, таким помещикам советовали
заводить в усадьбах школы для обучения деревенских ребят ремеслу и богадельни
для престарелых или больных крепостных крестьян и дворовых, а также устраивать
усадебные храмы.
Ссылка -
http://referat.students.ru; http://www.referats.net; http://www.referats.com
Источник: http://referat.students.ru; http://www.referats.net; http://www.referats.com |