Заселение
славянами белорусских земель
Возникновение первых государственных
образований на территории Беларуси тесно связано с вопросами славянского
расселения и колонизации Европы. Начало закономерно связывать с
последним Великим переселением народов, когда под ударами кочевых
племен в 4 - 6 вв. н. э. славяне двинулись на юг, запад и восток
Европейского континента. С этого началось деление славян на три
большие группы.
Сразу следует заметить, что к этому времени Европа уже имела опыт
государственного строительства на юге – римско - византийские империи.
Среди новых образований ( после Рождества Христова ) еще в 3 в.
франки на землях Галлии создали первые племенные союзы, а в 5 -
8 вв. при королях Хлодвиге и Пипине - Коротком имели свое королевское
государство.. В 6 в. существовали королевства бургундов и вестготов,
которые несколько позже попали под власть франков. В это же время
были созданы и первые британские королевства. Это был наиболее ранний,
первый этап создания протогосударств в Центральной и Северной Европе.
Среди славянских народов первыми к образованию государств пришли
племена, заселявшие в середине 7 в. Балканскимй полуостров, долины
Альпийских гор и северные районы современной Австрии. А в Западной
Македонии в 7 в. возникло полностью независимое славянское княжество
– Склавиния. Оно просуществовало до 9 в., когда было подчинено Византийской
империей. В Нижней Мезии на фундаменте Союза семи славянских племен
в 7 в. возникло первое Болгарское государство. На чехо - моравских
землях возникает государство Само – первый племенной союз. Он объединял
племена Чехии, Моравии, Паннонии, Селезии, Лужиц и других земель
по среднему течению реки Лабы. Это большое, но неустойчивое объединение
стало предвестником других полиэтнических славянских объединений.
После смерти предводителя Само в 658 г. союз распался. На этом общем
фоне становится понятным и закономерным расселение славян в Беларуси
и этапы создания ими ранней государственности.
В 5 - 7 вв. н.э. началась постепенная колонизация белорусских
земель славянами, которые впервые появились в Южной и Центральной
Беларуси. Именно с югом Беларуси большинство ученых связывает первые
археологические сведения о славянах. Материальная, бытовая культура
славян значительно отличалась от предшествующей балтской. Первые
славяне жили в жилищах-полуземлянках с печкой-каменкой в одном из
углов, в то время как у балтов печи находились по середине жилища.
Также в отличие от балтов славяне пользовались не зернотерками,
а жерновами.
В 8-9 вв. начинается массовое расселение славян по всей территории
Беларуси. В начале они большими группами двигаются на север от р.
Припять и быстро расселяются по Днепру, Двине, Березине и Неману,
заполняя своей этнической массой всю Беларусь. Одной из самых важных
этнических примет славян являются их захоронения в круглых насыпях-курганах.
До сегодняшних дней курганы, словно горошины, рассыпаны по всей
стране. Точное их количество сложно, но полагают, что их не меньше
2 - 3 тысяч. Курганы размещаются группами, один рядом с другим.
В группе может быть 1 - 2 и
100 - 200 курганов. Все они, как правило, разной величины. Первые
исследователи еще в 19 в., как и кладоискатели, полагали, что чем
выше и больше курган, тем богаче и знатней в нем похороненный человек.
Но планомерные исследования археологов в 20 в. показали, что высота
и диаметр кургана совершенно не зависят от социального статуса похороненного
в нем челов.. Известнейшим белорусским археологом доктором наук,
профессором Георгием Штыховым было высказано предположение, что
размеры кургана зависели только от количества родственников в семье
покойного. Чем больше их было, тем выше они могли насыпать курган.
Этой точки зрения сегодня придерживается большинство ученых.
К 9 в. балтские культуры на территории Беларуси в чистом виде
практически перестают существовать. Они полностью ассимилируются
славянами, чей этнос на этих землях становится базовым. В результате
подобного синтеза возникают так называемые союзы племен, ставшие
предшественниками первых государственных образований. Их названия
хорошо известны благодаря тому, что попали на первые страницы первых,
древнейших славянских летописей: дреговичи, кривичи, радимичи. Они
относились к группе восточнославянского этноса и представляли собой
не родовые племена, как это было в предшествующую эпоху железного
в., а этно - социальные, объединенные общей культурой своеобразные
прото - народности с зародышами классовой и государственной системы.
ДРЕГОВИЧИ заселили широкие просторы
белорусского Полесья, Понеманья и центральной Беларуси. Их название
происходит либо от имени одного из князей – Драга (Драгавита, Другувита),
либо от слова «дрыгва» ( на белорусском языке «болото»). Название
также созвучно литовскому «drеgnas» - сырое, мокрое место. Следует
отметить, что письменные источники упоминают об существовании дреговичей
также и в Македонии, близ Солуня, во Фракии, на реке Драговица и
среди полабских славян.
Отличавшей дреговичей особенностью были женские украшения в виде
зернистых бусин из меди, серебра и золота, а также похожие на перстни
височные кольца, крепившиеся на специальную налобную повязку. Вместе
с ножами, серпами и посудой все это определяет их как славян. Но
вместе с тем, в костюме дреговичей встречаются также и браслеты
со змеино - подобными концами, похожие на звездочки пряжки - характерные
для балтов.
КРИВИЧИ были самой большой восточнославянской этнической группой.
Они расселились на огромнейшем пространстве от центральной Беларуси
до Смоленской и Псковской земель в современной России. На происхождение
названия кривичей общего мнения нет. Некоторые считают, что оно
могло быть производным от имени вождя-князя Крива (Крыва), другие
– родственность «по крови» - «кровные», третьи – от языческого первосвятителя
Крива-Кривейто.
Кривичи, оставшиеся жить на территории Беларуси, получили название
«полоцкие», или «полочане» от города Полоцка, ставшего их столицей.
Особенностью материальной культуры данного этноса были захоронения
в так называемых «длинных» курганах. Эти курганы образовывались
в результате того, что над покойникам насыпали не отдельный холм,
а как бы «пристыковывали» к уже существовавшему. Так раз за разом
и образовывалась длинная насыпь. Но вместе с тем, одновременно существовали
и «классические» круглые курганы.
В конце 10 – начале 11 в. погребальный обряд трупоположения у
кривичей вытеснил предшествовавший обряд кремации.Это позволило
археологам находить в могилах характерные для кривичей этноопределяющие
украшения в хорошем состоянии: браслетоподобные височные кольца
с завязанными концами из бронзы, меди, серебра; характерную гончарную
посуду. Свидетельством влияния балтов в костюме кривичей были украшения
в виде трапециевидных подвесок и головные уборы-веночки с бронзовыми
трубочками-спиральками (аналог латышских «вайнагов»), костяные подвески
в виде птиц, плоские браслеты, шейные гривны.
РАДИМИЧИ своей этнической массой занимали юго-восточные земли
современной Беларуси и соседние районы Смоленщины и Брянщины в России.
Летописные источники сообщают, что свое название они получили от
предводителя-князя Радима, который привел племена на эти земли из
старопольских «ляшских» земель.
В женских украшениях радимичей этноопределяющими были височные украшения
в виде семи лучевых колец, круглые подвески-лунницы, бусины с позолотой
и бисер. Влияние балтов проявилось в бытовании у радимичей пластинчатых
шейных гривн.
Источник: http://www.belarus.by/ru/belarus/history/2/1/index.php |