В предыдущих параграфах мы предложили краткий
обзор западных и северных соседей сарматов в
порядке, упомянутом Тацитом. Мы рассматривали
западную ветвь славян, известных Тациту как
венеды. Ни одно другое славянское племя не
упоминается им, поскольку места их обитания, с
его точки зрения, были в границах самой Сарматии,
и он сознательно не отделяет этих племен от
сарматов. Однако, учитывая наши цели, именно
восточные славянские племена должны целиком
завладеть нашим вниманием.
Готский историк Иордан упоминает три основных
группы славян, называя их венетами, склавенами и
антами соответственно [+90]. Он также добавляет, что
индивидуальные славянские племена и роды также
известны под различными другими именами. Другой
историк шестого века Прокопий Кесарийский был
заинтересовав славянами лишь в силу их контакта
с Византией. По этой причине Прокопий опускает
имя венедов и говорит лишь о склавенах и антах
(antae). По свидетельству автора, склавены и анты
первоначально носили общее имя - споры. Прокопий
выводит это из греческого корня spor
, который означает "разбрасывание" (ср.
"диаспора") [+91].
Объяснение вряд ли является верным, но имя
заслуживает внимания. "Споры" может быть
сравнено с именем сполы или спалы, народ
черноморских степей, упомянутый Иорданом; [+92] Плинием имя дано
как спалеи [+93].
Согласно Плинию, спалеи жили в бассейне реки
Танаис (Донец - Дон). Имя притока Донца, Аскола,
кажется отражающим имя людей, упомянутых как
Плинием, так и Иорданом (Оскол или Оспол) [+94]. Как повествует
Иордан, готы атаковали спалов после пересечения
большой реки, предположительно Днепра [+95]. Двигаясь на
восток от региона Киева, готы затем должны были
достичь оскольского и донецкого регионов, и
именно таким образом в регионе Оскола они должны
были встретить спалов.
Мы должны теперь принять во внимание, что
Прокопий помещает племена восточной части антов
"над" утигурами, т.е. к северу от Азовского
моря, предположительно в районе Донца - Дона [+96]. Итак, восточная
ветвь антов жила в шестом веке где-то в регионе, в
котором готы встретили спалов во втором веке.
Очевидное заключение состоит в том, что
восточные анты были по крайней мере
топографически наследниками спалов. Существует
также интересная лингвистическая параллель
между именами спалы и анты в отношении их
семасиологии. Славянское слово исполин
("гигант") должно быть выведено из имени
сполы [+97]. С другой
стороны, старое англо-саксонское слово etna
("гигант") кажется метатезисом имени enta
(анты) [+98]. Возможно,
что под спалами, или гигантами, донецкие славяне
подразумевали аланское племя, которое занимало
бассейн Донца в первом веке н.э. и установило свой
контроль над местными жителями [+99]. Мы можем вспомнить в данной
связи, что в мингрельском языке слово алан
означает "сильный", "храбрый", [+100] что близко
славянскому исполин ("гигант"). Имя
аланского клана сполы, или спалы, могло позднее
применяться к местным славянским племенам,
контролируемым аланами. Таким путем может быть
объяснена информация Прокопия, что славяне были
изначально известны как споры.
Обратимся теперь к антам. Мы видели, [+101] что это была
иная форма имени ас, или аланов. В то время как
Плиний и Помпоний Мела (первый век н.э.) упоминают
антов, Птолемей (второй век н.э.) передает имя как Asioi , а Стефан Византийский (пятый век
н.э.) как Assatoi . Мы можем
предположить, что анты, или ас, пришли в регион
Азова во время общей миграции аланов в первом и
втором веках н.э. Позднее они были известны
русским летописцам как асы или ясы (современные
осетины). Асы также упоминаются многими
средневековыми путешественниками, среди других
Рубруком [+102].
Поскольку ас или аланы рано распространились
также по Тавриде, неудивительно, что мы встречаем
имя антас на одной из керченских надписей
третьего века н.э. [+103].
Мы теперь вспоминаем заявление Аммиана
Марцеллина, что аланы вобрали в себя народы,
которых они завоевали, под собственным
национальным именем [+104].
Итак, группа славян, побежденная ас, могла
получить имя своих новых правителей. Мы можем
таким образом объяснить, почему во времена
Иордана и Прокопия имя анты применялось ко всей
восточной ветви славян.
Тот факт, что Иордан и Прокопий говорят об антах
(или Antae) скорее, нежели об ас, может быть также
объяснено, если мы вспомним форму "антас"
керченской надписи. Трансформация 'Az
, в 'Antez находится в полном
соответствии с фонетическими законами
греческого языка, ср. gigaz ,
множественное число gigantez . Следует
отметить, что в современном греческом из
множественного числа gigantez было
сформировано новое единственное: gigantaz
. Аналогичным образом, из первоначального 'Az сначала могло быть сформировано
множественное число 'Antez , а затем
вторичное производное, единственное число Antaz . Итак, анты должны
рассматриваться как славянское племя,
контролируемое аланским кланом ас. Иными
словами, анты были асо-славянами. Во времена
Прокопия они были разделены на две ветви:
восточную, в регионе Донца; и западную, в
Бессарабии [+105].
Иордан знает лишь западных антов. Согласно его
информации, они жили в изгибе черноморского
побережья между Днестром и Дунаем [+106]. Именно в этом месте готы
атаковали антов около 376 г. [+107] Мы можем предположить, что они
поселились там задолго до атаки готов.
В анналах лангобардов седьмого века, для
которых использовались без сомнения некоторые
более древние предания, упоминается страна
Антаиб, через которую лангобарды должны были
пройти на пути от Балтики до Паннонии [+108]. Предполагали,
что имя Антаиб должно быть объяснено как Земля
антов [+109]. Ссылка
на Антаиб, однако, не совсем ясна. Лангобарды едва
ли когда-либо достигали нижнего Днепра или
южного Буга. Однако трудно опровергнуть
предположение, что во время их пребывания в
Трансильвании они могли начать переговоры с
антами и послать к ним гонца [+110]. Подобное взаимодействие между
лангобардами и антами могло иметь место в любое
время между концом второго и началом четвертого
века н.э. Итак, если мы хоть как-то доверяем
традиции лангобардов, мы можем предположить, что
анты, или скорее их западная ветвь, поселились в
регионе Буга не позднее, чем в третьем веке н.э. и,
возможно, раньше. По моему мнению, поселение
антов в регионе Буга может быть отнесено к
периоду аланской миграции, т. е. ко второму веку
н.э.
Две группы антов, как было ранее упомянуто,
были, возможно, в древности более тесно
взаимосвязаны. Западная или бугская группа
занимала регион между Днепром и Бугом, в то время
как донецкая группа поселилась в регионе между
Днепром и Донцом. Две группы, возможно,
объединялись в районе порогов Днепра. Готское
вторжение, пополам разрезая две группы антов,
обособило их друг от друга, но позднее они вновь
сошлись [+111].
Насколько мы знаем, [+112]
один из родов иранских антов или ас был известен
как светлые ас (рухс-ас). Позднее славянские
племена, подчиненные роду рухс, могли принять это
имя. В перечне племен, покоренных Германарихом, [+113] мы находим имя
Рокаса (Рогаса). Это, возможно, другая
транскрипция имени Рухс-ас (Рок-Ас). Другое племя
упомянутое Иорданом и могущее относится к
проблеме, - это росомоны [+114]. Согласно Иордану, росомоны
восстали против Германариха вскоре после
вторжения гуннов. Возможно, что имя в описании
Иордана, если оно не искажено устной традицией,
является другой формой произношения имени
роксоланы [+115].
Изначально рухс могло на некоторых местных
диалектах звучать как рос, росс или русь,
в свете чего могут быть поняты источники
греческого rvz и славянского русь.
Давайте теперь обратимся к склавенам. Если анты
жили в регионах Донца и Буга, а венеды в регионе
верхней Вислы, то можно предположить, что
склавены первоначально занимали территорию
между ними: т.е. территорию между Карпатскими
горами и средним Днепром, по преимуществу в
районе Киева. Часть склавенов, как мы видели, под
давлением Германариха двинулась на север и в
итоге обосновалась вокруг озера Ильмень.
Большинство склавенов должно было остаться,
однако, в их старых местах обитания, будучи
подчиненными готам, а позднее гуннам. К концу V
века они начали свое движение на нижний Дунай.
Два других племени, которые, возможно, также
были славянского происхождения, - навары и бораны
- жили в регионе Азовского моря. Птолемей (второй
век н.э.) зафиксировал город Навар (Nauars)
в бассейне реки Каркинит, [+116] которая, возможно, может быть
отождествлена либо с Утлюк или Токмак в северной
Таврии [+117].
Согласно В.Ф. Миллеру, имя Навар происходит от
иранского nau (лодка); [+118]
следовательно, мы можем заключить, что навары
были кораблестроителями и моряками. Поскольку ни
иранцы, ни тюрки никогда не выказывали
склонностей к операциям торгового флота или
навигации, навары могут скорее рассматриваться
как славяне, нежели как иранцы или тюрки. Бораны
упоминаются в некоторых источниках готского
периода (третий век н.э.) как смелые моряки [+119]. Они жили где-то
в регионе нижнего Дона. Имя звучит по-славянски - боран,
произносимое сегодня баран, означает
по-русски название животного. Интересно, что
Плутарх упоминает холм Бриксава на реке Танаис
(Донец - Дон) и комментирует, что это имя означает
"лоб барана" на местном языке [+120]. Согласно В.Ф. Миллеру, имя
Бриксава является иранским, означая "рог
барана" [+121].
Мы сказали, что материальная культура древних
людей может быть наилучшим образом изучена в
свете археологических свидетельств. В случае
древних славян трудность состоит в том, что наша
информация столь редка и туманна, в особенности
это относится к скифскому периоду. Даже для
сарматского периода сложно точно локализировать
на карте различные славянские племена
упомянутые в источниках, и трудно поэтому
отличать славянские древности от принадлежащих
другим народам. Проблема особенно запутанна,
когда речь заходит о пограничной зоне между
лесом и степями, и даже в большей степени
относительно степной зоны.
В западной части украинской пограничной
лесостепной зоны так называемая культура
погребальных урн, которая берет начало в
скифский период, продолжала сохраняться также и
в сарматский период. Римские монеты второго века,
обнаруженные в Киевском регионе, указывают на
развитие коммерческих связей между
правобережной Украиной и Дакией. Рассмотрение
инвентаря поселений (городищ) Киевского,
Черниговского и Полтавского регионов
показывает, что люди этого ареала были
земледельцами, как и в предшествующий период [+122]. Поскольку
культура этих поселений в определенной мере
отличается по своей природе от
западноукраинских "полей погребальных урн",
мы можем предположить существование двух
различных племен или групп племен, оба из
которых, возможно, имеют славянское
происхождение и являются земледельцами, Одно
жило к западу от Киева, а другое - к востоку.
Первое было под влиянием западнославянской,
германской и романской культуры, в то время как
последнее было сильно затронуто иранской
цивилизацией. Лингвистические свидетельства
могут использоваться в дополнение к
археологическим данным. Как мы видели у Тацита,
славяне в противоположность сарматам "строят
дома" (domes figunt) [+123].
Тип славянского дома в степной зоне отличался от
подобного ему в лесной зоне. В степи это была
рамочная структура, облепленная глиной
(украинская хата). В лесной зоне это было
бревенчатое строение (русская изба). В то
время как слово хата имеет иранское
происхождение, [+124]
изба, согласно некоторым
исследователям-лингвистам, происходит от немецкого
слова Stube. Более вероятно, однако, что изба
является чисто славянским словом, будучи
сокращением слова истопка ("обогреваемый
дом", "дом с плитой") [+125].
С тем чтобы проиллюстрировать более полно
данными лингвистики жизнь восточных славян в
древности, необходима осторожность при выборе из
русского и украинского словарей слов, которые
действительно стары. Наиболее безопасный путь -
это, разумеется, рассмотрение лишь слов, которые
общи всем славянским языкам, поскольку они
должны были появиться в наиболее древний период
славянской истории [+126].
Далее приводится перечень таких слов,
относящихся к различным аспектам личной и
общественной жизни.
1. Строения и домашняя мебель: дом, изба, клеть,
стол, лавка.
2. Еда и напитки, столовые приборы: хлеб,
мясо, мука, дрожжи, тесто, пиво, мед, квас, чаша,
нож, ложка.
3. Сельское хозяйство: орати (украинское и
древнерусское "пахать"), рало (плуг), коса,
серп, борона, воз, колесо, сеять, семя, рожь, жито
(по-украински "рожь", по-чешски
"пшеница"), овес, просо, лен, конопля.
4. Сад и овощи: огород ("сад"
по-древнерусски, "место для посадки овощей"),
овощ ("фруктовый плод" по-древнерусски,
"овощи"), яблоня, груша, слива, орех, горох,
лук, репа.
5. Животноводство и молочные изделия, птица: бык,
вол, корова, теля ("телка"), конь, боран
("баран"), овца, вепрь, порося ("свинья"),
руно, волна ("шерсть"), молоко, сыр, масло,
гусь, кура ("курица"), утка, яйцо.
6. Пчеловодство: пчела, борт ("улей"), мед,
воск.
7. Охота и рыболовство: лев (древнерусское
обозначение "охоты"), лук, стрела, бобр,
куница, волк, олень, рыба, уда, невод, окунь,
лосось, щука, угорь.
8. Металлы и кузнечное дело, оружие: золото,
серебро, медь, железо, ковать, молот, меч, копье,
секира ("топор", по-русски в особенности
"боевой топор"), щит.
9. Ремесло и торговля: ткать, пряжа, полотно,
гончар, торг ("рынок"), мера, локоть
(мера длины).
10. Социальная организация; типы поселения: правда
("справедливость", "истина"), закон,
власть, род, племя, войско, село, город.
Все слова в вышеприведенном перечне должны
были присутствовать в славянском словаре в
сармато-готский период, если не ранее. Они
интересуют нас здесь не с лингвистической точки
зрения, а благодаря их связям с историей
восточных славян. Словарь народа отражает его
культуру. Вышеприведенные слова составляют
многие термины раннеславянского земледелия,
технологии и социальных институтов. Они могут
помочь нам лучше понять эволюцию народной жизни.
Теперь мы должны сравнить лингвистические и
археологические данные. Как мы видели, [+127] древние
поселения и погребальные места украинской
лесостепной и степной зоны, многочисленные
сельскохозяйственные инструменты, предметы
домашней мебели катушки и т. д. были обнаружены
вместе с зерном и костями домашних животных.
Соединяя это с лингвистическими
свидетельствами, мы приходим к заключению, что
культура восточных славян должна была достичь в
сарматский период относительно высокого уровня.
Восточнославянские искусства и ремесла были
под очевидным иранским влиянием [+128]. Существование таких
древнеславянских слов как гудба
("музыка"), гусли, бубны ("тамбурины")
является свидетельством музыкальных
пристрастий народа. Существует характерное
повествование в хронике Теофилакта (начало
седьмого века), которое демонстрирует, что
византийцы считали славян высокомузыкальными
людьми [+129].
Фиксируя события одного из дунайских походов
императора Маврикия, хронист упоминает о
наружности трех славянских посланцев,
приехавших из далекой страны. Посланцы сказали
Маврикию, что их народ безразличен по отношению к
войне и оружию и лишь наслаждается игрой на
цитре.
Что же касается религии древних славян, то она
была описана Прокопием в следующих словах:
"Они веруют, что один бог, создатель молнии,
является сам хозяином всех вещей, и они приносят
ему скот и другие возможные жертвы; что же
касается Судьбы, то они не знают ее и не признают
мудрым образом, что она обладает какой-либо
властью над людьми, но когда смерть находится
близко к ним, пораженные болезнью или начинающие
войну, они обещают в случае благополучного
исхода, что сразу же принесут жертву богу в обмен
на жизнь; и если они получают избавление, они
жертвуют именно обещанное ими и полагают, что их
безопасность была куплена этой жертвой. Они
поклоняются, однако, рекам, нимфам и некоторым
иным духам, и они также приносят им жертвы, и они
делают предсказания в связи с этими жертвами" [+130].
Первоначальный слой славянской религиозности
предположительно состоял в почитании родовых
предков и сил природы [+131]. Почитание предка (пращура)
оставило след в присказке, теперь используемой
детьми в некоторых играх "чур меня"
("да поможет мне мой предок"). Что же касается
почитания природных сил, русский фольклор дает
богатые свидетельства для подтверждения
информации Прокопия, что древние славяне
почитали реки. Почитание молнии, также
упомянутое Прокопием, было в особенности
развито, и бог грома Перун упоминается в русских
летописях. Религиозные верования
восточнославянских племен должны были
подвергнуться значительному влиянию
аларо-дианских и иранских культов. Почитание
Великой Матери уже упоминалось [+132]. Почитание мифической птицы
(или же птицы-собаки) Сенмурв, игравшей важную
роль в иранской космологии, [+133] было очевидно также широко
распространено. Согласно тексту Пахлави, Сенмурв
был первобытной птицей, функция которой состояла
в охране "Древа Семян" и распылении сухих
семян по воде, с тем чтобы они могли возвратиться
в землю с дождем. В определенном смысле Сенмурв
была гением или божеством плодородия. Существует
рисунок Сенмурв на пластине, найденной в кургане
Семи Братьев (Семибратный) в регионе Тамани [+134].
Воспроизводимое существо имеет тело собаки, пару
крыльев и две головы - одну собаки, а другую
лебедя. В воспроизведениях Сенмурв сасанидского
периода она похожа более на крылатую собаку,
нежели на птицу. Для этого периода нет
свидетельств почитания Сенмурв среди
протославян, но мы можем предположить его по
аналогии из существования такого почитания в
позднее время.
В то время как Перун был мужским богом, похожим
на тевтонского Тора, Великая Мать, конечно же,
была женщиной-богиней. Следует помнить в данной
связи, что социальная организация некоторых
досарматских племен азовского региона, подобных
савроматам, принадлежала матриархальному типу [+135]. Не были ли
некоторые из восточных протославянских племен
первоначально организованы по матриархальному
типу? Следы матриархальных обычаев могут быть
обнаружены в русском фольклоре, в особенности в
некоторых былинах, равно как и в киевском
своде законов, известном как "Русская
Правда" [+136].
В первом веке н.э. готы жили на балтийском
побережье в устье реки Висла [+138]. С течением времени население
выросло, а земля не давала достаточно пищи. Во
второй половине второго века н.э. большинство
племенных вождей решили, что их народ должен
двинуться на юг в поисках более плодородной
земли [+139]. Одно
племя гепидов, однако, предпочло остаться в
родных местах. Гепиды мигрировали на юг лишь
позднее, в третьем веке н.э., когда они поселились
в северной Дакии [+140].
Иордан описывает трудности готов, встреченные в
пути при пересечении топей и болот, [+141] которые могут быть
идентифицированы как находящиеся в бассейне
Припяти. Наконечник копья с рунической надписью,
найденный близ Ковеля, может рассматриваться как
памятник этого движения готов [+142]. Через некоторое время после
пересечения топей они приблизились к широкой
реке. Согласно Иордану, в это время они были уже в
Скифии, в местности, которую они называли Ойум [+143]. Ф. Браун
предполагает, что это имя производно от готского
слова Aujom, "водная страна" [+144]. Однако Л. Шмидт предложил
другое объяснение имени. Он сравнивает
"Ойум" с немецким Aue, что означает "луг",
"поле" [+145].
Имя "Ойум" может таким образом означать
"степная страна". "Широкая река",
упомянутая Иорданом, должна быть Днепром.
Степная зона начинается на правом берегу Днепра
к югу от Киева. Итак, кажется вероятным, что готы
достигли Днепра близ Киева.
Если следовать повествованию Иордана, то готы
начали пересекать реку (т. е. Днепр у Киева) через
мост, но прежде чем все они успешно совершили
переход, мост надломился, и таким образом они
были разделены на две группы. В то время как часть
их осталась на правом берегу Днепра, те, что уже
пересекли реку, поспешили далее на восток и
атаковали племя спалов, [+146] которые, как мы уже видели, [+147] должны были
жить в регионе верховья реки Донец. После победы
над спалами готы повернули на юг к Азовскому морю
и затем вторглись в Тавриду. Часть из них в
конечном итоге пересекла Киммерийский Боспор
(Керченский пролив) и проникла к устью реки
Кубань на кавказском побережье Черного моря. Что
же касается группы готов, которая осталась на
правом берегу Днепра, она впоследствии двинулась
вниз по Днепру к Черному морю и распространилась
на запад по побережью, в конце концов достигнув
устья Дуная. К средине третьего века готы
контролировали все северное побережье Черного
моря.
Следует упомянуть в данной связи, что за готами
следовало в их движении от Балтийского моря к
Черному другое тевтонское племя - герулы [+148]. Герулы,
возможно значительно менее многочисленное
племя, нежели готы, поселились в регионе нижнего
Дона, захватив древнюю греческую колонию Танаис
в его устье. Еще одно тевтонское племя бургундов
упоминается в некоторых источниках как живущее
близ герулов [+149].
В действительности лишь малый отряд бургундов
мигрировал к Азовскому морю, в то время как
большая часть племени поселилась в средине
третьего века по берегу реки Майн в западной
части Германии.
Готы первоначально не создали какого-либо
централизованного государства в Южной Руси,
каждое племя было самодостаточным. Готское
племя, которое поселилось в Бессарабии, было
известно как тервинги (лесные люди, ср. русские
древляне) или вестготы. Тайфалы остались далее на
запад, в Малой Валлахии. Гревтунги (степные люди,
ср. русские поляне), также известные как остготы,
были сильнейшим племенем среди восточных готов.
Тавридская группа готов позднее стала известна
как трапезитские готы [+150] с Крымской горы Чатыр-даг,
которая имеет очертание стола (trapeze по-гречески).
К середине третьего века н.э. готы уже
терроризировали римские владения к югу от Дуная.
В 251 г. император Деций выступил против них, но его
армия была окружена силами врага и сам он погиб в
сражении. Во второй половине третьего века готы
освоили море, и их морские экспедиции нанесли
даже больший вред балканским и Эгейским
провинциям Римской империи, чем наземные
грабительские операции.
В то время как от готов (как скандинавской
нации) можно было ожидать живучести в крови
мореходных традиций, следует отметить, что
инициатива в серии морских экспедиций третьего
столетия на Черном море принадлежала не готам, а
боранам [+151]. В 256 г.
множество малых судов боранов, плывущих от устья
Дона, пересекло Азовское море и появилось в
Керченском проливе. Боспорские власти поспешили
заключить дружественное соглашение с боранами и
снабдили их морскими судами. Флотилия боранов
затем проплыла вдоль кавказского побережья
Черного моря и атаковала Питиунт (современную
Пицунду). Однако атака была неудачной. В
следующем году бораны опять двинулись по морю, на
сей раз усиленные поддержкой готов. Союзники
первоначально приблизились к Фасису (близ Поти),
где они попытались ограбить храм Артемиды, но
были отброшены. Затем они повернули к Питиунту и
на этот раз преуспели в его взятии; они также
захватили множество судов в порту Питиунта,
усилив ими свою флотилию. Потом они направились к
Трапезунду, который взяли внезапной ночной
атакой. Несчастный город был полностью
разграблен, а бораны и готы вернулись домой на
кораблях, тяжело нагруженных трофеями и
пленниками [+152].
Новость о набеге на Трапезунд быстро
разнеслась среди готов - как восточных, так и
западных. Их группа, контролировавшая устье
Днестра, теперь решила создать собственный флот.
Зимой 257-58 гг. для них были построены корабли
пленниками и местными работниками в Тире
(Аккерман). Весной 258 г. днестровская флотилия
готов спустилась к Черному морю и направилась
вдоль западного побережья. Их армия одновременно
двинулась вперед по суше. Миновав Томы и Анхиал,
готская флотилия вошла в залив Филеат к
северо-западу от Византия. Сухопутные силы
пришли в ту же точку. Захватив все доступные
лодки местных рыбаков, вся компания получила
возможность сесть на корабли. Умноженная
флотилия вошла в Боспор и разграбила множество
прибрежных городов, среди них были Халкедон,
Никея, Никомедия [+153].
В своих последующих морских экспедициях 262 и 264
гг. западные готы подвергли нападению побережье
Фракии, Вифинии и Каппадокии [+154]. В 267 г. восточные готы вновь
отправились в морскую экспедицию, в этот раз
совместно с герулами. Для этой экспедиции были
построены пятьсот лодок в устье Дона. Герулы и
готы пересекли Черное море, прорвались через
Боспор, насмотря на попытку римских охранных
судов остановить их, разграбили Кизикус, равно
как и острова Лемнос и Скирос, а затем атаковали
Афины и Коринф. Под предводительством Дексиппа,
выдающегося историка того времени, афиняне
предложили отчаянную попытку отразить
захватчиков. Однако последние отплыли домой с
большими трофеями [+155].
Успех экспедиции побудил днестровских готов к
новым действиям. В течение всей зимы 267-268 гг.
днестровские кораблестроители были заняты
постройкой лодок. Согласно Зосиме, шесть тысяч
были построены, что, возможно, является
завышенным числом; однако лодки могли быть
маленькими [+156].
Были предприняты как морские рейды, так и
наземные походы. Мужчины различных племен, как,
например, герулы, остготы, визиготы, гепиды и
кельты или "келтионы", приняли участие в
экспедиции. В так называемой "Пасхальной
хронике" седьмого века находим замечание, что
келтионы тождественны спорадам, [+157] и мы знаем, что под спорами или
спорадами Прокопий подразумевал славян [+158]. Соответственно
мы можем подразумевать, что славяне также
приняли участие в экспедиции. Флотилия легко
прорвалась через Боспор и Дарданеллы и напала на
Салоники и полуостров Атос. Армия была менее
удачлива, потерпев поражение при Наиссе (Nis) от
войск императора Клавдия.
В то время как именно инициатива боранов
побудила готов и герулов к строительству их
черноморского флота, организацией своей армии
готы были обязаны сарматам, с которыми они были в
тесной связи. Хотя готы вытолкнули основное
количество роксоланов и некоторые другие
сарматские племена из западной части
черноморских степей, часть этих сарматских
племен осталась на месте и признала сюзеренитет
готов, как сделали и восточнославянские племена.
Отношения между готами и аланами были в целом
дружественными. Лишь во время агрессивной
политики Германариха аланский род рухс
взбунтовался. Хотя первоначально готы воевали
пешими, но после своей миграции в Южную Русь они
должны были приучиться к верховой езде,
поскольку лишь всадники имели какие-либо шансы в
степной войне. Готская кавалерия состояла из
людей высших классов, а простые люди продолжали
пополнять пехоту. Кавалерия была организована по
сарматскому типу с точки зрения как тактики, так
и вооружения, за исключением того, что готы не
использовали длинное сарматское копье. Готские
застежки на поясе были сарматского стиля.
Готское искусство и ремесло в целом
демонстрировало большее и большее сходство с
сарматскими стандартами.
Условия жизни в степях постепенно затронули
также социальную организацию готов.
Первоначально их организация была схожа с
существовавшей у тевтонских племен. Люди
принадлежали к трем классам: свободные,
полусвободные и рабы. Лишь первая группа
представляла нацию политически. Вооруженные
свободные граждане каждого племени или рода
составляли племенное собрание, которое выбирало
вождей племени, известных как герцоги, судьи или конунги.
Благодаря формированию кавалерийских
подразделений, класс свободных был теперь
разделен на две части: всадники и пешие.
Поскольку значимость кавалерии в готской армии
быстро возрастала, всадники рассматривали себя
как цвет нации. Таким образом аристократический
социальный режим постепенно вытеснял старый
демократический стиль жизни. Все высшие
должности в армии и администрации были заполнены
всадниками. Следующим шагом было получение ими
прав на землю от герцога. Итак, среди готов
появилась земельная аристократия, постепенно
обретая феодально выглядящую власть над
крестьянским населением. Ситуация местного
населения, а среди него славян, должна была
выглядеть ненадежной.
С точки зрения духовной культуры готов, их
обращение в христианство в течение третьего и
четвертого столетий обладало чрезвычайным
значением. Оказывается, что азовские и крымские
готы были первыми затронуты христианством, с
учениями которого они ознакомились при помощи
кавказских и трапезундских греков, взятых в плен
в течение рейдов 256-57 гг. В результате видим, что
христианские миссионеры, которые рискнули
проповедовать среди готов, пришли из Малой Азии и
Иерусалима, а не из Константинополя. В конце
третьего и в начале четвертого столетий
христианство начало также распространяться
среди вестготов. Готский епископ Теофил принял
участие в Первом Экуменическом Соборе в Никее в
325 г. Его приход был, возможно, в Бессарабии [+159]. Следующим
епископом вестготов был знаменитый Ульфила или
Вульфила (311-86), который перевел Новый Завет на
готский. В последующей борьбе между ортодоксами
и арианами Ульфила примкнул к арианам, и
соответственно арианство стало деноминацией
вестготов [+160]. Что
же касается крымских готов, то они остались
верными ортодоксии.
Готы были среди первых германских племен,
обратившихся к христианству, и поскольку они
получили свою новую веру от греков, их
терминология в церковных делах подверглась
влиянию греков. Позднее готская церковная
терминология была принята другими германскими
племенами, и в немецком все еще существуют
несколько церковных терминов, отражающих свое
греческое происхождение. Таковы, например,
немецкие Kirche ("церковь") от греческого
("дом Бога"), Bischoff ("епископ"), Pfaffe
("папа", "священник"), Pfingsten
("Пятидесятница") и т. д. [+161]
В середине четвертого века восточные готские
племена сформировали сильную Федерацию,
возглавляемую одним из племенных вождей
Германарихом, которого избрали королем остготов
(около 350-70 г.). После консолидации власти над
восточными готскими племенами Германарих начал
подчинять неготские народы, некоторые из них
были под контролем готов. Аммиан Марцеллин
характеризует Германариха следующим образом: "...наиболее
воинственный монарх, вызывающий испуг соседних
наций, благодаря своим многочисленным и
различным доблестям" [+162]. Согласно Иордану, первая
кампания Германариха была против герулов,
тевтонского племени, поселившегося в регионе
Азова. Их герцог был убит в битве, и народ принял
Германариха в качестве правителя [+163]. Через некоторое время,
возможно около 362 г., Германарих должен был
победить то, что осталось от Боспорского царства
на Керченском проливе. Усилив свою власть на
юго-востоке, Германарих обратился на
северо-запад, предпринимая кампанию против
венедов
Источник: http://gumilevica.kulichki.ru/VGV/vgv133.htm#vgv133para08 |