Великое Переселение. Западные славяне. История славян полна загадок. Многие исследователи считают, что происхождение народов этой языковой группы теряется в глубине бронзового века (См. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М: Наука 1994). Но первые достоверные упоминания о них относятся к началу нашей эры. Прародина славян видимо находилась в области между Днестром, Припятью и Верхней Вислой. Здесь они подвергались различным культурным влияниям: скифо-иранскому, дако-фракийскому, антично-римскому. В последнее время ученые много пишут о кельтском воздействии /в частности, техника обработки металлов у древних славян базировалась не на скифских - весьма высоких, а на кельтских традициях/ (См.Славяне и Кельты //Седов В.В. Славяне в древности. М: Институт археологии Росс. Академии наук. 1994.). Под давлением готов и других германских племен славяне были втянуты в Великое переселение народов. Одни из них двинулись на запад и распространились вплоть до Эльбы, другие направились на юг - наводнив Балканский полуостров, третьи осваивали Причерноморье и днепровские земли. В У1 веке Центральную Европу ожидало новое потрясение - вторжение ираноязычных аваров, пришедших с низовий Сырдарьи. Авары поселились на территории нынешней Венгрии, тем самым разделив земли славянства. Последнее, таким образом, распалось на южную, западную и восточную ветви. Судьба их была различна. Южные славяне /предки болгар, сербов, хорватов, македонцев, черногорцев/ попали в сферу влияния цивилизации Средиземноморья и быстрее других приняли христианство. Западные славяне /их нынешние представители: чехи, словаки, поляки/ дольше сохраняли языческую традицию. Особое развитие она получила у обитателей южного берега Балтики: польского Поморья и междуречья Эльбы и Одера. Последние оказались в трудных условиях отражения католической экспансии Германской империи. Чтобы выжить, балтийские славяне создали воинственные княжества /лютическое, ободритское, руянское/ со множеством укрепленных городов, наиболее известными из которых были Ретра и Аркона. о этих городах, где большим влиянием обладало жречество, строились роскошные деревянные храмы. Вот как описывает главный храм Ретры немецкий хронист Х1в. Титмар Мерзебургский: «В области редариев лежит треугольный и троевратный храм Радегоста, окруженный огромным, для туземцев неприкосновенным священным лесом... В ограде находится лишь, искуснейшим образом воздвигнутое деревянное святилище, стоящее на фундаменте из логов различных животных. Снаружи стены его украшены, насколько можно видеть, великолепно вырезанными изображениями богов и богинь, внутри же стоят сделанные человеческой лукой боги, каждый с вырезанным именем; устрашения ради, одеты они в шлемы и панцири; высший бог зовется Сварожиц и все язычники его особо почитают» (Херрман И. Ободриты, лютичи, руяне. //Славяне и скандинавы. М: Прогресс 1986. с. 356-337). В особые дни, жрецы с длинными волосами, одетые в белое, совершали обряд гадания. Для этого, над скрещенными копьями проводили белого жеребца, посвященного богу, и по его походке определяли будущее. В 17 веке в немецком замке Прилвиц была обнаружена богатая коллекция идолов удивительного облика из Ретры. Правда, их часто считают подделкой. Великолепием отличался и храм в Арконе. Саксон Грамматик, датский средневековый хронист и писатель сообщал: "Снаружи храм украшался тщательно изготовленными скульптурами... Для входящих был открыт единственный вход. Само святилище заключено в две ограды. Внешняя, состоящая из стен, покрыта пурпурной кровлей; внутренняя, опиравшаяся на четыре столба, вместо стен блистала завесами... В святилище установлена огромная, превосходящая человеческий рост фигура с четырьмя головами... бороды были изображены обритыми, волосы остриженными... В деснице /идол/ держал рог для питья, исполненнмй из различных металлов, который жрец ежегодно должен был наполнять вновь, чтобы по состоянию жидкости предсказать урожаи грядущего года. Левая рука, упертая в бок, образовывала дугу... Ноги покоились на почве, и основание было скрыто в земле. Неподалеку оттуда висели узда и седло и прочие "знаки власти" божества; чудодейственность его умножал меч чудовищной величины, лезвие и рукоять которого, помимо превосходной чеканной работы, выделялись серебряной поверхность" (там же с. 358). Алексей Фанталов. "Пятиглавый Поренут".
Источник: http://mythology.webhost.ru/slavic.htm |