БЫЛИ ЛИ ВЕНЕДЫ СЛАВЯНАМИ? АНТИЧНЫЕ И РАННЕСРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИСТОЧНИКИ О СЛАВЯНАХ
Античные источники подводят к моменту появления славян на
исторической арене; славяне назывались венедами (Venedi, Veneti,
Venethi, Venadi), склавами или склавенами (Sclaveni, Sclavini, Sclavi),
антами (Antes, Anti) и др. Два последних этнонима появляются в V в. и,
как правило, прилагаются к реальным славянам; сложнее обстоит дело с
именем венедов.
Самые ранние источники, фиксирующие «славянские» этнонимы и
топонимы, — произведения римских авторов I—II вв. н. э. Плиния
Старшего, Тацита и Птолемея, а также «Певтингерова карта» (см. о них
выше в гл. 1. 2. 6). Эти авторы и карта называют в Восточной Европе
племя венедов.
Согласно Плинию, «некоторые передают, что она (таинственный
остров в Балтийском море Энингия. -Авт. ) населена вплоть до реки
Висулы (Вислы. -Авт. ) сарматами, венедами, скирами, хиррами... » (IV,
13, 97). Римский историк Тацит колеблется, «причислить ли народы
певкинов, венетов и феннов к германцам или сарматам», и локализует
венетов между феннами в Юго-Восточной Прибалтике и певкинами в низовьях
Дуная («Германия», 46). Клавдий Птолемей знает также Венедские горы и
Венедский залив (Балтийское море), вдоль которого около устья Вислы
живут венеды («Географическое руководство», III, 5, 1; 7-9). На
«Певтингеровой карте» венеды выступают дважды в районе среднего и
нижнего Дуная (см.: Свод. 1991. Т. I. С. 18-80).
Признать упоминаемых в этих памятниках венедов славянами (что
было сделано уже в первой четверти XIX в. ) побуждают три
обстоятельства. Во-первых, это свидетельство историка VI в. Иордана,
который прямо подтвердил славянство венедов («они все называются
славянами и антами»). Во-вторых, в средние века и новое время этим же
этнонимом (вене, винды) называли славян германцы, финны и эсты.
В-третьих, висленская локализация венедов соответствует тому факту, что
именно здесь многие археологи и лингвисты видят древнейшие славянские
памятники.
В результате теория славянства ранних венедов стала чрезвычайно
популярна среди славистов; ее придерживались такие ученые, как поляки
В. Суровецкий, С. Роспонд, Т. Лер-Сплавинский, Г. Ловмяньский, К.
Тыменецкий, Т. Завадский, Зб. Голомб, чехи П. Шафарик и Л. Нидерле,
российские ученые Ф. А. Браун, А. Л. Погодин, А. Д. Удальцов, Г. В.
Вернадский, С. Б. Бернштейн, Ф. П. Филин, В. В. Седов, Б. А. Рыбаков и
др. Однако недавняя публикация указанных выше фрагментов (см.: Свод.
1991. Т. I. С. 18—80) позволила снова поставить вопрос о
состоятельности «прославянской» аргументации. Исследование литературной
традиции (наличие более ранних источников у Плиния и других авторов),
историко-географического контекста упоминания венедов (размытость и
искусственность помещения венедов у Вислы, связь венедского этнонима с
Янтарным путем и т. д. ), лингвистические аргументы (дославянский —
иллирийский, кельтский или германский ареал распространения этнонима),
а также неопределенность археологической атрибуции ранних славян не
позволяют делать прямолинейных и однозначных выводов относительно
славянства ранних венедов. Необходима и желательна более глубокая
проработка этой проблемы.
Собирание, издание и изучение древнейших источников по истории
славян имеет давнюю традицию; первые собрания текстов о славянах
появляются в начале XVII в. (подробнее анализ этой традиции см.: Свод.
1991. Т. I. С. 6-10).
В 1837 г. чешский ученый П. Шафарик (P Šafařik в «Славянских
древностях» впервые всесторонне проанализировал древнейшие сведения о
славянах, привлекая также античные источники; с тех пор многие
славянские историографии (польская, югославская, болгарская)
обогатились изданиями античных и средневековых источников по ранним
славянам. Примером одной из таких публикаций может служить книга
польского историка М. Плези, вышедшая в 1952 г. (GLZ) и охватывающая
источники от Геродота до византийских авторов IX в. В издании Плези
даны переводы с новейших изданий греческих и латинских авторов,
сообщается информация об авторе и произведениях, приводится
библиография проблемы, но, к сожалению, отсутствуют оригинальные тексты
и более или менее подробный комментарий.
В отечественной историографии последнего столетия такая подборка
древнейших греческих, латинских и византийских текстов, содержащих
сведения о славянах, была составлена А. В. Мишулиным в 1941 г. (см.:
Древние славяне. 1941. С. 230—284). Эта публикация также не имеет
оригинальных текстов и комментариев, она далеко не полна, поэтому
пользование ею затруднено.
Последнее в России издание ранних «славянских» сведений,
начинающихся с I в. н. э. (Плиний, Тацит, Птолемей, Певтингерова карта,
Иордан, Равеннский Аноним и др. ), осуществил коллектив авторов под
руководством Л. А. Гиндина и Г. Г. Литаврина (Свод. 1991—1995. Т.
I—II). В основу этого капитального и во многом образцового издания были
положены те же принципы, что и в своде «Древнейшие источники по истории
Восточной Европы» (см. Предисловие). В нем же дана библиография работ
по ранней истории славян (Свод. Т. I. С. 404—441; Т. П. С. 520-554). ссылка - http://lants.tellur.ru/history/DRSZI/I.3.htm
Источник: http://lants.tellur.ru/history/DRSZI/I.3.htm |