Информационный сайт ru-mo
ru-mo
Меню сайта

  • Категории каталога
    Расселение и войны славян [59]
    Славянские языки и письмо [35]
    Творчество славянских народов [34]
    Славные славяне [8]
    Источники о славянах и русах [24]
    Образование славянских государств [51]
    Историческая реконструкция [20]
    Любор Нидерле [21]
    Верования, обряды, обычаи [38]
    Славянская прародина [21]
    Предшественники славян [29]
    Материалы по личности Рюрика [12]
    Древние русы, руги, росы и другие [9]
    Венеты, Венеды, Венды. [13]
    Ободриты [8]

    Форма входа

    Поиск

    Друзья сайта


    Приветствую Вас, Гость · RSS 20.04.2024, 09:19

    Главная » Статьи » История славянской культуры » Ободриты

    Ободриты: комментарии и ссылки

    [1] Кильская бухта – бухта в юго-западной части Балтийского моря, у берегов Германии, у основания Ютландского полуострова.

    [2] В. Меркулов и в своей книге «Откуда родом варяжские гости» и в других публикациях называет верховных правителей ободритов королями. Правда, как в работах Меркулова, так и здесь королями можно их назвать только условно. Дело в том, что королями в действительности могли называться только правители руян. Правители ободритов назывались князьями или, может быть, великими князьями. Но называть и высшего правителя ободритов, и правителей отдельных племен, входивших в ободритский союз, князьями не удобно. Поэтому остановимся на том, чтобы условно назвать правителя ободритов королем. Возможно, из тех же соображений (а также наверняка еще потому, что франки часто называли правителей ободритов все же королями) правители ободритов названы королями и у Меркулова.

    [3] В статье «Гюстровская ода и мекленбургская генеалогическая традиция» В. Меркулов говорит немного не так – что, по некоторым данным, Вундана была дочерью короля Сарматии: «В этом комментарии имеется в виду источник «Русская и Мекленбургская родословная, составленная Фридрихом Томасом к высочайшему браку правящего герцога Мекленбургского, Его Великокняжеского Величества Карла Леопольда и Её Высочества герцогини Екатерины, урождённой русской принцессы, чтобы показать династическое родство обеих линий, как то следует из источников». … По ней обе династические ветви восходят к королю вендов Ариберту I, который был женат на Вундане, дочери короля Сарматии и умер в 724 году».

    [4] Точная цитата из Ксантенских анналов: «845 г. В то время, когда это произошло, король Людовик, собрав большое войско, отправился в поход против вендов. Когда язычники узнали об этом, они, со своей стороны, отправили в Саксонию послов, и преподнесли ему дары и передали ему заложников и просили о мире. И тот предоставил мир и вернулся в Саксонию. После же этого на разбойников нашла чудовищная смерть, при этом также и вожак нечестивцев, по имени Регинхери, который грабил христиан и святые места, умер, пораженный Господом. Тогда, посоветовавшись, они бросили жребии, которыми их боги должны были указать им средство к спасению, но жребии упали без пользы. Когда же некий пленный христианин посоветовал им бросить жребий перед христианским богом, они это сделали и их жребий упал удачно. Тогда их король по имени Рёрик вместе со всем народом язычников в течение 40 дней воздерживался от мяса и медового напитка, и смерть отступила, и они отпустили в родные края всех пленных христиан, которых имели» (Историки эпохи Каролингов. М., 1999. Перевод А. И. Сидорова).

    [5] Дело в том, что хотя в Ксантенских анналах в рассказе о событиях 845 г. Рёрик недвусмысленно назван именно королем, но вот предыдущая запись из тех же анналов: «844. …В том же году король Людовик выступил с войском против вендов. И там погиб один из их королей по имени Гостимусл, остальные же [короли] пришли к нему и принесли клятву верности. Когда он ушел, они тотчас нарушили ее. После этого Лотарь, Людовик и Карл собрались в Диденхофене и, после совещания, расстались в мире». Гостомысл (Гостимусл) здесь назван королем и это полностью правильно, т.к. он был верховным правителем всего ободритского союза. Но здесь же речь идет и про остальных королей, то есть имеются в виду на самом деле все-таки князья отдельных племен, входивших в ободритский союз. И точно таким же «королем», а на деле князем одного из этих племен мог и быть Рёрик. А королем всех ободритов в то же время мог быть Табемысл. Возможно, не исключен и такой вариант.

    [6] Судя по тому, что пишут А.Ф. Гильфердинг, Л. Нидерле, а за ними В.В. Фомин, полабы – это собирательное название ряда племен, живших на соответствующей территории.

    При этом Нидерле пишет, что к полабам «принадлежали смолинцы (Smeldingi), обитавшие у устья Эльбы, ветничи, или бетенчи и племя, населявшее округ Mintga; оба последних племени обитали рядом с линянами». То же самое говорит Гильфердинг, называя первые два племени смольнянами и бытенцами (А.Ф. Гильфердинг «История балтийских славян», СПБ, 1974, с. 279 – см. в конце этого файла ссылку на электронную версию этой книги.). Но В.В. Фомин линян (глинян) и смолян (смолинцев, смольнян) перечисляет, как отдельные племена, а не в числе полабов. Причем неизвестно точно, входили ли глиняне в ободритский или лютичский союз. Также о глинянах и смолянах, как об отдельных племенах, говорит М. Любавский.

    [7] А. Фаминцин («Божества древних славян») пишет, что город, который мы сейчас называем Люнебургом, изначально был славянским городом Луна. При этом Фаминцин цитирует Я. Длугоша: «castrum Luna, quod hactenus Lumbork vocitatur»,

    [8] Также упоминается в «Саксонской хронике» Конрада Бото: «В Мекленбурге бодричи почитали бога, именовавшегося Радигост, который имел на груди щит, на котором была изображена черная бычья голова, а еще имел в руке секиру, а на голове – птицу». А Мекленбург – это город, который славяне называли Велиград – столица бодричей и всех ободритов.

    [9] Также Л. Нидерле, хотя и прямо говорит, что нижеследующие свои слова он доказать не может, но, тем не менее, он считает, что Перун был общеславянским богом, и приводит некоторые аргументы в пользу этого мнения.

    [10] А Гельмольд называет его Альденбургом.

    [11] Откуда такое название – хроника продолжателей Фредегара? Сначала была написана «Хроника» самого Фредегара, рассказывавшая о событиях истории франков до середины VII века. Потом тремя другими авторами был написан другой труд, хронологически продолжавший написанное и получивший в наше время условное название: хроника продолжателей Фредегара.

    [12] Дело в том, что коренное место жительства саксов было труднодоступной местностью, и потому франкам (до Карла Великого) не удавалось подчинить их себе в той степени, в которой они этого хотели. Поэтому Карл выбрал такой путь: переселить саксов в те местности, где их было бы легко контролировать. (Заниматься переселением целых народов придумал не Сталин – это было придумано и делалось еще задолго до него.)

    [13] Дополнительно можно сказать об этом факте. Велиград был не только разрушен.

    До того господство датского флота на западной Балтике, подкрепленное существованием гавани викингов в Хедебю, вынуждало купцов Рерика-Велиграда платить торговые пошлины Готфриду (он же Готтрик – так называли его скандинавы). И все же в 808 г. Готфрид порвал с ними, напал на Рерик, вывез на кораблях обитавших там купцов в Хедебю. (Причем, судя по тому, что франкские имперские анналы довольно подробно рассказывают об этом эпизоде как важном событии на Балтике, Рерик играл особую роль во франкской торговой, равно как в целом в имперской политике: по-видимому, Рерик был тогда для франков воротами на Балтику и, вероятно, там жили также и франкские купцы, оказавшиеся в числе увезенных в Хедебю).

    [14] С этим князем связана легенда, которую часто повторяют сторонники ободритской версии происхождения нашего Рюрика, родоначальника Рюриковичей. Это легенда, записанная и опубликованная в 1857 г. Ксавье Мармье известна в России в переводе В. Чивилихина: «Другая традиция Мекленбурга заслуживает упоминания, поскольку она связана с историей великой державы. В 8 веке нашей эры племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трех юношей, одинаково сильных, смелых и жаждущих славы. Первый звался Рюриком, второй Сиваром, третий Труваром. Три брата, не имея подходящего случая испытать свою храбрость в мирном королевстве отца, решили отправиться на поиски сражений и приключений в другие земли. … После многих благих деяний и страшных боев братья, которыми восхищались и которых благославляли, пришли в Руссию. Народ этой страны страдал под бременем долгой тирании, против которой никто больше не осмеливался восстать. Три брата, тронутые его несчастьем, разбудили в нем усыпленное мужество, собрали войско, возглавили его и свергли власть угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к своему старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Тогда Рюрик получил Новгородское княжество, Сивар Псковское, Трувар Белоозерское. Спустя некоторое время, поскольку младшие братья умерли, не оставив детей, Рюрик присоединил их княжества к своему и стал главой династии, которая царствовала до 1598 года».

    Так же в «Генеалогии мекленбургских герцогов» Фридриха Хемница (1717), согласно легенде, князь Готлейб или Годлайб, плененный и убитый ютским (датским) королем Готофридом имел сына Рюрика с теми же братьями. Подробнее об этом см. Д.А.Гаврилов «Легенда о князе Рюрике».

    [15] Именно такой версии – об убийстве Дражко людьми Готфрида – придерживается Гильфердинг. И он, кстати, описывает то, что здесь, в этой статье, было отмечено только одной фразой «Их великий князь Дражко боролся в течение двух лет…», несравненно подробнее. Все это время Дражко воевал, мстя лютичам и смольнянам за их помощь датчанам во вторжении в Ободритское государство в 808 г. (Смольняне или смолинцы – это небольшое племя из группы племен, которые вместе называются полабами. Вообще полабы входили в ободритский союз, но в данном случае смольняне действительно приняли участие в войне 808 года против ободритов.) Причем пытался им он отомстить путем примирения с тем же Готфридом (Годофридом) (!!!), и с помощью саксов, обещавших ему вспомогательный отряд. Велика была сила розни между ободритским и лютичским союзами балтийских славян – см. А.Ф. Гильфердинг «История балтийских славян», с. 275-277 – номера страниц даны по тому изданию книги, ссылка на которое помещена в конце этого файла.

    [16] Людовик Немецкий – один из сыновей Карла Великого. После смерти Карла его империя несколько лет еще просуществовала, как единое целое, но потом была разделена между уже упомянутым Людовиком Немецким, на землях которого образовалось Восточно-Франкское королевство, а позднее, в конце концов, Германия (сюда вошла и Саксония), Лотарем и Карлом Лысым. И дальше действовали уже они и их наследники.

    При Оттоне I Восточно-Франкское королевство стало называться Священной Римской империей германской нации.

    [17] Но чаще всего ее называют короче: марка Биллунга.

    [18] В том числе сражение войска Оттона I с ободритами у р. Раксы в 955 г. (и победа Оттона в этой битве) происходило при поддержке саксов руянами. Причиной этого сражения была попытка ободритов неповиновения саксам под предводительствам князя (не короля) Строинефа (Стройгнева). После поражение ободритов Стройгнев попытался бежать, но был настигнут и обезглавлен саксами (см. Видукинд Корвейский «Деяния саксов», книга 3). Подробнее об этом восстании Стройгнева и о других событиях истории борьбы балтийских славян с саксами в 928-972 гг. можно прочитать в статье «Саксония времен Видукинда».

    [19] В наше время всегда его имя пишут именно так. Но А.Ф. Гильфердинг пишет не Готшалк, а Годескалк.

    [20] По другим данным, вслед за лютичами ободриты подняли восстания уже в 990 году, еще при короле Мстивое. В частности, об этом Й. Херрман прямо говорит, что когда началось восстание лютичей, и германцы стали вынуждены тратить силы на борьбу с ними, тогда… «Ободриты воспользовались ослаблением немецкой феодальной власти и под водительством своего короля Мстивоя, также сбросили господство духовенства и немецкого дворянства, а затем обратились против Гамбурга». 1002 год был уже только последним аккордом изгнания германцев с земель славян.

    Средневековые хронисты Адам Бременский и Гельмольд говорят об этом непонятно, так что различные современные историки интерпретируют их слова по-разному.

    Но Кведлинбургские анналы сообщают о восстании в 994 г. против саксонских феодалов всех полабо-прибалтийских славян, за исключением лужицких сербов. (Но лужицкие сербы вообще-то и не являются балтийскими славянами.)

    Кстати, о том, что балтийские славяне пользовались ослаблением власти при смене германских императоров. 983 – это год начала периода правления Оттона III, 1002 – год его смерти.

    [21] Ратибор (правил в 1028-1042 году) – не король всех ободритов, а только князь племени бодричей. На сайте «Генеалогия.ру» про него еще добавлено: узурпатор. Видимо, по праву престолонаследия трон князя племени бодричей должен был унаследовать другой человек, но по каким-то причинам к власти пришел Ратибор. Хотя не обязательно, что он сам узурпировал этот трон. Его могли и выбрать люди вместо законного наследника. Достоверно известно, что подобное произошло с королем всех ободритов Крутом, который на том же сайте тоже назван узурпатором.

    [22] После победы славян в 1002 году германцы не успокоились: в последующие годы они предпринимали попытки нового завоевания ободритских и лютичских земель, в целом оставшиеся безуспешными.

    [23] Еще восточнее этих племен, именно на границе первоначальных владений лютичей и поморян жило племя укров. Но о нем вообще не известно, к кому оно относилось изначально: к лютичам или поморянам.



    Источник: http://agni-vs.narod.ru/History/Istorija_obodritov.htm#5._%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F
    Категория: Ободриты | Добавил: Яковлев (30.05.2010)
    Просмотров: 1159
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]