Информационный сайт ru-mo
ru-mo
Меню сайта

  • Категории каталога
    Расселение и войны славян [59]
    Славянские языки и письмо [35]
    Творчество славянских народов [34]
    Славные славяне [8]
    Источники о славянах и русах [24]
    Образование славянских государств [51]
    Историческая реконструкция [20]
    Любор Нидерле [21]
    Верования, обряды, обычаи [38]
    Славянская прародина [21]
    Предшественники славян [29]
    Материалы по личности Рюрика [12]
    Древние русы, руги, росы и другие [9]
    Венеты, Венеды, Венды. [13]
    Ободриты [8]

    Форма входа

    Поиск

    Друзья сайта


    Приветствую Вас, Гость · RSS 27.11.2024, 19:11

    Главная » Статьи » История славянской культуры » Расселение и войны славян

    Заселение славянами белорусских земель
    Заселение славянами белорусских земель

    Возникновение первых государственных образований на территории Беларуси тесно связано с вопросами славянского расселения и колонизации Европы. Начало закономерно связывать с последним Великим переселением народов, когда под ударами кочевых племен в 4 - 6 вв. н. э. славяне двинулись на юг, запад и восток Европейского континента. С этого началось деление славян на три большие группы.

    Сразу следует заметить, что к этому времени Европа уже имела опыт государственного строительства на юге – римско - византийские империи. Среди новых образований ( после Рождества Христова ) еще в 3 в. франки на землях Галлии создали первые племенные союзы, а в 5 - 8 вв. при королях Хлодвиге и Пипине - Коротком имели свое королевское государство.. В 6 в. существовали королевства бургундов и вестготов, которые несколько позже попали под власть франков. В это же время были созданы и первые британские королевства. Это был наиболее ранний, первый этап создания протогосударств в Центральной и Северной Европе.

    Среди славянских народов первыми к образованию государств пришли племена, заселявшие в середине 7 в. Балканскимй полуостров, долины Альпийских гор и северные районы современной Австрии. А в Западной Македонии в 7 в. возникло полностью независимое славянское княжество – Склавиния. Оно просуществовало до 9 в., когда было подчинено Византийской империей. В Нижней Мезии на фундаменте Союза семи славянских племен в 7 в. возникло первое Болгарское государство. На чехо - моравских землях возникает государство Само – первый племенной союз. Он объединял племена Чехии, Моравии, Паннонии, Селезии, Лужиц и других земель по среднему течению реки Лабы. Это большое, но неустойчивое объединение стало предвестником других полиэтнических славянских объединений. После смерти предводителя Само в 658 г. союз распался. На этом общем фоне становится понятным и закономерным расселение славян в Беларуси и этапы создания ими ранней государственности.

    В 5 - 7 вв. н.э. началась постепенная колонизация белорусских земель славянами, которые впервые появились в Южной и Центральной Беларуси. Именно с югом Беларуси большинство ученых связывает первые археологические сведения о славянах. Материальная, бытовая культура славян значительно отличалась от предшествующей балтской. Первые славяне жили в жилищах-полуземлянках с печкой-каменкой в одном из углов, в то время как у балтов печи находились по середине жилища. Также в отличие от балтов славяне пользовались не зернотерками, а жерновами.

    В 8-9 вв. начинается массовое расселение славян по всей территории Беларуси. В начале они большими группами двигаются на север от р. Припять и быстро расселяются по Днепру, Двине, Березине и Неману, заполняя своей этнической массой всю Беларусь. Одной из самых важных этнических примет славян являются их захоронения в круглых насыпях-курганах. До сегодняшних дней курганы, словно горошины, рассыпаны по всей стране. Точное их количество сложно, но полагают, что их не меньше 2 - 3 тысяч. Курганы размещаются группами, один рядом с другим. В группе может быть 1 - 2 и
    100 - 200 курганов. Все они, как правило, разной величины. Первые исследователи еще в 19 в., как и кладоискатели, полагали, что чем выше и больше курган, тем богаче и знатней в нем похороненный человек. Но планомерные исследования археологов в 20 в. показали, что высота и диаметр кургана совершенно не зависят от социального статуса похороненного в нем челов.. Известнейшим белорусским археологом доктором наук, профессором Георгием Штыховым было высказано предположение, что размеры кургана зависели только от количества родственников в семье покойного. Чем больше их было, тем выше они могли насыпать курган. Этой точки зрения сегодня придерживается большинство ученых.

    К 9 в. балтские культуры на территории Беларуси в чистом виде практически перестают существовать. Они полностью ассимилируются славянами, чей этнос на этих землях становится базовым. В результате подобного синтеза возникают так называемые союзы племен, ставшие предшественниками первых государственных образований. Их названия хорошо известны благодаря тому, что попали на первые страницы первых, древнейших славянских летописей: дреговичи, кривичи, радимичи. Они относились к группе восточнославянского этноса и представляли собой не родовые племена, как это было в предшествующую эпоху железного в., а этно - социальные, объединенные общей культурой своеобразные прото - народности с зародышами классовой и государственной системы.

    ДРЕГОВИЧИ заселили широкие просторы белорусского Полесья, Понеманья и центральной Беларуси. Их название происходит либо от имени одного из князей – Драга (Драгавита, Другувита), либо от слова «дрыгва» ( на белорусском языке «болото»). Название также созвучно литовскому «drеgnas» - сырое, мокрое место. Следует отметить, что письменные источники упоминают об существовании дреговичей также и в Македонии, близ Солуня, во Фракии, на реке Драговица и среди полабских славян.

    Отличавшей дреговичей особенностью были женские украшения в виде зернистых бусин из меди, серебра и золота, а также похожие на перстни височные кольца, крепившиеся на специальную налобную повязку. Вместе с ножами, серпами и посудой все это определяет их как славян. Но вместе с тем, в костюме дреговичей встречаются также и браслеты со змеино - подобными концами, похожие на звездочки пряжки - характерные для балтов.
    КРИВИЧИ были самой большой восточнославянской этнической группой. Они расселились на огромнейшем пространстве от центральной Беларуси до Смоленской и Псковской земель в современной России. На происхождение названия кривичей общего мнения нет. Некоторые считают, что оно могло быть производным от имени вождя-князя Крива (Крыва), другие – родственность «по крови» - «кровные», третьи – от языческого первосвятителя Крива-Кривейто.

    Кривичи, оставшиеся жить на территории Беларуси, получили название «полоцкие», или «полочане» от города Полоцка, ставшего их столицей. Особенностью материальной культуры данного этноса были захоронения в так называемых «длинных» курганах. Эти курганы образовывались в результате того, что над покойникам насыпали не отдельный холм, а как бы «пристыковывали» к уже существовавшему. Так раз за разом и образовывалась длинная насыпь. Но вместе с тем, одновременно существовали и «классические» круглые курганы.

    В конце 10 – начале 11 в. погребальный обряд трупоположения у кривичей вытеснил предшествовавший обряд кремации.Это позволило археологам находить в могилах характерные для кривичей этноопределяющие украшения в хорошем состоянии: браслетоподобные височные кольца с завязанными концами из бронзы, меди, серебра; характерную гончарную посуду. Свидетельством влияния балтов в костюме кривичей были украшения в виде трапециевидных подвесок и головные уборы-веночки с бронзовыми трубочками-спиральками (аналог латышских «вайнагов»), костяные подвески в виде птиц, плоские браслеты, шейные гривны.

    РАДИМИЧИ своей этнической массой занимали юго-восточные земли современной Беларуси и соседние районы Смоленщины и Брянщины в России. Летописные источники сообщают, что свое название они получили от предводителя-князя Радима, который привел племена на эти земли из старопольских «ляшских» земель.
    В женских украшениях радимичей этноопределяющими были височные украшения в виде семи лучевых колец, круглые подвески-лунницы, бусины с позолотой и бисер. Влияние балтов проявилось в бытовании у радимичей пластинчатых шейных гривн.



    Источник: http://www.belarus.by/ru/belarus/history/2/1/index.php
    Категория: Расселение и войны славян | Добавил: Яковлев (26.10.2008)
    Просмотров: 6137
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]