Норики и венеды (Тацит, Плиний, Клавдий Птолемей)
Родство
между племенами и народами, т.е. принадлежность их к одной этнической
системе, определяется языком этих народов. Сходства образа жизни и исторические
лишь могут указать с той или иной степенью вероятности на возможное
родство, но сами по себе это родство не подтверждают, так как в большей
степени определяются единством природного и политического окружения,
чем единством происхождения. Несколько лучше о родстве могут свидетельствовать
сходства культурные, особенно для народов, чья культура не подверглась
влиянию государственных институтов.
О
нориках, упомянутых в ПВЛ как первых славянах, в настоящее время известно
достаточно много, чтобы полностью опровергнуть эту версию. Ни их язык,
ни культура не дают каких-либо оснований связывать их со славянами.
В
I веке до н.э. в альпийских землях образовалось царство Норик, как оно
именуется латинскими авторами. Иллирийское племя нориков объединило
под своей властью несколько кельтских, иллирийских племён и племя венетов.
Последние жили между Альпами и северной оконечностью Адриатического
моря и дали своё имя Венеции. Царство Норик достигло большого хозяйственного
подъёма. Норик чеканил собственную золотую монету. Употреблялось венетское
и иллирийское алфавитное письмо.>7<
Языки венетов и иллирийцев близки друг другу, а так же языкам италиков
и, в какой-то степени, кельтов.>8<
Племена
страны имели общее святилище Марса Латобия (его эпитет происходит от
имени племени латобиков) около города Вируна, в современной Каринтии.
Этот бог изображался со щитом и копьём, именовался "великим богом",
"царём туата", ему были посвящены конь и водные источники. Следы его
культа сохранялись вплоть до V века. Единой для всего Норика была богиня
Норейя, "великая мать народа". Здесь около 100 г. до н.э. возникло римское
поселение на Магдаленеберге (совр. Цольфельд), где обосновались римские
торговцы. Наиболее известны - семья Барбиев из Аквилеи.>9<
В
16 г. до н.э. Норик был преобразован в одноимённую римскую провинцию
и в таком качестве просуществовал вплоть до распада Западной Римской
империи и полного опустошения в результате войн Одоакра с вторгшимися
с севера, с территории современной Чехии, германскими племенами герулов,
алеманов, тюрингов и ругиев. Имя нориков есть ещё в одном древнерусском
источнике, связанном с ПВЛ - Толковой Палее. В ней даются комментарии
всем 72 народам, перечисленным в ПВЛ как потомки сыновей Ноя: норицы,
иже суть словени>3-385(к
с.8)<.
Соотнесение нориков и славян у средневекового историка могло возникнуть
вследствие того, что Норик был первой из провинций Рима, заселённый
славянами уже в VI веке, и за этим новым населением какое-то время сохранялось
имя жителей провинции.
Этноним
"венеды" впервые появляется у Тацита в работе "О происхождении германцев
и местоположении Германии", написанной в 98 г. н.э.>10<
В последней главке написано:
46.
Здесь конец Свебии. Отнести ли певкинов, венедов и феннов к германцам
или сарматам, право не знаю, хотя певкины, которых некоторые называют
бастарнами, речью, образом жизни, оседлостью повторяют германцев. (Плиний
Старший твёрдо относит певкинов и бастарнов к пятой, из пяти, группе
германцев.) Неопрятность
у всех, праздность и косность у знати. Из-за смешанных браков их облик
становиться всё безобразнее, и они приобретают черты сарматов. Венеды
переняли многие из их нравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам,
какие только не существуют между певкинами и феннами. Однако их скорее
можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят
щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой; всё это отмежевывает
их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне. У феннов -
поразительная дикость, жалкое убожество; у них нет ни оборонительного
оружия, ни лошадей, ни постоянного крова над головой; их пища - трава,
одежда - шкуры, ложе - земля; все свои упования они возлагают на стрелы,
на которые из-за недостатка в железе насаживают костяной наконечник.
Та же охота доставляет питание как мужчинам, так и женщинам; ведь они
повсюду сопровождают своих мужей... Далее о тех же феннах и заканчивается:
Всё прочее уже баснословно - о людях с человечьими головами и туловищами
животных.
Как
видим, в тексте Тацита нет указаний на язык венедов. Какие же основания
считать венедов славянами?
Тацит
в конце I века н.э. застал и описал следующую ситуацию в Центральной
и Восточной Европе. Прибалтийское побережье занимают эстии (лето-литовские
племена, имя которых перешло финским эстам, подробнее о них в главке
45)>11-636<,
у которых римские купцы берут янтарь. На самом севере Ботнического залива
живут фенны - лопари-лапландцы (тоже относящиеся к финской группе, а
не финны, которые в это время уже перешли к земледелию)>11-636<.
На южном побережье Балтики уже высадились новые германские племена из
Скандинавии: от ругов на левобережье Одера до готонов (будущие готы)
на правобережье Вислы. Южнее, почти всю территорию Центрально-Европейских
равнин между Одрой и Вислой занимают лугии. От восточных отрогов Карпат
на юго-запад до устья Дуная - предшественники готов - бастарны. На самих
Карпатах обитают котины и осы, которых различают уже по языку - у одних
галльский (т.е. кельты) у других паннонский (т.е. фракийцы). Таким образом,
венедам достаётся место в среднем и верхнем течении Вислы.
В
связи с нормальным отношением Тацита к сказкам о людях с телами животных,
приведём отрывок из географического приложения к "Истории церкви" Захария
Ритора. Это так называемый Псевдо-Захария, написанный через 450 после
Тацита.
К
северу от Кавказа в "гуннских пределах" живут народы анвар,
себир, бургар, алан, куртаргар, авар, хасар, дирмар, сирургур, баграсик,
кулас, абдел, ефталит - эти тринадцать народов живут в палатках, существуют
мясом скота и рыб, дикими зверьми и оружием. Вглубь от них - народ амазраты
и люди-псы; на запад и на север от них - амазонки, женщины с одной грудью;
они живут сами по себе и воюют с оружием на конях. Мужчин среди них
не находится, но если желают прижить, то они отправляются мирно к народам
по соседству с их землёй и общаются с ними около месяца и возвращаются
в свою землю… Соседний с ними народ ерос, мужчины с огромными конечностями,
у которых нет оружия и которых не могут носить кони из-за их конечностей.
Дальше на восток у северных краёв ещё три чёрных народа.>12<
Именно
этот отрывок из автора, который не способен отличить реальность от бабушкиных
сказок, породил огромную литературу о богатырях-русичах, которые геройствовали
в Причерноморских степях одним махом семерых побивахом (даже не обращая
внимания на безоружность этих ерос).
Грустно отметить, что советского академика (Б.А.Рыбакова) удивили в
этом отрывке чёрные народы, а вовсе не люди, которых не могут носить
кони.>13-74<
Приведём
комментарий к этому отрывку В.Я.Первухина. "Как бы то ни было "мифологический
пассаж" Захарии Ритора имеет вполне самостоятельную структуру: "женский"
народ противопоставлен соседнему "мужскому", конный - пешему, вооружённый
- безоружному. Возможно, великаны-рос противопоставлены карликам-амазратам,
но вероятно, что препятствием для конной езды у них было не богатырское
сложение, а (если буквально следовать тексту) длинна конечностей. Если
так, то "народ рос" оказывается "автохтонным" не в историческом, а в
мифологическом смысле - длинные конечности указывают на хтоническую
(змеиную) природу: ср. змееногую богиню - родоначальницу скифов (Геродот
IV, 9) и т.п. Очевидно перед нами очередной народ-монстр. Недаром список
продолжают три чёрных народа "у северных краёв": их чернота может быть
интерпретирована в соответствии с распространёнными космологическими
и цветовыми классификациями, по которым север - страна тьмы, связанная
с чёрным цветом, Сатурном и т.п.">14-46<
Там же приводится восходящая к Маркварту (1903 г.) интерпретация "народа
рос" - как передачи греческого "Hroes"
- в значении "герои мифических времён".
Вернёмся
к венедам. Можно выделить два явных признака схожести венедов и славян.
а)
Венеды на рубеже I и II веков н.э. занимали территорию, на которой с
VII века мы видим действительных славян - первоначально различные племена,
консолидировавшиеся в современную польскую нацию.
б) Имена "венеды" и "славяне", "словене" содержат
созвучные "вен" и "вян". Достаточно
ли этих признаков для признания венедов славянами? Во-первых,
множество территорий, где с VII века живут славяне, в I веке были заселены
совсем другими народами. Например, Болгария - фракийцами, Словения -
иллирийцами, Польское поморье, Чехия, Моравия - германцами, в частности
на территории Чехии обитали племена макроманов, по имени которых получили
название Макроманские войны (167-181 г.г.) и т.д. Во-вторых, переход
от слова "венеды" к слову "славяне" требует добротного лингвистического
обоснования. Вариант, предложенный Б.А.Рыбаковым>13-49<,
который представляет слово "славяне" как составное: "слы" + "вене" (послы
от венедов), с привлечением эстонского слова vдnд,
означающего русских, сомнителен, и не может быть предпочтён общепринятому:
славяне от "слава" или "слово". Люди одного корня, одного рода-племени,
в отличие от говорящих иначе, непонятно.>15<
К тому же эстонцы впервые столкнулись со славянами в VIII веке, когда
последние уже под своим современным самоназванием - словене (новгородские
или ильменские) заселили пограничные с эстами (чудью заозёрной) территории
восточнее Чудского озера. Так что наименование vдnд
у них никак не может быть именем, воспринятым от непосредственного общения
с соседями-славянами. Продолжительные
попытки связать какие-либо археологические культуры начала н.э. со славянами
так же не привели к положительным результатам. "Территория
распространения племён венедов, ставанов, соувенов (тоже претенденты
в предки славян, Б.А.Рыбаков, А.Д.Удальцов и предшественники: сколоты
Геродота - соув[б]ены Птолемея - склавены - славяне. Малоудачная гипотеза:
Е.Ч.Скржинская.>21-205(#107)
Е.К.) совпадает с ареалом распространения во II в. до н.э. - II в. н.э.
пшеворской и зарубинецкой культур. Ареал распространения зарубинецкой
культуры охватывает Припятское Полесье, Верхнее и Среднее Поднепровье,
племена этой культуры, обитавшие на среднем Днепре, наладили торговые
контакты с античными северопричерноморскими центрами, осуществляя их
по Борисфену. Об этом свидетельствуют фрагменты эллинистической керамики.
Главным же для определения хронологии и этнической принадлежности племён
зарубинецкой культуры являются фибулы - заколки для одежды. Их изучение
показало, что зарубинецкие племена можно в настоящее время отнести к
так называемым латенизированным культурам, в формирование которых внесли
свою лепту кельтские народы Средней Европы. Но это не чисто кельтская
культура, так как она сохраняет своё своеобразие. При значительном кельтском
импульсе в процесс её становления она тем не менее сохранила собственный
темп и ритм развития, свои собственные субстратные связи и включения,
а так же хронологию этапов своего развития, отличную от общих канонов
других латентных культур. (К сожалению, нет разъяснений сути этого своеобразия.
Е.К.) Многообразие
внешних влияний можно выделить и в соседней пшеворской культуре. Здесь
прослеживаются черты германского, кельтского, а так же латенизированного
(зарубинецкая культура) и фракийского (липицкая культура) воздействия.
Раскопки поселений… выявили несколько своеобразных черт жилищ, если
сравнивать их с аналогичными памятниками соседних племён. Это позволило
поставить вопрос о самостоятельности носителей данной культуры как этноса.
Памятники зарубинецкой и пшеворской культур доживают до начала распространения
черняховской культуры в конце II - начале III в.">16<
В
очередной раз отсутствие родства славянской и венедской материальных
культур было констатировано польским археологом В.Новаковским в 1997
г. на конференции в Минске.>17<
Кроме
висленских венедов и адриатических венетов известно ещё одно племя с
таким же названием. Юлий Цезарь сообщает о населявших современный полуостров
Бретань галльских племенах венетов. Объясняя ситуацию с многочисленными
венедами-венетами, В.Я.Петрухин предположил, что "венеды - традиционный
для античной историографии этикон, во многом условное название некоего
народа, живущего за пределами собственно "античного" греко-римского
мира".>14-8<
Но
это скорее не так, чем так. Венеты Бретани не некий неведомый и загадочный
народ где-то там живущий, а вполне конкретные племена, оказавшие самое
решительное сопротивление утверждению Рима в Галлии и самым жестоким
образом за это поплатившиеся - казнь всего общинного совета и продажа
в рабство всех граждан венетского округа. И вся история этих венетов-галлов
рассказывается не понаслышке, а непосредственным участником - Юлием
Цезарем.>18<
Это
племя пользуется наибольшим влиянием по всему морскому побережью, так
как венеты располагают самым большим числом кораблей, на которых они
ходят в Британию, а так же превосходят остальных галлов знанием морского
дела и опытностью в нём. При сильном и не встречающем себе преград морском
прибое и при малом количестве гаваней, которые вдобавок находятся в
руках именно венетов, они сделали своими данниками всех, плавающих по
этому морю.
Так
что есть полное основание считать, что название "венеты" у галлов Бретани
- это именно самоназвание, такое же как белги, гельветы, эдуи и др.,
о которых пишет Цезарь. То же самое относится и венецианским венетам
- народу с собственной письменностью и государственностью, торговыми
связями с Римом, которые инкорпорировались в римское государство и принадлежность
которых "античному" миру подтверждается комплиментарностью их верховного
божества Марса Латобика римскому Марсу же. Таким образом оба этих народа,
и бретонские и венецианские венеты, вполне принадлежат к "античному"
миру, и для обоих эти названия являются именно самоназваниями. Хорошо,
что существование бретонских венетов пока не привело к появлению очередной
теории о славяно-русском происхождении всего сущего. А то основания
вроде бы очевидны: в Бретани венеты - в Висло-Бугском бассейне венеды;
в Бретани Брест - на Буге Брест. Но
"пытливый ум" пропустив одну зацепку, всегда найдёт десяток других.
Например, созвучие латинских sclavus (славянин) - slav (раб) подвигло
некоторых историков на население окрестностей Римской империи таким
количеством славян, и наделение римских граждан таким количеством рабов-славян,
что само имя "славянин" стало нарицательным. Или обратное - славяне
с благодарностью переняли для самоназвания латинское слово "раб". С
тем же успехом можно строить всякие теории на основе созвучия русских
слов "раб" и "араб". Цензоры времён всесильного Главлита таких построений
старались не пропускать, не по научным, а по очевидным даже для них,
но совершенно не ощущаемым ощущаемым авторами Великой Истории Великого
Народа, идеологическим противоречиям - что прямое, что обратное построение
совершенно не вписываются в такую концепцию. Зато скромное такое указание
(Б.А.Рыбаков), что Россия вплоть до конца 1924 г. пользовалась восходящей
к древнеримскому квадранталу пшеничной мерой - четвериком, 26.26 л,>13-37<
и целости концепции не угрожает и за доказательство огромного хлебного
экспорта из страны восточных славян в Рим выдать можно. С тем же успехом
можно обосновывать гигантский экспорт полотна из Росси во Францию, переходом
с саженей на метры. И
ведь что интересно, отцы-основатели подобных версий чаще всего - средневековые
авторы, чей уровень восприятия и анализа исторической действительности
с учётом поправки на саму методологию позднеантичного и раннесредневекового
научного подхода, тем не менее, на голову выше их современных эпигонов.
Версию о рабстве высказал ещё еврейский автор IX-X века Вениамин Тудельский>14-35<,
в поисках места славян в рамках библейской традиции о происхождении
всех народов от сыновей Ноя, не прибегая, впрочем, к услугам указанного
созвучия. Он относит славян к потомкам Ханаана, т.к. представители славянских
племён часто попадали на рынки рабов (в современное Вениамину время,
а вовсе не в эпоху Цезарей); в Библии сказано, что Ханаан проклят: "раб
рабов будет он у братьев своих". Целью Вениамина не было опорочить славян,
как целью его "приемников" является их возвеличивание. "Соотнесение
реальных знаний с традицией, тем более с сакральной традицией - не только
метод, но и цель работы средневековых книжников.">14-47<
Вениамин, так же как и позднее Нестор ищет место славян среди библейского
списка народов, где их, естественно, нет и в помине. У
Тацита описание образа жизни венедов и окружающих их народов слишком
общее. В нём есть только те признаки, по которым венедов можно отнести
либо к кочевникам, подобным сарматам, которые не имеют домов, а ездят
в кибитках и на конях, либо к осёдлым варварам, подобным германцам,
которые дома имеют и передвигаются пешком. Здесь нет никаких специфических
характеристик, могущих проявить этническую принадлежность венедов. Другое
очень краткое упоминание венедов есть у Плиния, который причисляет их
к сарматам. Плиний, в отличие от Тацита, не анализирует характеристики,
присущие собственно венедам, а навешивает на них "этикетку", основываясь
на внешних по отношению к ним соображениях. Для Плиния вся территория
восточнее Вислы - это Сарматия, и, следовательно, племена там живущие
- это племена сарматские. Кроме
Тацита и Плиния венетов, скорее всего тех же самых, упоминает и Клавдий
Птолемей в своём "Географическом руководстве" (II в.н.э.). …занимают
же Сарматию большие племена: венеды вдоль всего венедского залива и
севернее Дакии певкины и бастерны (бастарны), а
вдоль всего побережья Меотиды языги и роксаланы, и глубже
(=внутри, между) этих
гамаксобии и аланы скифы.>19<
Птолемей, будучи более поздним автором, информативен гораздо меньше
Тацита и к тому же ошибочно выводит венедов на побережье Балтики, которое
в I-V веках занимали высаживающиеся волнами одно за другим германские
племена.
Источник: http://oldru.narod.ru/ |