Информационный сайт ru-mo
ru-mo
Меню сайта

  • Категории каталога
    Расселение и войны славян [58]
    Славянские языки и письмо [35]
    Творчество славянских народов [33]
    Славные славяне [8]
    Источники о славянах и русах [24]
    Образование славянских государств [50]
    Историческая реконструкция [20]
    Любор Нидерле [21]
    Верования, обряды, обычаи [38]
    Славянская прародина [21]
    Предшественники славян [29]
    Материалы по личности Рюрика [12]
    Древние русы, руги, росы и другие [9]
    Венеты, Венеды, Венды. [13]
    Ободриты [8]

    Форма входа

    Поиск

    Друзья сайта


    Приветствую Вас, Гость · RSS 24.09.2017, 11:40

    Главная » Статьи » История славянской культуры » Историческая реконструкция

    Символика Рюриковичей
    В старой Ладоге найден герб Рюрика?
    Ю. Чернов

     Глиняная литейная форма конца второй четверти X века и новейший оттиск с нее.

    Находка сделана 20 июня 2008 г. на Земляном городище Старой Ладоги.

    Староладожская археологическая экспедиция А.Н. Кирпичникова

                                                                                          (Институт истории материальной культуры РАН). 

    Этот артефакт обнаружен на Земляном городище Старой Ладоги в пятне полусотни более мелких осколков тиглей, льячек и литейных форм. На формах – фрагменты рисунков, выполненных в скандинавском орнаментальном стиле борре, который охватывает период с 840 по 980 годы, а горизонт залегания этой группы отходов ладожского литейного производства относится ко второй четверти X века.

    Скажем о технологии изготовления таких предметов.

    Первоначально рисунок вырезался на камне. Потом с каменной формы снимался восковой оттиск. Он обмазывался глиной, а когда глина высыхала, ее обожгли в печи (воск при этом выгорал) и получали, к примеру, то, что мы видим на фото слева.

    Глубина этой литейной формы около пяти миллиметров. Для накладки на упряжь коня отливка получится слишком массивной. Значит, скорее всего, мы имеем дело с опокой для печати или тамги мечника, княжьего сборщика дани[1].

    В договоре 945 года Игоря с греками записано, что русские послы раньше приносили в Царьград золотые печати, а купцы – серебряные, а теперь князь повелел приносить ко двору византийских императоров грамоты. До этого времени грамоты писали редко: металлическая тамга вручалась послу в качестве вверительного документа, и этого было достаточно. Но с появлением на Руси христиан начались письменные времена, и печать должна была привешиваться к пергаменному документу – хартии.

    При изготовлении простых подвескок и накладок (скажем, на конскую упряжь) могли использоваться бронза, свинец или свинцово-оловянистый сплав. Свинцовыми были и древнерусские печати, употребляемые в межкняжеских сношениях. Какой именно мелалл был залит в данную опоку, возможно, еще удастся установить при лабораторном исследовании.

    Итак, перед нами древнейшее в Северной и Восточной Европе изображение хищной птицы в геральдической позе. Поскольку верхняя часть литейной формы утрачена, предложим два варианта реконструкции. Первые попытки реконструкции ладожского геральдического знака.

    Лето-осень 2008

    При этом нельзя не отметить, что на правом рисунке над головой птицы слишком много места.

    Наша реконструкция базировалась на следующих изображениях:

     

     

    Слева – монета конунга Анлафа Гутфритссона, 939-941 гг.

    Графство Йорк, Коппергейт, Англия) Серебро.

    Источник:

    В. И. Кулаков. Иконография геральдических орлов Германии и Пруссии.

    Альманах «Марс». № 1, 1997.

     

    Справа – костяное навершие плетки. XII в. (дата по новогодской аналогии). Высота 39 мм

    Старая Ладога. Случайная находка на берегу Волхова.

     

    На монете времен захвата Англии датскими конунгами изображен не ворон Одина, как полагают некоторые исследователи, не орел, а охотничий сокол (об этом говорит ошейник на горле птицы). Подобное мы разыскали на одном из аналогичных ладожскому костяных наверший плеток в коллекции в Новгородского Государственного музея-заповедника. Часть из них опубликована[2]. На наиболее древнем предмете этой серии мы видим на горле птицы заплетенный косичкой ошейник:

     


     

    Навершие плетки из Новгорода.

    Начало XI в. Высота 80 мм

     

    Тем же летом 2008 года археолог Татьяна Ершова обнаружила в Пскове захоронение «наместника князя Владимира». О статусе погребенного свидетельствует трапецевидная серебряная  тамга – подвеска, на одной стороне которой изображен двузубец, а на другой голова сокола с вырастающим из нее крестом[3].


     

    Псковская серебряная тамга X века. Раскопки Татьяны Ершовой. 2008 год

    Фото: Псковский археологический центр

     

    Сделаем прорись:


    В январе 2009 года на конференции «Новгород и Новгородская земля. История и археология», посвященной 80−летию академика Валентина Янина, А. Н. Кирпичников, делая доклад о ладожском соколе, продемонстрировал древнерусский псевдодирхем времен Ярополка. (Таких в центральной и северной Европе известно лишь 13 экземпляров.) На монете – та же птичка с тем же ошейником и крестом:

     

     

    Псевдодирхем Ярополка.

    Диаметр 30 мм

     

    Теперь понятно, чего именно нам не хватало над головой сокола при первых попытках реконструкции ладожской литейной формы.

     

     

    Реконструкции ладожского геральдического знака Рюриковичей.

    Апрель 2009.

    Куда более архаичное изображение птицы, летящей с гнезда (или от символического изображения солнца), найдено на ободке круглой игральной фишки на том же Староладожском Земляном городище:

     

     

    Рисунок с ободка круглой «игральной фишки».

    890–910 гг. Старая Ладога.

    Гравировка на деревянной фишке

    из «большого дома» времен Вещего Олега.

    Высота рисунка ок. 6 см.

    Раскопки Е. А. Рябинина 1977 года.

    (Восстановление правильной геометрической формы.

    Два варианта расположения рисунка.)

     

    Подробнее о семантике этого предмета:

     

    http://chernov-trezin.narod.ru/Perun.htm

     

    Воспроизведем изображение сокола конца XI – первой четверти XII веков с обломка плинфы из Переяславля Русского (экспедиция М. К. Каргера 1953 г.). Прорись этого рисунка опубликована сотрудником Эрмитажа Денисом Ёлшиным. Автор публикации любезно прислал мне и цветной снимок, сделанный им в фондах Переяславского краеведческого музея (теперь это Национальный историко-этнографический музей-заповедник «Переяслав»)[4].

     

     

    Сокол из Переяславля Русского. 90-е годы XI – первая четверть XII в.

    Фото Дениса Ёлшина

    Поищем другие аналогии:

     

    Крючок на одежду воина из скандинавского погребения.

    Гнездово. IXX вв.

    Источник:

    Сергей Каинов. Скандинавские наемники на Руси (конец IX-середина XI веков).

    «Военная иллюстрация. Альманах российской военной истории». Вып.1, 1998.

    http://asgard.tgorod.ru/libri.php3?cont=_sk

    Обратимся к стилизациям на тему геральдического сокола. Они также происходят из дружинной среды:

     

    Серебряная подвеска из клада в Гнездово. Середина X века.

    Источник: Г. С. Лебедев. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб., 2005.

    Цветная вклейка.

    Это направление в развитии образа взлетающего сокола можно назвать декоративным. К нему же стоит отнести и левое из тех изображений, которые приведены на одном из рисунков в статье В. И. Кулакова (ссылку см. выше):

    Бронзовые наконечники ножен меча. Вторая половина X века.

     

    Слева – находка в Беломорье у деревни Городище Кирилловского района

    Вологодской обл.).

    Источник: Голубева Л.А. Новые скандинавские находки в Беломорье //

    Советская археология. 1982. № 3. Рис. 1, 2.

     

    Справа – из кургана 58 могильника Шестовица (Днепровское Левобережье,

    ныне — Черниговская обл. Украины).

    Источник: Блiфельд Д.I. Давньоруськi пам'ятки Щестовицi. Киiв, 1977. С. 147, 148.

    Очевидно, что правый рисунок принадлежит совсем к другому стилистическому направлению. Назовем его «знаковым», или «магическим». (К этому же направлению следует отнести и образ летящей с гнезда ладожской птицы из раскопок Е. А. Рябинина, выполненный во времена Вещего Олега, то есть уже после того, как Рюрик ушел из Ладоги на Городище, а Олег в Киев.)

    К обоим рисункам из статьи В. И. Кулакова можно найти аналогии.

    Приведем для каждого стилистического направления по одной иллюстрации:

    ДЕКОРАТИВНО­-ОРНАМЕНТАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

     

     

    Бронзовый наконечний ножен меча.

    Гнездово. Середина X века

    ЗНАКОВО-МАГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

     

    Бронзовый наконечний ножен меча середины X века.

    Гнездово. Курган 73. Раскопки Д. А. Авдусина 1950 г.

    Аналогичный предмет с таким же рисунком найден в Старой Ладоге

    (См. Кирпичников А. Н. , Сарабьянов В. Д. Старая Ладога. Древняя столица Руси.

    СПб., 2003. С. 60).

    На груди сокола прочерчен легко узнаваемый образ священного молота Тора, а, значит, речь может идти лишь о скандинавском происхождении данного предмета. Последнее делает немыслимыми все новейшие фантазии о соколе как о тотемном знаке ободритов, якобы занесенном на Русь славянином Рюриком и после превратившемся в трезубец Рюриковичей.

    Однако сама гипотеза о соколе и об ободриттском его следе заслуживает внимания. История ее такова: на то, что по-чешски сокол – raroh (что созвучно имени Рюрика), а главный город славян-ободритов: в Германии назывался Рериг, обратил внимание еще в середине XIX века чешский просветитель Павел Иосиф Шафарик[5]. (Однако сегодня это сближение признано случайным[6].) Позже директор Эрмитажа С. А. Гедеонов в монографии «Варяги и Русь» (СПб., 1876 г.) предложил видеть в геральдических двузубцах и трезубцах рюриковичей именно сокола. Эту идею уже в наше время развил О. М. Рапов[7].

    Ни одного материализованного в рисунке или изделии полабского сокола мы не знаем. Видимо, их просто не существует. Но насколько с лингвистической точки зрения убедительно сближение имени Рюрика и славянского названия сокола?

    Вот что по прочтении этих заметок ответила на мой вопрос московский лингвист Анна Владимировна Дыбо:

    Чешское raroh, словац. ra/roh, пол. rarog, укр. ра/рiг. В чешском словаре сказано, что это самый быстрый из всех соколов.

    Выводят как заимствование из др.-иран. va:rэngan 'название птицы' – по совр. иранским языкам то сокол, то ворон. По виду действительно похоже на заимствование (как все неодносложные слова, кончающиеся на -ог). В славянских языках употребляется как имя мелкого черта (в чеш., пол., укр.). К Рюрику, конечно, прямого этимологического отношения не имеет. Но по созвучию – вполне естественно было бы Рюрику взять себе гербом рарога.

    Обратимся к истории Полабских славян, живших с конца VII века на южном побережье Балтийского моря в бассейне реки Лабы (Эльбы). На северо-западе Балтики от реки Травны до истоков Эгдоры живут вагры (wagiri; Из столица – Старгард ныне носит немецкое имя Ольденбург), восточнее – ободриты (бодричами назвал их Шафарик), венды, еще восточнее их расселились лютичи (вильцы, велеты), южнее – лужицкие сербы (сербы и лужичане)[8].

    Адам Бременский называет западных славян reregi[9].

    Заметим, что эти славянские племена приходят к Балтике в то же самое время, когда другие славяне, вышедшие с того же Подунавья, появляются в Приладожье и строят на Любше каменно-земляную крепость (по типу славянских крепостей Центральной Европы)[10].

     

    Цитата:

     

     

    Городище племенного короля ободритов находилось в Мекленбурге, близ Висмара. Это место, как сообщает около 965 г. Ибрагим ибн Якуб, называлось Велиград; саксы его обозначали (в 995 г.) «Михеленбург»; у хрониста Адама Бременского говорится о «Магнополисе» (калька славянского названия); во всех случаях значение совпадает – «великий, большой, главный город». Со своей стороны датчане называли его Рерик…

    Йоахим Херрман. Ободриты, лютичи, руяне // Славяне и скандинавы. М., Прогресс.1986.

     

    http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000056/st056.shtml

     

    (Попутно заметим, что и в выписках В. Н. Татищева из так называемой «Иоакимовской летописи» упомянут западно-славянский «град великий при море» на южном берегу Балтики.)

    Прибалтийский город Рерик, то ли основанный пришедшими с Дуная в Померанию в конце VII века славянами-ободритами (союзниками Карла Великого), то ли на какое-то время ими захваченный, в 808 году, разрушил датский король Годфред.

    Полагают, что Рерик был на месте современного городка Рерика (Германия, федеральная земля Мекленбург). Однако это всего лишь гипотеза, да притом окрашенная в кориченевые тона: деревня Alt Gaarz (древняя, впервые упоминается в XIII веке) переименована в Рерик в 1938 году. По другой версии Рерик находится на шестьдесят верст западнее, и это Старый Любек (также земля Мекленбург) в устье реки Траве.

    Заметим, что мы не знаем, где в Мекленбурге протекает и речка Рерик (города нередко назывались по рекам), и когда впервые зафиксировано имя реки.

    Теперь о самом Рорике.

    Рорик – др.-исл. Hroerikr (Hrørekr)[11] – Рорик Ютландский и Фрисландский из династии Скьёльдунгов, племянник (или брат) изгнанного датского короля Харальда Клака.

    Когда к IX веку ослабела франкская империя Каролингов, пришло время ответного натиска «северных людей» – шведов и норвежцев и датчан.

    В начале второго десятилетия умирает король Дании Годфред. За его трон с сыновьями Готфреда спорят Скьёльдунги – четыре брата из младшей королевской ветви. Двое гибнут, двое – Гаральд (Харальд) и Хемминг – в 826 году бегут к франкскому императору Людовику Благочестивому и с четырьмя сотнями спутников «омываются волной святого крещения» в Ингельхейме. Братья получают лены той части Фрисландии, которая зовется Рустрингия (или Нордальбингия). Харальду достается Дорестад – порт фризов в устье Рейна и, соответственно, крупный торговый центр. И когда в 837 году гибнет Хемминг (младший из младшей ветви), его сын Рорик, перебираясь в Дорестад, находит приют у своего дяди.

    В 841 г. умрет и Харальд. Еще через два года начинает распадаться империя франков.

    Рорика обвинили в измене новому императору Лотарю, старшему сыну Людовика и внуку Карла Великого, и заточили в крепость. Но он бежит и объявляется у Людовика Немецкого, брата Лотаря. А, уйдя и от него, становится пиратом. В 850-м, он захватывает Дорестад. Лотарь прощает Рорика, но требует, чтобы он защищал побережье oт викников.

    Между тем, в Дании вновь начинается смута. Рорик вступает в борьбу за корону, но она достается сыну Горфреда Хорику. Рорик воюет и с ним и в качестве отступного получает порт Хедебю. Потом он берет Бремен, но в конце-концов уходит и отттуда.

    В 852 г. Рорик помогает претенденту на шведский престол Амунду в осаде Бирки (и в этом крупнейшем торговом центре свеонов появляется колония фризских купцов), потом воюет в славянском Поморье на южных берегах Балтики.

    В Дорестаде у Рорика дела вновь не идут: в 864 году море украдет у конунга город: после опустошительного наводнения и изменения русла Рейна эта территория станет непригодной для обитания.). К тому же на Дорестад нападают викинги…

    Тогда-то, видимо, Рорика и зовут ладожане[12]. И он уходит на Русь «вместе со всей Русью» (Повесть временных лет)[13].

    Вернемся однако к первой странице нашей «саги о Рорике».

    Полагают, что Рорик родился между 800 и 810 годом[14]. Похоже, что город Рерик был разрушен (напомним дату – 808 год) накануне рождения Рорика. Смысл разрушения Рерика и переселения купцов и ремеслеников в Хедебю понятен: датскому королю надо было, чтобы богатели купцы и мастеровые его, а не чужой страны. Потому и выбран Хедебю – он не на берегу моря, где на город может напасть вражеский флот, не в в устье реки, а в среднем ее течении. Если мать датчанина Рорика и впрямь была славянкой (Иоакимовская летопись), то она вполне сознательно могла выбрать для сына датское имя, созвучное имени уничтоженной родичами ее мужа-изгоя ободритской столицы. Если мать Рорика – датчанка, то выбор имени для сына тем более должен быть определен разрушением Рерика («города в земле данов»), ведь это первый враг отца Рорика уничтожил город и переселил его жителей.

    Сходство имен, похоже, и определило судьбу: когда Рорик стал взрослым, ободриты приглашают его на княжение. Можно сказать, что Рорик Ютландский с самого рождения приговорен был в земле ободритов взять на щит одну эмблем датских конунгов – сокола (вспомним об английской монете конунга Анлафа Гутфритссона).



    Источник: http://www.chernov-trezin.narod.ru/GerbRurika.htm
    Категория: Историческая реконструкция | Добавил: Яковлев (04.06.2009)
    Просмотров: 1223
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]