Информационный сайт ru-mo
ru-mo
Меню сайта

  • Категории каталога
    Расселение и войны славян [58]
    Славянские языки и письмо [35]
    Творчество славянских народов [33]
    Славные славяне [8]
    Источники о славянах и русах [24]
    Образование славянских государств [50]
    Историческая реконструкция [20]
    Любор Нидерле [21]
    Верования, обряды, обычаи [38]
    Славянская прародина [21]
    Предшественники славян [29]
    Материалы по личности Рюрика [12]
    Древние русы, руги, росы и другие [9]
    Венеты, Венеды, Венды. [13]
    Ободриты [8]

    Форма входа

    Поиск

    Друзья сайта


    Приветствую Вас, Гость · RSS 21.10.2017, 19:04

    Главная » Статьи » История славянской культуры » Источники о славянах и русах

    Что знал Иордан о славянах и антах? / А. Яковлев

    Что знал Иордан о славянах и антах?

    А. Яковлев

     

    Иордан был одним из тех историков, в работах которых впервые упоминаются славяне.

    Точные годы жизни самого Иордана не известны. Информация о его жизни очень скудна. Есть предположение, что Иордан – епископ г. Кроторна. Хотя ни одна попытка отождествить его с историческими лицами, упоминаемыми другими источниками не является общепризнанной. Есть сведения, что по этнической принадлежности Иордан был из готской или гото-аланской семьи. Мог изначально принадлежать к арианству, но впоследствии, вроде бы, принял христианство. Даже время окончания его исторических работ не известно точно, около середины 6 века.

    В своей работе «De origine actibusque Getarum» («О происхождении и деянии гетов», иногда называемой Getica) Иордан пишет:

    По середине этой Скифии1 есть место, которое разделяет Азию и Европу друг от друга, а именно горы Рифей2, которые изливают широчайший Танаис3, впадающий в Меотиду4. Окружность этого болота, нигде не опускающегося глубже восьми локтей5, 144 мили.

    В этой Скифии первым с запада пребывает народ гепидов6, который окружён великими и славнейшими реками. Ведь по северу и по его области растекается Тисия7, с юга же его отсекает сам великий Данувий8, с востока – Флутавсий9, который, будучи стремительным и изобилующим водоворотами, неистовствуя, катится в воды Истра10.

    В их (рек) окружении лежит Дакия11, укреплённая (расположенными) наподобие венца крутыми Альпами12. У их левой стороны, которая склоняется к северу, от истока реки Вистулы (Вислы) на огромных пространствах обитает многочисленное племя венетов13. Хотя их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они всё же называются склавенами и антами.

    Склавены живут от города Новиетуна14 (на Дунае) и озера, которое называется Мурсианским15, вплоть до Данастра (Днестра) и на севере Висклы (Вислы); болота и леса заменяют им города. Анты же, самые могущественные из них, там где понтийское море делает дугу, простираются от Данастра вплоть до Данапра (Днепра). Эти реки удалены друг от друга на много переходов.

     

    Вот этот отрывок текста Гетики и будет просто комментироваться ниже.

    Комментарии к тексту

    1-2. По середине этой Скифи есть место, которое разделяет Азию и Европу друг от друга, а именно горы Рифей

     Скифией называлась область, заселённая скифскими племенами в приблизительно в VII веке д.н.э. Скифию и скифов впервые описал Геродот. У него Скифия занимала всё Северное Причерноморье.

    Геродот сообщает, что территория Скифии представляет собой правильный квадрат со сторонами по 40000 стадиев (около 710 км), в основных географических векторах (север-юг и восток-запад). При этом, Юго-восточный угол опирается на конец Керченского полуострова. При попытке реконструкции Юго-западный угол квадрата приходится на Юго-восточное предгорье Карпат, а его северная сторона идет от Курска до Сарн по рекам Сейм и Уж. Это в целом подтверждается археологическими находками скифской культуры в этом абстрактном квадрате.

    Иордан описывает иную Скифию - от границ с германцами на западе до Кавказа и Каспийского моря у побережья которого «всё дальше удаляется, простираясь вплоть до хунов, албанов и серов», то есть в Заволжье и Закавказье.

    В этом случае не понятно звучит фраза о Рифейских горах:

    Мы знаем, что Рифей (Рифейские горы) – Уральские горы, и сегодня являющиеся условной границей Европы и Азии. Но только если Рифей находится «посредине этой Скифии», то получается, что горы находятся где-то, в области между современной Москвой и Владимиром. Только в этом случае можно допустить следующую фразу в тексте:

     

    3-4которые изливают широчайший Танаис, впадающий в Меотиду

    Танаис – река Дон, впадающая в Азовское море. Иногда Танаисом называли и самый большой приток Дон Северский (Северный) Донец, а Меотидой считается древнее название Азовского моря. Конечно, Дон впадает в Азовское море, но тогда о каких Рифейских горах идёт речь?

    Просто Иордан повторил распространенные в его время сведения о Рифейских горах – Урале: во-первых, что Рифейский хребет разделяет Азию и Европу; во-вторых, что с него течет Танаис – Дон, который в свою очередь является восточным пределом Европы.

    По представлениям древних учёных, существовала гигантская горная гряда, начинавшаяся от Индийского моря и не прерываясь, через Кавказ, соединявшаяся с Рифейскими горами, которые якобы на севере охватывали Северное причерноморье к Карпатам и даже далее. Об общей системе горных хребтов, в которую включались, с точки зрения античных географов, как Рифейские, так и Кавказские горы, Иордан мог прочесть в географическом трактате Помпония Мелы (Mela, I, 81; 109) и у Орозия (Oros., Ι, 2, 36—47).

    Мало того, даже в 16 веке Франческо Да Колло в своём «Доношении о Московии» (Relatione sulla Moscovia) при путишествии ко двору Василия III пишет:

    Есть еще и другие горы Рифея как в европейской Скифии, так и в Азиатской, которые превосходят Гипербореи и вместе с ними соединяются, но самой высокой из всех является названная выше гора Югорская, на которой зарождаются известнейшие реки, среди коих очень часто упоминаемая древними и в новейшее время Танай, славная не только своей шириной и длиной, но так как природой была расположена, а людьми избрана для разделения Азии от Европы. Это верно, что начало  свое берет с названной горы, и что — протекая большой частью по упомянутой провинции Югорской и экзогигитанской и другим областям князя Московии и татаров Полевых и Чагатайских и получает увеличение из многих других рек, направляется в болото Меотиду и море Эвксинское, или Понтийское, — что подтверждается славнейшими из древних писателей и в особенности Птоломеем, князем космографов.»

    Вот в этом случае понятно, почему Танаис у Иордана течёт с Рифейских гор. Однако, не будем пенять средневековому автору на эту ошибку. Заблуждения присущи каждой эпохе. И не только заблуждения, но и просто вымысел. О чём говорит следующая фраза:

     

    5Окружность этого болота (вариант – озера. авт.), нигде не опускающегося глубже восьми локтей, 144 мили.

    Локоть – старинная не точная мера длины приблизительно 42-52 и больше см. Поэтому можно посчитать, что глубина Меотиды в то или более раннее время составляла около 4 метров.

    Хотя сейчас в Азовском море есть глубины до 15 метров, с учётом периодических  колебаний водного объёма, такое допустимо. Но вот в значении «миля» в тексте употребляется латинское слово «passuum mil» - римская мера длины, равная приблизительно 1,5 километрам (фактическое значение 1000 двойных римских шагов). Считаем: 144 тыс. шагов составляли примерно 216 км Современная протяжённость береговой линии Азовского моря без учёта кос 1472 километра.

    Это означает, что либо Азовское море с того времени увеличилось в размерах, почти в 7 раз, либо Иордан позаимствовал совершенно неверные данные, возможно, взятые кем-то просто с потолка.

     

    Однако, пора вернуться на западные границы Скифии, так как нас ждёт следующая фраза, требующая небольшой расшифровки:

     

    6В этой Скифии первым с запада пребывает народ гепидов

    Гепиды – германское племя, родственное готам, переселившееся из Скандинавии на южное  побережье Балтийского моря, а затем вслед за Готами переместившиеся в Дакию (большая часть современной Румынии).

    По Иордану, слово «гепиды» имеет значение «ленивые». Якобы они вместе с готами двинулись с острова Скандзы к устью Вислы на трёх кораблях. Один корабль, на котором находились гепиды, задержался в пути и подошел к берегу позднее двух других: он показал себя «ленивым». Но есть и иные интерпретации названия племени.

    Племя гепидов пришло в «земли скифов» не сразу, а продвигаясь постепенно, с военными столкновениями и задержками. Места в устье Вислы они оставили и, двигаясь вверх по течению реки на юг, под руководством короля Фастида, с боями прошли через область бургундов.

    С некоторой долей  вероятности, можно допустить, что приходилось им сталкиваться и с венетами расселявшимися по Висле и в предгорьях Карпат. Авторитетная исследовательница текстов Иордана Скрижанская пишет, что «Иордан не назвал в § 97 именно венетов, но их можно предположить в «многочисленных других племенах», о которых он говорит в данном параграфе».

    Миновав эти земли к середине III в., гепиды стали совершать набеги на территорию Рима. В 269 году впервые столкнулись с римскими войсками под Наиссом, и были разбиты императором Клавдием II.

    В связи с тем, что по другим источникам гепиды иногда поддерживали славянские племена, а иногда воевали против них, необходимо разобраться с естественными границами территории, о которой пишет Иордан.


    7-10который окружён великими и славнейшими реками. Ведь по северу и по его области растекается Тисия, с юга же его отсекает сам великий Данувий, с востока – Флутавсий, который, будучи стремительным и изобилующим водоворотами, неистовствуя, катится в воды Истра.

    Что же это за реки? Тисия – современная река Тиса, самый длинный приток Дуная. Данувий – кельтское название самого Дуная («быстрая вода»), а Истр, его древнегреческое название.

    Сложнее с рекой Флутавсий (в тексте – flutaus). Это не поддающийся точной расшифровке гидроним. По историко-географическим представлениям можно предположить реку Прут. Однако самый авторитетный  исследователь работ Иордана, Моммзен считал, что это искажённое Aluta, то есть современная река Олт (одна из главных румынских рек, приток Дуная). Но Олт делит Дакию почти пополам.

    В связи с этим следующая фраза требует дополнительных комментариев:

     

    В их (рек) окружении лежит Дакия11, укреплённая (расположенными) наподобие венца крутыми Альпами12.

    Дакия – древняя территория между Карпатами, Дунаем, Тисой и Днестром (большая часть современной Румынии), заселённая фракийскими племенами – даками. Во начале II века н.э. покорена Римом, с дальнейшей колонизацией. Именно сюда совершали набеги в III веке гепиды.

    А  по поводу Альп Иордана придётся снова поправить. Ну, ни как не могут Альпы укреплять венцом Дакию. Зато Карпаты очень даже вписываются в контекст. Тем более если прочтём далее…

    У их левой стороны, которая склоняется к северу, от истока реки Вистулы (Вислы) на огромных пространствах обитает многочисленное племя венетов13. Хотя их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они всё же называются склавенами и антами.

     

    И у северо-западного склона Карпат мы как раз находим исток Вислы.

    Только очень жаль, что Иордан не даёт достаточно чёткого описания тех больших, по его данным, территорий, которые занимают венеты.

    Хотя он и даёт в дальнейшем ориентиры, но они весьма сложны для понимания не только современными исследователями, но к тому же, не подтверждены другими, современными Иордану источниками.

    Что же касается венетов – это племена, упоминаемые не только Иорданом, но и более ранними авторами, но относящиеся вероятно к разным группам.

    Есть сведения о венетах – племени в Северной Италии (современная провинция Венето).

    Имеются сведения о венетах-кельтах в Бретани

    И наконец – венеты (венеды), предполагаемые родственные племена на востоке Европы между Карпатами и побережьем Балтийского моря. Именно о них ведёт речь Иордан, говоря что они меняют названия в зависимости от родов и мест обитания.

    Не совсем ясное место. Можно предположить, что все племена, имевшие раньше название венетов,  стали называться славянами или антами, или оставляли названия по родовому и территориальному признаку.

    Можно читать и иначе: произошло разделение с сохранением объединения венетов, появлением двух новых больших образований и множества мелких.

    Кроме того, из текста Иордана можно понять, что племена перемещались и меняли названия в зависимости от местоположения. А это напоминает полукочевой образ жизни.

    Возникает предположение, что Иордан не знает достоверно о положении дел в славянско-антском мире.

    Хотя приблизительные границы территорий он обозначает.

    Склавены живут от города Новиетуна14 (на Дунае) и озера, которое называется Мурсианским15, вплоть до Данастра (Днестра) и на севере Висклы (Вислы); болота и леса заменяют им города. Анты же, самые могущественные из них, там где понтийское море делает дугу, простираются от Данастра вплоть до Данапра (Днепра). Эти реки удалены друг от друга на много переходов.

    Если венеты у Иордана располагаются от верховьев Вислы на Север, то анты – в междуречье от Днестра до Днепра.

    Сложнее со славянами.

    Иордан даёт два понятных ориентира: исток Вислы и Днестр. Но две другие точки остаются до сих пор дискуссионными – Мурсианское озеро и некий город Новиетун.

    Новиетун большинство исследователей не без оснований отождествляют с известным в древности городом Новиодуном, но даже это не помогает, так как таких городов мы знаем, по крайней мере два, один на реке Саве в Паннонии (Невиодун), а другой (Новиодунум) возле Исакчи на нижнем Дунае.

    Локализация Мурсианского озера остаётся для современных историков загадкой.

    В большинстве, ученые ищут его у устья Дуная, а другие - в Паннонии, полагая, что это Балатон.

    Есть версия, что под Мурсианским подразумевается Нойзидлерское озеро в северо-западной части Венгрии.

    Кроме того есть точка зрения, что Мурсианское озеро просто ошибка, а на самом деле это болото при устье реки Савы.

     

    Из всего перечисленного, думаю, можно сделать вывод, что текст Иордана не может являться надёжным источником относительно славян.

    Во первых, Иордан склонен к подаче непроверенных данных.

    Во вторых, границы расселения славянских, антских и венедских племён у Иордана условны, а сами сведения о народах носят общий характер и представляются весьма упрощёнными.

    В третьих, в тексте нет ни одного события, способного помочь в датировках.



    Источник: http://ru-mo.ucoz.ru/publ/
    Категория: Источники о славянах и русах | Добавил: Яковлев (04.01.2010)
    Просмотров: 5858 | Комментарии: 2
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]