О происхождении славянских племен
П.Н. Третьяков
Се врзiем рiещехомь Озменджете сен якожде тма по Сурiе
I се Парунiе оутще на вы i розтрцещеть вы яко овчы
I крато тоi отремтещуть i воiе Сврьгы оубоящутьсе
I себ то iесе знаме якожде у Нiепры проквенте лозiце
в зiмiе I се Коупало укажящеть про ны знаме о вентезе
на врзiе
В центральных областях древней Европы ход этногенического
процесса был более сложным, чем в северо-восточной
зоне, где лежали земли древних балтийских и финно-угорских
племен. В Средней Европе относительно рано распространились
прогрессивные для первобытной эпохи формы хозяйства
и общественных отношений; здесь не прекращались всякого
рода передвижения племен, нарушавшие и усложнявшие
течение этногенической жизни; развитие культуры происходило
под заметным влиянием передовых цивилизаций Средиземноморья
и Причерноморья. B результате археологическая картина
Средней Европы является весьма пестрой. К исходу III
тыс. до н.э. она была представлена большим числом
разнообразных древних культур, хронологические и генетические
отношения которых между собой еще во многом составляют
загадку. Археологические материалы железного века
далеко не всегда могут быть увязаны здесь со свидетельствами
древних авторов и сопоставлены с результатами лингвистических
разысканий. Вследствие этого археологические исследования
пока что не дают определенного и убедительного ответа
на один из важнейших вопросов европейской отногении
- на вопрос о происхождении и древнейшей истории славянских
племен.
В настоящее время наиболее ранней группой древностей,
принадлежность которой к славянской культуре не вызывает
абсолютно никаких сомнений, являются места поселений
и могильники VI-VIIвв. н.э. Они имеются во многих
областях Средней, Восточной и Южной Европы, там, где
славяне были известны в это время византийским и западноевропейских
авторам. Между этими древностями и памятниками славянской культуры последующих столетий существует бесспорная
преемственность, проявляющаяся в формах жилища, в
облике глиняной посуды и прочего бытового инвентаря,
в погребальной обрядности и т.д.
Более ранний период - середина I тыс. н.э. с ее великим
переселением народов и крушением Римской империи -
был временем, когда повсюду в Европе, за исключением
отдаленных северных областей, в развитии культуры
совершился резкий перелом, нарушивший старые традиции
и преемственность. Поэтому до сих пор окончательно
не установлено, какие древности этого периода, - а
следовательно, и всех предшествовавших столетий -
должны быть связаны со славянами. Вопрос о славянах
до VI-VIIвв. н.э. - это область гипотез и споров,
в которых археологические источники обычно отступают
на второй план по сравнению с более богатыми и разнообразными
данными, выявленными лингвистикой.
Как известно, славянские языки принадлежат к обширной
индоевропейской семье. Сравнительное языкознание утверждает,
что некогда существовала компактная группа индоевропейских
племен - носителей близких, связанных между собой
и переживавших общие процессы языков и диалектов.
Из этой индоевропейской общности впоследствии развились
все племена и народы с языками индоевропейского строя.
Выше уже шла речь о том, что областью индоевропейской
общности являлась, повидимому, Юго-Восточная Европа,
где рано возникла развитая неолитическая культура.
Хронологические рамки этой общности не могут быть
точно определены. Но лингвисты пришли к выводу, что
древние индоевропейские племена в этот период были
скотоводами, еще не знакомыми с употреблением металлов.
По археологическим данным, скотоводство распространилось
на Балканском полуострове и в прилегающих к нему областях
в VI-IV тыс. до н.э.; бронзовый (медный) век начался
там в III тыс. до н.э.; широкое распространение металла
падает на последующее тысячелетие. В это время, в
III-II тыс., индоевропейская общность уже распадалась
и племена с языками индоевропейского строя, известные
науке, распространялись по широким пространствам Юго-Западной
Азии и, вероятно, по Европе. Очевидно, где-то здесь,
в рамках этих тысячелетий, следует искать истоки и
славянских племен.
Чрезвычайно важными являются наблюдения лингвистов,
свидетельствующие об исконной близости славянского,
балтийского и германского языков. По мнению ряда исследователей,
в рамках индоевропейской общности в период ее распада
существовала североиндоевропейская (славянобалто-германская)
группа языков, которая в III тыс. распалась на балтославянский
и германский (В. Георгиев. Балто-славянский, германский
и индо-иранский. СФ, I, 1958, с. 25; Т. Lehr-Sрlаwinski.
1) О pochodzeniu i praojczyznie slowian. Poznan, 1946;
2) Konspekt zarysu etnogenazy slowian. In: Z polskich
studiow slawistycznuch, Warszawa, 1963). Но многие
лингвисты изображают распадение славяно-балто-германской
группы по-другому, без промежуточной балтославянской
языковой общности. Имеются и иные представления об
образовании славян, балтов и германцев, по-разному
определяющие их место среди древних индоевропейских
группировок, существующих поныне или исчезнувших еще
в древности. Но так или иначе - близость славян, балтов
и германцев является, по-видимому, бесспорной. И в
археологии уже давно возникло предположение, что начала
славянского этногенеза, подобно истокам балтов и германцев,
восходят к племенам культуры шнуровой керамики, появившимся
в Центральной, Северной и Восточной Европе в конце
III - начале II тыс. до н.э.
Выше уже шла речь о том, что эти древние племена распространились
с юга, с окраины тех европейских областей, которые
рассматриваются большинством исследователей в качестве
наиболее вероятной родины индоевропейцев. Племена
шнуровой керамики появились накануне широкого распространения
металлов, еще в условиях неолита, но уже при наличии
у них пастушеского хозяйства. Археология не может
указать какую-либо другую поздненеолитическую общность,
которая соответствовала бы данным языкознания о праславянах,
прабалтах и прагерманцах в такой же мере, как группа
племен шнуровой керамики. Именно их культура составила
главную основу для последующего культурно-исторического
процесса, протекавшего в древности в пределах будущих
славянских, балтийских и германских земель. Каких-либо
вторжений извне, повлекших за собой коренное изменение
состава населения в Средней Европе, в последующее
время как будто бы не наблюдалось.
Данное предположение является, однако, еще далеко
не полностью обоснованным археологическими материалами.
Оно отнюдь не свидетельствует, что вопрос о происхождении
славян на основании археологических данных близок
к своему разрешению. Если можно говорить о том, что
в Средней Европе, - там, где утвердились племена шнуровой
керамики, - в последующее время не было коренных перемен
в составе населения в результате вторжения извне,
то внутри самих среднеевропейских племен было множество
переселений. За время, отделявшее славян VI-VII вв.
н.э. от племен шнуровой керамики, археологическая
картина Средней Европы неоднократно существенно изменялась.
Судьба ее отдельных слагаемых и их отношение к славянскому
этногенезу остаются не выясненными. Следует думать
при этом, что во II тыс. до н.э., кроме праславян,
прабалтов и прагерманцев, в Средней Европе имелись
и другие - родственные им, а может быть и совсем чуждые
- племена, позднее исчезнувшие бесследно.
Тем не менее, ориентировочная схема смены древних
среднеевропейских культур, которую может обрисовать
сейчас археология, является заслуживающей внимания
и, я бы сказал, перспективной с точки зрения вопросов
славянского этногенеза. Постараюсь коротко обрисовать
ее в самых обобщенных чертах.
Предполагаемые предки балтов - племена шнуровой керамики,
проникшие в Юго-Восточную Прибалтику и Верхнее Поднепровье,
- заняли области, принадлежавшие ранее охотничье-рыболовческому
населению, более или менее однородному по культуре.
По уровню своего экономического и культурного развития
прабалты были значительно выше местного населения.
Роль последнего в качестве субстрата в ходе дальнейшего
этногенического процесса вряд ли была особенно заметной.
Последующее развитие культуры происходило здесь при
явном господстве элементов, восходящих к племенам
шнуровой керамики. Наиболее устойчивым оказался древний
субстрат, представленный культурой штрихованной керамики,
локализовавшийся преимущественно в бассейне Немана
и по его периферии, где племена шнуровой керамики
составляли явное меньшинство. Здесь процессы этнической
интеграции затянулись на многие столетия. Балтийский
элемент здесь восторжествовал, по-видимому, лишь в
I тыс. н.э.
Совсем иначе выглядела обстановка в тех областях Средней
Европы, где следует искать истоки славянских или праславянских
племен. Если в период раннего неолита Средняя Европа
была занята сравнительно однородной группой неолитического
населения с линейно-ленточной керамикой, имевшей,
по-видимому, дунайское происхождение, то к исходу
III тыс. до н.э., накануне появления племен шнуровой
керамики, картина существенно изменилась. Поздний
неолит, как я уже указывал, представлен здесь несколькими
различными культурами, которые далеко не всегда строго
локализовались в определенных местностях. Такая культурная
чересполосица могла появиться лишь в результате передвижений
древних племен. Одни из поздненеолитических культур
возникли, очевидно, в ходе культурно-этнической дифференциации
местного населения. Таковы поздние варианты культуры
линейно-ленточной керамики, леншельская культура,
вероятно, культура воронковидных кубков. Другие группы
племен были пришлыми. С юга, из балканских областей
в Северное Прикарпатье и бассейн Верхней Вислы продвинулось
население с расписной керамикой, родственное трипольскому.
Во многих областях Средней Европы вплоть до балтийского
побережья спорадически встречаются остатки культуры
племен шаровидных амфор - по-видимому, одного из генетических
предшественников племен шнуровой керамики. Их происхождение
остается далеко не выясненным, хотя большинство исследователей
ведет их из южной зоны Восточной и Средней Европы,
рассматривая в качестве первой волны двигавшихся с
юга на север пастушеских племен.
Особенно существенным было то, что все эти племена,
и местные и пришлые, были знакомы с прогрессивным
для того времени формами хозяйства - скотоводством
и земледелием. По уровню своего развития они мало
отличались от племен шнуровой керамики. Поэтому при
распространении последних их отношения с предшественниками
складывались здесь совсем иначе, чем в Юго-Восточной
Прибалтике и Верхнем Поднепровье. В ходе дальнейшего
этногенического процесса местные племена и их культура
сыграли здесь значительную роль. Наследием этого сильного
и пестрого по своему составу субстрата явилось прежде
всего то, что после расселения племен шнуровой керамики,
в раннем бронзовом вене, в Средней Европе продолжала
сохраняться значительная культурно-этническая неоднородность.
Такиекультуры, определенные польскими и немецкими
археологами, - прежде всего Ю. Косшевским, - как гробская
между нижним течением Вислы и Одера, ивенская и томашовская
на Средней и Верхней Висле, культура типа Злота в
Южной Польше, почарская в Верхнем Поднестровье и др.,
несут в своем материале - в керамике, в погребальной
обрядности, в предметах убора - следы как старых местных
традиций, так и культурных особенностей, свойственных
племенам шнуровой керамики. Наиболее отчетливо последние
были представлены в томашовской культуре и в культуре
типа Злота. Каждая из культур раннего бронзового века
имела, очевидно, свою судьбу, пока что, далеко не
изученную археологией. Где следует здесь искать предков
славян, в носителях какойкультуры, - остается пока
не выясненным.
Перехожу снова к результатам лингвистических разысканий.
Если время обособления первобытного славянского языка
- группы диалектов, выделившихся из других индоевропейских
языковых общностей - определяется весьма приблизительно,
где-то в рамках конца III и начала II тыс. до н.э.,
то конец общеславянского состояния может быть датирован
более определенно. Дифференциация славянских языков
связывается с широким расселением славянских племен,
исторически засвидетельствованным для VI-VIIвв. н.э.,
но начавшимся, как полагают, много раньше, еще на
рубеже и в первой половине I тыс. н.э.
На основании следов древних языковых контактов сравнительная
лингвистика наметила в общих чертах картину размещения
индоевропейских и других племен в Средней и Восточной
Европе в период общеславянского состояния. Наиболее
родственной славянам языковой группой, судя по лингвистическим
данным, является балтийская. Характер ее близких взаимоотношений
со славянским миром еще не вполне исследован и составляет
ныне предмет дискуссии. Выше уже указывалось, что
одни исследователи продолжают отстаивать мысль о существовании
в далеком прошлом единой балто-славянской группировки,
которая якобы лишь позднее распалась на две части
- на славян и балтов, - другие же лингвисты, в частности
большинство советских исследователей, рассматривают
славян и балтов в качестве издавна самостоятельных,
тесно связанных между собой индоевропейских групп.
Выдвигается мысль о балтославянском языковом союзе
или о балто-славянской языковой сообщности (И.А. Бодуэн
де Куртенэ. Лингвистические заметки и афоризмы. ЖМНП,
1903, IV, с. 246; В.К. Мэтьюс. О взаимоотношении славянских
и балтийских языков. СФ, I, 1958, с.27-44; В.В. Иванов
и В.Н. Топоров. К постановке вопроса о древнейших
отношениях балтийских и славянских языков. IV Международный
съезд славистов. Доклады. М., 1958; С.Б. Бернштейн.
Балто-славянская языковая сообщность. СФ, I, 1958,
с.43-67; Chr Stаng. Die slavische und baltische Verbum.
Oslo, 1942, - и многие другие работы). Такие отвлеченные,
далекие от реальной истории формулировки, возможно,
в какой-то мере удовлетворяют лингвистов, историки
же и археологи с ними примириться но могут. Но как
бы в дальнейшем ни разъяснился вопрос об отношениях
славян и балтов, бесспорная близость славянских и
балтийских языков, сохранившаяся вплоть до настоящего
времени, позволяет говорить о непосредственном территориальном
соседстве славян и балтов в течение длительного времени.
И этот факт является, несомненно, чрезвычайно важным.
Установлено также, что те и другие языки - славянские
и балтийские - развивались в условиях достаточно тесных
контактов с германскими языками. При этом балто-германские
связи большинством лингвистов признаются более старыми
и более прочными, чем связи славяно-германские. Предполагается,
что балты с глубокой древности были восточными соседями
германцев в районе Прибалтики, где, по историческим
и гидронимическим данным, находилась древнейшая территория
германских племен. Контакты между славянами и германцами
возникли в начале нашей эры, когда германские племена
начали свое движение из Прибалтики на юг. Отсюда следует,
что славянские племена скорее всего жили южнее балтов,
были их южными соседями.
Последующее уточнение в наши знания о размещении древних
племен вносит изучение следов древних балто-финно-угорских
и славяно-финно-угорских языковых контактов. Первые
восходят к глубокой древности. Полагают, что их начала
могут быть датированы временем распространения в Юго-Восточной
Прибалтике скотоводческого хозяйства, т.е. первыми
веками II тыс. до н.э., о чем речь уже шла выше. Славяно-финноугорские
контакты, напротив, лингвисты признают относительно
поздним явлением. Как убедительно показал В. Кипарский,
в финно-угорских языках среди многочисленных славянских
заимствований не обнаруживаются праславянские, а в
славянских языках нет следов старофинских форм (В.
Кипарский. О хронологии славяно-финских лексических
отношений. Scando-Slavica, IV, Copenhagen, 1958).
Очевидно, славяне первоначально не соприкасались с
финно-угорским миром, отделенным от них широким балтийским
заслоном. Контакт между славянами и финно-уграми возник
позднее, лишь после того, как славянские племена продвинулись
в глубину восточнобалтийских земель, в поречье Днепра
и Оки, войдя в непосредственное соприкосновение с
финно-уграми. Это также говорит о том, что славяне
первоначально жили южнее балтов.
Очень важными представляются наблюдения, свидетельствующие
о существовании в далеком прошлом славяно-иранских
языковых связей, которые были возможны лишь в скифское
или скифо-сарматское время, т.е. в I тыс. до н.э.
и в начале нашей эры. В более позднее время, как известно,
область ираноязычного населения на юге Восточной Европы
была занята тюркскими и другими племенами. В балтийских
языках следы соприкосновения с иранским миром не обнаруживаются
- за некоторыми незначительными исключениями. Очевидно,
славяне составляли приблизительно такую же преграду
для балто-иранских контактов, как древние балты для
контактов славяно-финно-угорских.
Можно упомянуть еще о мало отчетливых данных, свидетельствующих,
по-видимому, о славяно-кельтских контактах. Было бы
крайне важным иметь сведения о наличии или отсутствии
языковых связей славянских племен с другими древними
племенами южной зоны Средней Европы - даками, фракийцами,
иллирийцами. К сожалению, из-за недостатка фактических
данных о языках этих племен таких сведений в распоряжении
лингвистики почти не имеется. Но границы расселения
этих племен, обитавших по периферии Римской империи,
относительно хорошо известны по сообщениям современников.
Это помогает определить пределы славянской территории
на рубеже, в первых веках и в середине I тыс. н.э.
Если граница балтов, судя по данным гидронимик, проходила
на юге приблизительно по Припяти, поднимаясь на западе
к Гданской бухте, где соседями балтов были германские
племена; если области славяно-иранского пограничья
лежали на северо-западных рубежах Скифии в Среднем
Поднепровье, на Южном Буге и на Днестре; если Карпаты
принадлежали дакам и фракийцам, а земли по Верхнему
Дунаю и далее на запад кельтам, - то нетрудно определить
область, в пределах которой обитали в то время древние
славяне.
Это была широкая полоса в Средней Европе, лежащая
между Средним Днепром и Верхним Днестром, по Северному
Прикарпатью и в бассейне Вислы. Возможно, что на западе
она включала в свои пределы также и земли по верхнему
течению Одера и Эльбы.
Особенно существенным и убедительным является то,
что обрисованная область характеризуется древнейшей славянской топонимикой (гидронимией). Именно здесь
сосредоточены наименования рек, озер и старых урочищ,
которые, по мнению лингвистов, относятся к общеславянской
эпохе. Правда, древняя славянская топонимика (гидронимия)
является менее отчетливой и не такой плотной, как
гидронимия балтийская. Здесь сказалась, очевидно,
сложность исторических судеб Средней Европы в I тыc.
до н.э. и особенно в начале и середине I тыс. н.э.
Границы славянских земель в это время не раз нарушались.
Сначала в их пределы вторгались на западе кельты,
а на востоке скифы и сарматы. Через славянские области
в начале нашей эры двигались на юг многочисленные
германские племена, позднее - гунны, авары и др. Все
это не могло не сказаться на чистоте гидронимии. Тем
не менее исследователями уже давно признается, что
область древней славянской гидронимии в Средней Европе
должна рассматриваться как коренная славянская территория.
Такого мнения придерживались и придерживаются многие
исследователи-слависты: А.Л. Погодин, А.И. Соболевский,
Л. Нидерле, позднее М. Фасмер, Т. Лер-Сплавинский,
Ф. П. Филин и мн. др. (А.Л. Погодин. Из истории славянских
передвижений. Варшава, 1901: L. Niedегlе. Slovanske
starozitnosti, I, Praha, 1902; Л. Нидерле. Славянские
древности. М., 1956, с.19-35; Т. Lehr-Splawinski.
O pochodzeniu i praojczyznie slowian, с.53-91).
В числе данных, позволяющих обрисовать древнюю славянскую
территорию, приводятся обычно известия о венедах,
принадлежащие греческим и римским авторам. Венедам
посвящена обширнейшая литература, где рассматривается
вопрос о локализации их на карте древней Европы, вопрос
о том, подразумевались ли под этим наименованием славяне
- и только ли славяне; или же так называли всех восточных
соседей германцев: не только славян, но и балтов,
а может быть, и другие племена, позднее не сохранившиеся?
Крайняя отрывочность и случайность сведений о венедах
не позволяет, однако, дать на эти вопросы вполне определенный
ответ. Территория поселений венедов не может быть
точно локализована: они жили в лесах между Карпатами
и Балтийским морем, по-видимому, по обе стороны Вислы,
главным образом на восток от нее. Этноним венеды имеет,
вероятно, кельтское происхождение, и не исключено,
что он являлся собирательным наименованием всех восточных
соседей германцев. Бесспорно лишь, что древние славяне
входили в состав венедов. Это следует не только из
сообщения Иордана о том, что склавины и анты в древности
назывались венедами, но и из того, что в германских
языках этот этноним сохранялся для обозначения славян
в течение многих веков, вплоть до позднего средневековья.
Таким образом, к данным сравнительного языкознания
и гидронимии, обрисовывающим древнюю славянскую территорию,
известия о венедах, по сути дела, не прибавляют ничего
нового, но и не противоречат им, что, конечно, очень
существенно.
П.Н. Третьяков. Финно-угры, балты и славяне на
Днепре и Волге (О происхождении славянских племен).
М.-Л., 1966, c.190-196
Источник: http://209.85.129.132/search?q=cache:bcIvxbTkwuwJ:www.kirsoft.com.ru/mir/KSNews_338.htm+%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D |