Информационный сайт ru-mo
ru-mo
Меню сайта

  • Категории каталога
    Расселение и войны славян [58]
    Славянские языки и письмо [35]
    Творчество славянских народов [33]
    Славные славяне [8]
    Источники о славянах и русах [24]
    Образование славянских государств [50]
    Историческая реконструкция [20]
    Любор Нидерле [21]
    Верования, обряды, обычаи [38]
    Славянская прародина [21]
    Предшественники славян [29]
    Материалы по личности Рюрика [12]
    Древние русы, руги, росы и другие [9]
    Венеты, Венеды, Венды. [13]
    Ободриты [8]

    Форма входа

    Поиск

    Друзья сайта


    Приветствую Вас, Гость · RSS 19.11.2017, 23:05

    Главная » Статьи » История славянской культуры » Материалы по личности Рюрика

    О руси, варягах-русах и Рюрике Альдейгьюборгском/ Алесксандр Шарымов/Окончание

    О РУСИ, ВАРЯГАХ-РУСАХ И РЮРИКЕ АЛЬДЕЙГЬЮБОРГСКОМ

    Алесксандр Шарымов.
    12. ПВГ и конунг Хакан

    Видный исследователь жизни населявших Скандинавию, Приневье, Поволховье и Приильменье народов, а также развития пути "из Варяг в Греки" (коротко - ПВГ) Глеб Лебедев пишет:

    "Волхов вместе с реками восточного Приильменья уже на исходе VIII в. был включен в систему международных коммуникаций... Волховско-Днепровская магистраль, протяженностью около 1500 км, начиналась в восточной оконечности Финского залива и проходила по Неве ("устье озера Нево"), юго-западной части Ладожского озера, Волхову, оз. Ильмень, Ловати, с переходом из Балтийского бассейна в Черноморский, по рекам Усвяче, Каспле, Лучесе, верхнему течению Западной Двины (где открывался еще один выход на Балтику) и системе волоков на Днепр в районе Смоленска. Отсюда начинался путь по Днепру, с важным перекрестком в районе Киева, труднопроходимым участком днепровских порогов и выходом на простор Черного моря в непосредственной близости от Херсонеса (Корсуни) и других византийских владений в Крыму"(13).

    Как мы уже видели, русы-варяги освоили этот путь еще в начале IX века, совершив поход на Сурож. А еще спустя лет двадцать по ПВГ вновь прошла армия русов, совершившая нападение на южночерноморский город Амассеру (Амастриду). Руководитель русов был, судя по тексту "Жития св. Георгия Амастридского", о котором я упоминал выше, значительно моложе Бравлина, водившего русов на Сурож. Молодой рус, кроме всего прочего, был сведущ в сути христианских воззрений, о которой он, несомненно, узнал от участника прошлого похода, вероятно, от руководжителя его и, вероятно, от своего отца.

    Но кем же тогда был этот сын? Кто следующим стоит в хронологическом ряду среди хоть как-то запечатленных в истории личностей? Есть ли вообще в истории такая личность?

    Такая личность есть - и человека этого звали Хаканом (ударение - на первом слоге). О нем мы имеем документальное известие, о котором сейчас и поведем речь.

    13. Конунг Хакан и "Бертинские анналы"

    В 839 году епископ Пруденций Галиндо сделал запись в так называемых "Бертинских анналах" о том, что 18 мая франкский император Людовик Благочестивый принял при дворе в Ингельхайме посольство византийского императора Феофила, направившего вместе с ним к Людовику "...неких людей, которые утверждали, что они, то есть их народ, зовутся Рос, и которых их король, называемый Хаканом, направил к нему /Феофилу/ ради дружбы, как они уверяли..."(14).

    Далее Пруденций отметил в "Анналах" просьбу Феофила предоставить послам Хакана возможность безопасно вернуться в их страну, ибо путь, которым они прибыли в Константинополь, шел по землям варварских и агрессивных народов. Расспросив послов, император выяснил, что они принадлежали к народу свеонов, то есть шведов. Пруденций пишет далее: "Считая их скорее разведчиками, чем искателями дружбы, он решил задержать их у себя, чтобы можно было достоверно выяснить, с добрыми ли намерениями они пришли туда или нет"(15).

    О дальнейшей судьбе посольства мы ничего не знаем. Но не она нас сейчас интересует, а то, что впервые в европейском, современном описываемому событию д о к у м е н т е, зафиксировано было как имя "Рос"="русь", так и имя "короля" русов - Хакана (упоминание Регнальда Русского хотя и относилось ко времени более раннему, но сделано было хронистом XII века).

    О том, что в Ингельхайме посланцев летописной Руси приняли за шведов, надо сказать, что она и была страной скандинавской - и как могли варяги-русь определить свою географическую принадлежность, не прибегая к известному в Европе адресу: "рядом со шведами, со свеонами"?

    Где только историки не "располагали" страну посланцев Хакана: и в Среднем Поднепровьи, и в Швеции, и в Среднем Поволжьи! Но мало кто обратил внимание, что путь посольства точно совпал с описанным в ПВЛ маршрутом ПВГ от "острова русов" в Карелии по Неве, Волхову и Днепру - и кружным путем вокруг Европы, которым послы в конце концов и воспользовались...

    Итак, следующим после Бравлина в хронике руси-варягов был "король народа Рос" Хакан (это - весьма употребимое в Скандинавии имя, а не видоизмененный титул "каган", как говорят многие историки) - и мы имеем все основания считать, что он наследовал престол по смерти своего отца, после чего и направил посольство "ради дружбы" к императору Феофилу.

    14. Иоаким о Буривое и призвании Гостомысла

    Теперь обратимся к следующим по времени событиям, относящимся к соседям руси-варягов: к обитавшим в Поволховьи и Приильменьи племенам руси-ижоры, чуди, веси и словен. Они были объединены в общий конфедеративный союз, управлявшийся советом старейшин, выдвигавшх единого вождя. Одно время им был Буривой. Иоаким сообщает о нем в своей летописи:  "Буривой, имея тяжку войну с варязи, множицею побеждаша их и овлада всю Бярмию (возможно, тут - нынешняя Карелия. А.Ш.) до Кумени (ныне Кеми-йоки. - А.Ш.). Последи при оной реце побежден бысть: вся свои вои погуби, едва сам спасеся, иде во град Бярмы, иже на острове сый крепце устроенный (видимо, нынешний Приозерск. - А.Ш.), иде же князи подвластные пребываху, и тамио, пребывая, умре. Варяги же, абие пришедше град Великий (то есть, в Ладогу. - А.Ш.) и протчие обладаша и дань тяжку возложиша на словяны, русь и чудь. Людие же терпяху тугу велику от варяг, пославше к Буривою, испросиша у него сына Гостомысла, да княжит в Велице граде. И егда Гостомысл приа власть, абие варяги бывшия овы изби, овы изгна, и дань варягом отрече, и, шед на ня, победи..."(16).

    Итак, по Иоакиму, на племена руси-ижоры, словен и чуди напали некие "варяги", о которых пишет и автор ПВГ. Было это до 859 года, ибо к тому времени "варяги" эти покорили еще и кривичей с весью. Кто же осуществил эту экспансию?

    В известном сочинении великого исландского поэта и историка Снорри Стурлусона "Хеймскрингла" ("Круг земной") рассказано о тинге - народном собрании, которое состоялось 15 февраля 1018 года в Уппсале; некий Торгнир сказал тогда: "Торгнир, мой дед по отцу, помнил Эйрика Эмундарсона, конунга Уппсалы, и говорил о нем, что пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны и покорил Финланд и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд и много земель в Аустрленд ("Восточных странах". - А.Ш.)"(17).

    Современная скандинавистка Татьяна Джаксон пишет, ссылаясь на работы шведского историка Биргера Нермана:  "...По хронологии Б.Нермана, шведский конунг Эйрик умер в 882 г. в преклонном возрасте;.. по мнению Нермана "Аустрвеги" ("Восточные пути" - примерно то же, что "Аустрленд". - А.Ш.) Эйрик покорил в 850-859 гг."(18).

    Таким образом, мы вполне резонно можем предположить, что уппсальский конунг Эйрик Эмундарсон и был тем вождем "варягов", несомненно, шведов, которые до 859 года разбили войско князя Буривоя, покорив затем финнов, карелов, эстов, куршей, а также "Аустрленд" с главным "градом Великим"-Ладогой, то есть земли руси-ижоры, словен, веси и кривичей с мерей.

    15. Призвание Рюрика

    Многие историки по сию пору недоумевают, как это вышло: сначала, мол, прибалтийско-словенские племена прогнали варягов, а потом, охваченные усобицами, вновь обратились к ним:

    "И идоша за море, к варягам, к руси. Сице бо ся зваху тье варязи русь, яко се друзии зовутся свие, друзи же урмане, англяне, друзии готе, так и си. Реша русь, чюдь, словени и кривичи и вси (интересно, что Дмитрий Лихачев перевел это место так: "Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь..." - вместо "сказали русь..." - "сказали руси..."): "Земля наша велика и обилна, а наряда в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами". И избрашася 3 братья с роды своими, пояша по собе всю русь и приидоша; старейший, Рюрик, седе Новегороде, а другой, Синеус, на Беле-озере, а третий Изборсте, Трувор"(19).

    Итак, автор ПВЛ утверждает, что "призвание варягов-руси" произошло из-за усобиц, а мотив избрания именно Рюрика с братьями абсолютно непонятен: почему позвали этих, а не других?

    Иоаким дает совсем иное объяснение. Он говорит, что после изгнания врягов-шведов Гостомысл занедужил. Все его сыновья к тому времени умерли, и он не знал, кто наследует ему. Он обратился к вещунам - и те сказали ему, что наследовать ему будет его родственник. А тут во сне он увидел, что из чрева его средней дочери Умилы выросло дерево, плоды которого напитали всю землю. И Иоаким завершает рассказ так: "Гостомысл же, видя конец живота своего, созва вся старейшины земли от славян, руси, чуди, веси, мери, кривич и дрягович, яви им сновидение и посла избраннейшия в варяги просити князя. И приидоша по смерти Гостомысла Рюрик с двемя браты и роды ею... Рюрик по смерти братии облада всею землею, не имея ни с кем войны. В четвертое лето княжения его переселися от старого в Новый град великий ко Ильменю (подразумевается уже существовавшее к той поре тремя километрами южнее нынешнего Новгорода Рюриково городище. - А.Ш.).... По смерти же отца своего облада варягами, емля дань от них"(20).

    Кто был князем, "королем русов" до Рюрика, мы знаем: это был Хакан, около 735 года, как я предположил, женившийся на средней дочери Гостомысла Умиле. Та примерно в 736 году родила ему сына Рюрика, а вскоре еще и Синеуса с Трувором.

    Таким образом, князь, пришедший в Ладогу с "острова русов", с нынешнего Карельского перешейка, в 862 году, был достаточно молод: ему исполнилось около 28 лет.

    Можно предположить, что еще в 860 году он участвовал в походе русов на Царьград, когда по "пути из Варяг в Греки" мимо Ладоги, только что освобожденной Гостомыслом от варяговшведов Эйрика Эмундарсона, прошла сильная рать русов, коих, вполне возможно, возглавлял Рюрик и в числе коих, вполне возможно, были его "бояре" Аскольд и Дир, вскоре после призвания Рюрика в Ладогу отправившиеся к Царьграду, чтобы поступить там на службу к императору, заключившему мир с русами четыре года назад, но по пути оставшиеся княжить в "граде малом" Киеве, до того платившем хазарам унизительную дань.

    Поход 860 года произвел на ладожан впечатление - и послужил дополнительным стимулом для призвания Рюрика с братьями.

    16.Заключение: кто же таков Рюрик Альдейгьюборгский?

    Прежде всего: как его именовать? Историки давали ему разные имена: Рюрик Новгородский, Рюрик начальной летописи, Рюрик Ладожский. "Новгородский" отпадает: в годы его жизни Новгорода еще не существовало. "Начальная летопись" тоже неточна: основные сведения о Рюрике мы получаем из Иоакимовской летописи, а не из ПВЛ. Более всего подходит "Рюрик Ладожский", но я бы предложил именовать его Рюриком Альдейгьюборгским: скандинавы называли Ладогу Альдейгьюборгом - и это ототражает карельско-скандинавский момент его происхождения.

    Приводимая ниже генеалогическая таблица проясняет нетождественность Рюрика Альдейгьюборгского и Рорика Ютландского, с которым многие историки соотносят нашего героя. Но наш Рюрик был лишь внучатым племянником рыцаря, некогда известного в Ютландии и Фрисландии. Это были абсолютно разные люди.

    Рюрик был русом и сыном "короля народа Рос" Хакана, внуком Бравлина, правнуком Регнальда Русского, праправнуком Рандвера, прапраправнуком Радбарда Гардского и Ауды Глубокозадумчивой, прапрапраправнуком Ивара Широкие Объятия и потомком мифического Скьолда и его отца Одина. Рюрик принадлежал, таким образом, к харизматическому скандинавскому клану Скьолдунгов - и покровительство богов давало его власти качество силы и непререкаемости, реально помогшей его наследникам сохранить ее на протяжении веков, до смерти царя Федора в 1598 году. Но при этом Рюрик был потомком и словен - Буривоя и Гостомысла. И такой взгляд на его генезис и неожиданен, и свеж.

     

    БИБЛИОГРАФИЯ

    1. Повесть временных лет. Часть первая. Текст и перевод. М.-Л., 1950. С.с. 205, 206 (далее: ПВЛ... С. ...).
    2. Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., 1985. С. 187.
    3. Рыбаков Б.А. Сампо и сейды. // Новое в археологии СССР и Финляндии. Л., 1984. С. 77.]
    4. Паранин В.И. Историческая география летописной Руси. Петрозаводск. 1990. С. 144 (далее: Паранин... С. ...).
    5. Цит. по: Новосельцев А.П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI-XI вв.//
    6. Древнерусское государство и его международное значение М., 1965. С. 397-398.
    7. Там же. С. 400.
    8. Паранин... С. 116-117.
    9. Татищев В.Н. История российская. Собрание сочинений. Том I. История российская. Часть первая. М., 1994. С. 110 (далее: Татищев... С. ...).
    10. Беляев Н.Г. Рорик Ютландский и Рюрик начальной летописи. // Seminarium kondakovianum. Сборник статей по археологии и византиноведению, издаваемый семинарием имени Н.Г.Кондакова. III. Прага, 1929. С. 220-221.
    11. Татищев... C. 108.
    12. Фроянов И.Я. Мятежный Новгород. Л., 1992. С. 57.
    13. Лебедев Г.С. Эпоха викинов в Северной Европе. Л., 1985. С. 91.
    14. Цит. по: Назаренко А.В. Русь и Германия в IX-X вв. //Древнейшие государства Восточной Европы. М., 1994. С. 18.
    15. Цит. по: Памятники истории Киевского государства IX-XII вв. Л., 1936. С. 23-24.
    16. Татищев... С. 115.
    17. Цит. по: Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (первая треть XI в.). М., 1994. С. 73.
    18. Там же. С. 152.
    19. ПВЛ... С. 18.
    20. Татищев... С. 110.

    ссылка - http://www.priozersk.ru/1/text/0013.shtml



    Источник: http://www.priozersk.ru/1/text/0013.shtml
    Категория: Материалы по личности Рюрика | Добавил: Яковлев (22.07.2008)
    Просмотров: 616
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]