Информационный сайт ru-mo
ru-mo
Меню сайта

  • Категории каталога
    Расселение и войны славян [59]
    Славянские языки и письмо [35]
    Творчество славянских народов [34]
    Славные славяне [8]
    Источники о славянах и русах [24]
    Образование славянских государств [51]
    Историческая реконструкция [20]
    Любор Нидерле [21]
    Верования, обряды, обычаи [38]
    Славянская прародина [21]
    Предшественники славян [29]
    Материалы по личности Рюрика [12]
    Древние русы, руги, росы и другие [9]
    Венеты, Венеды, Венды. [13]
    Ободриты [8]

    Форма входа

    Поиск

    Друзья сайта


    Приветствую Вас, Гость · RSS 24.11.2024, 04:37

    Главная » Статьи » История славянской культуры » Расселение и войны славян

    Славяне Мария Гимбутас (Продолжение)

    Славяне

    Гимбутас М.

    Глава 3 Названия славянских племен в исторической литературе первых веков нашей эры

    До первых веков нашей эры в исторической литературе названия славянских племен не упоминаются. Названия, отождествляемые со славянами, появляются после того, как заселенные ими территории были захвачены сарматами и германскими племенами. Ни в одном описании нет точного указания на местоположение территории, заселенной славянскими племенами.

    Славяне

    Первым название «словены» употребил Птолемей (100-178 годы нашей эры), причем написал его как « soubenoi ». Поясняя переогласовку, К.Мощинский пишет, что труднопроизносимый для грека твердый звук Л стал звучать как краткое u , в то время как сочетание ou заменяло звук У и b произносилось как v .

    Птолемей практически ничего не пишет о славянах, но само их упоминание примечательно. Согласно его точке зрения, вся северная часть Скифии до неисследованных земель на севере и Имаоса (Уральских гор) была населена скифами (сарматами), аланами, словенами и аварами. Он довольно точен, поскольку Скифией в античные времена называли всю территорию, расположенную к северу от Черного моря.

    После Птолемея название «славяне» почти на четыреста лет исчезает из исторических сочинений. Только в VI веке византийский историк Прокопий Кесарийский (умер в 56), упоминает о «скловенах» в труде «Война с готами» (536-37). Прокопий пишет, что их племена захватили район Нижнего Дуная. Таким образом получается, что «скловены» были самыми ранними южными славянами, зафиксированными историками.

    Современник Прокопия, римский историк Иордан, также пишет о скловенах в своем труде «О происхождении и деяниях гетов» (551 год до нашей эры), указав, что они заселяют территорию между карпатскими горами и Вислой и распространяет ее границы на восток до Днепра. Историки установили, что Иордан позаимствовал эти сведения из сочинений Кассиодора, автора конца V - начала VI века н.э. В общих чертах указанная им территория соответствует Подольско-Днепровскому региону Черняховской культуры. Из сочинений двух названных историков мы знаем о миграции славян, их происхождении и особенностях.

    Сообщения историков II - VI веков, в которых упоминаются люди, носившие имя «скловины» («славяне») служат достаточными свидетельствами для признания древности названия, ставшего позже обозначением всех славянских племен. Множество племен, расселившихся на запад, юг и северо-восток, разнесли это название далеко от своей прародины: словенцы в северо-западной Югославии, словаки в Словакии, словинцы в Померании, славяне на псковской и новгородской Руси.

    Многие лингвисты и историки пытались объяснить происхождение корня «слав». Основываясь на «склавинах» и «склавенах» упоминаемых Иорданом и Прокопием, некоторые связывали его с латинским словом sclavus , означающим «раб». Это, возможно, и объясняет, почему ск было заменено на сл в этих источников, но, конечно, не объясняет происхождение слова «словене».

    Другие ученые указывают, что славянское «слава» означает «известный», «знаменитый». Другие видят источник в корне «слов», имеющем значение «речь», поскольку славяне использовали для межплеменного общения единый, понятный для всех язык. Таким образом, этноним возник как противопоставление названию «немцы» (от слова «немой»), используемому для обозначения их северных соседей, германских племен, которые говорили на непонятном для славян языке. Некоторые исследователи предлагали гипотезу, что корень «слов*» означает «болото».

    Нельзя не учитывать существующие славянские топонимы, прежде всего названия рек, в которых отразились древние религиозные верования и общественные отношения. Наиболее серьезное обоснование этимологии слова «славяне» принадлежит К.Мощинскому, крупнейшему исследователю древней славянской культуры.

    Согласно его точке зрения, «словени» являются единственно возможным наименованием всей протославянской общности до ее рассеивания. Он связывает происхождение названия с греческим словом « flax » (лен): польское « slowien , slawian », словацкое « slovien », украинское «словин». Мощинский предложил, что древние греки высоко ценили лен за его качества, поэтому совершенно естественно, что они давали рекам названия по тем местам, где произрастал лен.

    Он соотносит название и с тем, что соответствующий индоевропейский корень * k ' leu , * k ' lou -, означает «быть чистым, непорочным». Встречается река Славутица, один из притоков Нижней Припяти и в украинских песнях рассказывается о Славуте, Славутиче, как о чистых, священных реках. Похожие названия распространены в районе Днепра, в Подолье и на Украине. Обитавшие в бассейнах данных рек племена могли принять их названия, а затем перенести его на новые реки и , в равной степени, на те районе, куда они мигрировали.

    Сербы и хорваты

    Возможно, Птолемею была известна и другая разновидность славян, чье название, без сомнения, связывается с современными сербами. Описывая Сарматию (в пятой книге своей «Географии») Птолемей упоминает тринадцать племен, среди них сербов, описывая их следующим образом: «между Керинейскими горами [определяемыми как северо-восточные предгорья Кавказа] и рекой Ра [Волгой] живут оринеи, ваои и Сербы.

    Мощинский считает, что название «сербы» образовано от индоевропейского корня * ser -, * serv -, означающего «стражник» «защитник», выводя его из латинского servus , полагая, что в устной речи произошло озвончение и V сменилось на b . По его мнению, первоначально слово сербы, возможно, означало «пастухи», «охранители животных».

    Возможно, общаясь со славянскими народами, сарматы использовали похожее слово, в качестве обращения к славянам. В ираноязычной среде сарматов славянское « serv » могло превратиться в « ks а rv ». Если добавить к нему суффикс / at , то получится слово, очень близкое к Hrvat , так называют современных хорват.

    Сходные названия можно найти в северо-восточном причерноморье и низовьях Дона. Написания Xoroathos ( Xorouathos ) встречаются в двух грекоязычных надписях из Танаиса, относящимся к II - III векам н.э., расшифрованным Погодиным в 1901 году.  

    Анты

    Плиний Старший в своей «Естественной истории» ( VI век) упоминает антов среди народностей, живших между Азовским и Каспийским морями. В то время эта территория находилась под властью сарматов.

    Во втором веке Птолемей и греческие надписи, относящиеся к III веку н.э. (обнаруженные в Ольвии, на Керченском полуострове) указывают, что анты обитают в Крыму и в устье Дона. Историки лишь упоминают этот этноним, но не указывают национальную принадлежность национальности антов.

    Иордан называет антов и славян как два основных племени многочисленного народа «венедов» и подчеркивают, что обе группы говорили на одном и том же языке. Он пишет, что анты заселяли территорию «от Данастра до Данапра, там, где Понтийское море образует излучину», то есть к востоку от славян, между реками Днестр и Днепр.

    Знакомый с славянскими подразделениями в византийской армии Прокопий пишет: «Славяне и анты по внешности немногим отличаются друг от друга: все они высокие и очень сильные, их кожа и волосы ни светлые, ни темные, все они имеют красноватый цвет лица. Они ведут тяжелую жизнь, как и Массагеты принадлежат к диким народам и так же грязны, как они. Он также говорит об общем языке, и о том, что «некогда даже название у славян и антов было одно и то же».

    Многие ученые определяют антов как славянское племя на основе лингвистических исследований. Некоторые видят сходство этнонима « anti » с историческими названиями других восточнославянских племен: вятичи, восходящему к заимствованному финскому слову venat ( j ) a (город) и сохранившемуся в названии современного города Вятки. Название племени «вятичи» могло означать «принадлежащий к земле вентов» и его можно связать с Ven ( e ) t ( Veneti ).

    Арабские и персидские географы и историки, такие как Джейхани, Ибн-Русте и Гардизи знали название в форме Wantit , хотя его написание сильно отличается от произношения. В славянских языках распространен корень vent . Он означает «большой», в «Беофульфе» встречается германское слово enta , обозначающее великана. В старославянском «большой» образует сравнительную степень «велий» и «вещий» (самый большой). На основе этого корня возникли личные славянские имена – Венцитеслав, Венцеслав, Вячеслав. Польское слово « wiecej » означает «больше».

    Жившие на территории современной Украины анты были уничтожены аварами. Начиная с VII века этноним «анты» перестает упоминаться историками, но вполне возможно, что этот народ был предком исторических вятичей. Русские историки и археологи, прежде всего Г.Вернадский и Б.Рыбаков, считают «антов» прямыми предками русичей.

    Венеды (Венеты)

    Иордан сообщает, что многочисленный народ венетов, живший на северных склонах карпатских гор и в верховьях Вислы,

    был завоеван готским королем Германариком (Эрменрихом). В другом абзаце он пишет, что «венеты» в его время были известны под тремя именами – «венетов, антов и склавинов». В заключение он говорит, что все они были родственниками, «одной крови». Таким образом, этноним венеды/ венеты в сочинении Иордана можно рассматривать как обозначение славян.

    Однако, далеко не все упоминания этого народа в ранних исторических сочинениях (Геродотом, Тацитом, Плинием Старшим и Птолемеем) могут быть так же легко соотнесены с славянами.

    Согласно «Германии» Тацита, венеды были бродягами, похожими на разбойников, которые осуществляли вылазки ( latrociniis pererrant ) в лесах и горах, расположенных между Печчини (немецким Бастарном) на территории Восточных Карпат и Фенной (современная Россия). Он говорит, что в отличие от сарматов, которые ведут кочевую жизнь и сражаются на лошадях, венеды строят дома и сражаются пешим строем, защищаясь щитами.

    Несмотря на фрагментарный характер ранних исторических описаний славянских племен, их ценность неоспорима для периода, от которого сохранилось не так много археологических данных, позволяющих реконструировать славянскую культуру.

    Глава 4 Протославяне во время сарматских и готско – гепидских вторжений

    II век до нашей эры – IV век нашей эры

    В результате иностранных вторжений и захватов протославянская цивилизация утратила свои индивидуальные особенности. Период изолированного развития славянской культуры постепенно завершился. Ирано-говорящие сарматы вошли с востока, опрокинув власть скифов и даже проникли в лесостепную зону. С северо-запада (территории современной Польши) в бассейны Припяти, Волыни, в Подолию, Молдавию и Днепровско-донской регион хлынули волны германских племен – бастарнов и скиров, готов и гепидов.

    Археологическая картина причерноморских степей и лесостепного пояса значительно изменилась. Теперь Северное причерноморье напоминало причудливую мозаику разнородных элементов. На остатки скифской эпохи и греческих городов, соседствовавшие с романским влиянием из Дакии и Молесии, наслоились черты культуры сарматов и германских племен.

    Казалось, что лавина чужеродных элементов погребла под собой протославянскую материальную культуру. Однако, исторические описания и лингвистические свидетельства показывают, что славянские племена продолжали существовать.

    Западное нашествие сарматов

    В конце скифской эры примерно в 200 году до нашей эры в северном Причерноморье появилось племя степных кочевников-сарматов, До начала массированной миграции на запад во втором веке нашей эры сарматы жили к востоку от Дона. Однако, уже в четвертом веке до нашей эры они начали осваивать его западный берег и с этого времени их поселения встречаются на обоих берегах этой реки. Уже Плиний упоминает множество сарматских племен, заселивших западный берег Дона.

    На карте Агриппы, составленной в первом столетии нашей эры, показано, что территорию к востоку от Днепра заселяют не скифы, а сарматы. Данные археологических раскопок показывают, что они могли достичь излучины Днепра примерно в 200 году до нашей эры. Их первые поселения сосредоточились в районе порогов Днепра, к северу от Азовского моря и в бассейне верхнего Дона, там, где сохранилось более 50 курганов заволжского типа.

    Основная масса археологических свидетельств о продвижении сарматов относится к I столетию нашего века. На северо-западе сарматские племена расселились к западу от Днепра, к югу от Киева, вдоль рек Рось, Розава, Тясмин, Турья и Весь.

    Страбон (63 до нашей эры-23 нашей эры) приводит названия некоторых сарматских племен: язиги, роксоланы, аорсы, сираки и аланы. Видимо, представители всех этих племен и основали большинство сарматских поселений на территории Румынии и восточной части Центральной Европы. Они датируются началом III века нашей эры. К этому времени сарматы достигли Молдавии, земель Нижнего Подунавья, венгерских пастбищ и даже дошли до Польши.

    На карте (с.65) показано распространение сарматов по славянской территории, в основном к западу от Среднего Днепра. Их присутствие оказало влияние на славянскую культуру. Лингвисты и мифологи говорят о появлении многочисленных иноязычных слов в славянском языке. Именно в это время славяне заимствовали из иранского словаря такие лексемы, как бог - ( bog *), «рай» - ( raji *) и «святой» – ( svetu *) – «священный».

    Приход сарматов внес изменения в археологические культуры северного Причерноморья и лесостепной зоны. Контакты с греческими городами, расположенными на побережье Черного моря и в низовьях Дуная проявляются в неоспоримом греческом влиянии на сарматскую культуру и искусство. В то же время, сарматские элементы можно найти в культуре Боспорского царства, сарматские названия встречаются на боспорских надписях.

    По-видимому, часть сарматов осела и стала постоянными жителями греческих городов, постепенно слившись с иноэтнической средой. Со временем сарматы потеряли свои отличительные черты, и все Северное причерноморье приобрело однородную материальную культуру.

    Зарубинецкий комплекс,

    II век до нашей эры – I век нашей эры.

    Название «зарубинецкий» происходит от села Зарубинцы, расположенного около Переславля Хмельницкого, где в 1899 году археолог В.В.Хвойко открыл древний могильник. Зарубинецкая культура занимала территорию среднего и отчасти верхнего Приднепровья и басейна Припяти и Нижней Десны.

    Зарубинецкие поселения легко распознать по кремационным погребениям и по наличию в захоронениях бронзовых фибул с треугольным щитком позднелатенского стиля. Зарубинецкая керамика гораздо разнообразнее местного волынско-подольского типа. Зарубинецкие сосуды имеют тщательную отделку, лощеную поверхность и удобную форму. Зарубинецкий погребальный комплекс относится к колоколовидным курганам померанского типа (закрытых урн), V века нашей эры. Пдобные погребения, возможно имеющие западно-балтийское происхождение, в IV веке нашей эры распространились почти по всей территории Польши и вдоль Западного Буга.

    Чаще всего считают, что зарубинецкий комплекс является славянским. Однако В.Я.Кухаренко доказал, что зарубинецкий комплекс не имеет ничего общего с культурой существовавшей в данном регионе на протяжении скифской или в доскифскую эпоху, то есть с культурой «скифов-земледельцев» и чернолесья. Генетически он может быть соотнесен только с померанской группой.

    В основном ареал распространения зарубинецкой культуры охватывает восточную Балтию и лишь небольшую часть исконно славянских земель западнее Среднего Днепра. Большая часть зарубинецких поселений относится к периоду с I века до нашей эры до I века нашей эры. Возможно, в приднепровье носители данной культуры ассимилировались с восточнобалтийскими племенами (находки балтийского происхождения отмечаются в поселениях III и IV веков нашей эры).

    Готы в северном причерноморье и черняховский комплекс

    По сведениям историков основные миграции готских племен происходили после 166 года нашей эры. Их восточная часть, так называемые остроготы, достигли северных берегов черного моря и покорили Ольвию, Тиру и Пантикапей. В середине III века до н.э. они добрались до Дона. Примерно в 214 году готы начали воевать с румынами у границ Дакии и вскоре после того покорили страну. Готское государство просуществовало почти 200 лет, пока не пало под ударами гуннов в 375 году нашей эры.

    Археологические раскопки показывают, что в первом веке нашей эры готско-гепидская культура распространилась из бассейна Нижней Вислы на юго-восток через Польшу вверх по долине Западного Буга на Волынь и Подолье. На направление миграции указывает ряд, изолированных захоронений, могильников и предметы так называемого «тришинского» типа, названного от могильника, расположенного в Брестской области, где В.Я.Кухаренко обнаружил находки безусловно германского происхождения.

    Гото-гепиды прокладывали себе путь между территориями, занятыми южнобалтийскими племенами и Пршеворской (вандальской?) группой в Польше. На юге они столкнулись с даками и сарматами. Иордан рассказывает, что прежде чем готы достигли Черного моря, они покорили «спалов», возможно сарматское племя, с которым должны были контактировать древние славяне.

    Название племени, происходящее от индоевропейского * Spolin , стало славянским словом, означающим «великан». С начала III века сарматские памятники постепенно уступают место смешанному культурному комплексу, названному «черняховской культурой» от могильника, расположенного у села Черняхов Кагарлыкского района Киевской области. В..Хвойко в 1900-1091 годах раскопал там 247 могил и отнес их к периоду между II и V веками нашей эры. 24 погребения богаты находками, а в 69 вообще нет никаких предметов. Только в начале 1964 года В.Петровым был опубликован детальный отчет о раскопках и проведена точная датировка.

    Поселения черняховского типа III и IV веков найдены между Нижним Дунаем на юге, лесостепной зоной на севере и рекой Дон на востоке. Их структура отличается единообразием, которое не может быть объяснено исключительно готским влиянием. Трудно представить, чтобы завоеватели, пришедшие с северо-запада, в течение столь короткого времени, практически сразу, уничтожили или поглотили местное население.

    Плотность с которой расположены жилища в черняховских поселениях говорит о постоянном увеличении численности населения. На всей территории, куда проникли готы, то есть в восточной Румынии и западной и восточной Украине, бок о бок сними жили славяне, сарматы, эллинизированные скифы, романизированные греки, даки, геты и венеды. Данный вывод подтверждает и «Певтингерова карта» - копия римской дорожной карты IV века (« Tabula Peutingeriana »), на которой показано, что территория между Днестром и Дунаем заселена даками, гетами, венедами и другими племенами. Даки и геты были исконными жителями данного региона, венеды (венедские сарматы), жившие к северу от даков, возможно, были славянами.

    Судя по погребениям, обнаруженным в Молдавии, сарматы слились с местным населением и к этому времени сменили кочевой образ жизни на оседлый, начав заниматься сельским хозяйством. После захвата данной территории готы установили на ней единое правление, игнорируя этнические различия между жившими там народами. Данное обстоятельство могло привести и к унификации культуры на занятой ими территории.

    Исторические источники позволяют судить о черняховских поселениях и их обитателях. На основе находок, сделанных в последние десятилетия, и выявленного единообразия керамических изделий, изготовленных на гончарном круге и отличающихся сходством отделки, и того факта, что северные границы черняховских находок совпадают с границей между лесной и лесостепной зонами, некоторые археологи заявили, что черняховские поселения являются славянскими (или, если точнее восточнославянскими). Это означает, что археологические находки не подтверждают вторжение готов.

    В настоящее время известно более 1000 черняковских поселений и существует огромное количество исследований, посвященных анализу сделанных там находок. Накопленные благодаря систематическим исследованиям сведения позволяют представить основные особенности данного культурного комплекса.

    Устройство черняховских поселений, отсутствие массивных фортификационных сооружений и курганных захоронений отличает черняховский период от других культур первого тысячелетия н.э. Неукрепленные поселения располагаются на склонах и прибрежных песчаных террасах вдалеке от качественных сельскохозяйственных земель.

    В отличие от Раннего железного века, для которого характерно большое количество укрепленных поселений и фортификационных сооружений с общими особенностями, в этот период не сложился тип единого укрепленного поселения, даже в районе, расположенном к востоку от Днепра, для которого характерны минимальные перемены в устройстве жилищ и организации хозяйства.

    Раскопанные на Волыни, в Подолье и в Молдавии поселения состоят из построек, архитектура которых не соответствует славянским традициям средневекового периода. Деревни отличаются своей величиной, некоторые простираются более, чем на несколько километров, они расположены на террасах реки и состоят не менее, чем из семидесяти домов. Жилища, из которых состоят деревни в Волыни и Молдавии включают в себя жилые дома со службами. Каждая усадьба насчитывает от двух-трех до десяти или более построек, каждая из которых имеет конкретное сельскохозяйственное назначение: амбаров, зернохранилищ, конюшен, хлевов и др.

    Прямоугольные дома располагались над землей и имели прочные стены из обмазанных глиной прутьев. В них были плотно утрамбованные глинобитные полы, усиленные деревянными настилами. Многие из домов состояли из двух комнат, в одной, жилой половине располагался очаг, во второй половине находились конюшни и клети для животных. Подобная планировка характерна для жилищ германцев. Длина дома могла превышать 12 метров .

    В Нижнем Поднепровье и нижнем течении Южного Буга обнаружены укрепленные поселения с каменными многокомнатными сооружениями внутри. Скорее всего, они были оставлены греками, покинувшими этот район после прихода сарматов. Данный тип сооружения не имеет аналогов ни на Волыни и Подолье, ни в среднем поднепровье.

    В районе днепровских порогов обнаружены неукрепленные поселения с прямоугольными жилищами типа землянок с стенами из прутьев, поддерживаемых столбами. Иногда подобные дома строились и на земле. Поселения раскопанные в районе Кантемировки в Среднем Поднепровье состоит из надземных домов и полуземлянок сарматского типа с бескурганными могильниками со следами трупосожжений и трупоположениями в глубоких ямах.

    Отмечается и развитое производство керамических изделий. Времена индивидуального медленного гончарного производства прошли. Специально обученные гончары изготавливали в огромных печах горшки и, возможно, даже продавали эти сосуды на рынке. В одном из горнов в Будешты (Молдавия) можно было одновременно обжигать сто пятьдесят изделий. Находки, сделанные на Украине, в Молдавии, в районе Нижнего Дуная и в Трансильвании показывают, повсеместное распространение гончарного производства. Возможно, гончарное искусство распространилось в северные районы с юга, из румынской провинций Дакия или из прибрежных городов Северного причерноморья.

    В предшествующую черняховской скифскую эпоху изготовленная на гончарном круге керамика попадала в лесостепную зону только как в результате торговых контактов, тогда как теперь в восточную Европу и в северные леса распространилось само гончарное искусство. В большинстве поселений гончарная керамика преобладает над лепной. Горшки как правило серого цвета, изготовлены из глины, смешанной с грубым песком и имели слегка шаровидную форму, отчетливо выраженные выступы, невысокое горло и четкие насечки.

    Наибольшим разнообразием форм отличалась столовая посуда. Обычно ее делали из глины лучшего качества без каких-либо примесей. Изделия с гладкой или лощеной поверхностью были красного, оранжевого или желтого цвета, отличаясь огромным разнообразием форм в зависимости от назначения: блюда, миски без ручек, миски с тремя ручками, чашки, стаканы и элегантные кувшины.

    Самые простые образцы имеют аналогии с продукцией прибрежных городов и румынскими провинциями. На Волыни, в бассейне Верхнего Днестра и районе Днепровских порогов шаровидные типы иногда перемежаются с глиняными, смешанными с грубым песком. Техника снова указывает на северо-западное влияние, поскольку оно имело особое значение на территории Вислы.

    Черняховская керамика представляла собой своеобразную смесь элементов, заимствованных из многих источников. Изготовленная на круге керамика больше не может служить ключом для атрибуции поселений, помогавшим археологам определять границы расселения племен.

    Опись предметов, обнаруженных в захоронениях, отличается единообразием в большинстве раскопанных погребений. В богатых женских могилах в основном встречаются не серьги или булавки, а находятся одна или две фибулы, стеклянные кубки, бусы из драгоценных камней бусы или янтаря и костяные гребни.

    В богатых могилах обнаружено большое количество горшков. Удивительно хорошо оборудована могила, которая возможно принадлежала готскому вождю IV века нашей эры, обнаруженная в 1935 году около поселка Рудки в Тернопольском районе в верхнем течении Днестра.

    В яме глубиной более двух метров лежит вытянутый скелет. Около него обнаружили двое серебряных шпор, серебряный нож, несколько бронзовых сосудов римского типа, римскую стеклянную чашу и стеклянное блюдо, глиняное блюдо и вазу, изготовленные на гончарном круге.

    В черняховских погребениях обнаружены как кремационные, так и ингумационные захоронения в урны или в ямы, причем их количество примерно одинаково. Все могилы расположены в одном длинном ряду, независимо от того, к какому типу погребения они относятся. В ходе раскопок не удалось выявить никаких социальных или этнических причин, обуславливающих применение того или иного обряда.

    Аналогичные кладбища периода римского владычества с погребениями, выполненными по двум ритуалам, выявлены во многих частях Европы. В Черняховских кладбищах кремация характерна для более древних могил. Около 300 г . н.э. были одинаково распространены оба типа погребений. В более поздних черняховских кладбищах, относящихся к IV веку и находящихся в Румынии, преобладают трупоположения, наконец, заменившие кремацию. В постчерняховские времена сосуществование двух погребальных ритуалов не встречается. На ранних славянских кладбищах VI и VII веков нашей эры захоронения состоят из кремационных погребений, в которых останки кремированных располагались в ямах.

    К концу IV века нашей эры черняховские поселения и погребения внезапно исчезают. Видимо, быстрые изменения связаны с нашествием гуннов, тюркского кочевого племени, пришедшего из Центральной Азии.

    В 375 году они заняли территорию между Доном и Дунаем, вытеснив готов к границам римской империи. Римский историк Аммиан Марцеллин сообщает, что вначале готы, побежденные гуннами, отступили к Днестру и построили укрепленный лагерь около стен Гретунги. Там гунны еще раз разбили их, после чего готы отступили к Дунаю.

    Следы разрушений обнаружены в поселениях всего приднепровского региона, степной и части лесостепной зон. Марцеллин пишет, что «люди неизвестной расы, пришедшие издалека с востока, двигались как лавина и крушили все, что встречали на своем пути».

    Торговые отношения с югом были прерваны и центры производства разрушены. Возможно, некоторые племена были полностью стерты с лица земли. Другие, так же как готы, переместились на запад или стали искать убежища на Крымском полуострове. Возможно племена, жившие в лесостепной зоне, спаслись от нашествия, спрятавшись в лесах. С конца IV и на протяжении всего V века этническая картина к северу от Черного моря полностью изменилась. Именно после происшедших потрясений славяне появились на бывшей территории черняховской культуры, принеся туда собственную культуру. Она не только сохранилась, но и в последующие столетия распространилась на запад, юг и север.

    Различия в выборе мест для поселений, архитектуре и внутреннем устройстве жилищ, погребальных обрядах показывает, что уже в период миграции славян черняховские традиции прекратили свое сущствование.

    Черняковская культура представляла собой самоценное явление, возникшее в результате взаимодействия многих компонентов. Она могла развиваться только при условии единой политической власти, процветающей торговли, развитого производства, постоянной подпитки новыми элементами из Римской империи, смешения южных, западных, северных и восточных влияний.

    Даже наиболее ранние славянские находки, извлеченные из-под руин, не могут относиться к классическому черняховскому комплексу. В них видно влияние традиций Раннего Железного века, которые четко прослеживаются на изолированных территориях во время сарматского, зарубинецкого (западно-балтийского) и готического завоеваний.

    Хотя известны лишь единичные места поселений и погребений, относящиеся к периоду c III до V веков нашей эры, обнаруженные в них находки четко доказывают, что именно они принадлежат настоящим предшественникам славян с V до VII веков нашей эры.

    Только тщательное изучение поселений, экономического уклада и погребальных обрядов, а также и выявление эволюции антропологического типа поможет понять, что произошло со славянами во время господства готов.

    Как свидетельствуют историки, после захвата готами славянские племена не погибли. Иордан пишет, что потерпев поражение от гуннов, готский король Винитар напал на антов и распял их короля Боса вместе с его сыном и семьюдесятью его людьми. Сведения Иордана чрезвычайно важны, поскольку подтверждают существование многочисленных славянских племен на территории, захваченной готами. Тесные отношения германцев и славян подтверждаются и заимствованиями из древнегерманского в славянском языке.

    Древнегерманские заимствования в славянском языке

    Ранние контакты между славянскими и германскими народами начинаются с черняховских времен, но не ограничиваются только территорией распространения черняховской культуры. Русский славист С.Бернштейн обнаружил две группы германских заимствований в славянском языке. К первой группе он относит заимствования от готов в Днепровско-Днестровско-Балтийском регионе, между II и V столетиями (что примерно соответствует черняховской культуре). Во вторую группу входят заимствования из древних западно-немецких языков (севрогерманского и богемского) появившиеся в III и IV веках.

    В раннюю группу готских заимствований входит ряд терминов, связанных с домашним хозяйством: xyza – дом, hlevu – конюшня, загон для скота, возможно полуподземный, поскольку готское слово hlaiv означает «могила»; hlebu – «Хлеб, буханка», bljudo – «блюдо», от готского biuls ; kotilu - (медный) котелок (ср. с copper – медь).

    Также встречаются экономические термины: dulgu – «долг», lihva «интерес, доход, ростовщничество», от готского * leihve – заем, глагол hyniti – «обманывать», возможно пришел в готский от гуннов.

    Военные слова: hosa – «набег» от готского hansa – «отряд воинов», meci – «сабля» от * mekeis и * selmu (старославянское шлемъ, древнерусское шеломъ) от готского Helm , возможно относится к другому заимствованию, восходящему к hulmu – «гора, холм».

    Названия экзотических животных osilu – «осел» и velbodu – верблюд», безусловно произошли из латинского.

    У языка древних западных германцев были также заимствованы названия предметов досмашнего обихода, среди них Tunu – «стена», сохранившаяся в названиях таких современных городов как польский Tyniec и чешское Karluv Tyn , происходит от германского tuna – твердая изгородь родственного англий

    Источник: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/gimb/02.php

    Категория: Расселение и войны славян | Добавил: Яковлев (19.01.2008)
    Просмотров: 812
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]