ОБРАЗ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В АНТИЧНОСТИ
Суммируя историю литературной традиции о Восточной Европе и
Северном Причерноморье, можно следующим образом охарактеризовать образ
этого региона, сложившийся к концу античности в представлении
образованного человека.
Восточная Европа — это малоизвестная часть ойкумены. Еще Страбон
писал, что «страны за Альбием (т. е. к востоку от реки Эльбы. —Авт. ) у
океана совершенно нам неведомы. Мы не знаем никого, кто бы ранее
совершил плавание вдоль этих берегов к восточным странам,
простирающимся до устья Каспийского моря; также и римляне еще не
заходили по ту сторону Альбия; равным образом и сухим путем никто туда
не путешествовал» (Страбон, «География», VII, 2, 4).
Восточная Европа ограничивалась, в представлении античных
географов и историков, с севера Ледовитым океаном (чисто умозрительная,
хотя и правильная граница, обусловленная теоретическим постулатом об
опоясывающем сушу океане), с востока — рекой Танаисом (Доном), затем
Меотийскими болотами (Азовским морем) и Киммерийским Боспором
(Керченским проливом).
Южной границей ее служил Понт Эвксинский (Черное море). На
севере Восточной Европы локализовались так называемые Рифейские (или
Рипейские) горы, которые тянулись в широтном направлении (возможно,
искаженное представление об Урале). Предполагалось (например,
Аристотелем), что с этих гор берут свое начало и текут на юг великие
реки Танаис (Дон), Борисфен (Днепр), Гипанис (Южный Буг) и некоторые
другие (позже стала известна Волга — Ра). Впрочем, существовала также
«озерная» теория их истоков (Геродот).
Климат в «Скифии» считался чрезвычайно холодным и едва пригодным
для проживания. За Рифейскими горами шесть месяцев длится ночь и шесть
месяцев день.
Далеко на севере у Рифейских гор греки и римляне размещали
мифические народы «блаженных» гипербореев и воинственных амазонок,
южнее — одноглазых аримаспов, аримфеев и исседонов. Далее, ближе к
Северному Причерноморью живут уже лучше знакомые античному миру
скифские и сарматские племена, рано пришедшие в соприкосновение с
античной цивилизацией. Понятие «Скифии» как топонима, покрывающего
собой всю территорию Восточной Европы, со временем сменилось на
«Сарматию» благодаря вытеснению скифских племен сарматскими,
произошедшему в последних веках новой эры. Среди скифов различали
племена царских скифов, скифов-земледельцев, агафирсов, невров,
андрофагов (антропофагов), меланхленов и некоторых других. С сарматским
этносом связывали древних савроматов, собственно сарматов, аорсов,
сираков, роксоланов, аланов и других. В Крыму (Херсонесе Таврическом)
жили тавры, на берегах Азовского моря — меоты, синды и другие племена.
Позже в Северном Причерноморье появились готы, гунны и славяне
(склавины, венеды, анты).
Скифы как основное племя Северного Причерноморья были известны в
античности как кочевой скотоводческий народ, живший в кибитках,
питавшийся молоком и мясом скота, имевший жестокие воинственные нравы,
позволившие им снискать славу непобедимых. Скифы стали в античности
олицетворением варварства (будь то осуждающая или идеализирующая модель
отношения к варварам).
Когда в последние века до новой эры в степях Северного
Причерноморья скифов сменили сарматы, а затем появились готы и гунны,
несущие смерть и разорение северным пределам античного мира, этот
регион стал восприниматься как источник появленияна свет все новых и
новых враждебных античной цивилизации «варварских» народов. Пришедшие
сюда позже славянские, тюркские, финно-угорские, монгольские народы еще
долго (вплоть до Нового времени) могли называться скифами или
сарматами, что было проявлением архаизирующей традиции.
Античному человеку было известно также о существовании в
Северном Причерноморье очагов античной цивилизации — около двух
десятков греческих городов, среди которых самыми известными были
Фанагория, Пантикапей, Херсонес, Ольвия, Тира. Эта узкая прибрежная
полоска античной культуры казалась далекой периферией ойкумены,
подверженной военной и культурной экспансии «скифов». Жителей этих
греческих городов считали подверженными сильной варваризации.
С Восточной Европой образованные греки и римляне связывали и
целый ряд широко известных в античности мифологических сюжетов, имен и
событий. Таковы, например, миф о прикованном на Кавказе Прометее,
сказание о походе аргонавтов в Колхиду за золотым руном, сюжет о
крымском царстве таврского царя Тоанта, жрицей которого была дочь
Агамемнона Ифигения, и о прибытии в Крым Ореста, брата Ифигении, и его
друга Пи-лада, предание о посмертной жизни Ахилла в Северном
Причерноморье и т. д. Эти сюжеты много раз разрабатывались античными
писателями, поэтами, живописцами, философами, этнографами и были
известны каждому более или менее образованному человеку.
Таким в целом был образ Восточной Европы в сознании античного
человека, унаследованный многими поколениями европейцев и с трудом
изживавшийся уже в Новое время. ссылка - http://lants.tellur.ru/history/DRSZI/I.2.htm
Источник: http://lants.tellur.ru/history/DRSZI/I.2.htm |