Великое переселение
Валентин СЕДОВ,
член-корреспондент РАН
В конце IV века развитие провинциальноримских
культур - пшеворской и черняховской - было прервано нашествием грозных
азиатских кочевников - гуннов. Цветущие области Северного Причерноморья и земли
севернее Карпат были разорены. Наиболее активные слои населения вынуждены были
покинуть обжитые земли. В частности, ушли германские племена. Значительные
массы славянского земледельческого населения также покинули ранее плотно
обжитые территории.
Ситуация этого времени усугублялась значительным
ухудшением климата в землях, прилегающих к Балтийскому морю. Первые века нашей
эры, напротив, были весьма благоприятны для жизни и занятий сельским
хозяйством. Археологи зафиксировали здесь в III-IV веках увеличение числа
поселений, значительный рост народонаселения и бурное развитие земледельческой
техники. С конца IV века в Европе наступило довольно резкое похолодание.
Особенно холодным было V столетие, когда наблюдались самые низкие температуры
за последние 2000 лет. Резко возросла увлажненность почвы, заметно повысился
уровень рек и озер, поднялись грунтовые воды, разрослись вширь болотные
пространства. Многие поселения римского времени оказались затопленными или
подтопленными, а пахотные земли - непригодными для сельского хозяйства.
Началась великая славянская миграция.
В самом начале
Cредневековья археологи обнаруживают славян как на прежних территориях их
проживания, но в меньшем количестве, так и далеко за их пределами - на
северо-западе Русской равнины, на Средней Волге, на южном побережье Балтики, на
Дунае и Балканах. Культура славян раннего средневековья была по своему уровню
заметно ниже провинциальноримской. Небольшие массы земледельцев в прежних
цветущих местностях пшеворской и черняховской культур не могли восстановить
ремесленное производство, лишь кое-где обитали "бродячие
ремесленники", сохранявшие навыки и традиции римского времени. Регресс
культуры наблюдается и в ремесле, и в земледелии, и в быту. Не имея
качественных орудий обработки пашни и тягловой силы, земледельцы, особенно во
вновь освоенных лесных местностях, нередко вынуждены были переходить к подсечно-огневой
системе, которая в сочетании с охотой, рыболовством и лесными промыслами
становилась основой экономики.
Широкая славянская миграция привела к дальнейшей культурной и диалектной
дифференциации (рис. 3). В начале Средневековья к северу от Карпат, между
верхними течениями Одера и Днестра на основе потерпевшей крушение пшеворской
культуры (в её южной части, где славяне впитали кельтские традиции)
складывается пражско-корчакская культура. Численность населения здесь активно
возрастала - уже на рубеже V и VI веков и особенно в VI веке массы славян
расселяются на запад в Среднедунайские земли и далее на Эльбу. В конце VI века
славяне пражско-корчакской культуры освоили также правобережные земли Среднего
Поднепровья, а другая часть их, обогнув Карпаты, продвинулась в междуречье
Дуная и Днестра.
Характерными
признаками этой культуры являются своеобразная лепная керамика, сосуществование
квадратных в плане жилищ-полуземлянок с наземными срубными постройками. На
первых порах умерших хоронили по обряду кремации в грунтовых могильниках, а
начиная с VI-VII веков постепенно распространились курганы с захоронениями по
тому же ритуалу.
Носители
пражско-корчакской культуры составляли устойчивое племенное и диалектное
образование. Его этнографическое своеобразие проявилось и позднее в материалах
VIII-XII веков, в частности, в широком бытовании проволочных височных колец, не
получивших хождения среди других племенных группировок раннесредневекового
славянства. В письменных источниках славяне пражско-корчакской культуры
известны как славени. Из их среды вышли восточно-славянские волыняне, древляне,
поляне и дреговичи.
В
северо-западной части славянского мира, в землях, лежащих к югу от Балтийского
моря преимущественно между Эльбой и Вислой, включая часть Бранденбурга и
Великопольшу, располагалась другая племенная группа славян, именуемая
археологами как суковско-дзедзицкая культура. Её выделяет своеобразная лепная
керамика, наземные бревенчатые жилища с подпольями. Формировалась эта культура
на основе северного (венедского) варианта пшеворской культуры. Ее
этнографическое своеобразие проявляется и позднее, до X-XII веков, когда на его
территории получил распространение особый тип височных украшений - кольца
поморского типа.
В конце IV-V
веков Среднее Повисленье, плотно заселенное в пшеворское время, почти полностью
опустело. В связи с сильной увлажненностью жители этих земель вынуждены были
переселиться на северо-восток вдоль возвышенной ледниковой гряды,
простирающейся вплоть до Валдая. На новом месте славяне пришли в контакт с
аборигенным населением и вместе с ним создали новые культуры. В бассейне озер
Псковского и Ильменя, на территории, ранее принадлежащей прибалтийско-финскому
населению, формируется культура псковских длинных курганов.
Диалект славян
Псковско-Ильменского края восстанавливается по реликтам псковских говоров и
берестяным грамотам из раскопок в Новгороде и именуется древненовгородским.
Академик А. А. Зализняк показал, что это был один из диалектов праславянского
языка.
Поселившись в лесном
краю, славяне вынуждены были заняться подсечно-огневым земледелием. Лишь
кое-где сохранилясь традиции пашенного земледелия, в частности в Удомельском
поозерье. С VIII века, когда наступает потепление, приведшее к уменьшению
увлажненности, это население активизируется и заселяет наиболее плодородные
местности Ильменского края. Формируется культура сопок, отождествляемая с
летописными словенами ильменскими или новгородскими.
В Полоцком
Подвинье и Смоленском Поднепровье в условиях смешения пришлых славян с местными
балтами складывается тушемлинская культурв (V-VII века). В VIII веке в связи с
активизацией словен новгородских на этой территории расселяется часть населения
культуры псковских длинных курганов. В результате формируется культура
смоленско-полоцких длинных курганов, отождествляемая с летописными кривичами.
В результате
той же миграционной волны, исходившей из Висленского региона, славянами в
середине I тысячелетия осваивается также междуречье Волги и Клязьмы. О появлении
в этих землях крупных масс нового населения говорят и новый тип расселения, и
новая форма хозяйственной деятельности, не совместимые с прежними. В период
становления Древнерусского государства славяне Волго-Клязьменского междуречья
именовались мерей - этнонимом, унаследованным от местного финского племени, в
основной своей массе растворившегося среди пришельцев. Когда летописец писал,
что "перьвии насельници... в Ростове меря", он имел в виду славян,
заселивших земли мери, а не финноязычных аборигенов. Ростов, как показывают
раскопки, с самого начала был славянским городом.
Славяне,
расселившиеся в период великого переселения народов в лесной полосе
Восточно-Европейской равнины, составили основу будущих северных великорусов.
Судьба антов после натиска гуннов была различной. Обитатели лесостепного
Подольско-Днепровского региона, в меньшей степени пострадавшие от гуннов, в V
веке заложили основу пеньковской культуры, которая характеризуется
специфической лепной керамикой и квадратными в плане полуземляночными жилищами.
Это - анты, известные по источникам VI-VII веков. В VI веке они расширили свою
территорию до нижнего Дуная на западе до Северского Донца на востоке. Из среды
антов вышли известные по русским летописям племена тиверцев, хорватов и уличей.
В составе миграционного потока гуннов в конце IV века анты расселились на
среднем Дунае. В описании Иорданом похорон Аттилы упоминаются
"страва" и "мед", указывающие на присутствие славянского
этнического компонента в ставке гуннов. Еще более значительным было перемещение
славян-антов на средний Дунай в процессе миграции аваров в 560-х годах. В
Среднем Подунавье формируется мощное государство - Аварский каганат,
господствующее положение в котором занимали авары, а основным населением были
подвластные им славяне. Это население складывалось из антов, а также носителей
пражско-корчакской культуры. В пределах каганата сформировалась смешанная
культура, именуемая аварской или славяно-аварской.
Политическая история Аварского каганата -
это беспрерывные войны, многочисленные стычки с Византией и ограбление
порабощенных народов. Угнетаемые аварами славяне в 623/624 годах восстали и
создали свое государство, во главе которого стал Само - купец из франков. В
течение 35 лет славяне под его предводительством выдерживали натиск аваров,
расширили свои владения и совершали набеги на Тюрингию. Однако после смерти
Само держава распалась.
Авары властвовали над славянами до последних десятилетий VIII века. В 791 году
они были побеждены Карлом Великим, а чуть позже его сын Пипин завершил разгром
Аварской державы. Основным населением Среднего Подунавья становятся славяне.
Началось зарождение политических образований славян. К 820-м годам оформилось
Моравское княжество, которое в середине IX столетия расширило свою земли и
превратилось в крупную Великоморавскую державу. Появляются укрепленные грады с
развитыми ремеслами и каменной архитектурой. Великая Моравия приняла
христианство и стала крупным центром славянской культуры. В конце IX века
Великоморавская держава с трудом отражала натиск Восточнофранкского
королевства, ее военный потенциал был подорван, а появление на Дунае венгров
привело к падению этого государства. Из Дунайских земель славяне начали
заселение Балканского полуострова и Пелопоннеса. Небольшими группами, иногда
отдельными племенами славяне стремились на юг, спасаясь от гнета аваров, гуннов
и других азиатских племен, а также в связи с перенаселенностью отдельных
местностей Подунавья. Славяне оседали на Балканах и во время многочисленных
аварских военных походов во Фракию, Адриатику, на византийские города. В
составе аварских войск, как свидетельствуют письменные источники, численно
преобладали славяне. Иногда сами византийцы селили пленников-славян в своих
землях. В VI-VII веках весь Балканский полуостров оказался занятым славянами, а
местное население постепенно было славянизировано. Два столетия славяне
доминировали и в Греции, но здесь местное население сумело сохранить свое
этническое лицо и постепенно ассимилировало пришельцев.
Во время нашествия гуннов крупная группа славян Днестро-Днепровского региона
переселилась в пустовавшие плодородные земли Среднего Поволжья, где сложилась
именьковская культура. Судьба этих земледельцев была двоякой. На рубеже VII и
VIII веков под натиском появившихся здесь тюркоязычных кочевников значительные
массы их вынуждены были покинуть волжские земли и переселиться в лесостепь в
междуречье Днепра и Дона, где ими была создана волынцевская культура.
Оставшиеся в Средневолжском регионе носители именьковской культуры подчинились
кочевникам-болгарам и составили земледельческую часть населения Волжской
Болгарии. Еще в Х веке ее правитель Алмуш именуется Ибн-Фадланом "царем
сакалиба" (то есть славян), а Волга называлась арабским автором Славянской
рекой.
Племена волынцевской и развившихся
из нее роменской, боршевской и окской культур заселили обширную территорию -
лесостепные и отчасти лесные земли левобережья Днепра, верхнее течение Оки и
Воронежское Подонье. Они стали основой будущих южно-великорусов. Славяне этой
племенной группы, как можно судить по "Баварской хронике" IX века,
назывались русами и были непосредственными соседями Хазарии (рис. 4). Русы в
это время были достаточно хорошо известны в Баварии, и это были не скандинавы.
В 30-х годах IX века русы в противовес Хазарскому каганату создали свое
раннегосударственное образование - Русский каганат. Хазария вынуждена была для
укрепления своих рубежей пригласить инженеров из Византии, которыми на
славяно-хазарском пограничье было выстроено семь каменных крепостей и еще несколько
пунктов дополнительно укреплено каменными фортификациями. Византийские
источники рассказывают о военных походах русов на византийские города.
Результатом широкого расселения
славян стали членение единого славянского этноса на отдельные народности и
дифференциация праславянского языка на отдельные славянские языки. Формирование
народностей протекало в разных местах славянского ареала неодинаково. Так,
сербы, хорваты, карантанцы, сорбы и лужичане складывались на основе крупных
племенных образований предшествующего времени; чехи - путем объединения
небольших родственных племен при главенствующей роли одного из них. Становление
болгар стало результатом синтеза разноплеменного славянства с расселившимися в
его среде болгарами-тюрками. Самые крупные раннесредневековые славянские
народности - польская и древнерусская - складывались в условиях интеграции
различных племенных образований праславян.
Древнерусская народность включила в себя несколько разнодиалектных племенных
образований славян (рис. 4) и ассимилированное местное население
Восточно-Европейской равнины. Одним из явлений, активно способствовавших
интеграции восточного славянства, была миграция славян из Дунайского региона.
Она относится уже к тому времени, когда Восточно-Европейская равнина была
освоена славянами. Началась она еще в VII-VIII веках, а наиболее крупный прилив
дунайских переселенцев имел место в VIII-IX веках и продолжался еще в начале Х
века. Проникновение славян из Дунайских земель было многоступенчатым процессом,
переселения осуществлялись более или менее крупными группами и затронули все
восточно-славянские земли. Отлив славян с Дуная в Восточную Европу отразился в
русском фольклоре и обрядности, а также в летописях.
Весьма существенным моментом объединения славянских
племен Восточной Европы в единый этнос было формирование военно-дружинного
сословия, впитавшего представителей разных племен, в том числе
скандинавов-варягов и финнов. Древнерусская дружина стала основным элементом
государственного управления на Руси, она участвовала в сборах податей и
осуществляла местную судебную власть. Определенную роль в интеграции
славянского населения Восточной Европы принадлежит и развивающимся торговым
связям. Славянские земли пересекли два международных водных пути - "из варяг
в греки" и Волжский путь в страны Востока.
Огромнейшая роль в
становлении древнерусской народности принадлежит городам и их обитателям -
городскому сословию. К XII веку на Руси насчитывалось более 220 городов, а в
начале XIII столетия их число перевалило за 300. Городское население было
своеобразным новообразованием, составленным из разных племен. В условиях города
прежние региональные различия стирались, создавалось единое население с единой
городской культурой, оказывавшей нивелирующее влияние и на сельские округи.
В укреплении древнерусской народности несомненную роль сыграло и христианство,
но определяющим стало создание и упрочнение единого государства.
Государственная власть осуществляла свои функции на всей территории Руси, не
считаясь с прежним племенным строением. Определяющая роль Древнерусского
государства в развитии единого восточно-славянского языка подчеркивал еще
академик А. А. Шахматов.
Летописи и
памятники агиографии XI-XII веков свидетельствуют, что на первых порах русами
именовали себя военно-служилое и церковное сословия, но очень скоро русью,
русскими людьми стали считать себя и широкие слои населения всего
Древнерусского государства. Вопрос о происхождении этнонима русь остается
дискуссионным. С одной стороны, в Днепровско-Донском регионе существовало
славянское племя русь, и это имя в Древней Руси могло распространиться на всю
территорию восточного славянства. Об этом, кажется, говорит и Повесть временных
лет. В 882 году Олег, организуя поход из Новгорода в Поднепровье, берет в свое
войско "мнози варяги, чюдь, словени, мерю, весь, кривичи" (руси в
дружине не было). И только после того, как Олег утвердился в Киеве,
"варязи и словени и прочи прозвашася русью". С другой стороны, та же
летопись сообщает, что в 862 году "русь, чюдь, словени и кривичи и
вси" решили пригласить князей из-за моря и обратились "к варягам, к
руси". "И от тех варяг прозвася Русская земля". Племени руси в
Скандинавии никогда не было, западные финны так называют шведов. Отсюда
распространенная в литературе гипотеза, что русью первоначально звались варяги,
затем представители дружинного сословия независимо от этноса и на следующей
стадии этот термин был перенесен на всех жителей Древней Руси.
Древнерусская народность была вполне сформировавшейся этноязыковой общностью.
Во второй половине XIII-XIV веке восточно-славянская территория оказалась
политически раздробленной, но единство древнерусского этноса сохранялось еще
некоторое время, о чем свидетельствуют летописи и хроники этого времени. Однако
интеграционные процессы были прерваны, возобладали иные тенденции: началось
становление отдельных языковых образований - русского, украинского и
белорусского.
Литература
Нидерле
Л. Славянские древности. М. 1956.
Седов В. В. Славяне в древности. М. 1994.
Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. М. 1995.
Седов В. В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование. М.
1999.
Трубачев О. Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические
исследования. М. 1991.
Филин Ф. П. Образование языка восточных славян. М.; Л. 1962.
ссылка - http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=157&n=11
Источник: http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=157&n=11 |