Морские походы славян
Восточно-славянские племена, являющиеся предками братских по крови и
культуре великорусского (русского), украинского и белорусского народов,
уже в глубокой древности селились на обширном пространстве Восточной
Европы, между Балтийским и Черным морями. Первые упоминания о славянах
в письменных источниках относятся к началу I в. н.э. Но римские
писатели оставили нам краткие сведения лишь об одной группе славян -
венедах, которые, согласно их утверждениям, жили в нижнем течении
Вислы; излучину морского берега к востоку от этой реки римляне называли
Венедским заливом. Движение кочевых и земледельческих племен Северного
Причерноморья в III-VII вв. н.э. захватило значительную часть
славянских племен и вовлекло их в борьбу с Византией. В связи с этим
византийские писатели VI в. уделяли большое внимание славянам, среди
которых они выделяли антов как наиболее многочисленное и сильное
славянское племя. Поселения антов простирались от низовьев Дуная до
побережья Азовского моря. Северная граница распространения антов в
точности неизвестна, но несомненно, что их поселения встречались в
Среднем Приднепровье и в значительной части бассейна Днестра.
Письменные и археологические источники свидетельствуют о том, что анты
VI в. уже знали, личную собственность, строили города, имели развитое
земледелие. И в своем общественном развитии и в области культуры анты
стояли на высоком уровне. Общественный строй восточных славян - антов
характеризуется разложением родовых союзов и усилением власти вождей,
опиравшихся на боевые дружины. Появляется зародыш классового общества,
создаются первые политические объединения восточных славян. Владея в
течение длительного времени морским побережьем от Дуная до Дона,
восточные славяне - анты приобрели значительный опыт в мореплавании.
Суровые условия жизни, беспрерывная борьба с многочисленными врагами -
готами, аварами, Византией - выработали у славян прекрасные боевые
качества. По общему свидетельству византийских писателей это были
сильные и мужественные люди, легко переносившие трудности и невзгоды,
зной и холод, страшные в нападении и смелые в обороне. Гордые сознанием
независимости, славяне упорно защищали свои жилища и семьи. Особо
отмечают византийские авторы умение славян сражаться на воде - на
реках, озерах и морях. В военном руководстве византийцев “Стратегиконе”
рассказывается об умении славян поразительно долго находиться под
водой: “При этом,- говорится в руководстве,- они держат во рту
специально изготовленные большие выдолбленные внутри камыши, доходящие
до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с
помощью их, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии)”.
Византийские писатели VII в. упоминают о славянских лодках-
однодеревках, в сооружении которых славяне считались большими
мастерами. О высоком мореходном искусстве восточных славян говорит тот
факт, что ант Доброгаст был приглашен Византией командовать
черноморской флотилией. В IV-VII вв. славянские народы с севера и
северо-востока наступают на Византию, двигаясь в пределы империи
“ромеев” несколькими потоками. Славяне совершают длительные и трудные
плавания по Черному, Средиземному, Адриатическому, Эгейскому морям.
Вполне вероятно, что в этих морских походах принимают самое активное
участие и анты, наступавшие на Византию со стороны Причерноморья и
Дуная. Российский ученый Б.А. Рыбаков, основываясь на письменных и
археологических источниках, указывает на тесную взаимосвязь морских
походов восточных, западных и южных славян. “В VII веке,- пишет Б.А.
Рыбаков,- завоевание Византии проводится особенно интенсивно;
славянские отряды идут на Солунь и далее на юг, доходя до Древней
Спарты, где разместились славянские племена езерцев и милян. После того
как авары собирались “вконец истребить” дунайских антов, возможно, что
им и удалось изолировать их от Византии, тем более, что аварам в начале
VII в. были подчинены и болгары. Любопытно отметить, что вскоре после
этого появляются флотилии славянских моноксилов (однодеревок) в
Мраморном море, в Геллеспонте, в Эгейском море. Славяне с моря осаждают
Царьград, нападают на берега Малой Азии, на Эпир, Ахайю. В 610 г. с
моря и с суши они осаждают Солунь, в 623 г. славянский флот нападает на
Крит, в 642 г. славянская флотилия предприняла далекий морской поход в
Южную Италию… Авары оттеснили антов, издавна владевших морским
побережьем, от Византии и тем самым вынудили их предпринимать морские
походы”.
Греческие источники говорят о большом походе славян на
Константинополь в 626 г. Новейшие исследования показывают, что этот
поход был совершен именно восточными славянами. В 765 г. византийский
император Константин V, собрав для похода против болгар огромный флот,
состоявший из 2000 судов, сам сел на “русские суда”. Предпочтение,
оказанное императором русским судам, несмотря на то, что морской флот
империи был самым сильным,-лучшее доказательство того, что славянские
корабли обладали высокими мореходными качествами. О жизни славян,
особенно восточных, в течение VII-VIII вв. сохранилось очень мало
сведений. Между тем именно в этот период в общественной и политической
жизни славянских народов произошли важные изменения. Вместо непрочных
племенных союзов образовалось несколько крупных славянских государств:
Болгария, Сербия, Чехия, Моравия, Польша. К концу VIII- началу IX в.
следует отнести и возникновение восточно-славянского государства Руси с
центром в Киеве на Днепре. В сочинениях греческих писателей конца VIII-
начала IX в. содержатся краткие, но весьма ценные сведения о появлении
русов в причерноморских владениях византийской империи. Так, в
жизнеописании Георгия Амастридского, которое было составлено его
ближайшими учениками не позже 842 г., упоминается о походе Руси
(по-гречески - народа “Рос”) на южное побережье Черного моря. В этом
сочинении сообщается, что народ русов разорил область Пропонтиду,
лежавшую на Черноморском побережье Малой Азии, и достиг Амастриды. Для
нападения на Пропонтиду русам, несомненно, пришлось пересечь Черное
море, так как иной возможности достичь малоазиатского берега у них не
было. В жизнеописании Стефана Сурожского рассказывается о том, что
вскоре после его смерти, в конце VIII в., на Сурож (Судак) напал
русский князь Бравлин, который овладел страной от Керчи до Сурожа. И
этот поход русы совершили на своих судах, пройдя морем от устья Днепра
до Керченского пролива. Последующие морские экспедиции Руси имели еще
больший размах. К 860 г. относится крупный морской поход русов на
Константинополь. Неожиданное появление флотилии русов под стенами
византийской столицы говорит о прекрасной осведомленности их в
политическом положении Византии и о большом опыте морских походов.
Момент для нападения был выбран очень удачно. Как раз в это время
обострилась борьба Византии с арабами, и это заставило императора
Михаила III летом 860 г. с основной частью войска отправиться в Малую
Азию. Флот русов, не замеченный морской стражей, вошел на рейд
Константинополя 18 июня на закате солнца, не встретив никакого
сопротивления.
Воины высадились на берег и стали разорять городские предместья.
Описание этого нападения дано очевидцем его, константинопольским
патриархом Фотием, в “беседах”, написанных по поводу грозного нашествия
русов. Фотий картинно описывает появление русов, которые, проходя мимо
укрепленных стен, угрожающе простирали в сторону города обнаженные
мечи. Ужас охватил все население византийской столицы. Древняя столица
могущественной империи, воины которой одержали множество побед над
городами Европы, Азии и Ливии, оказалась беззащитной перед
воинственными русами. “Те, для которых некогда одна молва о ромеях
казалась грозною,- писал Фотий,- подняли оружие против самой державы их
и восплескали руками, неистовствуя в надежде взять царственный город,
как птичье гнездо”. Император Михаил был вынужден возвратиться из
похода, чтобы заключить с русами договор “мира и любви”. Русы вернулись
на суда и с богатой добычей ушли в море. Фотий называет народ русов
“дальнесеверным”, т.е. живущим далеко на север от Константинополя. Это
дает возможность утверждать, что русы жили к северу от Черного моря.
Византиец Фотий, гордившийся могуществом своей империи, называл русов
народом “незнатным”. Однако после неожиданного поражения в 860 г. он
вынужден был признать, что со времени этого похода народ русов приобрел
славу и достиг “блистательной высоты”. Поход русов на Константинополь в
860 г. не был грабительским набегом. Арабские писатели второй половины
IX в свидетельствуют о том, что между Русью (славянами) и Византией
существовали постоянные торговые сношения. Ибн-Хордадбех в “Книге путей
и царств” сообщает, что русские купцы привозили к Черному морю товары
из отдаленных мест славянских земель.
Византийское правительство взимало с них пошлину - десятину. В
сочинении Фотия нет прямых указаний на причину нашествия русов, но
некоторые косвенные данные об этом можно извлечь из тех обличительных
частей его бесед, в которых он касается несправедливостей и насилия,
чинимых греческим населением: “Тех, которые должны нам нечто малое и
незначительное, мы жестоко истязали и наказывали… и не обращали
внимания на маловажность и незначительность в сравнении с нашими
долгами, но, получая себе человеколюбивые прощения многого и великого,
других за малое бесчеловечно ввергали в рабство”. Вряд ли эта фраза
заключает в себе лишь отвлеченную риторику. Речь, очевидно, шла о
действительном притеснении греками иностранцев, торговавших в
византийской столице, среди которых находились и русы. Неожиданное
нападение большой флотилии русов на Константинополь было вызвано этими
несправедливыми действиями византийских властей. Таким образом, история
русского мореплавания имеет свое начало в глубокой древности. Еще в
V-VII вв. восточные славяне, обладая большим опытом мореходства,
совершали трудные и сложные морские походы, успешно осваивали
многоводные реки, отстаивали от посягательств врага побережье Черного
моря. Современники были вынужден признать высокий уровень мореходного
искусства славян. В последующие века продолжается развитие мореплавания
славян, совершенствуете кораблестроение, усиливается борьба за выходы к
морским просторам. В связи с развитием феодальных отношений в IX-Х вв.
в жизни восточного славянства произошли крупные перемены.
Объединившиеся вокруг Киева, восточно-славянские племена образовали
Киевское государство. Постепенно отмирали пережитки патриархального
прошлого и Киевская Русь вступала в эпоху феодализма. Вместе с ростом
производительных сил развивалась и военная техника. Во внешних
отношениях Киевская Русь стала представлять большую политическую силу.
Ее быстро возраставшего могущества не могли не почувствовать соседние
народы и в числе первых-Византия. Киевская Русь властно заявила о своих
экономических и политических интересах и правах на Причерноморье,
постоянно нарушавшихся Византией. Черное море северные берега которого
в VI-VII вв. принадлежали антам, было необходимо Киевскому государству
для непосредственных сношений с южными славянами и Византией.
История морских походов славян в Черное и Каспийское моря,
свидетельствующая о способностях русов выдерживать длительное
пребывание в море далеко от баз, об их смелости и стремительности
действий об умении их сражаться с большими тяжелыми византийскими
кораблями, используя преимущества своих легких судов, указывает на то,
что восточные славяне еще в далекие времена обладали большим опытом
мореходства. О самостоятельном пути развития речного и морского
плавания славян говорит и развитие у них судостроения. Большинство
типов судов, которыми пользовалась Русь, носит славянские названия. В
письменных источниках, сохраняющих местную терминологию, общим
названием русских судов были “корабль” и “лодья”. Термин “корабль”
возник из славянского корня “кора”, так как в чешском языке слово
“кораб” означает и древесную кору и большую лодью. Следует отметить,
что современник княгини Ольги, византийский император Константин
Багрянородный применял название “корабль” только к русским судам,
находившимся в византийском флоте: “рос карабиа”, “русика карабик”.
Безусловно, славянским является наиболее распространенный в древности
термин “лодья”. Это слово встречается во многих славянских языках, в
том числе у чехов и поляков. Древнейшие указания о существовании на
Руси различных типов судов мы находим в “Русской Правде”: “Аже лодью
украдеть, то 60 кун продаже, а лодию линем воротити; а морскую лодью 3
гривны, а за набойную лодью 2 гривны, за челн 20 кун, а за струг
гривна” (Троицкий список). Таким образом, плата за лодью в размере 60
кун взыскивалась в качестве штрафа в том случае, если лодья
возвращалась обратно владельцу, в противном случае устанавливалась
шкала расценок, соответствующая стоимости судов различного типа. Высшая
плата, 3 гривны, назначалась за морскую лодью, которая в некоторых
списках “Русской Правды” называется “заморской”. “Набойная лодья”
стоила меньше морской на одну треть (2 гривны). Вознаграждение за струг
уменьшалось еще на одну треть (гривна). Наконец, самая низшая плата
была установлена за челн (20 кун или 2/5 гривны). Таким образом, челн
был расценен в 71/2 раз дешевле морской лодьи. Греки называли
славянские лодьи, в том числе лодьи русов, “моноксилион”, т.е.
“однодеревками”, имея в виду технику их постройки. По-видимому, этот
способ изготовления судов появился у славянских народов очень рано.
Еще в рассказе греческой хроники об осаде славянами в 676 г. города
Солуни сообщалось, что они “приготовили тогда из одного дерева
вооруженные суда”. Подобный способ постройки судов, наблюдавшийся у
запорожских казаков в первой половине XVII в., сохранялся в некоторых
местах России до середины XIX в. Он заключался в следующем. В основание
лодьи-однодеревки клался цельный выдолбленный ствол дерева твердой
породы. Венецианец Барбаро, живший на юге России во второй четверти XV
в., рассказывает, что на лесистых островах на Волге росли, деревья
столь огромной величины, что из одного дерева можно было выдолбить
лодку, поднимавшую 8-10 лошадей и столько же людей. Русские летописи и
произведения византийских писателей сообщают, что на одной лодье русов
помещалось от 40 до 60 вооруженных воинов. Эти данные подтверждаются
позднейшей практикой казацких морских походов середины XVII в., когда
на один челн садилось от 50 до 70 казаков с грузом боевых припасов и
продовольствия. Приготовление цельновыдолбленной лодьи требовало
большого умения и значительной затраты времени. В середине XIX в. на
севере еще изготовляли челноки, напоминавшие “однодеревки” Киевской
Руси. Способ выделки их, несомненно, был очень древнего происхождения.
Сначала в выбранной осине на корню делали посредством вбитых клиньев
трещину, соответствующую намеченной длине челна. Затем, спустя
некоторое время, трещину расширяли при помощи распорок. Эти
подготовительные операции занимали от двух до пяти лет. Когда трещина
принимала нужную форму, дерево срубалось. Лишнюю древесину выжигали или
вырубали, затем внутрь колоды наливали воду и оставляли ее там на
неделю. Вылив волу, распаривали сырое дерево огнем, чтобы сделать его
достаточно мягким и гибким. После этого распорками придавали
окончательную форму внутренности челна, а снаружи обтесывали его
топорами. Единственным инструментом при постройке челна был топор.
Выдолбленные из одного дерева челны имели низкие борта. Чтобы увеличить
грузоподъемность судна и сделать его более устойчивым и мореходным, к
его корпусу прибивались или пришивались плотно пригнанные одна к другой
доски. Такая лодья называлась “набойной”. “Морская” лодья, упоминаемая
в “Русской Правде”, невидимому, отличалась от “набойной” лишь размерами
и наличием оборудования, необходимого для морского плавания. Во всяком
случае, она тоже имела “набойные” доски на бортах. В летописях XI-XII
вв. впервые упоминаются суда “насады”, название которых удержалось до
XIX века. Этот термин происходит от глагола “насаживать”, близкого по
значению к глаголу “набивать”. Поэтому можно предполагать, что
“насады”, как и набойные лодьи, имели приделанные к днищу дощатые
борта. Летопись отмечает значительную грузоподъемность насада. В 1149
г. князь Изяслав послал за князем Ростиславом насад, “и что с ним
дружины, взлезе в насад, с теми же и превезоша”. Оборудование судов, не
исключая морских, было несложным. Крупные суда имели палубу и мачту с
реей и парусами. Постройка судов являлась одним из важных промыслов
киевского населения.
Император Константин Багрянородный рассказывает, что жители
верховьев Днепра в зимнюю пору приготовляли однодеревки, а весной
оплавляли их в ближние озера. Затем они выводили эти суда в Днепр,
доставляли их в Киев и вытаскивали на берег для оснастки и продажи.
Особенностью русских судов была приспособленность их как для речного,
так и для морского плавания. Они мелко сидели в воде, но в то же время
обладали устойчивостью на морской волне. Как правило, суда были
плоскодонные. Это объясняется тем, что прежде чем достигнуть моря,
русским необходимо было проплыть значительное расстояние по речным
системам. Многочисленные пороги затрудняли плавание по Днепру и
требовали от кормчих хорошего знания русла реки и большого мастерства.
Недаром первый порог назывался “Не спи”. В опасных местах русы
высаживали людей на сушу, а однодеревки с поклажей осторожно вели у
берега, ощупывая ногами дно; одни толкали шестами нос лодки, другие -
середину, третьи - корму. Самым трудным считался четвертый порог, около
которого караван часто поджидали печенеги. В этом месте на берег
высаживалась вооруженная стража, а остальные перетаскивали однодеревки
волоком или переносили их на плечах. Преодолев все семь порогов, русы
останавливались для отдыха. Затем, после четырех дней плавания, они
достигали лимана реки, где перед выходом в море вновь делали остановку.
Таким образом, при значительной грузоподъемности (40-60 чел.) суда
русов были настолько легки, что их можно было переносить на плечах.
Вместе с тем они были достаточно устойчивы для того, чтобы совершать
длительное морское плавание, и очень подвижны, что было главным
преимуществом их перед неповоротливыми греческими кораблями. Таким
образом, кораблестроение у славян развивалось совершенно
самостоятельным путем, соответственно местным условиям, под влиянием
накопленного опыта плавания по многоводным славянским рекам и морям. С
основанием Киевского государства начинается длинный ряд отважных
морских походов русских князей на Византию, продолжавшихся до середины
XI века. Эти походы явились непосредственным продолжением смелых
экспедиций восточных славян. К этому времени на Руси уже был накоплен
большой опыт мореплавания, и именно это определило успех смелых морских
предприятий киевских князей. В древней киевской летописи сохранился
рассказ о походе на Константинополь князя Олега в 907 г. Князь Олег,
собрав множество воинов из подвластных ему славянских племен,
отправился морем к Царьграду (Константинополю) на 2000 судах. Подойдя к
берегу в окрестностях столицы Византийской империи, Олег велел
поставить лодьи на колеса и, пользуясь попутным ветром, надувшим
паруса, подошел к самым стенам города. Греки после неудачной попытки
отравить киевского князя согласились на предложенные им условия мира,
заплатили дань и заключили выгодный для Руси договор. Хотя рассказ
летописи о действиях Олега под Константинополем облечен в легендарную
форму, у нас нет оснований считать вымышленным основной факт - поход
Руси на Константинополь под предводительством киевского князя около
907г. (год в летописи мог быть указан не точно). Византия в то время
находилась в затруднительном положении. Переговоры о заключении мира с
арабами не были закончены, несмотря на блестящую морскую победу,
одержанную византийцами над арабским флотом в Эгейском море. Вскоре
после этого успеха правитель малоазиатской пограничной области,
перешедший на сторону арабов, поднял восстание против императора Льва
II. В этих условиях византийскому правительству было особенно важно
сохранить мир с Киевской Русью, военная помощь которой против арабов
была крайне нужна империи.
В летописи сохранились тексты двух договоров Олега с Византией:
отрывок договора, включенный в летописный рассказ, датированный 907г.,
и договор 911 г. Большинство исследователей считают договор 907 г.
частью договора 911 г. Весьма возможно, что в результате похода Олега
на Константинополь, совершенного около 907 г., было установлено
предварительное словесное соглашение о мире и союзе, которое в 911 г.
было включено в письменный текст договора. Византию особенно
интересовала военная помощь, которую могла оказать ей Русь. По договору
911 г. русский князь обязывался не запрещать воинам Руси поступать по
своему желанию на службу империи. Еще летом 910 г. .византийское
правительство отправило против арабов большую морскую экспедицию под
предводительством полководца Имерия, который вел с собой флот из 177
судов с 47000 гребцов и воинов. На кораблях находился отряд русских из
700 человек. После заключения мира с Олегом тяжелая борьба с болгарами,
а затем возобновившиеся войны с арабами за Армению побуждали
византийского императора Константина Багрянородного дорожить
сохранением мирных отношений с Русью. Однако столкновения русских и
греческих купцов, торговавших на константинопольских рынках, и
произвольные действия греческих властей нередко вызывали конфликты
между Русью и Византией. Морские походы русских князей на Византию,
являвшиеся результатом этих столкновений, ставили задачей в первую
очередь защиту торговых интересов Руси. Это ясно видно уже из договора
Олега 911 г. Такую же цель имел и морской поход князя Игоря в 941 г.
Большая русская флотилия, состоявшая, по византийским источникам, из
10000 кораблей (лодей), появилась у Константинополя II июня 941 г.
Момент для нападения был выбран удачно. Сухопутные греческие войска в
это время находились на восточной границе империи, а флот частично
охранял острова Архипелага, частично был послан против арабов. Однако
византийцам удалось собрать часть флота и напасть на русские лодьи
недалеко от маяка, стоявшего при выходе из Черного моря в Босфор. В
происшедшем морском сражении флот Игоря потерпел поражение вследствие
удачного применения византийцами “греческого огня”. Жидкость,
обладавшая способностью гореть на воде, зажгла деревянные корабли
русов. Бездействие арабов дало возможность византийскому правительству
отозвать с восточной границы все войска и собрать против Игоря огромную
силу: отборные отряды македонской конницы и пехоты и 40 000 воинов из
Фракии. Эти военные приготовления показывают, каким сильным считали в
Византии русское войско. Сначала военные действия велись на
малоазиатском побережье, позднее они развернулись на Балканском
полуострове, во Фракии, к югу от Балканских гор.
Располагая еще достаточным флотом для перевозки своей дружины
морским путем, Игорь в сентябре 941 г. ночью перебрался к Фракии.
Однако там русская флотилия была настигнута византийцами и сильно
пострадала от “греческого огня”. Византийские источники говорят о
полном разгроме русского флота, но эти известия явно преувеличены. По
сообщению нашей летописи, уже через три года после описанных событий, в
944 г., Игорь снова отправился в поход, на этот раз в лодьях и на
конях. Таким образом часть войск была послана сушей, часть морем. Такое
разделение русского войска, очевидно, было вызвано неудачей первого
похода. Жители греческой колонии Херсонеса (по-русски Корсуни) в Крыму
успели предупредить византийского императора о появлении большого
русского флота. Встревоженное правительство Византии поспешило
предложить киевскому князю мир: “Не ходи, но возьми дань, юже имал
Олег, придам и еще к той дани”. Игорь после совещания с дружиной
согласился заключить мир, взял у греков золото и паволоки (шелковые
ткани) и возвратился домой. Вскоре был заключен новый договор, дошедший
до нас в русском переводе. Хотя его условия и были менее выгодны, чем
условия договора Олега, но во всяком случае не могло быть и речи о
торжестве Византии. Договоры Руси с Византией, заключенные Олегом и
Игорем, представляют собою выдающуюся историческую ценность. Ни один
народ ранней эпохи средневековья не обладает подобными государственными
актами написанными на национальном языке. Эти договоры позволяют
исторически верно представить характер русско-византийских отношений и
понять причину, заставлявшую киевских князей посылать к стенам
Царьграда сильный морской флот и большое войско. Прежде всего,
становится совершенно ясным, что цели этих военных предприятий Киевской
Руси не ограничивались захватом богатой добычи или взиманием дани.
Византия ревниво оберегала берега Черного моря, в том числе свои
владения в Крыму, от соседних народов, доставлявших Константинополю
постоянное беспокойство. Политику империи поддерживал могущественный
флот, владевший секретом “жидкого огня”. Византийские правители
старались сосредоточить в своих руках всю торговлю империя и не
допускали иноземных купцов с товарами в Константинополь. Окрепшая под
властью киевских князей Русь не могла согласиться с этими требованиями.
Выход на северный берег Черного моря давал ей огромные экономические и
политические преимущества. Договоры 911 и 944 гг. показывают, что
киевские князья, опираясь на свое военное могущество, сумели настоять
на удовлетворении важнейших интересов Руси. Византия признала за
русскими купцами право посещать Константинополь и оставаться в нем для
торговли в течение летних месяцев. Возникавшие недоразумения и ссоры
должны были регулироваться на основе равноправия по греческим и русским
законам. Большое внимание было обращено на охрану морских сообщений и
кораблей, потерпевших крушение. В договор Олега 911 г. было внесено
следующее условие: “Если лодья будет выброшена бурею на чужую землю и
там ее найдет кто-нибудь из нас, Руси. Если лодья окажется
неповрежденной с товаром, то следует ее снабдить (необходимым) и
отослать обратно в христианскую землю (Византию), при этом проводим ее
через опасные места, пока не дойдем до безопасного места; если же такая
лодья по причине бури (кораблекрушения) или посадки на мель не может
возвратиться в те места, то мы, Русь, помогаем гребцам этой лодьи,
проводим их здоровыми с товаром; это в случае близости греческой земли.
Если же такая беда случится близ русской земли, то проводим ее в
русскую землю, да продадут товар этой лодьи и что можно выручат от
продажи самой лодьи. Когда же пойдем в Грецию с торговлей или в
посольство к вашему царю, то честно отдадим все имущество их лодьи.
Если же приключится убийство кого-либо из лодьи кем-либо из нас, Руси,
или будет что-либо взято, то виновный подлежит указанному выше
наказанию от тех (т.е. греков)”. Приведенная статья
русско-византийского договора хотя и имеет односторонний характер (в
ней ничего не говорится о потерпевших кораблекрушениях русских судах),
тем не менее она свидетельствует о большом развитии международного
права этих государств, в то время как повсюду на западе действовало еще
феодальное “береговое право”, по которому все имущество корабля,
потерпевшего крушение у чужого берега, переходило в собственность
владельцев прибрежной территории.
Византии не удалось воспрепятствовать утверждению русских на
северных берегах Черного моря и в области Приазовья, на что русские
(славяне) имели неоспоримое историческое право. Проф. М.Д. Приселков на
основании текста договора 944 г. и других источников высказал
предположение, что уже в середине Х в. на Крымском полуострове
существовали русские владения. По видимому тогда же образовалась
русская Тмутаракань (название происходит от греческой колонии
Таматархань, находившейся на западной оконечности Таманского
полуострова). В XI в. Тмутаракань, как часть Киевского государства,
находилась во владении преимущественно черниговских князей. В конце
XVIII в. был найден камень со следующей надписью (хранится в Эрмитаже):
“В лето 6576 (т.е. в 1068 г.) Индикта 6, Глеб князь мерил море по леду
от Тьмуторокани до Корчева: 14 тыс. сажен”. Корчев - это современная
Керчь. Таким образом, во второй половине XI в. в Крыму несомненно были
русские владения. Во второй половине Х и в начале XI в. Киевское
государство достигло большого политического подъема. Византийская
империя старалась поддерживать дружественные и даже союзнические
отношения с киевскими князьями, так как русская военная помощь была
необходима Византии для защиты от нападений кочевников на Крым и для
поддержки императорской власти против собственных мятежных полководцев.
Однако в то же время в Константинополе опасались растущего могущества
киевских князей и готовы были при случае способствовать его ослаблению.
Новую блестящую главу в истории морских походов Руси на Черном море
составили военные походы Святослава на Дунай. В середине Х в. Византия
усилила свой напор на соседнюю Болгарию, стремясь лишить ее
независимости. Болгарское царство в это время находилось уже в упадке и
не могло противостоять двойному удару с севера и с юга, который
предусматривали византийские правители. Правительство Византии
отправило к князю Святославу в Киев особое посольство с просьбой о
помощи против болгар. Основанием для такой просьбы могло служить
обязательство киевского князя по договору 944 г. оказывать империи в
нужных случаях военную помощь. Святослав откликнулся на призыв, но, как
показали дальнейшие события, вовсе не для помощи грекам. По видимому,
он стремился к образованию на Дунае особого вассального княжества. По
словам современника русских походов на Дунай, византийского писателя
Льва Диакона, Святослав собрал до 60 000 воинов и доставил их к устью
Дуная на судах. Если считать, что в среднем на одной морской лодье
могло поместиться около 50 человек, то для перевозки всего войска
потребовалось не менее 1200 судов. Сведения, сообщенные Львом Диаконом,
едва ли сильно преувеличены, так как трехлетняя война на Дунае с
болгарами и греками должна была потребовать значительных сил.
Высадившись около устья Дуная, воины Святослава разбили войска
болгарского царя Петра, в течение короткого времени овладели
значительной частью Дунайской равнины и обосновались в городе
Переяславце на Дунае (ныне Малая Преслава). Успехи киевского князя
очень встревожили Византию. Есть основания считать, что произведенное в
это время нападение печенегов на Киев явилось результатом
подстрекательства Византии, стремившейся заставить русских уйти с
Дуная. Но Святослав, оставив большую часть войска в Болгарии, явился к
Киеву с конной дружиной и отогнал печенегов. На упреки киевлян,
сетовавших на то, что князь воюет за чужие земли, вместо того чтобы
охранять свою столицу, Святослав отвечал, что в Переяславце на Дунае
находится середина его земли, что туда “вся благая сходятся”: из Греции
привозят золото, паволоки, вина и различные фрукты: из Чехии и Венгрии
- серебро и лошадей; из Руси - меха, воск, мед, рыба. Овладеть
низовьями Дуная значило стать хозяином важнейшего центра
причерноморской торговли.
В самой Болгарии Святослав нашел поддержку местного населения,
опасавшегося византийского владычества. Вернувшись на Дунай, Святослав
в союзе с болгарами, которые видели в воинах Святослава своих
единоплеменников, перешел Балканы и овладел Филиппополем и
Адрианополем, но вслед за этим потерпел поражение и отступил на север.
В следующем году византийский император Иоанн Цимисхий захватил горные
проходы через Балканы и после нескольких удачных для греков сражений
осадил Святослава в гор. Доростоле (Силистрии). Большой византийский
флот, состоявший из “огненосных” кораблей, блокировал крепость со
стороны Дуная. Русские собрали свои лодьи и поставили их около стены в
том месте, где река омывала одну сторону Доростола. Однако прорвать
осаду и отбросить византийское войско от крепости Святославу не
удалось. Лев Диакон рассказывает, что Святослав на собранном им совете
из знатнейших дружинников с достоинством отверг предложение сесть ночью
на суда и попытаться спастись бегством. “Погибнет слава, сопутница
русского оружия,- говорил Святослав…- И так с храбростью предков наших,
с тою мыслью, что русская сила была до сего времени непобедима,
сразимся мужественно за жизнь нашу. У нас нет обычая бегством спасаться
в отечество, но или жить победителями, или, совершив знаменитые
подвиги, умереть со славою”. Упорное сопротивление Святослава побудило
Иоанна Цимисхия вступить в переговоры о заключении мира. Полного текста
договора не сохранилось, однако содержание его передано Львом Диаконом.
Условия договора показывают, что победа Византии была далеко не полной.
Святослав отказывался от завоеванных на Дунае земель, должен был с
войском возвратиться на Русь и возвратить пленных. Греки же обязывались
дать им (русским) безопасно отплыть на судах своих, не нападая на них с
огнеметными кораблями…, позволить им провозить к себе (т.е. в Византию)
хлеб и посланных для торговли в Византию считать по прежнему обычаю
друзьями”. Таким образом, основной вопрос взаимоотношений между
Византией и Русью, являвшийся постоянным предметом столкновений, -
вопрос о праве русских купцов торговать в Византийской империи, - был
решен благоприятно для Руси. Не добившись полной победы над
Святославом, византийское правительство нашло способ избавиться от
опасного киевского князя. По дороге в Киев в 972 г. Святослав был убит
поджидавшими его около порогов печенегами, по видимому, заранее
подкупленными византийцами. Однако вскоре Византии снова пришлось
обратиться за военной помощью к киевскому князю, сыну Святослава -
Владимиру. В 987 г. один из византийских полководцев, Варда Фока,
находившийся с войском в Малой Азии, поднял восстание против
императоров-соправителей Византии - Василия и Константина. Одновременно
начались волнения в покоренной Болгарии. Положение Константинополя
стало критическим. Когда восставшие войска почти подошли к окрестностям
столицы, центральное правительство Византии обратилось к киевскому
князю с просьбой о военной помощи. Владимир Святославович согласился
послать на помощь свое войско, но потребовал выполнения некоторых
условий, в число которых входил вопрос о взаимоотношениях русских и
греков в Крыму. Положение императорского трона было настолько тяжелым,
что византийцам пришлось принять предложения Владимира. Восстановив при
помощи присланного Владимиром русского отряда свое положение,
византийские императоры отказались выполнить договор. Тогда Владимир
вошел с войском в Крым и весною 989 г. овладел Корсунью (Херсонесом).
Взятие Корсуни еще раз показало, какой могущественной силой располагал
киевский князь. В истории древнерусского военного искусства поход на
Корсунь интересен как древнейший пример удачного применения при осаде
приморской крепости флота и сухопутного войска. Изучение топографии
Корсуни в связи с сохранившимся в летописи рассказом об осаде этого
города дает основание утверждать, что русские войска подошли к
греческой крепости с моря и остановились в нынешней Карантинной бухте.
Однако осада затянулась на несколько месяцев, не принося желаемого
результата, так как защитники, стойко оборонявшие крепостные стены,
продолжали получать продовольствие с моря, а воду из городского
водопровода. Тогда Владимир велел перекопать водопровод, и жители,
изнемогавшие от жажды, сдались русскому князю. В первой половине XI в.
русские совершили два морских похода. По византийским источникам, около
1024 г. один из родственников киевского князя с дружиной в 800 человек
на 20 лодьях, пройдя мимо Константинополя, разбил преградивший ему
дорогу отряд греческой морской стражи. После этого боя русские
направились к острову Ле
Источник: http://slavs.org.ua/morskie-pokhody-slavyan |