Информационный сайт ru-mo
ru-mo
Меню сайта

  • Категории каталога
    Расселение и войны славян [59]
    Славянские языки и письмо [35]
    Творчество славянских народов [34]
    Славные славяне [8]
    Источники о славянах и русах [24]
    Образование славянских государств [51]
    Историческая реконструкция [20]
    Любор Нидерле [21]
    Верования, обряды, обычаи [38]
    Славянская прародина [21]
    Предшественники славян [29]
    Материалы по личности Рюрика [12]
    Древние русы, руги, росы и другие [9]
    Венеты, Венеды, Венды. [13]
    Ободриты [8]

    Форма входа

    Поиск

    Друзья сайта


    Приветствую Вас, Гость · RSS 19.04.2024, 05:19

    Главная » Статьи » История славянской культуры » Ободриты

    История ободритов (города и территории)

    Города, племенной символ, территории ободритов

    Во многих источниках говорится, что столицей ободритов был город Велиград (Рерик) – «Великий город». Впрочем, называть его столицей, наверное, не совсем точно. Это была не столица государства, т.к. настоящего государства ободриты веками не имели и жили чистым родоплеменным строем с не очень стойкими союзными отношениями между племенами (чаще об ободритах говорят не как о государстве, а о протогосударственном образовании). И в Велиграде находилось городище племенного короля ободритов. Велиградом его называли сами славяне; саксы его обозначали (в 995 г.), как Михеленбург; у хрониста Адама Бременского говорится о Магнополисе; во всех случаях значение совпадает – «великий, большой, главный город». Со своей стороны датчане называли его Рерик (по некоторым данным это слово может происходить от др.-исл. reyrr – «тростник», по расположению в старой озерной котловине, покрытой густыми зарослями тростника, хотя многие ученые в этом сомневаются); племя ободритов они называли «ререги».

    Другой источник об этом говорит так: «Столицей вендов-ободритов был город, который славяне называли Велиград, т.е. «Великий город», у латинских хронистов он называется Магнополис, что является калькой предыдущего, у саксов — Михелинбург (откуда современный «Мекленбург»), у скандинавов - Микилингард и, наконец, у датчан — Рерик или Рарог, т.е. «Сокол» », то есть Рерик или Рарог – это сокол, а не происходит от слова «тростник». Таким образом, есть две версии происхождения датского названия этого города, но многие источники упоминают только идентичность датского названия города Рерик (Рарог) с западнославянским словом «сокол». Первой, «тростниковой», версии не придерживается почти никто.

    Сокол был племенным символом ободритов.

    Согласно "Баварскому географу" (сер. IX в.), племенной союз ободритов состоял из четырех союзных племен: вагры (самое западное племя ободритского союза), полабы[6], собственно ободриты (бодричи) и варновы, или варны, (по р. Варнов). Каждое из этих племен управлялось своими вождями (князьями), имело своих богов и городища. Наиболее известные городища: у вагров Ольденбург, или по-славянски Старгард, резиденция вагрских племенных князей, "civitas maritima", приморское торговое место, как называет его Адам Бременский, известный скандинавам, как Бранденхусе, и он же, возможно, Альдейгьюборг северных саг; в полабов – Ратцебург (или Рацисбург, по-славянски он же – Ратибор); в земле ободритов - Мекленбург-Рерик (Велиград).

    (Кстати, очень интересно то, что А.Ф. Гильфердинг производит слово «вагр» от санскритского «вагара» - храбрый, удалой. А про варнов он же говорит, что их название, может быть, происходило и не от названия реки, а от «варн» - так они произносили слово «вран», «ворон». Как раз название реки может происходить от названия племени - р. Варнова в смысле: река варнов.)

    Впоследствии территория, подчиненная ободритам, расширилась: при Никлоте в ободритский союз были включены хижане (они же кессины) и черезпеняне (жиржипане или цирципаны). Причем те же хижане на короткие периоды времени входили в ободритский союз и при Готшалке, и при Генрихе, но после этого каждый раз потом возвращали себе независимость.

    Отчасти поэтому, соответственно, на разных картах границы союзов ободритов и лютичей указываются несколько по-разному.

    М. Любавский в кн. «История западных славян» говорит также, что в ободритский союз входили еще бытенцы(иногда их же могут называть бетеничами), жившие к югу от полабов. Некоторые другие авторы, как было уже ранее сказано в сноске, просто причисляют бытенцев к полабам, которые, разумеется, входили в ободритский союз. При этом А. Гильфердинг добавляет: «Племя это было незначительно, и вскоре исчезло, вместе с Смольнянами, в более общем имени Полабцев…».

     

    Еще одна причина того, что на разных картах границы союзов ободритов и лютичей несколько отличаются, - это то, что кроме четырех племен, которые Гельмольд относит к ободритскому союзу, рядом с ними жили и еще некоторые славянские племена, которые не совсем понятно, можно ли относить так же к ободритам. В частности, не понятно, к ободритам или лютичам следует отнести большое племя древан, занимавших левый берег Эльбы вплоть до линии Гамбург — Целле — Брауншвейг — Гельмштедт — Магдебург, а также их соседей линян (глинян), проживавших на правом берегу Эльбы. Есть у историков и разночтения по поводу территорий расселения отдельных племен союза. Например, только что было сказано (по одному источнику), что древане на юге селились вплоть до Магдебурга. А на приведенной здесь карте Магдебург – это уже территория саксов. Гильфердинг рассказывает в «Истории балтийских славян» (с. 319 – см. в том издании книги, ссылка на которое дана в конце этого файла) о селениях неких славян, которые, по его предположению, назывались лучанами, в района Ганновера, который находится примерно на широте Магдебурга, но западнее.  Здесь дело в том, что, как объясняют и тот же Гильфердинг, и Л. Нидерле в «Славянских древностях» (книга 1, глава 12), разграничение территорий, подконтрольных славянам и саксам, - это одно, а реальные территории, где селились славяне – это другое. И Нидерле говорит, что в грамота архиепископа Майнцкого Луипольда от 1055 года упомянуты славяне, жившие даже неподалеку от Геттингена (хотя эти места никогда не были подконтрольны ни ободритам, ни лютичам). А Геттинген расположен уже довольно далеко на юг от Магдебурга. Причем его расположение и заметно западнее тех территорий, где селились славяне-сербы, по долготе Геттинген находится даже чуть западнее не только Люнебурга[7], но и Гамбурга, так что вполне возможно, что это были славяне-древане.

    Но если славянское поселение в окрестностях Геттингена, возможно, было единичным, то, как говорит Нидерле, массовое расселение славян все же доходило до Брауншвейга, а это примерно на широте Магдебурга (чуть севернее), но западнее.

    На принадлежащих саксам, но заселенных частично славянами территориях в 1007 году было учреждено епископство с центром в Бамберге: «ut paganismus Sclavorum destrueretur et christiani nominis memoria perpetualiter inibi Celebris haberetur» - «Чтобы было ниспровергнуто язычество славян и все христиане сохранили бы память о знаменитых людях на месте» (Jaffe, Bibl. rer. Germ., V, 27; Mon. Boica, XXVIII, 40, 95). Большая часть епископства была славянской.

    А.Ф. Гильфердинг во второй части «Истории балтийских славян» приводит целые списки населенных пунктов в Германии, имеющих искаженные немцами, но явно славянские названия, то есть изначально бывших славянскими. Их множество!

    (Также известно, что жили ободриты, а точнее, вагры, отчасти и в Дании, рядом с коренным населением этой страны.)

     

    Сами славяне-ободриты (то есть все, входившие в ободритский союз), возможно, называли себя словенами. Правда, это только возможно, но не точно. Более надежно можно сказать (и об этом говорит, в частности, А.Ф. Гильфердинг), что то отдельное племя, возглавлявшее ободритский союз, которое сейчас называют бодричами, вероятно, называло себя ререгами, т.е. соколами. Или они могли называть себя именно ободритами. Дело в том, что на сегодняшний день достоверно не известно и есть несколько версий происхождения слова «ободриты». Одна из них – это то, что ободриты могли считать себя происходящими от предка Ободра. Достоверно известно, что некоторые из западных и восточных славянских племен, производили свое имя от имени своего легендарного предка, от которого пошел их род, например, кривичи – от Крива или поляки – от Ляха, чехи – от Чеха. Может быть, так было и у ободритов. В таком случае они могли называть себя только ободритами, и название «бодричи», распространившееся сейчас в России, неправильное.



    Источник: http://agni-vs.narod.ru/History/Istorija_obodritov.htm#5._%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F
    Категория: Ободриты | Добавил: Яковлев (30.05.2010)
    Просмотров: 1692
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]