Брак в жизни наших предков
В народной традиции известно несколько способов заключения БРАКА. Один
из них - умыкание невесты, о котором упоминает, в частности,
<Повесть временных лет> (начало 12 в.). Более известно мнимое
похищение по взаимной договоренности парня с девушкой или самовольный
уход девушки к жениху (так наз. <тихоматный> БРАК,
<выкрадом>, <уводом>, <самоходкой>).
Следы купли невесты сохраняются в обряде выкупа невесты у ее
брата, в символической продаже ее косы, в приговоре свата <У вас
товар, у нас купец> и тому подобное. Наиболее обычен БРАК путем
договора сторон, что находит выражение в церемониях предсвадебного
сговора, скрепления брачного договора (рукобитье при свидетелях, дача
залога, оглашение помолвки, письменная роспись приданого), в публичном
засвидетельствовании БРАКА широким кругом участников свадьбы и
односельчан, в выставлении молодых пар на всеобщее обозрение на
масленицу.
Различны и формы БРАКА. Средневековые источники сообщают о
многоженстве, издревле известном у славян, реже о многомужестве. В
некоторых местах практиковался пробный БРАК: невеста переселялась к
жениху, а свадьба откладывалась до рождения ребенка; если же
супружество оказывалось неудачным, свадьба не устраивалась вовсе, и
невеста возвращалась к родителям, получая вознаграждение. Молодые люди,
не вступавшие в БРАК, подвергались осмеянию, что, однако, не
распространялось на тех, кто давал обет безбрачия намеренно.
Ограничения и запреты к вступлению в БРАКА касались возраста,
родства, вероисповедания и т.д. Возрастные ограничения выражались в
соблюдении очередности вступления в БРАК детей (особенно дочерей)
согласно старшинству. Помимо обычного БРАКА с переходом жены к мужу,
встречался БРАК, при котором зятя брали в дом жены. Такого жениха
невеста иногда сама шла сватать, он участвовал в девичнике, готовил
приданое, назывался <примаком>, <подживотником>,
<привальнем>, в шутку даже <молодухой>; говорили, что он
<выходит замуж>, а невеста <женится> на нем. Повторный БРАК
чаще всего заключали между собой вдовы и вдовцы, поскольку считалось,
что овдовевшие соединятся на <том свете> со своим первым
супругом. В первый же БРАК с ними вступали неохотно из опасения
остаться на <том свете> без пары.
Супружеская неверность осуждалась и наказывалась. Пару, уличенную
во внебрачной связи, переодевали - мужчину в женскую одежду и наоборот
- и с позором водили по улицам. При разводе супруги или свидетели
разрывали над проточной водой или на перекрестке дорог полотенце, пояс
или что-либо из одежды.
Наиболее обобщенный символ БРАКА - круг. Таково заключение БРАКА
путем обхода молодых вокруг дерева, озера, дома, церкви, аналоя, стола,
дежи и т. п., оборачивания кругом на одном месте; из предметных
символов - кольцо, венок, круглый каравай и кольцеобразный калач;
Многие свадебные термины: <окручаться> (выходить замуж,
жениться), <крученка> (любовная связь), <крутить>,
<повивать> (менять невесте прическу и девичий головной убор на
женский), <окрута>, <повойник>, <завивало> (головной
убор замужней женщины), <верч> (вид свадебного хлеба). Символом
заключения БРАКА является перемена невестой прически (расплетение -
заплетение косы) и головного убора, после которой девушка считается
женой, а также связанное с этим порывание и раскрывание головы невесты
на свадьбе.
Символика БРАКА как перехода из одного состояния в другое
выражается в различных действиях, связанных с преодолением препятствия,
границы, водного пространства: перепрыгивание девушек на Пасху через
сани, чтобы выйти замуж; перескакивание во сне через стену как
предвестье замужества; переезд молодых через огонь по пути к церкви и
т.д. БРАК символизируют также различные способы сведения жениха с
невестой, сажание их рядом на <посад>, опоясывание, соединение
голов, волос, связывание рук, рукобитье, связывание кочерги с помелом
для удачного сватовства, эапрягание молодых, подкладывание им под
брачную постель хомута и вожжей и т.д. Идея брачного соединения и
скрепления передается также в свадебных песнях, в которых просят
сковать венец, свадьбу; в выражениях <свадьбу ковать> (играть
свадьбу), в поговорке: <Не куй меня, мати, к каменной палате, прикуй
меня. мати, к девичьей кровати!>
БРАК символизируют и действия, связанные с добыванием и поимкой:
мотивы охоты, ловли рыбы, осады города, полона в свадебном фольклоре,
охотничьи и рыболовные орудия в свадебном обряде. Действия разрушения и
разделения заключают в себе идею расторжения связи с прежним
состоянием: в свадебных песнях - мотивы топтания травы, ломания калины
и т.п., в самом обряде - битье горшка, ломание ложек после угощения,
дележ каравая, преломление хлеба над новобрачными, разрывание ими
печеной курицы. Символика БРАКА раскрывается в противопоставлении чета
и нечета (в гаданиях парное число кольев частокола, поленьев в охапке
сулит БРАК, а нечетное - безбрачие). Цветовые символы БРАКА - белый и
красный: белое или красное покрывало, фата невесты, красно - белое
свадебное знамя, красные ленты в косе невесты, красный кушак свата и т.
д.
Символический БРАК - мотив различных фольклорных текстов, обрядов
и представлений. Известны фольклорные сюжеты о свадьбе солнца с
девушкой, сказки о БРАКЕ сестер с солнцем, месяцем и вороном, с ветром,
градом и громом. У болгар в Иванов день наряжают в свадебную одежду
девочку - символическую невесту Еню (Ивану).
Мотив БРАКА отражен в представлениях, связанных со смертью: в
похоронах умерших до БРАКА, оформляемых как свадьба, в сказках и
быличках о женихе - мертвеце, в приметах (услышать ночью свадебную
музыку предвещает смерть, свадьба снится к смерти и наоборот). В
демонологии вихрь представляется как свадьба чертей; существуют поверья
о БРАКА чертей с ведьмами, черта с утопленницей, а также БРАК нечистой
силы (водяных, змея, упыря и т. п.) с людьми. В сказках с мотивом
чудесного супруга круг персонажей, вступающих в БРАК с людьми, еще
шире: это различные животные, птицы, рыба, цветок, стихии и светила.
Мотив <свадьбы предметов> - ступы с пестом, печной трубы с хатой,
мотовила с набилками - представлен в обрядовых действиях, преданиях,
шуточных стихах и песнях, в бытовых действиях и фразеологии (<женить
горелку> - сливать водку в общую чашку на свадьбе, <женить квас,
пиво> - разбавлять их водой, <женить серп> - обвязывать его
колосьями). Любовно - брачные и свадебные мотивы пронизывают всю
календарную обрядность - рождественскую. весеннюю, жатвенную.
А.В. Гура ссылка - http://www.all4wedding.com/articles_42.htm
Источник: http://www.all4wedding.com/articles_42.htm |