Информационный сайт ru-mo
ru-mo
Меню сайта

  • Категории каталога
    Болезни и симптомы [38]
    Лечение и реабилитация [23]
    Защита от болезней [24]
    Влияние внешней среды на организм [31]
    Психическое здоровье [23]
    Культура движения [30]
    Культура дыхания [13]
    Культура питания [16]
    Внутренняя среда организма [33]
    Жизнь клетки [12]
    Традиционные лекарственные растения России [12]
    Старение человека [5]

    Форма входа

    Поиск

    Друзья сайта


    Приветствую Вас, Гость · RSS 19.04.2024, 06:01

    Главная » Статьи » Культура здоровья » Культура движения

    Скалолазание. Техника лазания. Часть II / Марина Федченко

    Техника лазания. Часть II

    12.11.2007 - Марина Федченко

    Работа рук.

    О работе рук пишут традиционно мало, поскольку во время лазания инстинкт требует схватиться как можно крепче, если вообще не повиснуть на руках. Поэтому надо стараться искусственно все внимание переключать на постановку ног, на работу корпусом.

    Тем не менее, есть принципы, о которых надо упомянуть.

    При лазании по положительным и вертикальным стенкам, руки нужны только для того, чтобы придерживаться за стену. На них не должно быть практически никакой нагрузки, если человек «стоит на ногах». При этом руки не должны уставать. Лазание по таким стенам – это всегда возможность дать рукам отдохнуть. При этом ноги прямые, ведь мы же не идем на согнутых ногах, а руки в основном согнуты, если только не надо придерживаться за какую-нибудь дальнюю боковую зацепку. Если чересчур тянуться вверх, то пятки ног поднимаются, и идет неправильная нагрузка на ноги.

    Как только наклон стены изменяется на отрицательный, локти надо немедленно распрямить. На отрицательных стенах практически не может быть ситуации, при которой руки не грузятся. Минимальная нагрузка будет на прямые руки. Это можно легко проверить на турнике, повисев на прямых, а затем на согнутых руках (в блоке). Более того, при согнутых руках, центр тяжести смещается к груди, а ноги несут меньшую нагрузку, чем могли бы. И хотя многие новички жалуются на то, что на прямых руках им сложнее, это ложный эффект, от которого надо отучаться.

    Дело в том, что мышцы пальцев хуже держат зацепку, если рука прямая. Блок усиливает хват. Иначе говоря, если мы имеем дело с плохой зацепкой под руки, на которой очень трудно держаться на прямой руке, имеет смысл руку согнуть. Но это должно быть исключением, а не правилом. Кроме того, согнутые локти не дают корпусу сделать нормальное движение. Человеку кажется, что он не может дотянуться выше, а дело в том, что он не выпрямил руки перед движением и не работает на полную амплитуду. Длительное время оставаться на плохих зацепках нерационально, дойдя же до хороших, руки следует сразу же разогнуть. В любом случае, если хватает сил на задержку движения (в том числе при вщелкивании), надо стараться оказаться с прямыми руками.

    Как отдыхают руки? – Во время движения часто находятся положения тела, когда достаточно держаться одной рукой. В этот момент лучше другую руку «сбросить» - то есть встряхнуть вниз. Полноценно можно дать рукам отдохнуть, если попеременно их встряхивать. При этом, если та рука, которая остается на стене, хоть чуть-чуть согнута, полноценного отдыха не получается, поскольку нагрузка переносится с одной руки на другую через плечевой пояс.

    Иначе говоря: чтобы отдохнуть на хорошей зацепке на нависающей стене, необходимо принять удобное положение корпусом (чтобы не несло при отпускании второй руки), выпрямить руку, затем сбросить другую вниз, расслабить и потрясти. Удобное положение корпусом достигается, если проекция зацепки, за которую держишься рукой, попадает между зацепок для ног (как вариант, одна нога может стоять на трении). Это не такое простое упражнение, как кажется сначала. Оно требует достаточно расслабленного поведения на стене и координации. Однако оно крайне важно, и все сильные скалолазы умеют отдыхать на хороших зацепках.

    Хорошее учебное упражнение на каждом движении сбрасывать и расслаблять одну руку. Отлично тренируется поиск правильного положения на стене. Как вариант – движение с одной рукой. То есть, на стене ни в каком положении не должно быть одновременно две руки. Наконец, можно лезть полтраверса только с правой рукой, полтраверса – только с левой. Точно также можно лазать и вверх. Последнее упражнение плохо тем, что не приучает руки держаться в прямом состоянии, поскольку если хвататься прямой рукой, очень трудно удержать равновесие, чтобы не качало корпус. Если же хвататься согнутой рукой, корпус притягивается к стенке и инерционное движение не настолько сильно. Зато великолепно тренируются ноги: ведь если не держаться ни руками, ни ногами, непременно упадешь.

    Еще одно отступление – о том, как можно держать зацепки, помогает, выбрать в конкретной ситуации наиболее удобный вариант.

    Способы держаться за зацепку (хваты).

    metod 001Существуют различные способы браться за зацепку. У каждой зацепки есть рабочая часть, то есть та часть, за которую удобнее всего взяться. Однако случаются ситуации, когда рабочей частью зацепки оказывается вся ее поверхность.

    metod 009Самые простые с точки зрения потери сил пальцев, но, к сожалению, редко используемые хваты, - это всевозможные упоры ладонью или пальцами. Чаще всего упоры ладонью применяются либо для того, чтобы поддержать равновесие, либо для того, чтобы встать после наката. Упоры пальцами используются только для равновесия в тех случаях, когда вся поверхность ладони не дотягивается до зацепки (стены). Несомненный плюс таких хватов – ненагруженность пальцев. Однако их использование ограничено вертикальными, положительными и слабонаклонными стенками. Именно для такого хвата рабочей частью зацепки оказывается вся ее поверхность. Кроме того, часто упоры сопряжены с «выходом силой», который никак нельзя назвать простым движением. «Выход силой» требует больших физических затрат, хотя пальцы при этом не устают.

    Хваты пальцами принципиально разделяются на два типа: активный и пассивный. При активном хвате нагружаются первые и вторые фаланги пальцев за счет притяжения зацепки на себя. При этом пальцы согнуты и напряжены.

    metod 036
    metod 033
    metod 031
    metod 012
    metod 032

    При пассивном хвате пальцы кладутся на зацепку на трение. Во время движения пальцы по отношению к ладони почти не меняют положения, и угол их изгиба не превышает 90 градусов. Основная нагрузка приходится на ладонь.

    В некоторых методиках в зависимости от угла пальцев выделяют закрытый, открытый и раскрытый хваты, однако, как мне кажется, такая терминология используется редко.

    Наконец, можно брать зацепку боковыми частями ладони, и этот хват называется «крючок». Такой хват разгружает пальцы и дает отдохнуть, но часто сковывает движения за счет того, что рука, держащаяся крючком, не может полностью выпрямиться, а некоторым людям физиологически трудно им держаться.

    Хват во многом зависит от формы и постановки зацепки. Зацепки могут стоять рабочей частью кверху, вбок («откидки») или вниз («подхваты»). Эти зацепки чаще всего можно брать и пассивным, и активным хватом. «Щипки» - зацепки, которые удобно брать, сжимая их с двух сторон, используя большой палец. Щипки почти невозможно взять пассивным хватом. Всевозможные «пассивы» - зацепки, берущиеся, как следует из названия, пассивным хватом. Они metod 034 представляют собой чаще всего покатые зацепки различной формы, как правило, в форме полусфер. Некоторые разновидности называются шариками или плюшками. «Дырки» - зацепки, на рабочую поверхность которых, как правило, не помещаются все пальцы, поэтому их берут чаще всего двумя (иногда одним) пальцами. В зависимости от силы пальцев, разным людям удобно брать дырки либо указательным и средним, либо средним и безымянным пальцами. Это наиболее опасные и травматичные зацепки, поэтому надо специально тренировать пальцы, чтобы не растянуть связки во время использования таких зацепок.

    Работа рук в движении.

    Когда человек лезет по стене, у него есть возможность за каждую зацепку браться одной или двумя руками. Рассмотрим возможные варианты расклада рук.

    Новички, приходя на простые стены, как правило, либо на каждой зацепке меняют руки, либо берутся за одну зацепку двумя руками и, не меняя рук, а только «придержавшись», пытаются дотянуться дальше. Более продвинутые скалолазы на простых стенах обычно идут, каждой следующей рукой берясь выше.

    Как только зацепки становятся более мелкими, все усложняется. Появляются движения, получившие называние «кресты». По сути, «крест» - это такое движение руками, при котором правая рука находится левее левой или наоборот. Использование крестов наиболее рационально, когда зацепки стоят так, что на каждой неудобно менять руки. В этом случае быстрее и красивее пройти трассу «крестами». Чтобы на этом движении не «унесло» корпус, надо поворачивать ноги на зацепе во время движения, перераспределяя вес тела. Если первоначально вес тела приходился на левую ногу, а нагружена была правая рука, то при «кресте» левой рукой, вес тела необходимо перенести на правую ногу, развернув колено внутрь. «Кресты» чаще всего используются при движении вбок. Корпус должен при этом хорошо работать, а руки в крайних положениях быть прямыми.

    Есть противоположный и менее часто используемый прием – движение «на плечо». Он используется тогда же, когда и «кресты», но в том случае, когда по общему ходу движения трассы на зацепку надо приходить другой рукой, чем при «кресте», или неудобно сильно поворачиваться, как при «крестах», или когда зацепки расположены широко друг от друга. Движение «на плечо» требует специальной нагрузки на согнутую руку. Рука должна быть согнута, чтобы удерживать корпус в таком не очень удобном положении, чтобы корпус не вращало и не откидывало от стены. Лучше, чтобы корпус был закреплен за счет разноименных руки и ноги.

    И «кресты», и движения «на плечо» требуют внимательного и сконцентрированного подхода. Однако очень медленно эти движения получаются плохо, требуют много сил.

    Как и в случае с ногами, руки могут использоваться нетрадиционно, особенно на естественном рельефе. В моей практике встречались заклинивания рук – ладоней или руки от локтевого сустава до ладони; не удивлюсь, если где-то использовалась вся рука для заклинки. Также встречались такие моменты, когда большой палец руки начинал работать в качестве основной опоры в подхват. Думаю, примеров тьма, поэтому специально не стала бы обсуждать специфическое использование рук.

    Типы движений.

    Движения различаются на статические и динамические. Статические – это те, при которых движение можно в любой момент времени остановить. К этому движению подходит глагол «дотягиваться» и наречие «медленно». Динамические движения медленно сделать нельзя. Крайний случай динамического движения – это прыжок с отрывом двух ног.

    Преимущество статических движений в том, что они как бы более надежные, чем динамические. Но часто при их использовании в целом замедляется скорость движения по трассе, тратится больше сил на ее преодоление. Динамические же движения не позволяют в любой момент времени остановиться, придержаться или переделать движение. Если ты уже начал работать, то на середине остановиться не удастся. С другой стороны, они позволяют дотянуться до тех зацепок, до которых с помощью статики было бы не достать. И, опять же, экономят силы. Конечно, если брать прыжки, то тут уже не о какой экономии сил речи быть не может. Если человек повисает на руках, он в любом случае теряет больше сил, чем если б он использовал ноги и вставал с ног.

    Вопрос использования тех или иных движений неоднозначен. В зависимости от вида скалолазания (трудности, скорости или болдеринга), больше используется статика или динамика. Например, при лазании на скорость, как правило, тренируют динамику, ведь чем дальше перехват и чем быстрее он будет сделан, тем лучше. В болдеринге использование динамики связано с далеко расположенными друг от друга зацепками, их малым количеством. Однако в том же болдеринге встречаются такие движения, связанные с равновесием, например, которые никогда не сделаешь в динамике.

    Упражнение: пройдите одну и ту же трассу динамично и статично.

    Заключение.

    При всем многообразии технических приемов и движений в скалолазании, которые все нуждаются в тренировке, есть принципы, о которых нельзя забывать никогда и которые слагают основу техники:

    1. Максимальное использование ног,
    2. Движение по стене с прямым корпусом,
    3. Прямые руки в крайних положениях.

    Статья написана с использованием фотографий Д. Шушпанова, многие положения разработаны А. Нагоровым.



    Источник: http://www.x-team.ru/articles/page3.html
    Категория: Культура движения | Добавил: Яковлев (01.06.2009)
    Просмотров: 1254
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]