Информационный сайт ru-mo
ru-mo
Меню сайта

  • Категории каталога
    Расселение и войны славян [59]
    Славянские языки и письмо [35]
    Творчество славянских народов [34]
    Славные славяне [8]
    Источники о славянах и русах [24]
    Образование славянских государств [51]
    Историческая реконструкция [20]
    Любор Нидерле [21]
    Верования, обряды, обычаи [38]
    Славянская прародина [21]
    Предшественники славян [29]
    Материалы по личности Рюрика [12]
    Древние русы, руги, росы и другие [9]
    Венеты, Венеды, Венды. [13]
    Ободриты [8]

    Форма входа

    Поиск

    Друзья сайта


    Приветствую Вас, Гость · RSS 29.04.2024, 10:19

    Главная » Статьи » История славянской культуры » Образование славянских государств

    Галицкая и Волынская земли в контексте европейской истории.
    Галицкая и Волынская земли в контексте
    европейской истории (с древности до XV века).


    Истоки этнического и культурно-конфессионального многообразия региона коренятся в особенностях его древней истории, сложностях социальной и политической жизни на окраине Древнерусского государства, восточно-православного мира в целом.
    Границы Галицкой земли в разные исторические эпохи существенно изменялись, то включая прилегающие, заселенные соплеменниками и соседями территории, то очерчивая пределы лишь одной исторически первоначальной области1. Само понятие «земля» в данном контексте следует рассматривать как исторически обусловленный социально-экономический и природный комплекс, отличающийся динамическим характером, переживающий этапы от сложения до расцвета и упадка2. Мы трактуем понятие «Галицкая земля» в зависимости от сложившихся в конкретный рассматриваемый период исторических реалий, исходя, однако, при всей бурно меняющейся политической действительности, из положения об относительной устойчивости этнокультурных доминант основного населения края.
    Особенности этнического состава рассматриваемой территории в древности и в начале письменного периода остаются до конца не проясненными. Согласно данным «Повести временных лет», Северо-восточное Прикарпатье в древнейшие времена было заселено славянским племенем, известным под именем «белых хорват». Л.Нидерле, основываясь на арабских источниках3, предполагал существование здесь большого славянского государства хорватов, центром которого
    1 О территории Галицкой земли, ее менявшихся на протяжении XI-XIV вв. границах см.: Грушевсъкий М. 1стор1я Украши-Руси. Т. II. Х1-ХШ в. КиТв, 1992. С. 456-461.
    2 Котляр М.Ф. Галицько-Волинська Русь. КиТв, 1998. С. 252.
    3 ГаркавиЯ. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. СПб., 1870. С. 117-176.

    был Краков4. Украинский историк М.Грушевский считал вопрос с прикарпатскими хорватами открытым 5.
    Земля между Западным и Южным Бугом, благодаря плодородной почве и относительной безопасности от кочевников, являлась одной из богатейших на Руси. Обитавшее здесь самое западное русское племя - «дулебы», дало название союзу славянских племен. В VI в. авары разгромили дулебов, и племенной союз распался на объединения летописного периода. На протяжении последующих столетий они перерастают в племенные княжения - социально-политические формирования, предшествовавшие Древнерусскому государству. Вместе с соседними западнославянскими племенами будущей Малой Польши они находились какое-то время в политической зависимости от Великой Моравии 6.
    Великоморавское княжество - государство западных славян в верховьях Лабы и Одры, образовалось около 833 г. при князе Моймире,7 власть которого распространялась и на восточнославянские земли в Карпатах. Борьба с германской экспансией сблизила Великоморавию с Византией. В 863 г. по просьбе племянника Моймира князя Ростислава (846-870) правительство Византии направило в Великоморавию «солунских братьев» - Константина (Кирилла) и Мефодия, известных византийских теологов, дипломатов, ученых, деятельность которых имеет неоценимые политические и культурные последствия. Мораванам тогда же была предоставлена привилегия богослужения на старославянском языке и использования письма, разработанного Кириллом.
    Мефодий был назначен (869) паннонско-моравским архиепископом. Видимо, в связи с миссией Мефодия византийский обряд христианской церкви и созданная Кириллом письменность получили распространение и на землях будущей Малой Польши, в том числе среди восточных славян8.
    4 Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000. С. 167, 169.
    5 Грушевський М. 1стор!я Украши-Руси. До початку XI в1ка. КиТв, 1991. С. 213
    6 Головко А.Б. Древняя Русь и Польша в политических взаимоотношениях Х-первой трети XIII в. Киев, 1988. С. 10.
    7 Краткая история Чехословакии. С древнейших времен до наших дней. М., 1988. С. 14.
    8 Всемирная история в 24 томах. Том 8: Крестоносцы и монголы. Минск, 1996. С. 213.

    В последней четверти IX в. при князе Святополке Великая Моравия, подчинив соседние славянские княжества в Чехии, Лужицах, Малой Польше, Паннонии достигла наивысшего расцвета и могущества. Здесь впервые в славянской среде возникают поселения неаграрного характера, развивается своеобразная культура. В культовом строительстве Моравии проявляются связи с архитектурой северо-запада Балкан, где господствовало византийское влияние, распространяется центрический тип построек - ротонд. Самая древняя из них - у современного села Микульчицы, служившая княжеским храмом, имела фресковые росписи. Большую группу великоморавских культовых построек составляют базиликальные храмы с полукруглой апсидой, созданные на основе использования строителями византийской модульной системы9.
    В прикладном искусстве государства Моймировичей проявились отзвуки искусства народов Причерноморья и Ближнего Востока, донесших в раниесредневековую Центральную Европу эллинистическое наследие. Культура Великой Моравии стала достоянием славян Чехии, Польши, Руси.
    На рубеже IX-X вв. под ударами кочевников-венгров Великоморавское княжество распалось. Территория Малой Польши с центром в Кракове, включавшая западные районы расселения волынян и северной группы хорватов, вошла в состав избежавшего венгерского завоевания Чешского (Пражского) княжества. В X в. здесь сосуществовали два церковно-культурных течения христианства - западное, латинское и славянское со своей литургией и письменностью.
    В правление чешского князя Болеслава I (935-972) под его властью находились кроме Чехии Моравия, Силезия, Малая Польша с Краковом, Червенские города.
    На землях западных славян, расположенных по течению реки Варты, к концу
    IX в. сложилось государственное объединение полян с центром в Гнезно10. В конце
    X в. гнезненский князь Метко I (ок. 960-992) присоединил к Древнепольскому
    9 В качестве модуля использовался диаметр внутреннего пространства апсиды. См.: Поп И.И. Искусство Чехии и Моравии 1Х-начала XVI в. М., 1978. С. 20.
    10 До XIII в. земли гнезненских полян, как и вся страна, носили название «Полония», т.е. Польша, с середины XIII в. они стали называться Великой Польшей.

    ссылка - http://www.mirrabot.com/work/work_7131.html


    Источник: http://www.mirrabot.com/work/work_7131.html
    Категория: Образование славянских государств | Добавил: Яковлев (15.03.2008)
    Просмотров: 741
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]