Информационный сайт ru-mo
ru-mo
Меню сайта

  • Категории каталога
    Болезни и симптомы [38]
    Лечение и реабилитация [23]
    Защита от болезней [24]
    Влияние внешней среды на организм [31]
    Психическое здоровье [23]
    Культура движения [30]
    Культура дыхания [13]
    Культура питания [16]
    Внутренняя среда организма [33]
    Жизнь клетки [12]
    Традиционные лекарственные растения России [12]
    Старение человека [5]

    Форма входа

    Поиск

    Друзья сайта


    Приветствую Вас, Гость · RSS 28.03.2024, 21:32

    Главная » Статьи » Культура здоровья » Психическое здоровье

    «Стресс»

    «Стресс»

    Ильин Александр Олегович

    1. Вступление.

    Распространенная в начале века фраза «все болезни от нервов» в наши днитрансформировалась – «все болезни от стрессов».
    По данным Всемирной организации здравоохранения 45% всех заболеванийсвязанно со стрессом, причем некоторые специалисты считают, что эта цифра в
    2 раза больше. По данным исследования, проведенного в СССР в восьмидесятыегоды, 30-50% посетителей поликлиник – это практически здоровые люди,нуждающиеся лишь в улучшение эмоционального состояния.
    Немногим лучше обстоят дела и в развитых, относительно стабильныхстранах дальнего зарубежья. К примеру, по материал американского журнала
    «Психология сегодня» от стрессов страдают примерно 40% японских учителей,пятая часть рабочих Великобритании, 45% наемных рабочих США. Частые жалобыпри этом – депрессия и тревога, головные боли.
    В тоже время автор учения о стрессе Ганс Селье считает, что стрессможет быть и полезен, повышая силы организма, даже называет его «остройприправой к повседневной пище жизни», утверждая, что лишь в определенныхусловиях стресс становиться болезнетворным. Наверное, каждый из нас можетнайти среди своих знакомых тех, кто сохраняет хорошее здоровье,жизнерадостность и отзывчивость, несмотря на беспрерывные, многочисленныестрессы. В тоже время, есть и другие – болезненные и недоверчивые, хотястрессов избегают и живут вроде без напряжений.
    Может быть, стресс иногда не только вреден, но даже полезен? Какововлияние стресса на человеческий организм? В чем причины стресса и каковыего следствия? На эти и ряд других вопросов я и попытаюсь ответить в своемреферате.

    2. Что такое стресс.
    Стресс – состояние напряжения, возникающее при несоответствииприспособительных возможностей величине действующей на человека нагрузки,вызывающее активацию и перестройку адаптивных ресурсов психики и организма.
    Слово "стресс" пришло к нам из английского языка и в переводе означает
    "нажим, давление, напряжение". Первым дал определение стресса канадскийфизиолог Ганс Селье в 1936 году. Стрессу свойственны множественныеизменения в организме и личности. Ведущей психологической характеристикойстресса выступает напряжение.
    Напряжение сопровождается изменением интенсивности многих процессов ворганизме и психике в сторону повышения или понижения. Направление сдвигаинтенсивности – одна из характеристик индивидуальности. Например, убольшинства людей возрастает сила эмоции, но у людей тревожных,впечатлительных, ранимых, обидчивых может исчезнуть обычный эмоциональныйфон, притупятся чувства к близким, живой отклик на окружающее, напроизведения искусства, природу и т.д. Память и мышление функционируют, номысли и образы тусклы, протекают без эмоционального сопровождения, поэтомучеловеку кажется, что в памяти ничего не хранится. Мысли проходятбесследно, в рассуждениях нет ощущения законченности. Может произойтиподъем активности или появиться торможение, сопровождаемое чувствомусталости, вялости.
    Связь между физическими и психическими расстройствами часто либо неосознается, либо осознается с опозданием. Человек может ощущать некоторыйдискомфорт, не осознавая, что его состояние является стрессовым. Полнееосознать стресс часто мешают защитные механизмы личности.
    Ганс Селье в последнем периоде своей научной деятельности разделилстресс на эвстресс (эустресс) – «хороший», конструктивный и дистресс –вредный, деструктивный. Эвстресс оказывает положительное влияние надеятельность. Дистресс производит разрушительное действие в организмеличности. Дистресс вызывает адаптационную активность, но даже если ирасширяет адаптивные возможности, то часто одновременно тормозит развитиечеловека, мешает достижению далеких и близких целей; может вести кистощению сил, например, в том случае, если резерва сил для даннойстрессовой ситуации недостаточно.
    Стрессы также разделяются на кратковременные (острые) и затяжные
    (хронические).

    3. Признаки стресса.
    3.1 Признаки острого (кратковременного) стресса.
    Телесные проявления: изменение частоты сердцебиения, поверхностноедыхание, ускорение ритма дыхания. При повышении напряжения краснеет илибледнеет кожа лица и шеи, увлажняются ладони, расширяются зрачки,повышается или понижается активность некоторых желез внешней секреции
    (слюнных, потовых).
    Поведенческие проявления: изменение мимики, тембра голоса и интонаций,скорости, силы и координации движений. Сжатие губ, напряжение жевательныхмышц. Грустный, унылый или обеспокоенный взгляд. Двигательное беспокойствои частая смена поз, или, наоборот, - пассивность, заторможенность, вялостьв движения.
    Переживание напряжения у некоторых людей даже в очень ответственныемоменты может не иметь соответствующего выражения во внешнем облике иповеденческих проявлениях. Человек может отрицать у себя чувство тревоги истраха, показывать внешне ровное, спокойное поведение, расслабленность ираскрепощенность. Попытки такого преодоления могут наблюдаться у тех, ктонамеренно пытается скрыть свои переживания, например, у стеснительныхлюдей. Отрицание напряжения может быть и у тех, кто неспособен к анализусвоего психического состояния, не имеет никаких навыков самообладания.


    3.2 Признаки затяжного (хронического) стресса.
    К наиболее частым проявлениям относятся следующие:
    - ощущение потери контроля над собой;
    - недостаточно организованная деятельность (рассеянность, принятиеошибочных решений, суетливость…);
    - вялость, апатия, повышенная утомленность;
    - расстройство сна (в том числе, более долгое засыпание, ранеепробуждение).
    Для обнаружения стресса стоит учесть и другие его симптомы, такие как:
    - раздражительность, снижение настроения (придирчивость, необоснованнаякритичность…);
    - повышенный аппетит;
    - увеличившееся количество выпитого алкоголя;
    - увеличившееся потребление психоактивных средств (успокоительных,стимулирующих…);
    - расстройства половой функции;
    - неблагополучное физическое состояние (головная боль, боли в мышцах,спине, изжога, повышение давления…).


    4. Причины стрессов.
    Наиболее частыми средовыми и ситуационными причинами стресса являютсяследующие:
    1. Влияние окружающей среды (шум, загрязнения, жара, холод...).
    Интересный факт: Оказывается, тишина тоже имеет свойство раздражать.
    Сотрудники бюро по контрактам Телевизионного центра «Би-би-си» в Уайт Сити,
    Западный Лондон, пожаловались, что в их новых офисах слишком тихо и любойнеожиданный звук, например телефонный звонок, сразу лишает их возможностисосредоточиться. Консультант по шумам из Гринвичского университетапосоветовал установить в офисах «бормочущие автоматы», которые будутсоздавать шумовой фон и изгонят тишину. «Би-би-си» объявила, что судовольствием приобретет автоматы с «консервированными шумами», которые ужеокрестили «болтушками».
    2. Нагрузки (повышенной интенсивности):
    - физические (мышечные);
    - физиологические (болезнь, расстройство, травма, беременность);
    - информационные (чрезмерный объем информации, которую нужно воспринять,запомнить);
    - эмоциональные (нагрузки, превышающие комфортный для индивида уровеньэмоционального насыщения);
    - рабочие (значительные изменения на работе, трудности и конфликты втрудовой среде);
    3. Монотония в трудовой деятельности, в эмоциональных контактах.
    4. Повседневные раздражители: отсутствие необходимых удобств, мелкие ссорыс окружающими, дискомфортная психологическая атмосфера в общественномтранспорте, затянувшиеся ожидания.
    5. Отсутствие привычных, желаемых социальных связей, социальная изоляцияили депривация, нарушение эмоционально значимых межличностных отношений.
    6. Тяжелые жизненные ситуации: болезни, смерть близких людей, трудности,переживаемые близкими, потеря (или угроза потери) работы, стремительныеизменения условий жизни.
    7. Переломные этапы жизни: свадьба, развод, рождение детей, уход детей издома, начало или окончание обучения, ситуации конкурса или испытания, новаяработа, выход на пенсию, новое место проживания.
    8. Материальная необеспеченность.
    9. Ситуации неопределенности, ситуации конкретной угрозы.

    Ученые Т. Холмс и Р. Рейх на основе многолетних исследований составилиперечень наиболее частых перемен в жизни, вызывающих стресс. Некоторые изних приведены ниже. Последовательность в этом списке определяется наосновании эмоциональной значимости каждого события.

    Таблица №1.
    |Событие жизни |Единица значимости |
    |1. Смерть супруга (супруги) |100 |
    |2. Развод |73 |
    |3. Разрыв с партнером |65 |
    |4. Отбывание наказания в тюрьме |63 |
    |5. Смерть близкого родственника |63 |
    |6. Травма или болезнь |53 |
    |7. Уход на пенсию |45 |
    |8. Болезнь члена семьи |44 |
    |9. Смена места работы |36 |
    |10. Растущие долги |30 |
    |11. Конфликты с начальством |23 |
    |12. Нарушение сна |16 |
    |13. Штраф за нарушение правил уличного |12 |
    |движения | |

    Как видно из таблицы, наиболее опасны для человека интенсивныепсихотравмирующие события, обусловленные потерей очень близких людей.
    Особую проблему представляет городская среда (плотность населения,напряженное дорожное движение, шум и другие экологические неблагополучия).
    К числу механизмов защиты от ее стрессогенного воздействия относят аутизм
    (уход в себя, отгороженность от внешнего мира, потеря эмоциональногоконтакта с окружающими), депрессию, употребление наркотиков. Изучениесредовых стрессоров (неблагоприятных факторов) на выборках горожан в Индиии Америке выявило сходные результаты. Фактор перенаселенности оказалсяведущим, более сильным, чем остальные стрессоры. Он усугубляет патогенноевоздействие острых социальных стрессоров на психику человека.

    5. Реакция человеческого организма на стресс.
    1. Стрессоры вызывают реакцию стресса, т.е. человек сознательно илиподсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затемнаступает выравнивание, или адаптация (в науке употребляется английскийтермин GAS – General Adaptation Syndrom). Человек либо обретает равновесиев создавшейся ситуации, и стресс не дает никаких последствий, либо неадаптируется к ней – это так называемая мал-адаптация (плохая адаптация).
    Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физическиеотклонения. Иными словами, стресс либо достаточно долго продолжается, либовозникает довольно часто. Причем частые стрессы способны привести кистощению адаптационной защитной системы организма, что, в свою очередь,может стать причиной психосоматических заболеваний.

    2. Пассивность. Она проявляется у человека, адаптационный резервкоторого недостаточен, и организм не способен эффективно противостоятьстрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Нотакая стрессовая реакция может быть преходящей.
    Две другие реакции активные и подчинены воли человека.

    3. Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности инаходит что-то более полезное и подходящее для достижения душевногоравновесия, способствующее улучшению состояния здоровья (спорт, музыка,работа в саду или огороде, коллекционирование и т.п.)

    4. Активная релаксация (расслабление), которая повышает природнуюадаптацию человеческого организма – как психическую, так и физическую. Этареакция наиболее действенная.
    В нормальных условиях, в ответ на стресс у человека возникает состояниетревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активномудействию: атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется ворганизме всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс – дажетогда, когда не происходит никакого физического действия. Импульсавтоматической реакции может быть потенциально небезопасен и приводиторганизм в состояние высшей готовности. Сердце начинает биться учащенно,повышается кровяное давление, мышцы напрягаются – вы готовы обороняться.
    Вне зависимости от того, серьезна опасность (угроза жизни, физическоенасилие) или не очень (словесное оскорбление), в организме возникаеттревога и в ответ на нее – готовность противостоять. В большинстве случаеввы не нападаете и не бежите, как первобытный человек, но ваша нервнаясистема функционирует точно так же, как у далекого предка.
    Меняются времена, и возникают новые стрессовые ситуации – это пришлосьиспытать практически каждому из нас. Возьмем самый простой пример: у васвозник конфликт с начальником. Ситуация стандартная – вы бы рады сделатьто, что от вас хотят, но у вас ничего не получается. Вы напрягаетесь,мобилизуете все свои внутренние резервы, большое количество энергии. Всоздавшейся ситуации энергия расходуется как на попытку выполнитьпоручение, так и на преодоление автоматической естественной реакции на
    «давление» свыше. Нарастают внутреннее напряжение, злость, проявляетсястрах, учащаются сердцебиение и пульс. Иными словами наступает стресс...
    То же самое происходит и при домашних неурядицах. Если в эти мгновениявам удастся увидеть себя в зеркале, то обратите внимание, какая злобнаягримаса исказила ваше лицо: губы сжаты, уголки рта опущены, все мышцы всудорожном напряжении – не лицо, а застывшая маска. Вам требуется всебольше энергии, чтобы овладеть сложившейся ситуацией и приступить кдействию, к которому вынуждает домашний конфликт. И как результат этого –состояние стресса.


    6. Борьба или бегство – механизм реакции тревоги.
    В 1935 году американский физиолог Уолтер Кеннон впервые определилреакцию тревоги как реакцию борьбы или бегства. Или, выражаясьматематическим языком, реакция А или В.
    Информация реакции тревоги через органы чувств поступает в мозг, гдеимеется важная «ретрансляционная станция» – гипоталамус. В течение долейсекунды информация через нервные окончания симпатической нервной системыпередается в надпочечники. Получив сигнал «SOS», этот орган моментальновыбрасывает в кровь огромное количество «боевых гормонов» – адреналина инорадреналина, которые разносятся сосудами по всему телу. Происходитперераспределение (перекачивание) крови: она перемещается туда, где болеенеобходима для ответных действий А или В – главным образом в мышцы. Измозга сигналы тотчас поступают дальше – нарастает психическое напряжение,усиливается внимание, осуществляется подготовка к действию. Все этопроисходит молниеносно – напряжение, а отсюда и стресс, нарастают счудовищной быстротой. Гипоталамус мобилизует нейрогуморальный аппарат:через нервные окончания импульсы передаются гладким мышцам и железамвнутренней секреции, которые начинают усиленно вырабатывать гормоны.
    Не так давно было доказано, что при физическом стрессе надпочечникивыделяют преимущественно норадреналин, при психическом (тревога, страх,ярость) – прежде всего адреналин. Адреналин и норадреналин учащают пульс идыхание и повышают кровяное давление. Они способствуют также увеличению вкрови количества некоторых веществ (в частности, триацетилглицеролов), чтопо цепной реакции приводит к возникновению сердечно-сосудистых заболеваний:атеросклероза, инфаркта миокарда, инсульта. Именно повышение количестваацетилглицеролов - одна из возможных причин возникновения (под действиемстресса) психических заболеваний.


    7. Влияние стресса на человека.
    Стресс негативно влияет на здоровье человека, на ощущение благополучия,на удовлетворенность жизнью. Если в изучении физиологии стресса естьопределенные успехи – найдены достаточно надежные физиологические ибиохимические индикаторы, детально описана динамика стрессовых изменений,то в исследовании психологических аспектов стресса белых пятен намногобольше.
    В ретроспективном обследовании 270 амбулаторных психических больныхкрупнейшего госпиталя Саудовской Аравии было выявлено, что 52,6% считалиименно стрессовые события причиной заболевания. Жизненные события играютнаибольшую роль в неврозах, формирующую роль в депрессиях, пусковую роль вшизофрении. В Швеции на весьма представительной выборке 6935 мужчин ввозрасте 47-55 лет субъективно воспринимаемый стресс оценивался как факторриска сердечно-сосудистых заболеваний. Контроль осуществлялся в течение 12лет. Глубина субъективного стресса определялась по чувству напряжения,раздражительности, тревожности, нарушениями сна. Было выделено шестьградаций стресса. Инфаркт миокарда развился у 6 % людей с низкимипоказателями стресса и у 10 % – с высокими показателями.
    Около 40 % направлений к кардиологам по поводу усиленного сердцебиенияи других нарушений сердечной деятельности напрямую связаны со стрессовойситуацией. Примерно тот же процент направлений к невропатологам (из-заголовных болей) и гастроэнтерологам (из-за болей в желудке) также связан сострессом.


    8. Борьба со стрессом.

    8.1 Релаксация.
    Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично или полностьюизбавляться от физического или психического напряжения. Релаксация являетсяочень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко – для этого нетребуется специального образования и даже природного дара. Но есть однонепременное условие – мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего онхочет освоить релаксацию.
    Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический моментможно было запросто противостоять раздражению и психической усталости. Прирегулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой,будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя для того чтобы ихосвоить, необходимо упорство и терпение.
    Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулируетнастроение и степень психического возбуждения, позволяет ослабить илисбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.
    Пример релаксационного упражнения: внимательно следите за своимдыханием, пассивно сознавая, что дышите через нос, Мысленно отметьте, чтовдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на своемдыхании в течение 1-2 минут. Постарайтесь не думать ни о чем другом.

    8.2 Концентрация.
    Неумение сосредоточиться – фактор, тесно связанный со стрессом.
    Например, большинство работающих женщин дома выполняют три функции:домашней хозяйки, супруги и матери. Каждая из этих функций требует отженщины сосредоточенности, предельного внимания и, естественно, полнойсамоотдачи. Возникает многократная несосредоточенность. Каждая из этих трехфункций вызывает целый ряд импульсов, отвлекающих внимание женщины отвыполняемой в данный момент деятельности и способных вызвать стрессовуюситуацию. Такое разрывание на части изо дня в день приводит в конце концовк истощению, главным образом психическому. В таком случае концентрационныеупражнения просто незаменимы. Их можно выполнять где и когда угодно втечение дня. Для начала желательно заниматься дома: рано утром, передуходом на работу (учебу), или вечером, перед сном, или – еще лучше – сразуже после возвращения домой.
    Пример концентрационного упражнения: концентрация на счете: мысленномедленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете.
    Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и вы будете не в состояниисосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет втечение нескольких минут.

    8.3 Ауторегуляция дыхания.
    В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Нокогда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становитсятрудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическомнапряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге,напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаиваютдыхание).
    Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использоватьего для успокоения, для снятия напряжения – как мышечного, так ипсихического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действеннымсредством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.
    Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любомположении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться встрого вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможностьдышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцыгрудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: онадолжна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая головав определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела.
    Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободномдыхании, постоянно контролируя его.

    9. Методы профилактики стресса.
    Образ жизни – это наша повседневная жизнь с раннего утра до позднеговечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частямиактивного и релаксационного образа жизни являются и начало трудового дня, ирежим питания, и двигательная активность, и качество отдыха и сна, ивзаимоотношения с окружающими, и реакция на стресс, и многое другое. Именноот нас зависит, каким будет наш образ жизни – здоровым, активным или женездоровым, пассивным.
    Если нам удастся положительно повлиять на свои основные жизненныепринципы, добиться того, чтобы релаксация и концентрация стали составнойчастью нашего образа жизни, то мы станем уравновешеннее и будем болееспокойно реагировать на стрессогенные факторы. Необходимо знать, что мы всостоянии сознательно воздействовать на те или иные процессы, происходящиев организме, т.е. обладаем способностью ауторегуляции.
    Можно выделить четыре основных метода профилактики стресса с помощьюауторегуляции: противострессовая «переделка» дня, оказание первой помощипри остром стрессе и аутоанализ личного стресса. Использование этих методовпри необходимости доступно каждому.


    9.1 Противострессовая «переделка» дня.
    Очень часто люди при возвращении домой переносят свою рабочуюактивность, возбужденность в семью. Что же нужно, чтобы избавиться от своихдневных впечатлений и, переступив порог дома, не вымещать на домашних своеплохое настроение? Ведь таким образом мы приносим домой стресс, а винойвсему – наше неумение отрешиться от накопившихся за день впечатлений.
    Прежде всего, нужно установить хорошую традицию: возвратившись домой сработы или учебы, сразу же проводить релаксацию.


    9.2. Первая помощь при остром стрессе.
    Если мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации (нас кто-торазозлил, обругал начальник или кто-то из домашних заставил понервничать) –у нас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю своюволю и скомандовать себе «СТОП!», чтобы резко затормозить развитие острогостресса. Чтобы суметь из состояния острого стресса, чтобы успокоиться,необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критическойситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстросориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.

    Вот некоторые советы, которые могут помочь вам выйти из состоянияострого стресса.
    1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох черезнос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайтевыдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесьпредставить себе. Что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вычастично избавляетесь от стрессового напряжения.
    2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы.
    Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положениитела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние.
    Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашемстрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела»путем расслабления мышц и глубокого дыхания.
    3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вынаходитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошознаете. Медленно, не торопясь, мысленно «переберите» все предметы один задругим в определенной последовательности. Постарайтесь полностьюсосредоточиться на этой «инвентаризации». Говорите мысленно самому себе:
    «Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов» ит.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь отвнутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональноевосприятие окружающей обстановки.


    9.3. Аутоанализ личного стресса.
    Теперь рассмотрим, как можно обнаружить и объяснить реакции своегоорганизма на стрессовые ситуации. Т.е. как можно определить свой личныйстресс. Понять свою собственную стрессовую ситуацию чрезвычайно важно: во-первых, проявление стресса у каждого человека индивидуально; во-вторых, устресса, как правило, не может быть единственной причины – таких причинвсегда множество; в-третьих, вы сможете найти наиболее приемлемый для себявыход из создавшейся ситуации.
    Наиболее оправдавшим себя методом аутоанализа личного стресса являетсядневник стрессов. Метод этот несложный, однако требующий терпения. Втечение нескольких недель – по возможности ежедневно – необходимо делать вдневнике простые пометки: когда и при каких обстоятельствах были обнаруженыпризнаки стресса. Лучше записывать свои наблюдения и ощущения вечером послеработы или перед сном, когда легче припомнить мельчайшие подробности идетали. Если в конце дня пометок не сделать, то на следующий день, вжитейских заботах и суете забудется, когда и что произошло.
    Анализ записей в дневнике помогает просто и быстро определять, какиесобытия или жизненные ситуации способствуют возникновению стресса. Именнорегулярно повторяющиеся ситуации, описанные в дневнике, могут бытьпричиной возникновения стресса.
    Полезно записывать свои ощущения сразу при наступлении острогостресса, чтобы потом в спокойном и уравновешенном состояниипроанализировать их.
    Если мы пролистаем собственные записи и попробуем ихсистематизировать, то обнаружим, что некоторые основные признаки стрессаповторяются: раздражительность, невозможность сосредоточиться,забывчивость, частые вздохи, ощущение бегающих по телу мурашек, мышечноенапряжение, «неуспокаивающиеся ноги» (не сидится на месте) ощущениевнутренней тяжести, сухость во рту, беспокойный сон, быстрая утомляемость,необъяснимое чувство страха, плохое настроение, состояние депрессии, частыеголовные боли (особенно в затылочной части), боли в суставах, отсутствиеаппетита или, наоборот, переедание, запоры, учащенное сердцебиение.
    Проанализировав записи, можно определить, в какое время дня чаще всегонаступает недомогание, происходит это на работе или же по возвращениидомой. С помощью ведения дневника стрессов можно выяснить для себя, что наммешает в жизни, что вызывает наш личный стресс.

    10. Статистика по стрессам.
    По результатам статистики, 57% работающих женщин и 52% мужчиниспытывают физические и психологические стрессы. К этому состоянию ихприводят экономическая и финансовая нестабильность, сложные взаимоотношенияна работе и в семье, забота о продвижении по службе, новые условия,связанные с автоматизацией и электронной «начинкой» офисов - то, чтоназывают «технострессом».
    Недавние исследования показали, что 64% работающих людей страдают отстресса на работе, 56% по этой причине плохо спят, 26% заболели на почвестресса и 28% пережили за рабочим столом приступ гнева, что вылилось вяростную стычку с коллегой.

    Газета "ПРЕСС РЕГИОН" № 45 октябрь 2001 г. 2-я полоса
    http://www.rid.spb.ru/region/no45/2/index.htm
    Сколько стоит стресс? Ответ на этот вопрос дал профессор Каролинскогомедико-хирургического института Стокгольма Леннарт Леви. По его данным, поменьшей мере 40 млн. из 147 млн. рабочих в странах Европейского союза (ЕС)страдают от стрессов. И это ежегодно обходится обществу в 170 млрд. крон
    (более 19 млрд. долларов США), не говоря уже о человеческих страданиях.
    Шведский медик подготовил доклад по заказу Европейской комиссии, котораясчитает проблему постоянно растущего числа стрессов на производстве весьмаактуальной. В частности, сейчас многие в странах «Большой Европы» страдаюттеми или иными последствиями стрессовых ситуаций. Так, 13% сетуют напостоянную головную боль, 17% - на мышечные боли, еще 30% испытываютнеприятные ощущения и боли в области спины.
    Из этого же доклада следует, что более половины всех рабочих в странах-членах ЕС, трудятся в слишком высоком темпе и при большом временномдефиците. А за всем этим следуют, разумеется, обращения к врачам, выпискабюллетеней и расходы на лечение, профилактику заболеваний.

    Ежемесячный журнал «Дайджест Директор» №08 2001
    http://www.dtpress.ru/dd/2001/08/42.htm
    Медицинская статистика утверждает, что 84% пациенток, страдающих отстресса, и 23% женщин в депрессии успешно используют поход в парикмахерскую
    "в лечебных целях".
    Трихология – любопытные цифры.
    http://alopecia.nm.ru

    11. Психозы.
    Психозы – психические заболевания, сопровождающиеся нарушениямисознания (ориентировки в месте, времени и т.п.), расстройствами мышления
    (бред, галлюцинации) и нарушениями поведения.
    Психоз – психическая болезнь, возникающая в тех случаях, когдаподсознательное становиться сознательным и захватывает власть надиндивидуумом. Поскольку он пытается в этих обстоятельствах действоватьсогласно принципу удовольствия, вместо принципа реальности, он не способенбольше к общественной жизни. Психоз – медицинский термин, в грубомприближении соответствующий юридическому термину «умопомешательство».

    Есть три большие группы психозов: шизофреническая, органическая иманиакальо-депрессивная.
    В настоящее время больше известно о проявлении психозов, чем об их причинах.

    12. Заключение.
    Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессуподвержены все – от новорожденного до немощного старика. Стресс не толькозло, не только беда, на и великое благо, ибо без стрессов различногохарактера наша жизнь стала бы похожа на какое-то бесцветное и безрадостноепрозябание. Активность – единственная возможность покончишь со стрессом:его не пересидишь и не перележишь. Постоянное сосредоточение внимания насветлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение,не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ничто необескураживает больше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех. Сострессом можно справиться, нужно лишь желание и немного свободного временидля себя любимого. Другое дело, что нет желания – просто человеку приятноосознать, то, что он испытывает стресс, рассказывая и «жалуясь» всем, отом, в каком он глубоком стрессе, ища в этом, наверное, сочувствия,понимания. Если же есть желание и немного свободного времени, то описанныевыше способы преодоления стресса, весьма эффективны. Начав с релаксации (2-
    3 раза в день по 10-15 минут), постепенно может освоить аутотренинг,медитацию, что со временем войдет в вашу жизнь, как нечто неотъемлемое.
    Займитесь спортом, хобби и т.д. Если же есть желание, но нет времени, кромевсего прочего вам поможет самовнушение – просто думайте о прекрасном, отом, что у вас все хорошо…

    Назовите себя удачливым, и вы будете таким.

    Список использованной литературы.
    1. Рутман Э.М. «Как преодолеть стресс», М.: ТОО «ТП», 1998. стр. 5, 9,
    11, 107-118
    2. Т. Пауэлл, Дж. Пауэлл «Психотренинг по методу Хосе Сильва», С-П.:
    «Питер», 1996. стр. 45-50, 52, 53
    3. Кижаев-Смык Л.А. «Психология стресса», М.: «Наука», 1983. стр. 114,
    184, 272
    4. Г. Селье. «Стресс без дистресса», М.: «Прогресс», 1982.
    5. Берн. Э «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных»,
    Симферопль: «Реноме», 1998. стр. 220-248
    6. Интерент: http://www.policlinic.infonet.by/programs/HOME/HOME.HTM – страница поликлиники №36 города Минска.
    7. Интернет: http://www.cardiosite.ru – Кардиосайт – все о кардиологии.

    ссылка - http://www.edus.ru/244/read55508.html



    Источник: http://www.edus.ru/244/read55508.html
    Категория: Психическое здоровье | Добавил: Яковлев (21.03.2008)
    Просмотров: 1201
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]