"Полабские и прибалтийские славяне"
Общий очерк из книги "История южных и западных славян"
Расселение. Природные условия
Обширные земли по течению Лабы (Эльбы), на
восток от нее к Одеру и Висле, вдоль побережья
Балтийского моря были в средние века населены
полабскими и поморскими славянами. Эта группа западных славян делилась
на 4 племенных союза. На границе с Чехией располагалась
сербо-лужицкая группа (сербы, лужичане, мильчане, гломачи, дечане);
в низовьях Лабы, по ее правому берегу и по Балтийскому морю — ободриты,
или бодричи, в племенной союз которых входили также вагры,
полабы, древане н др.; к востоку от ободритов — лютичи или вильцы.
В основе их племенного союза были племена ротарей, доленчан, чрезпенян,
хижан. Четвертая группа — поморяне — жила между Одером и
Вислой.
Территория расселения полабских и прибалтийских славян — обширная
равнина со множеством лесов, рек, озер, морских заливов. Этот
край изобиловал естественными богатствами и славился плодородием,
хотя местами был заболочен. Немецкий хронист Геборд писал: «Изобилие
рыбы в море, реках, озерах и прудах настолько велико, что кажется
прямо невероятным. На один денарий можно купить целый воз свежих
сельдей. В избытке у них коровье масло, овечье молоко, баранье и козье
сало, мед, пшеница, конопля, всякого рода овощи и фруктовые деревья».
Хозяйство
Основным занятием полабских и прибалтийских
славян было земледелие. Они сеяли рожь, пшеницу,
овес, разводили лен и коноплю, занимались садоводством и
огородничеством. Существовала двух - и трехпольная система земледелия.
Использовались соха и плуг. Было развито и скотоводство, разводились
крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, лошади. Важное место
занимал рыбный промысел. Для лова рыбы использовались легкие,
подвижные суда.
О высоком развитии ремесла свидетельствуют орудия труда. Кроме
плуга и сохи встречаются борона и серп. Славяне ткали полотно и сукна,
занимались выделкой кож, гончарным ремеслом. Существовало до
20 видов ремесел по изготовлению оружия и военного снаряжения: топоров,
мечей, кольчуг, шлемов и т. п. Было развито производство изделий
из кости и рога. В некоторых местах разрабатывались залежи соли.
Высокого уровня достигло плотничье и строительное ремесло, о чем
свидетельствуют храмы и общественные здания из дерева и песчаника.
Хронист Титмар Мерзебургский пишет: «Есть в земле ротарей некий
город по имени Радигощ... В городе есть храм, искусно построенный нз
дерева, в котором опорные столбы заменены рогами разных зверей.
Стены... извне украшены чудесной резьбой, изображающей различных
богов и богинь... а внутри стоят идолы богов ручной работы, страшные
на вид, в полном вооружении, в шлемах и латах; на каждом вырезано
его имя».
Большое значение в жизни полабских и прибалтийских славян имела
торговля. Она сосредоточивалась в Волине, Колобжеге, Щецине и
других местах. В Х — XI вв. особенно велика была роль Волина. Адам
Бременский рассказывает, что в этом городе, «богатом товарами всех
северных народов, есть все, что ни спросишь дорогого и редкого ... сюда
стекаются купцы всех народов — и греки, и варвары». В ХII в. торговая
гегемония переходит к Щецину. Местные жители продавали полотно,
мед, рыбу, янтарь. Значительное место занимала торговля рабами—
военнопленными.
Несмотря на развитую торговлю, у прибалтийских и полабских славян
до ХII в. не было своих металлических денег. Они пользовались
разнообразной иностранной монетой, в том числе арабской.
Города к началу ХII в. стали центрами ремесла и торговли. Для
них характерны обширные посады, мощные укрепления и многочисленное
население, которое специализировалось в отдельных отраслях
ремесла и различных промыслах.
Общественный строй
Особенностью общественного строя полабских и
прибалтийских славян было отсутствие у них на
протяжении всей их истории прочного государственного объединения.
Несколько деревень обычно составляли общину. Частной собственности
на землю не было, пастбища и угодья находились в общем пользовании,
пахотная земля регулярно подвергалась переделам между оядельнымысемьями.
Жилища, предметы обихода, оружие, суда находились в частной собственности.
Главными производителями материальных благ были смарды -
свободные люди, решавшие общественные дела на народных собраниях.
Они же несли военную службу, строили дороги и крепости. С XI в. начался
процесс массового разорения и закрепощения смардов, особенно
у бодричей и поморян. Племенные вожди и старейшины начинают формироваться
в группу, резко выделяющуюся из остальной массы населения.
Экспроприируя землю у рода и племени, они передавали ее по
наследству, превращая в собственность семьи. Они же владели рабами,
драгоценностями и прочим имуществом, добытым в войнах. Эта знать
сидела в своих округах и опиралась на множество близких и дальних
родственников. В ее распоряжении находились постоянные военные
дружины. Одного из представителей поморской знати хронист Эббон
описывает так: «Некто Домослав, первенствовавший между жителями
Щецина ... множеством богатства, а равно и знатностью рода, пользовался
у всех такой честью и уважением, что сам князь поморский Вратислав
без его согласия и совета ничего не делал, и от его слова зависели
как общественные, так и частные дела, ибо Щецин был полон его
родственниками, рабами и друзьями. А также в других окрестных местах
у него было такое множество родни, что не легко бы стало кому
либо ему противитьсяк
С возвышением знати в ХI — XII вв. часть общннников попадает в
зависимость от нее. Таким образом, наряду со свободными смардамч
появляются полусвободиые. Имелись также рабы, военнопленные, захваченные
во время походов. Так у славян Полабья и Поморья в XI—
XII вв. начали развиваться раннефеодальные отношения.
Политические порядки у различных племен не были одинаковыми.
Например, у лютичей народное собрание сохранило свою решающую
роль до конца их существования. Правда, им руководили старейшины,
которые его созывали и распускали. Но они не могли без него обойтись,
так как вече было одновременно и ополчением — главной военной силой.
Влиятельной центральной власти не было. В Поморье существовал князь.
Впрочем, власть его была слабой, во всех важных вопросах
он зависел от знати. В целом Поморье представляло собой союз аристократических
республик, в каждой из которых торговая аристократия
господствовала над земельной. Только у бодричей княжеская власть
достигла сравнительно высокого авторитета. В XI в. князь Ратибор
положил конец известной самостоятельности областей, устранил и
истребил часть старейшин и укрепил центральную власть, чему в немалой
мере способствовала военная опасность со стороны саксов. В результате
у бодричей к XI в. оформилось раннефеодальное государство
с довольно сильной центральной властью.
Религия
У всех славян Полабья и Поморья большую роль
в общественной жизни играли жрецы. Они владели
огромными богатствами, складывавшимися из приношений верующих,
из части захваченной в походах добычи, а также доходов, полученных
от принадлежавших храмам имений. У некоторых племен складывалась
иерархия жрецов, которые становились непременными
участниками всех совещаний знати, играли важную роль в народном
собрании. Жрецы занимались гаданиями и прорицаниями (без гаданий
не предпринимались никакие важные дела), совершали обряды, назначали
религиозные праздники и руководили их проведением.
Языческая религия у полабских и прибалтийских славян, в отличие
от других славянских племен, достигла очень высокого развития.
Основой ее была вера в главного небесного бога — владыку мира, а
также других богов — его детей и внучат; старший из детей звался
Святовит. Богам посвящались храмы и рощи. Существовал Святовит с
тремя головами — Триглав, а также бог ада — Чернобог. Почиталась
богиня жизни Жива, бог плодородия Радигост и покровитель
воинов
Яровит. Радигосту поклонялись в Радигоще — городе ротарей. Яровиту
был посвящен храм в Велегоще. Все эти божества были общими для
большинства племен. Кроме них существовали и другие идолы, которым
поклонялись только отдельные племена или даже роды и семьи.
Религия играла огромную роль в жизни прибалтийских славян,
влияние жрецов было колоссальным. В период борьбы за независимость
религия стала знаменем свободы, избавления от чужеземного ига.
Борьба против немецкой агрессии
Вся история прибалтийских и полабских славян
насыщена войнами. Вначале это межплеменные
столкновения, а также походы против датчан.
Отражая их набеги, славяне и сами нападали на датские земли.
В VIII в. со славянами воевал Карл Великий. Постоянная борьба шля
с соседними племенами саксов. После распада империи Карла Великого
и выделения из нее восточнофранкских областей основным врагом
полабских и прибалтийских славян стали немцы.
Богатые славянские земли давно привлекали немецких феодалов.
С Х в. началась их агрессия, составившая первый этап так называемого
"натиска на восток". Король Генрих Птицелов в 928 г. захватил территорию
сербского племени гломачей и обложил данью лютичей. Славяне восстали и свергли немецкое иго.
При преемнике Генриха Оттоне I (936 г.) агрессия возобновилась.
Для планомерного покорения славянских областей он организовал
на востоке две марки, поставил во главе их маркграфов и поручил
им завоевание страны. По преданию один из них, Герон, однажды
пригласил к себе 30 славянских князей и во время пира приказал всех
перебить. Славяне ответили на это всеобщим восстанием. Поднялись
лютичи и ободриты, истребившие посланное против них войско.
Восстание было подавлено и, как выразился хронист Видукинд, «все
варварские племена до самой Одры подчинились королю как его данники».
Оттон I стремился укрепить свое господство за Лабой путем христианизации
местного населения, создал - здесь несколько епископств.
Но процесс германизации и крещения славян шел неравномерно. В Х в.
различные племена Полабья и Поморья находились в разной степени
зависимости от немцев. Если сербы-лужичане были полностью подчинены,
то у бодричей оставались еще свои князья, хотя и зависевшие от
саксонского герцога. Зависимость лютичей состояла в уплате дани, а
поморяне сохраняли полную самостоятельность. Воспользовавшись
ослаблением Германской империи к концу Х в., славяне стали освобождаться
от ее господства. В 983 г. восстали лютичи, сбросив власть саксонских князей.
В 1002 г. подняли восстание ободриты.
К этому времени у ободритов начала укрепляться княжеская
власть. Начало большому государственному объединению было положено
при князе Готшалке. Созданные им основы единой княжеской
власти просуществовали около столетия. Данных об устройстве этого
государства, о внутренней политике Готшалка и его преемников почти
не сохранилось. Несомненно лишь, что князья старались усилить свою
власть, опираясь на дружину, противопоставляя ее родовой знати и
жречеству.
Подобно соседним польским и чешским князьям, Готшалк исповедовал
христианство и насаждал его у подвластных племен, считая христианизацню
необходимым условием существования ободритского rocyдарства.
Но оно оставалось непрочным. Против внутренней политики
князя в 1066 г. вспыхнуло восстание, сам Готшалк был убит.
С XII в. начинается новый этап немецкой агрессии против полабских
и прибалтийских славян. Организаторами ее явились герцог с
аксонский Генрих Лев и маркграф бранденбургский Альбрехт Медведь.
Славяне и на этот раз оказали отчаянное сопротивление. Ободритский
князь Никлот благодаря своим военным дарованиям, энергии и последовательно
антинемецкой политике сумел объединить многие полабские
племена.
Славяне разгромили пришедших в 1147 г. в их страну крестоносцев.
Однако в ходе дальнейшей борьбы Никлот погиб, а его сыновья
покорились Генриху Льву.
Последняя попытка славян вернуть себе независимость выразилась
во всеобщем восстании 1164 г. В нем приняли участие бодричи, лютичи,
раны. Во главе их стал сын Никлота Прибислав, которому тайно помогали
поморские князья. Восстание было подавлено объединенными силами
Генриха Льва и датчан. "И доставил Прибислав герцогу и друзьям
его обеспечение верности, не долженствовавшей нарушаться во время
каких бы то ни было войн, то есть обещал повиноваться повелениям
его...", — сообщает хронист Гельмольд.
К концу ХII в. сопротивление славян было окончательно сломлено,
а их независимость уничтожена. Германское завоевание проходило под
флагом борьбы с язычеством, но в действительности оно принесло славянам
не только религиозное и политическое, но и экономическое
порабощение. Вслед за миссионерами приходили рыцари. Они захватывали
земли и расселяли на них немецких колонистов. Громадные площади
захватила церковь. На земле славян возникли многочисленные
монастыри, обложившие славян особой податью — бископовницей. Монастыри
также привлекали на свои земли колонистов из Германии.
Иногда им отводились незаселенные места — лесистые и болотистые,
но чаще всего селились они на освоенных землях. В этих случаях
местное население экспроприировалось, славянским крестьянам приходилось
покидать насиженные места и строить себе новые деревни.
Иногда у них отбирались все поля и им оставалось заниматься лишь
рыбным промыслом. Новые селения устраивались на основе немецкого
права. По этому праву садились на землю не только немцы, но иногда
и славяне.
Полное изгнание местного населения из не очень густо населенных
мест не было экономически выгодно захватчикам. Хотя освоение новых
территорий немцами приносило больше доходов, но оно не всегда и
не везде было возможно, поэтому завоевателям подчас было выгодно
довольствоваться и доходами от славян.
Города также попали под власть завоевателей. Первое время славяне
еще официально не были поставлены вне городского права, о чем
свидетельствуют цеховые статуты ХIII — ХIV вв. Но в ХV в, издаются
уже постановления, исключающие славян из сферы городского права
и из некоторых цехов.
Одновременно с христианизацией и колонизацией славянских земель
шел процесс германизации. Он проходил постепенно и растянулся
на несколько веков. Основной предпосылкой германизации был экономический
фактор — господство немецкого элемента в экономике города и деревни.
Немаловажную роль в онемечении славян сыграла
церковь, уничтожившая в борьбе с язычеством основы национальной
духовной жизни славян.
Прибалтийские и полабские славяне не имели своей письменности.
Поэтому, когда в их земли проникла немецкая и латинская культура,
она не встретила серьезного сопротивления. В первую очередь
германизировались представители славянской знати, которые в интересах
сохранения имущества и власти над крестьянами добровольно крестились
и п
ринимали немецкие имена. Быстрому онемечению подверглись и города.
Однако сельское население еще долго говорило на славянском
языке и сохраняло свои обычаи.
Остатки полабских славян сохранились еще к началу XVIII в. На
левом берегу Эльбы славянская речь исчезла во второй половине
XVIII в., а те славяне, которые жили по верхнему и среднему течению
Шпрее (более 100 тыс. человек). сохранились и до настоящего времени.
Это — лужицкие сербы, входящие ныне в состав Германской Демократической Республики.
ссылка - http://rujan.jino-net.ru/article.php?id=2_1
Источник: http://rujan.jino-net.ru/article.php?id=2_1 |