Информационный сайт ru-mo
ru-mo
Меню сайта

  • Категории каталога
    Расселение и войны славян [59]
    Славянские языки и письмо [35]
    Творчество славянских народов [34]
    Славные славяне [8]
    Источники о славянах и русах [24]
    Образование славянских государств [51]
    Историческая реконструкция [20]
    Любор Нидерле [21]
    Верования, обряды, обычаи [38]
    Славянская прародина [21]
    Предшественники славян [29]
    Материалы по личности Рюрика [12]
    Древние русы, руги, росы и другие [9]
    Венеты, Венеды, Венды. [13]
    Ободриты [8]

    Форма входа

    Поиск

    Друзья сайта


    Приветствую Вас, Гость · RSS 16.04.2024, 18:49

    Главная » Статьи » История славянской культуры » Предшественники славян

    Пражско-корчакская культура
    Пражско-корчакская археологическая культура
    Пражско-корчакская археологическая культура характеризуется пражско-корчакской керамикой, наземными срубными домами с типично славянским интерьером, а также захоронениями по обряду кремации умерших в грунтовых могильниках. В 6-7 вв. появляются первые курганные захоронения, которые постепенно вытесняют грунтовые трупосожжения. Эта группировка славян расселилась на широкой территории от верхней Эльбы на западе до Припятского Полесья на востоке, включая верхние и средние течения Вислы и Одры.(22,с.10;см.рис.3)  "В настоящее время погребальный обряд славян второй половины 1-го тысячелетия н. э. изучен обстоятельно и на весьма широкой территории Европы от Эльбы на Западе до Поднепровья на востоке. В лесной зоне славянского расселения вплоть до 10 в. безраздельно господствовал обряд трупосожжения. В раннее время захоронения совершались в грунтовых могильниках, в 6-7 вв. зарождается и широко распространяется обычай сооружать курганные насыпи. В различных регионах славянского расселения курганы различаются некоторыми незначительными деталями строения, но погребальный обряд всюду однообразен. Кремация умерших совершалась, как правило, на стороне, вне курганов. Остатки трупосожжений (кальцинированные кости без пепла или с небольшим количеством золы), собранные с погребального костра, помещались в курганные насыпи индивидуально, т.е. для каждого захоронения рыли в насыпи или в ее основании ямку или устраивали небольшую площадку для помещения костей кучкой. Основная масса погребений безурновая и безинвентарная. Лишь в сравнительно немногих случаях остатки сожжения помещались в глиняные (реже берестяные) урны. Наряду с керамикой и домостроительством погребальный обряд является важнейшим этнографическим признаком славянской культуры 3-ей четверти 1-о тысячелетия н.э. Именно по этим элементам славянские древности вычленяются исследователями среди синхронных иноэтничных - германских, фракийских, балтских, финских, тюркских и пр."(22, с.54) Предшественником пражско-корчакской культуры 5-7 вв. была сложившаяся в междуречье Одра и Буга в первой половине 1-о тысячелетия н.э. т.н. праславянская пшеворская культура.

    Наиболее существенным признаком культуры пражско-корчакского типа является керамика. Она представлена преимущественно высокими горшками с усеченноконическим туловом, слегка суженным горлом и коротким венчиком. Наибольшее расширение всегда приходится на верхнюю треть высоты сосудов. Поверхность горшков обычно коричневатая, иногда несколько сглажена. Орнамент отсутствует, лишь изредка встречаются горшки с косыми насечками по верхнему краю венчика. Вся керамика изготовлена без помощи гончарного круга. Это были народы, которых римский историк Иордан именовал "склавенами" в 6-м в.н.э. "Географическое распространение керамики пражско-корчакского типа позволяет утверждать, что эта посуда характеризует одну из племенных группировок славян 5-8 вв. - именно ту, которую историк 6-го века Иордан называет "sclaveni" (склавены - славены, вполне очевидно, что "к" здесь вставное). Византийские авторы называют их славянами. Иордан сообщает, что "многолюдное племя венетов" в его время было известно "под тремя именами: венетов, антов, склавенов". Указывается и область расселения этого племени: "Склавены живут от города Новиетуна и озера именуемого Мурсинским, до Данастра, а на север - до Висклы..."

    Интерпретация этих географических данных обстоятельно рассмотрена Е.Ч. Скаржинской. Город Новиетун и Мурсианское озеро, очевидно, ограничивали территорию расселения с(к)лавенов с запада или юго-запада. Новиетуном Иордана скорее всего мож- но считать город Новетун на Саве. Здесь же находилось и Мурсианское озеро (около города Мурсы теперь Осиек). Мурсиенским озером прежде могло называться озеро Балатон в Панонии (путь к нему начинался для римлян преимущественно от города Мурсы.

    Таким образом, географические координаты расселения с(к)лавенов по Иордану - река Сава на юго-западе, возможно, Балатон на юге, Висла на севере и Днестр на востоке. Эта территория как раз совпадает с основной областью распространения керамики пражско-корчакского типа. За территорию Иордана выходит только Приэльбье и Припятское Полесье. Однако это, очевидно, объясняется тем, что сведения Иордана относятся к первой половине 6-го в., а археологический ареал очерчивается на основе суммарных данных 5-7 вв."(22, с.19) "...в 6-м веке в правобережной части Киевского Поднепровья расселяются славяне-дулебы,..."(22, с.112)

    "Дулебы были какой-то частью склавенов-славян."

    "Имя дулебов восходит к праславянской поре....Несомненно, что дулебы составляли какую-то часть раннесредневековой славянской группировки, характеризуемой пражско-корчакской

    керамикой. Западно-германское происхождение этнонима дулебы позволяет допустить, что это раславянское племя сложилось еще в римский период где-то по-соседству с западногерманским населением. редневековые письменные источники фиксируют дулебов в Чехии,на среднем Дунае между озером Балатон и рекой Мурсон, в Хорутании на верхней Драве и на Волыне. И затем у русских летописцев - по Бугу - там, где в 10-м веке жили волыняне (бужане)... Памятниками их здесь являлась керамика Луки-райковецкого типа внутри ареала пражско-корчакской керамики....Разбросанность этнонимов отражает миграцию дулебов из одного района в разных направлениях". (22, с.92) На всей территории в прошлом занимаемой дулебами летописец фиксирует восточнославянские племена - полян, древлян, волынян и дреговичей,которые и по обряду погребения, и по вещевому инвентарю представляют полное единство. (20,с.92). Эта же зона является зоной распространения топонимических названий производных от термина "дулебы". Различные имена племнных союзов, оказавшихся на месте обитания дулебов получили  свое наименование от их мест обитания."(22, с.94) Границы расселения дулебов определяют места расположения наиболее древних памятников племен их составляющих. Исходя из этого можно сказать, что дулебы жили по левому и правому берегу Припяти от ее притока Случь до Днепра, а на юге до междуречья правых притоков Днепра рр. Ирпень и Рось. Для населения этих мест характерен антромологически длинноголовый среднелицый полесский тип.(22, с.118) Особняком стоит вопрос о славянском населении Севера Восточной Европы. Седов (22, с.46-66) и Минасян (13) на основании раскопок старой группы длинных курганов считают, что праславянское население пражско-корчакской культуры появилось здесь в 5-6 вв. Наиболее вероятно, что еще в долетописный период когда часть праславян в 5-м веке двинулась на юг в северное подунавье, то другая его часть из междуречья Одера и Вислы через Балтийское море и по течению Немана переместилась на север в район современного Пскова, позже к 7-у веку они  переместились в районы Полоцка и Смоленска. В результате смешения с аборигенными балтскими племенами получились племена кривичей, которые расселились дальше на восток, где их и описывает ПВЛ.(22, с.168)

    В районе болот Ильменя население их было значительно реже, что доказывается наличием лишь одиночных длинных курганов в этом районе. На, практически, незаселенные места как показывает Мачинский (10) по данным письменных византийских, скандинавских и арабских источников относит появление в этом районе ильменских славян (словен) к концу 7 в., которые принесли с собой обычай захоронений в круглых сопках. (9).

    "Более южные регионы славянского мира (лесостепные земли междуречья Днепра и Дуная, среднее и нижнее Подунавье и Балканский полуостров) принадлежали 2-й группировке, которой свойственны пражско-пеньковская керамика и полуземляночные жилища.Здесь также господствовали захоронения по обряду кремации, но наряду с ними появились ранние труппоположения... в грунтовых могильниках."(22, с.10) "Эту культуру также выделяют специфические культурные особенности, среди которых наиболее существенна керамика. Ведущей формой лепной посуды являются горшки со слабопрофилированным верхним краем и овальным или круглым туловом. В отличие от горшков пражско-корчакского типа, наибольшее расширение у них приходится на среднюю часть высоты, горло и дно сужены и примерно равны по диаметру. Другой тип сосудов - биконические горшки с резким или округленным ребром, приходящимся опять-таки на середину высоты. Среди них есть сосуды с короткой отогнутой шейкой и без шейки.(см.рис.3) Кроме того на поселениях находят глинянные сковородки и изредка миски."(22, с.19)

    "Согласно сведениям Иордана территория "от Данастра до Данапра, там, где Понтийское море образует излучину",была заселена антами. Очевидно, эти данные относятся к ранней поре расселения антов так как Иордан позаимствовал эти сведения у Кассиодора, автора конца 5- начала 6 века , а территория от Днестра до Днепра соответствует Подольско-Днепровскому региону черняховской культуры.

    Историк середины 6-го в. Прокопий Кесарийский сообщает уже о более широком расселении антов. Их юго-западным пределом был Дунай, на востоке они соседили с утигурами, жившими по побережью Азовского моря. Эта территория как раз полностью соответствует ареалу пражско-пеньковской культуры 5-7 вв.

    Согласно Прокопию Кессарийскому анты и славяне пользовались одним языком, у них был одинаковый быт, общие обычаи и верования, а"некогда даже имя у славян и антов было одно и то же". Но все-таки различия между ними были. Византийцы отличали анта от славянина, даже среди наемников империи (например, "Дабрагаст, родом ант") Очевидно, анты и славяне были отдельными племенами, имевшими собственных вождей, свое войско и ведущими самостоятельную политичекую деятельность. Различия между ними, по-видимому, носили этнографический характер, а в языковом отношении не выходили за рамки диалектной дифференциации.
    "...археология определенно свидетельствует, что в 5-7 вв. анты были отдельной этноплеменной группировкой славянства, сформировавшейся в 3-4 вв. в составе черняховской культуры в условиях взаимодействия славян с ираноязычным населением. Этноним - "анты"- скорее всего имеет иранское происхождение.

    Антами, по-видимому, были названы ираноязычным населением Северного Причерноморья славяне, расселившиеся на юго-восточной окраине славянского мира и находившиеся в самом тесном контакте с ним. Анты - племенная группировка праславянского периода. Они вместе с иными праславянскими группировками приняли участие в этногенезе будущих восточных, южных и западных славян." (22, с.28).

    "Во 2-3 вв. отдельные группы славян проникают в Подунавье, а в массовом количестве они (в т.ч.  анты) в 6 в. вслед за готами проникают и за Дунай.

    520-540 гг. - поход византийских полководцев Германа и Хильбудия на славян и антов.

    кон.540-х гг.-уход части антов в украинскую лесостепь, свою  основную территорию. "(10, с.11)

    В 6-7 вв. анты селились, главным образом, в селищах при впадении рек в друг друга в полуземлянках с печами каменками в углу. (22, с.123)

    В 6-7 вв. происходит метисация антов с проходящими и частично оседающими на этой территории племен-носителей пражско-корчакской культуры, переселявшимися на северное подунавье.

    На месте антов ПВЛ отмечает в 8-9 вв.наличие трех народов - хорватов, тиверцев и уличей. (22, с.123) Кроме того праславянским племенем являются хорваты, коткоторые являлись одним из антских племен и этноним этот восходит к периоду славянизации иранского населения в условиях  черняховской культуры. Белые хорваты часть этого племени осевшая на юге Восточной Европы 9-10 вв.

    В северо-западной части славянской территории раннего средневековья отчетливо выделяется 3-я группировка, для которой характерны своеобразная керамика суковского, дзедзицкого и других типов и наземное домостроительство. Вплоть до начала 10 века здесь был распространен обряд труппосожжения с захоронениями, не фиксируемыми археологическими методами (разбрасывание остатков кремации на поверхности земли)." (21, с.10)

    Праславяне в 5-7 вв.н.э. распались на три группы: западные, южные и восточные, куда в настоящее время входят следующие народы (см.карту 5,стр.39):

    Западные - чехи, словаки, поляки, лужичане;

    Южные - болгары,сербы, хорваты, словенцы, черногорцы, македонцы и боснийцы;

    Восточные - русские, украинцы и белорусы. (26, с.40-41)

    В 5-м в. этим трем группам соответствовали следующие археологические культуры:

    1.Западные славяне (склавены) - пражско-корчакская культура.

    2.Восточные славяне на территории Восточной Европы в т.ч. - Северная группа племен - в основе их лежала пражско-корчакская культура (склавенов) в т.ч - дулебы - культура длинных курганов - культура новгородских сопок - Южная группа племен - их основу составляла пражско-пеньковская культура (антов) 3.Южные славяне (анты) - пражско-пеньковская культура. Кроме того на территории Восточной Европы в это время также существовали ряд местных культур, которые оказали непосредственное влияние на образование к 9 веку племен, упомянутых в Повести временных лет.

    1.Культуры балтийских народов

    Колочинская
    Тушемле-Банцеровщинская
    Латгальская
    Литовская
    2.Угро-финские культуры

    Мощинская ( летописная голядь)

    3.Поздне-зарубинецкая культура

    Носители этих культур непосредственно, или в качестве субстрата, приняли самое непосредственное участие в генезисе восточнославянского населения."(22, с.10)




    Источник: http://www.nationaly.org.ua/index9.php
    Категория: Предшественники славян | Добавил: Яковлев (10.02.2009)
    Просмотров: 2460
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]