Информационный сайт ru-mo
ru-mo
Меню сайта

  • Категории каталога
    Расселение и войны славян [58]
    Славянские языки и письмо [35]
    Творчество славянских народов [33]
    Славные славяне [8]
    Источники о славянах и русах [24]
    Образование славянских государств [50]
    Историческая реконструкция [20]
    Любор Нидерле [21]
    Верования, обряды, обычаи [38]
    Славянская прародина [21]
    Предшественники славян [29]
    Материалы по личности Рюрика [12]
    Древние русы, руги, росы и другие [9]
    Венеты, Венеды, Венды. [13]
    Ободриты [8]

    Форма входа

    Поиск

    Друзья сайта


    Приветствую Вас, Гость · RSS 21.07.2017, 13:39

    Главная » Статьи » История славянской культуры » Ободриты

    История ободритов (боги ободритов)
    Боги ободритов

    В религиозном отношении об ободритах известно не так много, как хотелось бы. Известно, что ободриты (впрочем, как и все балтийские славяне) были язычниками. Но при это, в отличие от руян и лютичей, ободриты не имели специальных храмовых городов, а поклонялись богам в дубовых рощах, где и ставили идолы своих богов. Известно, что ободриты, исповедуя многобожие, имели  пантеоны (но сравнительно небольшие) из различных богов, причем у разных ободритских племен они были разными, и главным богом вагров был Прове (или Проне), богиня полабов – Жива (или Сива), главный бог бодричей – Радегаст (так говорит Гельмольд)[8].

    Для нас, восточных славян, здесь интересно также то, что в Прове (или Проне) современные историки видят искаженное имя восточнославянского Перуна. (Или, точнее, Перун – это искаженное имя Проне.)

    Каким точно было имя этого бога, сейчас точно неизвестно. В средневековой «Славянской хронике» Гельмольд называет его то Прове (чаще), то Проне (реже).

    И. Первольф констатировал, что четверг у люнебургских славян (нижняя Эльба, племя древан; или, как говорит, М. Любавский, в Люнебурге жили славяне двух племен: древан и глинян) еще на рубеже XVII-XVIII вв. назывался «Перундан» (Perendan, Perandan), т. е. день Перуна, олицетворявшего в их языческих верованиях огонь небесный, молнию. А.Ф. Гильфердинг отмечал, что Перуну поклонялись на всем славянском Поморье. [9]

    Правда, явных следов поклонения ему там почти не сохранилось, за исключением того, что (см. Гильф., с. 144) на южном берегу Балтики, недалеко от Штральзунда, был город, называвшийся, как достоверно известно, именно Перун, а сейчас именуемый с искажением на немецкий лад: Pron.

    Также, если говорить не только об ободритах, но и о богах других балтийских славян, известно, что в числе кумиров священной крепости на о. Руяне, как говорит М.К. Любавский, стоял Перунец. Дело в том, что о богах балтийских славян мы знаем не от самих славян, а по иностранным хроникам, написанным немцами и другими иностранцами. И вполне естественно, что в этих хрониках имена славянских богов могли быть более или менее искажены. Точнее, по этим хроникам достоверно известно, что на Руяне был бог Porenutius, что обычно читают по-русски, как Поренут, но А.Ф. Гильфердинг, во-первых, читает это имя по-русски не через «т», а через «ц», и, во-вторых, считает это имя опять же немецким искажением от имени Перунец, то есть настоящее имя этого бога – Перунец, а не Поренут: «тогда мы получим по крайней мере слово, звучащее и имеющее смысл по-Славянски» (с. 187). Так же, видимо, считал и Любавский.

    (Но правилен ли вообще такой подход: пытаться представить, что известное нам имя бога (Поренут) – это имя искаженное кем-то и после этого, в свою очередь, тоже пытаться как-то изменить его, чтобы оно больше походило на что-то славянское? У ободритов был еще и такой бог, имя которого все источники называют одинаково: Флинц, но это имя совершенно не похоже на славянское. Но нужно ли, по таком же принципу, и его имя признать искаженным???)

    А в книге Никоса Чаусидиса «Старинные образы южных славян» между прочим упоминается: «Перун, безусловно, известнейший и наиболее изученный славянский Бог (Перун, Перин, Пирин). В источниках, относящихся к Западным Славянам, его имя – Провен, Проун или Поренутий». То есть трудно сказать, насколько объективно, но здесь высказывается мнение, что Перун, Поренут(ий) и Прове – это один и тот же бог, имевший у разных славянских народов немного разные имена… или, может быть, у балтийских славян он везде даже и имел одно имя, но иностранными средневековыми хронистами его имя записывалось по-разному. Л. Нидерле высказывает такое же мнение о тождественности Поренута и Перуна. Кстати, чуть ниже в той же книге Н. Чаусидиса упоминается и кельтский бог Perkunja. Может быть, от кельтов изначально имя этого бога и было перенято другими народами и в том числе славянами. Между прочим, такой обычай, как поклонение богам в дубовых рощах, бытовал и у ободритов, и у восточных славян, и опять же у кельтов. Но если говорить о кельтах и о том, что какие-то религиозные обычаи были переняты славянами у них, то можно предполагать только контакты балтийских славян с кельтами. Но восточные славяне напрямую с кельтами, а также и еще с некоторыми народами, у которых были боги с похожими названиями, контактировать никак не могли. Унаследовать-заимствовать у них имя бога Perkunja, переделанное в Перуна, они могли только опосредованно – через балтийских славян и именно от них.

    Главным же богом на Руяне был Святовит. И этот же бог был в пантеоне у восточных славян. По крайней мере, есть такая версия, что так называемый збручский идол – это Святовит.

    Тот же Гельмольд говорит, что одним из богов балтийских славян (не указывая, у каких именно племен славян) был Чернобог. И опять же одноименный бог был и у восточных славян. Был у восточных славян и антипод последнего – Белбог. (Белбог – один из эпитетов, каким называли руянского Святовита.)

    Поскольку этнос балтийских славян, в том числе вагров, люнебургских славян, руян явно древнее восточных славян, это указывает на то, что пантеон восточнославянских богов во главе с Перуном мог быть перенят восточными славянами от западных (балтийских).

    Известен, кстати, и не только из хроники Конрада Бото, такой факт, как изображенная на статуе бога Радегаста голова быка. Иногда поэтому говорят, что голова быка была как бы народным гербом ободритов, хотя это уже, наверное, - из области догадок.

    Достаточно много известно о богах, которым поклонялись редарии в храмовом городе Ретра. О богах Ретры известно даже настолько много, что есть, например, такая книга о них, как «Сокровища Ретры» Андреаса Готтлиба Маша (есть на сайте «Кладина»). Но вот можно ли относить Ретру и племя редариев к ободритам? Общепризнанным мнением является то, что редарии в ходили в состав лютичей.

    Впрочем, по Гельмольду получается, что бодричи (имея в виду не весь ободритский союз, а только отдельное племя бодричей-ободритов) поклонялись и тем же богам, что и лютичи. Дело в том, что Гельмольд, с одной стороны, знал, что Ретра с ее главным богом Радегастом находится в земле лютичей. Но в то же время он же говорит, что главный бог бодричей – тот же Радегаст. Получается, что поклонение Радегасту было распространено от земли лютичей до земли бодричей. В таком случае тот же пантеон богов во главе с Радегастом должно было иметь и племя варнов, территория проживания которого находилась между бодричами и лютичами (см. рис. 1).

    Также есть сведения, что языческому богу Святовиту поклонялись не только раны (хотя в первую очередь они), но и другие балтийские славяне.


    Как говорит Йоахим Херрман, ободритские городища имели характерный облик, в частности, совершенно иной, чем у лютичей: небольшие, с мощными укреплениями, они были рассчитаны на узкий круг людей, племенную знать и дружины, в то время как основная часть соплеменников жила поблизости на укрепленных предградьях или открытых поселениях.

    Наряду с балтийскими ободритами в IX в. известны ободриты на Дунае, поблизости от Белграда: видимо, изначально именно здесь находилась основная, исходная территория этого племени, но, вероятно, после вторжения с востока авар во второй половине VI века часть ободритов переселилась на север, к Балтийскому морю (в результате дунайские ободриты оказались отделены от балтийских). Здесь после переселения и были выстроены укрепленные центры племенной знати, а столицей племенного союза ободритов стал Велиград (Мекленбург) По мнению П. Доната, городище на месте современного Мекленбурга возникло уже именно в VI-VII вв.

    Как далее говорит Й. Херрман о расселении славян на терр. нынешней Германии, первые столетия славянского (речь здесь не только про ободритов) заселения принесли в страну некоторые важные хозяйственные достижения. Во-первых, в полеводстве вводится возделывание ржи, что ведет к росту продуктивности и стабильной урожайности славянского земледелия. Во-вторых, быстро распространяется широкое использование железного сырья, которое в виде болотных руд имелось практически во всех местностях. Выплавка металла из болотных руд осуществлялась примитивным способом, часто она практиковалась крестьянами в качестве сезонного промысла. В-третьих, на удобных лесных пастбищах Мекленбурга и восточного Гольштейна быстро развивается скотоводство (разведение быков, свиней, овец и коз). Частично ободриты специализировались и на коневодстве, позволявшем экспортировать лошадей и широко применять их в сельском хозяйстве.

     

    Про ободритов никак нельзя сказать, что это была экономически отсталая окраина Европы. Нет, наоборот. Уже не позднее последних десятилетий VIII в. в Рерике-Велиграде возникает купеческая колония.  И с VIII-IX вв. в экономическом и культурном развитии в Европе, в частности, выдвигаются на первый план такие местности и регионы, как Вагрия с приморским торговым центром Старигард (немецкое название Ольденбург[10], датское - Бранденхусе) и земля племени ободритов у Висмарской бухты с центром Велиград.

     

    Известны были ободриты и как пираты, грабившие купцов разных стран. В частности как самые свирепые пираты на Балтике XI века славились именно ободриты-вагры …«последние отличились и на суше - в 1010 году князь Местивой предпринял конный поход… в северную Италию» (см файл: Беларусская традиционная воинская культура).

    Я.П.Зинчук отмечает, что балтийские славяне являли собой одновременно тип торговца и разбойника, причем в том и другом качестве добившись больших успехов. Они, разбойничая на море, имели постоянные крепости для убежища даже на берегах Южной Швеции. Особенно Вагрия и Руян славились своими дерзкими и неукротимыми пиратами. Имея мощный флот, славяне были самым мореходным народом на Балтике, были первыми в морском деле и в морских сражениях.



    Источник: http://agni-vs.narod.ru/History/Istorija_obodritov.htm#5._%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F
    Категория: Ободриты | Добавил: Яковлев (30.05.2010)
    Просмотров: 788
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]