Информационный сайт ru-mo
ru-mo
Меню сайта

  • Категории каталога
    Болезни и симптомы [38]
    Лечение и реабилитация [23]
    Защита от болезней [24]
    Влияние внешней среды на организм [31]
    Психическое здоровье [23]
    Культура движения [30]
    Культура дыхания [13]
    Культура питания [16]
    Внутренняя среда организма [33]
    Жизнь клетки [12]
    Традиционные лекарственные растения России [12]
    Старение человека [5]

    Форма входа

    Поиск

    Друзья сайта


    Приветствую Вас, Гость · RSS 26.09.2017, 08:27

    Главная » Статьи » Культура здоровья » Психическое здоровье

    Дислексия? - "ОK!" / Ирина Озерская
    Дислексия? - "ОK!"
    Ирина Озерская

    Для каждого десятого российского ребенка сегодня научиться читать (а впоследствии и грамотно писать) – действительно, проблема. И это совсем не значит, что малыш ленив. Вполне возможно, что у него дислексия – врожденное нарушение восприятия устной и письменной речи. Это когда человек постоянно ошибается при чтении, с трудом может прочитать слово, проглатывает или заменяет буквы и даже вовсе не понимает смысла написанного. Ошибки, как говорят специалисты, обусловлены несформированностью психических функций, участвующих в процессе чтения.

     МАША или ШАМА? Сбой в процессе.

    Дислексики – это  вовсе не больные дети, считают сегодня ученые психологи, - просто мозг у них устроен по-другому. Для того, чтобы ребенок начал говорить, вполне достаточно, чтобы он слышал вокруг себя речь и хотел общаться с окружающими. Чтение – вовсе не такой естественный процесс: заговорили люди примерно 100 тысяч лет назад. А вот читать-писать научились «совсем недавно» - не более пяти тысяч лет. Ведь чтение –  сложный психологический процесс. На одном из его этапов у  детей с дислектическими нарушениями происходит сбой. В начале 19 века педагоги считали, что человек плохо видит, если не в состоянии прочитать слово. Поэтому таких детей учили чтению по огромным буквам. Но без толку. Позже врачи выяснили, что дело как раз в том, что дислексик не «слышит». Если большинство ребятишек довольно быстро осваивают этап «звук-буква», то  дети-дислексики «застревают» именно на этой фазе обучения чтению. Они не в состоянии связать звук и символ. Так, слово «КОТ» состоит из трех звуков: «К», «О» и «Т», но дислексики слышат слово «КОТ» как один звук! А уж прочитать его – это вообще непосильная задача!

    В итоге, из уст ребеночка–дислексика  вместо «МАША», звучит «ШАМА» (переставляет слоги). Или «МАСА» (заменяет звук, то есть не дифференцирует шипящую «Ш» и свистящую «С»). Или «МАМА» (уподобляет слоги). Может, в стечении согласных выкинуть какой-нибудь звук, при этом видя и узнавая букву. (Например, слово «СКОРЛУПА» будет звучать, как  «СОРЛУПА»). Такой ребеночек довольно часто пропускает предлоги или читает их наоборот (вместо «НА» - «АН»), искажает окончания глаголов, в словах со сложной структурой  переставляет слоги (вместо «СКОВОРОДА» - «ВОРОСКОДА»). А еще одним из признаков дислексии считается нарушение просадического темпа речи. То есть, нарушение плавности, ритма, выразительности речи. Дислексик читает, как пономарь, у него нет никакой модуляции голоса. В итоге ребенок не понимает прочитанного, не может пересказать.

    Дислексик в  России - потенциальный неудачник

    В разных странах на сегодняшний день дислексией страдают от 5 до 15% населения и, преимущественно, мужчины. В Европе к этой проблеме подходят очень серьезно. Там разрешают дислексикам все экзамены сдавать в устной форме, дают больше времени на то, чтобы прочитать текст и т.п. По данным Санкт-Петербургского Педагогического Университета имени Герцена, число детей с таким нарушением в городе увеличивается: в пятидесятые годы 20 века детей с дислексией и дисграфией в школах Ленинграда было всего шесть процентов, к  середине семидесятых цифра увеличилась до одиннадцати процентов, ну, а исследования, которые сделаны в 2000 году показали, что в обычных школах число детей с такими нарушениями составляет 37%, а в гимназиях – 20%. Легко подсчитать, что за  последние 50 лет число дислектиков в Петербурге увеличилось в шесть раз.

    Часто, если в школе нет логопеда, который поставит диагноз и окажет профессиональную помощь, на ребенке с дислексией просто ставят крест: «ленивый», «невнимательный», «неспособный». Особенно легко такие ярлыки лепят на проверке скорости чтения. Хотя сегодня проверку с секундомером многие логопеды и фонетисты категорически не одобряют. «У каждого ребенка должна быть своя индивидуальная скорость чтения, которая зависит и от сложности текста и от типа литературы – научная или художественная, - считает кандидат психологических наук Любовь Мошанская, - проверки на скорость лишь нервируют младших школьников. В конце концов, мы ведь читаем не для того, чтобы куда-то успеть, а ради смысла текста».

    Но в современной школе также нередки случаи, когда ребенок, страдающий дислектическими нарушениями становится двоечником, замкнутым и нелюдимым. Его не жалуют учителя, так как не могут похвастаться успехами, одноклассники навешивают ярлыки «тупого» и «недалекого». Для человека это может вылиться в деструктивный взгляд на жизнь и в различные заболевания на эмоциональной почв. И, как итог, не то положение в обществе, которое он мог бы занять. Ведь нарушения интеллекта у страдающих дислексией нет и в помине. И многие дислексики при правильном педагогическом подходе становятся  очень успешными людьми. Энциклопедическими знаниями отличался, к примеру, 36 президент США Линдон Джонсон, хотя делал чудовищные ошибки. Именно ему приписывают происхождение знаменитого американского «О кей!». По легенде, прочитав отчет, президент поставил пометку О.К., что должно было означать «все правильно». Но в английском языке оба эти слова пишутся с других букв - с А и С (All Correct). Президенту однако так было проще писать.

    С возрастом «само не пройдет»!

    К сожалению, очень часто направление к специалистам мамы и папы встречают в штыки: «Мой ребенок – нормальный!» или отмахиваются: «С возрастом само пройдет!». И тем самым осложняют жизнь своему чаду. Задача родителей дислектика - адаптировать своего малыша к жизни в обществе.  А для этого  потребуется помощь логопеда и, возможно, психоневролога.

    Специалисты считают, чем раньше разглядеть у ребенка симптомы дислексии, тем эффективнее можно ему помочь. Для выявления потенциальных трудностей чтения логопед Ольга Ковалевская предлагает на ранней стадии простой тест для дошкольников – назвать звуки, соответствующие определенным буквам и буквосочетаниям. Если малышу это трудно и он много ошибается - необходимо проконсультироваться у логопеда.

    Шведские специалисты рекомендуют родителям насторожиться, если ребенок плохо воспроизводит звуки, с трудом учит стихи, никак не может научиться завязывать шнурки и застегивать пуговицы. Если соотносить навыки с возрастом ребенка - то вот на что следует обратить внимание родителям.

    Возраст ребенка: 3-4 года
    Нормальное развитие: слушает сказки; знает, что в книжках написаны слова; узнает некоторые буквы алфавита (например, буквы в своем имени); пытается писать.
    Настораживающие симптомы: не знает, как нужно держать книжку; не отличает каракули от букв; не узнает на письме свое имя; его словарный запас беден.
    Как помочь: читайте вслух книги, учите малыша песенкам, в которых рифмуются слова; пишите слова, которые ребенок произносит, и читайте их вслух.

    Возраст ребенка: 5-6 лет
    Нормальное развитие: может рифмовать слова и составлять их из звуков; соотносит некоторые звуки с буквами.
    Настораживающие симптомы: не может вычленять звуки в словах; с трудом называет знакомые предметы и цвета
    Как помочь: обращайте внимание на рифмы в играх, песенках, книжках; подключайте к зрительным  тактильные ощущения: вылепите из пластилина и изучайте буквы на ощупь; пишите буквы пальчиком на ладошке малыша, его щечке;  если  к началу школьного периода не наступит улучшения  обращайтесь за консультацией к специалисту – логопеду им психоневрологу.

    Возраст ребенка: 1-2-й класс
    Нормальное развитие: должен уметь вслух читать простые тексты и постепенно начинать читать  более сложные книжки.
    Настораживающие симптомы: жалуется, что все читают лучше него; не умеет читать незнакомые слова; сильно  отстает  от сверстников; старается уклониться от чтения под любым предлогом.
    Как помочь: обращать внимание на эти проблемы и заниматься ими; защитить своего ребенка: добиваться проверки и развития его фонетических способностей; постараться найти место, где существует специальная программа обучения для таких детей.

    Возраст ребенка: 2-3-й класс
    Нормальное развитие: начинает читать самостоятельно про себя; читает вслух с интонациями, чтобы было понятно окружающим.
    Настораживающие симптомы: ребенок становится замкнутым; возникают  проблемы  с поведением; пытается угадать, как звучит слово и в предложении читает его неправильно.
    Как помочь: обращаться за профессиональной помощью к специалистам, поскольку самостоятельно с этой проблемой не справиться; возможно, понадобиться по два часа ежедневных занятий и лекарственная терапия.

    Почему современные дети стали хуже говорить?

    Американские ученые изучали электрические волны в мозгу младенца и соотносили эти наблюдения с навыками чтения у тех же детей в возрасте семи лет. Обнаружилось, что младенцы, у которых позже возникли проблемы чтения, реагировали на серию постукиваний медленнее. Возможно потому, что их мозг не умел перерабатывать звуки. В недалеком будущем, считают медики, удастся найти метод отслеживания проблемы и координации навыка на самой ранней стадии. Пока же родителям стоит запомнить, что предрасположенность к дислексии передается по наследству. Так что вполне возможно, что своими затруднениями в чтении ребенок «обязан» вашему же прадедушке – сработали гены. И если в семье ходят легенды типа:  «Наш прадедушка был та-акой безграмотный» или «Дед в школе та-ак плохо учился и никогда не любил читать», то стоит повнимательнее приглядеться к своему малышу.

    Кроме того, в «зоне риска» - леворукие дети и те, кому уже в дошкольном возрасте ставили речевые диагнозы – дислалия, дизартрия и т.п. «Сегодняшние дошкольники намного сложнее в речевом плане, чем пятьдесят, тридцать и даже десять лет назад, - сетует  логопед, директор «Центра грамотного письма и правильной речи» Ольга Лабухина, - больше детей с проблемами общего недоразвития речи, что впоследствии приводит к дислексии и дисграфии».

    Почему дети стали хуже говорить? Специалисты утверждают, что виновато в этом множество факторов: и ухудшающееся с каждым годом здоровье потенциальных родителей, и плохая экологическая ситуация, но одна из основных причин речевых проблем - постепенное исчезновение культуры устного чтения. Да и про колыбельные песни, стишки, прибаутки, поговорки и присказки, без которых был немыслим процесс воспитания малыша, современные родители совсем забыли.



    Источник: http://www.fontanka.ru/2010/03/01/075/
    Категория: Психическое здоровье | Добавил: Яковлев (28.05.2010)
    Просмотров: 755
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]