Заселение славянами Среднего ПодесеньяПадин В.А.
Василий Андреевич Падин. 2000 г.
|
Когда окунаешься в мир своих полевых дневников, то непременно в памяти возникают Усохский
могильник VI-VII вв., поселения этого времени Макча, Хохлов Вир, Устье, Брянов Рог и Прорва и, конечно,
поселение деснинского варианта киевской культуры III-V вв., раскинувшееся в урочище Лука. Любопытно, что все
эти памятники тяготеют друг к другу, а доследованные погребения Луки аналогичны захоронениям Усоха. Погребения
этого могильника совершены в неглубоких округлых или чуть вытянутых ямках. Кальцинированные кости очищены.
Иногда они находились в лепных, характерных для колочинцев урнах, а иногда сожжения ставились в ямку в каких-то
деревянных или лубяных, а может быть берестяных устройствах. Погребения сопровождались иногда пальчатой фибулой,
железным ножом или поясной пряжкой, пряслицем. Интересно, что похожие погребения встречены в курганах VIII-X
вв. Трубчевского некрополя. Так, интересен курган, исследованный нами у Макчи! Насыпь хорошо сохранилась,
включала много золы и мелкого угля, а подстилалась светлым песком. Сожжение происходило на стороне, а останки
находились в урне, поставленной в верхней части кургана, имеющей прямую аналогию в посуде волынцевской
культуры. В изучении славян Подесенья представляет большой интерес поселение Макча, расположенное на правом
берегу Десны у Верхнего Городца. Здесь открыты полуземляночное и наземное, чуть углубленное, жилища.
Колочинский слой перекрывается волынцевским, роменским и древнерусским, почти не разделяемыми.
Если киевская культура является, как считают археологи, подосновой пеньковской в Среднем
Поднепровье, то ее деснинский вариант лежит в основе колочинской. Топография поселения, хозяйство, погребальный
обряд исследованных памятников позволяет предположить этническую близость населения, оставившего их. Заметна и
близость в керамике. Таким образом, прослеживается стройная цепочка первобытной истории Брянщины от
праславянской почепской эпохи до Древней Руси: I-II вв. почепская культура - III-V вв. киевская культура -
VI-VII вв. колочинская культура - вторая половина VII - первая половина VIII вв. волынцевская - VIII-X вв.
роменская, входящая в Древнюю Русь. Родственны ли звенья этой цепочки? Повторяю - да. Ведь мне столько пришлось
исходить берегов, полей, лугов, столько раскопать, продумать, прочитать работы других авторов, увидеть,
общаться с рядом крупных исследователей!
Неоспорима важность находки в Трубчевске клада VI-VII вв. Клады антского времени характерны
для Среднеднепровья, открыты на Харьковщине, Курщине, а теперь и на Брянщине. Как видим, Среднее Подесенье в
раннем средневековье населяли славяне, а не балты, как пытаются доказать некоторые ученые, игнорируя
археологические материалы. Ведь сколько я прошагал и раскопал, а ни одного предмета из Прибалтики не встретил.
Нашел я перстень со змеиной головкой, но в кургане XI-XII вв. Трубчевского некрополя, когда племенные различия
резко нивелировались, и города населял разноплеменной люд. Это же касается и подковообразных фибул, купленных
в Скандинавии и использовавшихся трубчанами как поясные пряжки. Захоронения же в больших срубных ямах
Трубчевского некрополя принадлежит, как и в Киеве, местной знати, а не викингам. Ведь такие погребения
характерны для южной Руси, а Б.А. Рыбаков считает их каким-то отзвуком далеких скифских погребений. Касаясь
срубных погребений, М.К. Каргер утверждает, что "они присущи не только захоронениям знати, но и массовым
погребениям горожан". Большие гробовища характерны и для радимичских курганов. В курганах, раскопанных
нами у Радутина, обнаружены радимичские захоронения с гробовищами, стоявшими на подсыпке из золы. Здесь,
вероятно, как-то вклинивались радимичи в деснинское побережье. Вероятно, корень "рад" лег в основу
названий местных сел Радутино, Радинск, Радчино.
А вот находка варяжского меча у Любожичей остается загадкой, так как шурфовка Любожичского
городища, проведенная Институтом Археологии (Л.В. Артишевская), в которой участвовал и я, никаких следов битвы
не обнаружила. Кто оставил этот меч? Наемный викинг? Знатный русич? Мечи-то мы и покупали, и делали. Интересна
история меча, найденного когда-то на Полтавщине. Считали его скандинавским (изображены чудовища), а когда
обработали его специальным раствором, то проступило имя русского мастера.
Приверженцы балтских взглядов опираются на замечательный труд В.Н. Топорова и О.Н. Трубачева
"Лингвистический анализ гидронимов Верхнего Поднепровья". Но ведь не установлено время возникновения
названий рек и озер. Некоторые ученые считают, что гидронимы Подесенья произошли за много тысяч лет до
появления балтов, и даже до появления здесь племен шнуровой керамики, если с нею связаны балты. Например,
литовский ученый А. Сейбутис, досконально изучив названия видов рыб и прирученных в древности животных,
установил, что самым древним гидронимом является "лоша", что происходит от лососевых, водившихся в
северных морях и тамошних реках. Ученый считает, что гидронимы сложились около 15-20 тыс. лет назад, когда на
большой территории существовала языковая общность, распавшаяся, когда появились мощные клинья заболоченности
от таявшего поздневалдайского ледника, разобщившие одноязычное население на отдельные группы, где стали
складываться собственные языки, а прежние названия так и дошли до наших дней. Если "балтоманы" выводят название
Навли из литовского "нау" - "смерть", то слависты из славянского "нава" -
"русалка" - Русалочья река. Если согласиться, что Нерусса происходит от латвийского "чистая
река", "чистая вода", то почему ее притоки Марица, Кубань и Колодезь получили названия из
других, небалтских языков? Аналогию первому мы находим в Болгарии (из фракийского, восходящему к корню,
имеющему значение "море"), название второго притока отложилось, очевидно, как на Северном Кавказе,
из античного через тюркский. Название же Колодезь происходит от "колодец", "источник".
Какая-то часть названий урочищ отложилась из литовского в XV-XVI вв., когда Литва овладела Подесеньем. В
Трубчевском районе имеются Литовские могилы, оказавшиеся древнерусскими курганами, и урочища Панщина и Литовня.
Крупные ученые, исследовавшие памятники Среднего Подесенья (П.Н. Третьяков, Э.А. Сымонович,
Е.А. Горюнов, Р.В. Терпиловский) считали, что оно в раннем средневековье населялось славянами, а не балтами,
чему соответствуют и результаты наших раскопок. Археологами установлено, что волынцевская и роменская культуры
являются основой племенного союза северян. Очерчен район их обитания: Днепровское правобережье, часть
Харьковщины, Курщина, Черниговщина и юго-западный участок Брянщины, включающий Вщиж. Почти все городища имеют
здесь роменские, а некоторые - и волынцевские отложения. О расселении славян в предгородское время говорит и
летопись: "А друзие седоша по Десне, и по Семи, и по Суле и нарекошеся север". Кветунский и
Стародубский археологические комплексы сыграли в этом важную роль. Кветунь, являясь одним из крупных
северянских центров Подесенья, имела большое значение в освоении Киевом северо-восточных земель и в полюдье,
а с развитием производительных сил становится городским центром большого ополья.
Здесь начинает свою историю Трубчевск, являясь в древнейшую пору культовым центром, где
отправлялись религиозные действа обитателей большой округи, о чем говорит исследованный нами Большой
курган-святилище, перекрывавший большие кострища с пережженными костями жертвенных животных, земляные
кольцевидные оградки - солнечные символы и следы стоявших когда-то деревянных идолов. Памятник является
уникальным, так как славянских святилищ, перекрытых насыпями, еще не встречено. Кветунский комплекс,
находящийся в 9 км южнее современного Трубчевска, отличается яркими городскими признаками: колоссальный
могильник, в котором, как и в Черниговском, в погребениях отсутствовала керамика, разноэтничность погребенных
(радимичи, северяне, дреговичи), захоронения знатных, аналогичные киевским; курганные шапки, характерные для
Чернигова, значительные (15 га) размеры детинца и посада, христианские погребения, совершенные до официального
принятия в 988 г. новой религии, какая-то (торговая?) связь с Византией, о чем говорит название местного
урочища Рум.
Как видим, археологические исследования свидетельствуют об освоении Среднего Подесенья
славянами не с летописных времен, а с начала I тыс.н.э., о том, что все прослеженные нами археологические
культуры имеют этническую близость, что здесь не встречено ничего балтского, как и норманнского. Если же
скандинавы и служили, как наемники, в дружинах наших князей, то они не влияли на местную историю. Это, вслед
за великим Пушкиным, позволяет нам сказать: "Там русский дух! Там Русью пахнет!"
Источник: http://www.archaeology.ru./ONLINE/Padin/padin_zakluchenie.html |