Информационный сайт ru-mo
ru-mo
Меню сайта

  • Категории каталога
    Расселение и войны славян [59]
    Славянские языки и письмо [35]
    Творчество славянских народов [34]
    Славные славяне [8]
    Источники о славянах и русах [24]
    Образование славянских государств [51]
    Историческая реконструкция [20]
    Любор Нидерле [21]
    Верования, обряды, обычаи [38]
    Славянская прародина [21]
    Предшественники славян [29]
    Материалы по личности Рюрика [12]
    Древние русы, руги, росы и другие [9]
    Венеты, Венеды, Венды. [13]
    Ободриты [8]

    Форма входа

    Поиск

    Друзья сайта


    Приветствую Вас, Гость · RSS 20.04.2024, 16:30

    Главная » Статьи » История славянской культуры » Историческая реконструкция

    Люди XII века были совсем не похожи на нас

    Люди XII века были совсем не похожи на нас

    8 - 14 сентября 2005

    Это помогли установить палеоантропологи

    Археологам, исследующим культурные слои Великого Новгорода, известно о наших далеких предках многое: как одевались, чем занимались, какие письма писали друг другу, какие дома строили... Московский палеоантрополог Денис ПЕЖЕМСКИЙ, старший научный сотрудник Института антропологии МГУ, ко всему этому может добавить еще кое-что - он знает, как выглядели наши далекие предки.

    - Денис, как вообще становятся палеоантропологами? Мне кажется, что это не та профессия, о которой мечтают с детства...

    - Именно с детства! Только мало кто мечтает, поэтому мало людей ею занимается. У меня интерес проявился лет в 15, когда я впервые узнал о существовании антропологии.

    - Вы считаете себя учеником знаменитого Михаила Герасимова, воссоздавшего облики исторических деятелей разных эпох? И чьи лица вам уже удалось вернуть из небытия?

    - К сожалению, я не застал этого великого антрополога в живых, но надеюсь, что могу считать себя представителем его школы... Что же касается моих опытов по реконструкции лица по черепу, то громкими историческими именами я пока похвастаться не могу, а вот облик представителей раннего неолита Прибайкалья, бронзового века Средней Волги, народностей Северного Кавказа, древнего Пскова восстанавливать приходилось... Вообще говоря, не нужно быть специалистом в области пластической реконструкции лица по черепу, чтобы знать, как выглядели люди, проживавшие некогда в разных регионах. Палеоантропологи могут определить это путем специальных исследований черепа.

    - То есть вы узнаете "в лицо" любой череп?

    - Можно и так сказать. Сразу можно определить пол, возраст, какие-то патологии, если они есть - это все то, что считывается глазом. Своего рода антропологическая азбука. Остальное - серьезная исследовательская работа.

    Но один череп - это мало. Сам по себе он исследователям неинтересен. Антропология строится исключительно на сериях. Желательно хорошо сохранившихся, датированных и больших (30 минимум) - тогда можно надежно охарактеризовать древнюю популяцию. А если останков, скажем, пять, то даже детальное их изучение может не дать адекватных результатов.

    Например, в Великом Новгороде вообще плохо с антропологическим материалом. За мою 10-летнюю работу хороших серий здесь было не так много. Есть некрополи XV - XVII столетий, их анализ позволяет определить, как выглядели новгородцы позднего Средневековья. Но ранних останков, увы, исследовано всего несколько экземпляров.

    Дело в том, что древние захоронения Новгорода очень редко становились объектом профессионального археологического исследования, а зачастую и просто разрушались. Как известно, сами антропологи, за редкими исключениями, не ведут археологических раскопок. Они получают материал из рук археологов... Поэтому моя научная мечта - антропологическое изучение древнейшего новгородского некрополя - пока так и остается мечтой.

    - Но вы ведь представляете, как выглядели новгородцы, допустим, несколько столетий назад? Они отличались от нас?

    - Сравнение неуместно, ведь никто не проводил изучение антропологического облика новгородцев, живших в первой половине XX столетия. А те, кто поселился здесь уже после войны, были в основном выходцами из других мест. Кстати, такое "переселение народов" Новгородская земля уже знала - это было после походов Ивана III и Ивана Грозного, когда в Новгород были переселены костромичи, ярославцы, москвичи... Поэтому антропологический портрет новгородцев XVI - XVII века выглядел иначе, чем в древности: довольно низкорослые (для мужчин нормальный рост - 165 сантиметров), округлый высокий череп, средних пропорций лицо с низкими глазницами...

    Конечно, отличия этих людей от жителей эпохи независимости были. Повторюсь, мною пока изучено немного образцов, но и то, что изучено, позволяет сделать вывод, что новгородцы, допустим, XII века были совсем другими. Они были выше ростом, имели удлиненный череп и относительно широкое лицо. Характерной особенностью было широкое, высокое переносье и сильно выступающий нос, особенно у женщин.

    - Захоронения у церкви Благовещения на Мячине действительно могут принадлежать людям из боярского сословия Новгорода? Есть ведь какие-то признаки, по которым можно определить их "статус"? И будете ли вы пытаться реконструировать облик этих людей?

    - Буду, и без сомнения, здесь были похоронены важные люди - археологическое изучение некрополя подтверждает это. Уровень мастерства, с которым изготовлены благовещенские саркофаги, очень высок, он может быть сопоставлен с тем уровнем, который мы наблюдали, исследуя погребения Софийского собора (а, может быть, даже и превосходит его). Во всяком случае, сборные шестиплитовые саркофаги домонгольского образца сделаны лучше софийских.

    - Насколько я знаю, исследования комплексов Софийского собора были завершены несколько лет назад, но до сих пор их результаты - тайна за семью печатями.

    - Думаю, следует пояснить, что завершен цикл археологических исследований, проделана масса антропологической работы. Одна из главных задач изучения некрополя Софии - идентификация всех имеющихся погребений. В результате наших работ количество новой информации превысило тот объем, что мог быть получен из письменных источников. Так как задача перед нами стоит крайне ответственная, хотелось бы все многократно проверить, сопоставить и организовать ряд дополнительных анализов, которые, к сожалению, финансово емки и поэтому проводятся не так быстро, как хотелось бы. В любом случае, ждать публикации результатов, кажется, осталось недолго.

    - А вы слышали, что в Новгороде якобы изобретен какой-то аппарат, который может заменить всех антропологов вместе взятых?

    - Слышал. Более того, уже некоторое время пытаюсь встретиться с его разработчиками, но пока не складывается... Судя по описанию, это очередная компьютерная программа или программа по подбору элементов внешности, каких, кстати, довольно много, но любой антрополог вам скажет, что машина умеет далеко не все. Она просто воспринимает ту информацию, которую в нее вводят, и строит работу на основе этих данных. А этого, увы, очень мало. Для многосложной морфологической работы ничего более точного, чем человеческий глаз и рука, пока не придумано.

    - Что происходит с останками после изучения?

    - Предметы большой древности (палеолит, неолит, бронза) или особо ценные средневековые серии сами по себе являются историческими памятниками и сдаются на государственное хранение. В России есть несколько специальных хранилищ палеоантропологических фондов: в Москве (несколько), Петербурге, Томске, Новосибирске, Волгограде, Казани, Самаре, Ростове-на-Дону... Есть небольшое, но образцовое хранилище в Ставрополе.

    Парадокс, но российским антропологам повезло. В Америке и в Европе сегодня в этом смысле происходит настоящий кризис. Так, в США в начале 90-х годов антропологов заставили захоронить все останки индейцев. Был даже принят специальный закон! Причем дело дошло до абсурда: под массовую кампанию попали не только кости древних индейцев, но и уникальный материал - представители доиндейских цивилизаций. Такая же участь постигла и знаменитого кеннвикского человека, обнаруженного в бассейне Колорадо. Его успели только датировать (оказалось, он жил 9000 лет назад). А потом ученым пришлось снова предать его земле. Причем, как представителя индейских племен и на индейском кладбище...

    ссылка - http://culture.natm.ru/tree4.html?id=36



    Источник: http://culture.natm.ru/tree4.html?id=36
    Категория: Историческая реконструкция | Добавил: Яковлев (02.03.2008)
    Просмотров: 1259
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]