Древняя Русь. Летописи
Главный
источник наших знаний о древней Руси - средневековые летописи. В
архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот, но по
существу это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд
в 9 веке и окончив его спустя семь столетий.
Сначала
надо определить, что же такое летопись. В большом энциклопедическом
словаре написано следующее: " Историческое произведение, вид
повествовательной литературы в России 11 - 17 веков, состояли из
погодных записей, либо представляли собой памятники сложного состава -
свободные своды. " Летописи были общерусскими (" Повесть временных лет
") и местными (" Новгородские летописи ") . Летописи сохранились
главным образом в поздних списках. Первым начал изучать летописи В. Н.
Татищев. Задумав создать свою грандиозную " Историю Российскую ", он
обратился ко всем известным в его время летописям, разыскал много новых
памятников. После В. Н. Татищева изучением летописей, конкретно "
Повесть временных лет ", занимался А. Шлецер. Если В. Н. Татищев
работал вширь, соединяя дополнительные сведения многих списков в одном
тексте и как бы идя по следам древнего летописца - сводчика, то Шлецер
работал вглубь, выявляя в самом тексте массу описок, ошибок,
неточностей. Оба исследовательских подхода при всем своем внешнем
различии имели сходство в одном: в науке закреплялась мысль о
непервоначальном виде, в котором до нас дошла " Повесть временных лет
". Это и есть большая заслуга обоих замечательных историков. Следующий
крупный шаг был сделан известным археографом П. М. Строевым. И В. Н.
Татищев, и А. Шлепцер представляли себе " Повесть временных лет ", как
создание одного летописца, в данном случае Нестора. П. М. Строев
высказал совершенно новый взгляд на летопись, как на свод нескольких
более ранних летописей и такими сводами стал считать все дошедшие до
нас летописи. Тем самым он открыл путь не только к более правильному с
методической точки зрения исследованию дошедших до нас летописей и
сводов, которые не дошли до нас в своем первоначальном виде. Необычайно
важным был следующий шаг, сделанный А. А. Шахматовым, который показал,
что каждый из летописных сводов, начиная с 11 века и кончая 16 веком,
не случайный конгломерат разнородных летописных источников, а
историческое произведение со своей собственной политической позицией,
продиктованной местом и временем создания. Так историю летописания он
связал с историей страны.
Возникла
возможность взаимопроверки истории страны, историей источника. Данные
источниковедения стали не самоцелью, а важнейшим подспорьем в
воссоздании картины исторического развития всего народа. И теперь,
приступая к изучению того или иного периода, прежде всего стремятся
проанализировать вопрос о том, каким образом летопись и ее сведения
связанны с реальной действительностью. Так же большой вклад в изучение
истории русского летописания внесли такие замечательные ученые, как: В.
М. Истрин, А. Н. Насонов, А. А. Лихачев, М. П. Погодин и многие другие.
Существует две основных гипотезы относительно " Повести временных лет
". Первой мы рассмотрим гипотезу А. А. Шахматова.
История
возникновения начальной русской летописи привлекала к себе внимание не
одного поколения русских ученых, начиная с В. Н. Татищева. Однако
только академику А. А. Шахматову удалось в начале нынешнего столетия
разрешить вопрос о составе, источниках и редакциях " Повести ".
Результаты его исследований изложены в работах " Разыскания о
древнейших русских летописных сводах " (1908 год.) и " Повесть
временных лет " (1916 год.) . В 1039 году в Киеве учредили метрополию -
самостоятельную организацию. При дворе митрополита был создан
Древнейший Киевский свод, доведенный до 1037 года. Этот свод,
предполагал А. А. Шахматов, возник на основе греческих переводных
хроник и местного фольклорного материала. В Новгороде в 1036г.
создается Новгородская летопись, на основе которой в 1050г. возникает
Древний Новгородский свод. В 1073г. монах Киево-Печерского монастыря
Нестор Великий, испоьзуя древнейший Киевский свод, составил первый
Киево Печерский свод, куда включил исторические события происшедшие
после смерти Ярослава Мудрого (1054г.) . На основании первого
Киево-Печерского и Новгородского свода создается второй Киево-Печерский
свод.
Автор
второго Киево-Печерского свода дополнил свои источники материалами
греческих хронографов. Второй Киево-Печерский свод и послужил основой "
Повести временных лет ", первая редакция которой была создана в 1113
году монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, вторая редакция -
игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром в 1116 году и третья -
неизвестным автором в том же монастыре в 1118 году. Интересные
уточнения гипотезы А. А. Шахматова сделаны советским исследователем Д.
С. Лихачевым. Он отверг возможность существования в 1039г. Древнейшего
Киевского свода и связал историю возникновения летописания с конкретной
борьбой, которую вело Киевское государство в 30-50 годах 11 столетия
против политических и религиозных притязаний Византийской империи.
Византия стремилась превратить церковь в свою политическую агентуру,
что угрожало самостоятельности Русского государства. Особого напряжения
борьба Руси с Византией достигает в середине 11 века. Политическая
борьба Руси с Византией переходит в открытое вооруженное столкновение:
в 1050г. Ярослав посылает войска на Константинополь во главе со своим
сыном Владимиром. Хотя поход Владимира закончился поражением, Ярослав в
1051г. возводит на митрополичий престол русского священника Иллариона.
Это еще больше укрепило и сплотило русское государство. Исследователь
предполагает, что в 30-40 годы в 11 веке по распоряжению Ярослава
Мудрого была произведена запись устных народных исторических преданий о
распространении христьянства. Этот цикл послужил будущей основой
летописи. Д. С. Лихачев предполагает, что " Сказания о первоначальном
распространении христьянства на Руси " были записаны книжниками
киевской митрополии при Софийском соборе. Очевидно, под влиянием
пасхальных хронологических таблиц-пасхалий, составляющихся в монастыре.
Никон предал своему повествованию форму погодных записей - по ~ летам
~. В созданный около 1073г. первый Киевско-Печерский свод Никон включил
большое количество сказаний о первых русских, их многочисленных походах
на Царьград. Благодаря этому свод 1073г. приобрел еще более
антивизантийскую направленность.
В
" Сказаниях о распространении христьянства " Никон придал летописи
политическую остроту. Таким образом, первый Киево-Печерский свод явился
выразителем народных идей. После смерти Никона работы над летописью
непрерывно продолжались в стенах Киево-Печерского монастыря и в 1095
году появился второй Киево-Печерский свод. Второй Киево-Печерский свод
продолжал пропаганду идей единства русской земли, начатую Никоном. В
этом своде также резко осуждаются княжеские междоусобице.
Далее
в интересах Святополка на основе второго Киево-Печерского свода
Нестером создается первая редакция " Повести временных лет ". При
Владимире Мономахе, игумен Сильвестр по поручению великого князя в 1116
году составляет вторую редакцию " Повести временных лет ". Эта редакция
дошла до нас в составе Лаврентьевской летописи. В 1118 году в
Выдубицком монастыре неизвестным автором была создана третья редакция "
Повести временных лет ". Она была доведена до 1117г. Эта редакция лучше
всего сохранилась в Ипатьевской летописи. В обоих гипотезах есть много
различий, но обе эти теории доказывают, что начало летописания на Руси
является событием огромной важности. ссылка - http://www.dvoikam.jino-net.ru/content/view/763/33/
Источник: http://www.dvoikam.jino-net.ru/content/view/763/33/ |