Историография
о прародине славян
Первым, кто попытался
ответить на вопросы: откуда, как и когда
появились славяне, на своей исторической
территории был монах Киево-Печерской лавры
Нестор – автор «Повести Временных Лет» (далее
по тексту «ПВЛ» – С. Ф.). Нестор определил
территорию славян по верхнему течению
Дуная (отсюда и упоминание в летописи
римской провинции Норик – «…Норики – это и
есть славяне»). Именно с Дуная и начался
процесс расселения славян, то есть славяне
не были исконными жителями своей земли,
речь идет об их миграции. Следовательно,
киевский летописец явился родоначальником
так называемой «миграционной» теории
происхождения славян, известной в
историографии как «дунайская». Она была
весьма популярна в сочинениях
средневековых авторов: польских и чешских
хронистов XIII
– XIV вв.
Это мнение долгое время
разделялось и историками XVIII
– начала XX
вв. (С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и т. д.).
Например, В. О. Ключевский считал,
что славяне переселились с Дуная в
Прикарпатье, и история России начинается в VI веке на северо-восточных
предгорьях Карпатских гор, где образовался
обширный военно-политический союз во главе
с дулебами (волынянами), которых, согласно
рассказам Нестора в ПВЛ, притесняли авары (обры).
Отсюда восточные славяне в VII
– VIII вв.
расселились на восток и на северо-восток до
Ильмень-озера. Таким образом, В. О.
Ключевский видит восточных славян
сравнительно поздними пришельцами на своей
земле. Сторонники дунайской версии
происхождения славян есть и среди
современных историков (Кобычев В. П.).
Большинство современных отечественных
историков склонны искать славянскую
прародину в
гораздо более северных широтах (Шахматов,
Гумилев, Паранин и т. д.). При этом одни
полагают, что территория, на которой
славяне сформировались в особую этническую
общность, находилась в Среднем Поднепровье
и Поприпятье, другие считают таковой
междуречье Вислы и Одера.
К эпохе средневековья восходит
зарождение и распространение еще одного
варианта миграционной теории
происхождения славян – «скифо-сарматской»,
впервые зафиксированной «Баварской
хроникой» в XIII веке, воспринятой западными
историками XIV
– XVIII вв. Согласно их представлениям, предки
славян продвинулись из Передней Азии вдоль
Черноморского побережья на север и осели
под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы»
и «роксоланы». Постепенно славяне из
Северного Причерноморья расселились на
запад и юго-запад.
В начале XX века вариант, близкий к скифо-сарматской
теории, предложил российский историк А. И.
Соболевский. По его мнению, названия рек,
озер, гор в пределах расположения древних
поселений русского народа якобы показывают,
что русские получили эти названия от
другого народа, который был здесь ранее.
Такой этнической предшественницей славян
на территории Восточно-Европейской равнины
была группа племен иранского происхождения
(скифского корня). Позже эта группа
ассимилировалась с жившими далее к северу
предками славяно-балтийцев и дала начало
славянам где-то на берегах Балтики, откуда
затем славяне и расселились по
исторической территории.
Иной вариант миграционной теории
предложил выдающийся российский историк и
языковед А. А. Шахматов. Первой прародиной
славян был бассейн Западной Двины и Нижнего
Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв
от кельтов имя венедов, продвинулись на
Нижнюю Вислу, откуда только что перед ними
ушли в Причерноморье готы (рубеж II – III вв.). Следовательно, здесь (Нижняя Висла)
была вторая прародина славян. Наконец,
когда готы ушли из Причерноморья под
давлением гуннов, то часть славян –
восточная и южная их ветви, двинулась на
восток и юг в Причерноморье и образовала
здесь племена восточных и южных славян.
Таким образом, по этой «прибалтийской»
теории славяне были пришлым населением на
территории, на которой позднее образовали
свои государства.
Согласно миграционным теориям славяне
изображались как довольно-таки поздние
пришельцы на своей исторической территории
(VI – VIII
вв.). В противоположность миграционным
теориям существовали и автохтонные теории (М.
В. Ломоносов).
Предыстория славян уходит в глубокую
древность. Их далекие предки существовали
еще до того, как сложилась славянская
общность. Именно они, отдельные предки
протославян в результате своего сближения
и дали славянство, и корни этого процесса
прослеживаются с III тысячелетия до нашей эры. В славянской
истории можно выделить три периода:
1.
Протославянский
период:
Предки протославян жили матриархатом,
но уже владели навыками земледелия и
скотоводства. Археологами установлено, что
в рамках IV тысячелетия до нашей эры
скотоводческо-земледельческие племена
носителей Балкано-Дунайской культуры
занимали области нижнего Днестра и Южного
Буга. Следующим этапом славянской истории
было расселение «трипольских» племен (III тысячелетие до нашей эры). Это были
племена с развитой для своего времени
скотоводческо-земледельческим хозяйством,
представители которых обитали в больших
глиняных поселках (археологи называют их
городами). На рубеже III – II тысячелетия до н. э. у этих племен
состоялся переход от неолитических орудий
каменного века к обработке бронзы и
плужному земледелию. Развитие скотоводства
у трипольских племен привело к
повсеместной борьбе за стада и пастбища и
переходу к патриархату.
Пастушеские племена, носители культуры
«шнуровой керамики и боевых топоров» в XVIII веке до нашей эры расселились на
обширных пространствах Центральной и
Восточной Европы от Рейна до Волги,
достигнув на севере берегов Балтийского
моря. Движение их приостановилось в XV
веке до нашей эры. В это время предки славян,
балтов и германцев представляли собой
этническое единство. Если признать
прародиной славян широкую полосу
Центральной и Восточной Европы (в эпоху
бронзы), то восточный предел ее
образовывали Припять, Средний Днепр,
верховья Днестра и Южный Буг. Эта
праславянская земля совпадает с ареалом
обитания тшинецкой культуры (XV – XII вв. до н. э.), которая в первом
тысячелетии до нашей эры перешла к железу.
2.
Праславянский
период (конец I тысячелетия до н. э. – IV – V вв. н. э.) – это время установления
культурной и языковой общности славян при
известном племенном своеобразии.
С VIII века до нашей эры первые историографы
обратили внимание на южные районы
Восточной Европы (Причерноморье), где
античный мир вошел в контакт со скифами.
Восточная группировка праславян, обитавшие
в междуречье Днепра, Днестра и Буга,
оказалась оторванной от основной
этнокультурной праславянской общности, и
попала в середине I
тысячелетия до н. э. в
ареал скифской культуры. Это и были те самые
геродотовы «скифы-пахари» или «сколоты».
Археологически их местопребывание
соотносится с ареалом обитания подольской
и милоградской археологическими
культурами. Скифская культура
разорвала непрерывность славянской
тшинецкой культуры. Когда Скифская держава
пала под ударами сарматов, менее всего
пострадали племена западных и северо-западных
славян междуречья Днепра и Днестра, которые
быстро освободились от скифского
господства, хотя влияние его на
праславянскую культуру и было велико. Эта
часть праславянства быстрее всех возродила
традиции праславянской культуры и стадия
праславянского единства продолжалась –
пшеворская культура на западе и
зарубинецкая культура на востоке (первая
четверть первого тысячелетия нашей эры).
Племена зарубинецкой культуры сыграют
важнейшую роль в восточнославянском
этногенезе, но уже после Великого
переселения народов IV – V вв., когда гуннское нашествие изменило
политическую карту Европы. Если у кельтов,
фракийцев, германцев складывается
государственность, то славяне живут
родовым строем. Славяне распадаются на
локальные группировки (данные археологии).
Выдвижение семьи и образование
территориально-соседской общины, то есть
появляется социальная организация
характерная для распада
первобытнообщинного строя и формирования
новых предгосударственных образований.
Представляется возможным, что после
падения под ударами гуннов в середине
первого тысячелетия нашей эры культуры славянской оседлости (черняховская
культура), потомки носителей зарубинецкой
культуры стали расселяться на юг. В области
Среднего и Верхнего Поднепровья праславяне
объединившись с северянами, бужанами и
уличами (третья четверть I тысячелетия) создают одно из первых
восточнославянских предгосударственных
образований – «Русская земля», в которую
вошли лежавшие рядом земли древлян,
дреговичей, волынян (дулебов), хорватов.
В сложных условиях формировалась
северная часть восточнославянского
суперэтноса – вятичи, кривичи, словене
новгородские – потомки носителей
зарубинецкой культуры, которые включили в
свой этногенез кроме славянского
еще и балтийский и финно-угорский
элементы. В VI – VII вв. завершается период праславянской
истории. Широкое расселение славян по
территории Восточной Европы привело к
культурной дифференциации славянского
мира и членению единого языка. Происходит
складывание современных славянских
народов.
3.
Славянский
период (расширение племенных союзов и
образование славянских государств –
период с VIII по IX вв.).
Академик Б. А.
Рыбаков склонен, на основании новейших
археологических данных, объединить оба
варианта прародины славян. По мнению
ученого праславяне размещались в широкой
полосе Центральной и Восточной Европы.
По мнению
академика Б. А. Рыбакова славяне
принадлежали к древнейшему
индоевропейскому единству. Геометрический
центр первоначального индоевропейского
единства 4 – 5 тысяч лет тому назад
находился на северо-востоке Балканского
полуострова и в Малой Азии. В III
– II
тысячелетии до нашей эры в северной
половине Европы (от Рейна до Днепра)
развивается пастушеское скотоводство.
Борьба за пастбища в первой половине II
тысячелетия до нашей эры приводит к
широкому распространению по территории
Восточной Европы пастушеских племен. К
середине II
тысячелетия до нашей эры расселение
пастушеских племен прекращается. На первое
место в экономике выходит земледелие,
ведущее к оседлости. Осевшие племена
образуют большие этнические массивы. Один
из этих массивов – праславяне заселили
территорию от Среднего Поднепровья на
востоке до Одера на западе, от северных
склонов Карпат на юге до широты Припяти на
севере (тшинецко-комаровская культура XV
– XII вв. до н.
э.).
По мнению Б. А.
Рыбакова задолго до Киевской Руси
приднепровская часть славянского мира
дважды была накануне перехода
от первобытнообщинного строя к классовому
обществу и образованию государства.
Первый
культурный и политико-экономический взлет
славянского мира соответствует
чернолесной археологической культуре (X
– VII вв. до н.
э.). Этим, кстати сказать, и объясняется
появление в общеславянском фольклоре
легенд о Змее Горыныче, которых можно
идентифицировать с киммерийцами и скифами.
Наследниками носителей чернолесной
культуры Б. А. Рыбаков называет скифов-пахарей
(сколотов) на среднем Днепре. Возможно, у них
уже была и государственность, ибо они вели
активную внешнюю торговлю и политику.
Падение Скифии в III
веке до нашей эры привело к падению и
сколотских царств. На смену им пришла
примитивная зарубинецкая культура.
Второй взлет
славянского мира произошел в начале нашей
эры в период со II по IV
век, когда славяне Среднего Поднепровья
и Причерноморья установили тесные
экономические связи с Римской империей.
Поступательное развитие славянского мира
было нарушено вторжением гуннов.
Схема
славянской истории
1. Балкано-Дунайская культура (Овчинникова)
или Индоевропейская общность (Рыбаков) в
период с V
– IV тысячелетия
до н. э. на территории северо-восточных
Балкан. Основные занятия: скотоводство,
мотыжное земледелие, рыболовство, охота.
Социальная организация: матриархат.
Индоевропейцы, по Рыбакову, уже занимали
междуречье нижнего Днепра и нижнего
Днестра.
|
2. Расселение племен трипольской
культуры в III
тысячелетии до н. э., которые жили в
огромных поселках и имели развитое для
своего земледелие и скотоводство. На
рубеже III
– II тыс. до н. э. у этих племен
наблюдается переход от неолитических
орудий к бронзе и началась борьба за
стада и пастбища.
|
3. Представители археологической
культуры «шнуровой керамики и боевых
топоров» расселились на огромной
территории от Рейна до Днепра. Их
расселение закончилось в XV
веке до нашей эры. Если признать
прародиной славян широкую полосу
Центральной и Восточной Европы, то на
востоке эта территория ограничивалась
верховьями Днестра,. Южного Буга,
Припятью и средним Днепром.
|
4.Описанный выше ареал обитания
совпадает с границами распространения
тшинецко-комаровской археологической
культуры (XV
– XII вв. до н. э.). Заслуга этой
культуры заключается в переходе в
начале I
тысячелетия до нашей эры к железным
орудиям труда.
|
5. Чернолесная археологическая
культура (X
– VII вв. до н. э.) по своей хронологии
совпадает с первым взлетом славянского
мира. В VIII
веке до нашей эры «чернолесцы» вступили
в контакт с киммерийцами, в VII веке
до нашей эры со скифами.
|
6. Милоградская и подольская
археологические культуры (геродотовы
скифы-пахари или сколоты) являлись как
бы восточной группировкой славянского
мира, попавшей под сильное культурное
влияние скифской цивилизации (V – III
вв. до н. э.).
|
7. Восстановление общеславянского
единства в последней четверти I тыс. до н. э. У большинства «варварских»
народов Европы зарождаются первые
предгосударственные образования,
наблюдается переход к военной
демократии и соседской
общине, происходит выделение
индивидуальной семьи. В рамках
славянского мира формируются две,
выделяемых археологами, культурных
общности: на западе -
пшеворская (III век до н. э. – IV
– V н. э.), на востоке – зарубинецкая (II – IV вв. н. э.).
|
8. Под влиянием римской цивилизации в
Северном Причерноморье формируется
культура славянской оседлости с
развитым плужным земледелием и
скотоводством (черняховская
археологическая культура). «Черняховцы»
вели активную торговлю с Римом, что, по
мнению Б. А. Рыбакова, стало причиной
второго взлета славянского мира, когда
они имели явную возможность создать
государственные образования. Падение «черняховской
культуры» произошло на рубеже IV
– V вв.
под ударами гуннов.
|
9. Расселение представителей племен
зарубинецкой культуры по обширным
пространствам Восточной Европы в VI
– VIII вв. |
Источник: http://www.websib.ru/~gardarika/lec/lec1-9.html |