«Полабский феномен»: малоизвестные страницы славянской истории/Поляев А.
«Полабский
феномен»: малоизвестные страницы славянской истории
(популярный
очерк)
Андрей ПОЛЯЕВ Пт Янв 21, 2005
Дополнение
Данный материал предназначался для
сопровождения рассказа И. Лигерс «Поединок волхвов», однако в номер журнала
«ВС» не попал.
В эпоху раннего средневековья (V-XI вв.)
территорию между р. Лабой (Эльбой), р. Салой (Зале) и р. Одрой заселяли
западнославянские племена, получившие в науке условное наименование «полабских
славян». Наиболее крупными и устойчивыми объединениями полабских славян были
племена ободритов (бодричей), живших по побережью Балтики между Нижней Лабой и
Одрой, и лютичей, сидевших чуть южнее - по Средней Лабе. На юге региона между
Салой и Лабой размещался сербо-лужицкий племенной союз. Восточнее ободритов, в
Поморье, между Одрой и Вислой жили поморяне.
В период с VII в. по VIII в. у полабских
славян на базе союзов племён сформировались т.н. племенные княжества. Вокруг
племенных князей собрались постоянные дружины, состоящие из элитных воинов. К
IX в. на месте центров племён выросли укреплённые грады: Бранибор (Бранденбург)
– центр лютичей-гаволян, Ретра – главный центр всех четырёх лютических племён,
Микелин (Мекленбург) и Любица (Любек) – в земле ободритов, и др. Единое
государство у полабов не сложилось, поскольку в условиях военной демократии, на
фоне непрерывных столкновений с соседями-германцами, создать твёрдую
авторитарную власть было тяжело. Лишь в XI в., после восстания против немцев,
на землях бодричей и лютичей ненадолго возникло Ободритское государство,
просуществовавшее до сер. XII в.
Балтийские славяне были хорошими
мореходами: через свои портовые города – Любицу, Рарог, Щецин, Колобжег – они
вели оживлённую торговлю со странами Западной Европы и Русью, вывозя из своей
земли зерно, соль, солёную рыбу, ремесленные изделия и осуществляя транзитные
перевозки. В общем, поморяне, как и все северные купцы-воины того времени,
вовсю «варяжили» по Балтийскому морю, т.е. и торговали, и пиратствовали. В
связи с этим есть веские основания считать, что призванный новгородскими
словенами на княжение варяг Рюрик был славянского, а не скандинавского
происхождения. Историки-норманисты пытаются доказать, что Рюрик Новгородский не
кто иной, как известный по европейским хроникам, Рюрик Ютландский – в оригинале
имя звучит не «Рюрик», а «Хрёрек». Однако с таким же успехом можно увязать
Рюрика с каким-нибудь удачливым полабским князем по имени Ререк
(по-древнеславянски, «ререк» – «сокол» - вполне подходящее имя для князя -
помните из детства сказку «Финист-Ясный Сокол»). Для Руси он тоже - «варяг
из-за моря». В самом деле, зачем призывать какого-то малоизвестного в русских
землях дана-варяга из небольшой Ютландии (Дании), если рядом же (!) находится
славная, богатая, многолюдная, воинственная, а главное – славянская,
«заморская» земля полабов и поморян? К тому же последние исторические
исследования по "Северной Руси" прослеживают явную связь северных
восточнославянских племён (новгородских словен, кривичей) с западными
"балтийскими славянами" - совокупность полабских и поморских славян.
(Может наши беломорские поморы от того и стали "поморами", что были
ими и раньше? Может превосходными моряками они стали ещё там - на балтийском
Поморье?)
У славян Полабья и Поморья развилась
своеобразная языческая культура. Обычно язычники-славяне не создавали
монументальные храмы, предпочитая поклоняться своим богам под открытым небом в
капищах и требищах, расположенных в священных рощах или у священных источников.
Полабские славяне в некоторых своих городах и в отдельных местах воздвигали
роскошные деревянные храмы, украшенные искусной резьбой и скульптурными
изображениями богов из металла, камня и дерева.
Наибольшей известностью пользовался храм
бога Святовита в городе Арконе на острове Руяне (Рюгене). Это было место
паломничества не только поморских славян, но и всех соседних языческих племён.
Возможно, остров Руян стал прообразом острова Буяна из русских народных сказок.
«Мимо остова Буяна в царство славного Салтана» пролегал путь из Западной Европы
- через Балтику, Неву, Ладогу, Волхов, Волгу, Каспий – в арабские страны. (Для
справки: в последние годы археологического изучения Старой Ладоги, древнейшего
транзитного порта в устье Волхова, была получена дендродатировка – 753 г.).
В земле лютичей в городе Ретре (Радигоще)
славился храм бога Радегаста. Сам по себе город Ретра тоже был примечательным –
по описаниям он имел девять ворот. Всё это лишь подчёркивает богатство края.
Интересно, что знаток кельтской мифологии и раннесредневековой истории, автор
эпопеи «Властелин колец», профессор Дж. Толкиен, назвал одного из магов
Средиземья, друга Гендальфа, славянским именем Радегаст. Не с намёком ли?
История славян Полабья драматична: являясь
порубежными жителями, они постоянно испытывали давление со стороны германского
мира. Сначала были грабительские набеги саксов и франков-меровингов. Затем, в
VIII-IX вв. – походы Карла Великого и вторжения данов (датчан). После
образования Восточно-Франкского государства, с сер. IX в., начался планомерный
немецкий «Drang nach Osten». В X в. представителям саксонской династии Оттонов
удалось покорить полабских славян и обложить их данью. Но в 983 г. разразилось
восстание. Вскоре немцы утратили занятые ими славянские земли за исключением
области лужицких сербов. Кстати, в этой земле до сих пор находится город Цербст
(Сербск) – столица княжества Ангальт-Цербстского - из которого происходила
небезызвестная принцесса София Августа Фредерика – будущая Екатерина Вторая.
В XI - нач. XII вв.., во времена
ободритских князей Крутого и Никлота, славяне успешно сопротивлялись немецкой
агрессии. В 1147 г. против полабских и поморских славян-язычников был объявлен
общеевропейский «крестовый поход». Многие авторитетные западные историки, такие
как Жак Ле Гофф, признают, что религиозные мотивы противоборства
немцев-христиан и славян-язычников отступают на второй план перед проблемами
экономическими и национальными, стоявшими перед германскими племенами. Они,
ограниченные бедными природными ресурсами,без колебания вступали в борьбу даже с теми соседями, которые приняли
христианство давно.
Во второй половине XII в. страна полабских
славян в конце концов была завоёвана. Эта захваченная территория в новое время
стала сердцем Германии. Здесь, чуть восточнее славянского Бранибора, стал расти
небольшой городок – нынешний Берлин.
Судьба полабов и поморян трагична: они в
какой-то мере сдержали германский «натиск на Восток», прикрыв собой поляков,
чехов и, возможно, русичей. Но поскольку оставались закоренелыми язычниками,
помощи от братьев славян, принявших христианство, так и не дождались. Получился
замкнутый круг: христианство они не принимали, так как боролись с
немцами-христианами, но, не приняв крещения, остались без помощи братских
народов.
И все же – невсё так плохо – ведь в жилах восточных немцев
течёт немало славянской крови. Как говорится: копни русского и найдёшь
татарина, а копни восточного немца и обнаружишь славянина. Быть может, именно
поэтому Екатерина Вторая так легко поняла Россию и возвеличила не только себя,
но и русскую империю. А таким «варягам», как она, на Руси всегда были рады.
«Длинные
ножи»: язычники-саксы.
(популярный
очерк)
Андрей ПОЛЯЕВ
Германские племена саксов, жившие к западу
от Эльбы, были для полабских славян, попросту говоря, «разбойниками за Лабой».
Часть саксов в середине V в., во времена Великого Переселения, покинула
германскую родину и вместе с англами обосновалась на юге Британии, образовав
народ англосаксов.
В VII-VIII вв. многочисленные саксонские
племена занимали всю территорию Нижней Германии (от Рейна до Эльбы). Они также
как балтийские славяне были язычниками и находились на стадии сложения
племенных союзов, во главе которых стояли вожди-герцоги. Река Везер делила
Саксонию на две почти равные части: восточную – территория остфалов (восточных
саксов); и западную – территорию вестфалов (западных саксов), отсюда –
Вестфалия.
Саксы являлись весьма беспокойными соседями
– своими набегами они постоянно тревожили не только полабских славян, но и
франков. Характерным сакским оружием стал длинный нож-меч – скрамасакс
(scramasax). В древности у саксов не было мечей, а лишь ножи – саксы (sax).
Столкнувшись с римлянами и кельтами, имевшими на вооружении мечи, германцы
оказались вынуждены что-то им противопоставить. Они нашли не дорогой, но
эффективный выход: стали выковывать очень длинные, тяжёлые тесаки – по
существу, однолезвийные мечи с длинной клинка 44-76 см и шириной 5-6,5 см. Эти
однолезвийные мечи были довольно увесистыми и имели двуручную рукоять. Такое
оружие в отличие от настоящего меча, гораздо проще в изготовлении, а
следовательно и более доступно. Саксы поголовно вооружались скрамасаксами и
никогда не расставались с ними. Предполагают, что эти германские племена
получили свой этноним (национальное название) именно из-за длинных
ножей-скрамасаксов.
Продолжая политику христианизации Европы и
объединения германских народов в рамках Империи франков, король Карл Великий в
772 г. начал завоевание Саксонии. Тяжёлая война длилась 33 года. Столкнувшись с
упорным и часто успешным сопротивлением саксов-язычников, Карл прибег к крайне
жестоким мерам. Разбив их в 782 г. на Везере, он приказал демонстративно
казнить 4,5 тыс. пленников. Часть эделингов (саксонская знать) во главе с
герцогом Видукиндом прекратила сопротивление и приняла христианство. Но война
продолжалась. Наиболее упорно отстаивали свою независимость нордальбинги,
жившие в устье Эльбы.
Чтобы добиться окончательной победы, король
франков заключил союз с полабскими славянами ободритами, давнишними
противниками саксов. Покорение завершилось только в 804 г. Большое количество
саксов насильно переселили на левобережье Рейна, в то же время в Саксонию
направлялись франкские колонисты. Часть Остфалии, за услугу, была отдана
ободритам - в частности, к западу от Эльбы поселилось племя древан.
Однако полного спокойствия франки не
добились: в 841-842 гг. произошло восстание «Стеллинга» («детей древнего
закона», т.е. язычников). Затем, уже в составе Германского королевства, в
1073-1075 гг., поднялось национальное восстание против франконской династии под
лозунгом: освободить Саксонию от короля и его рыцарей-швабов, снести
ненавистные «бурги» (королевские замки). Одним словом: беспокойным народом были
эти саксы.
Образ мятежной, языческой саксонской
натуры, сопровождаемый символом длинного ножа-скрамасакса, вXX в. был востребован лидерами германских
нацистов. Как известно, фашистский переворот в Германии в 1934 г. сопровождался
«ночами длинных ножей», в ходе которых уничтожались внутренняя оппозиция
национал-социалистического движения и, возможно, просто здоровые
национально-патриотические силы Германии. Увлечение идеологов третьего рейха
древнегерманским мировоззрением произошло неспроста. Ведь характерным признаком
классической языческой идеологии является крайний национализм – вселенскость
мировых религий (религиозный интернационализм) в язычестве явно отсутствует.
Поэтому Гитлер не очень-то церемонился с христианами (будь то католики,
православные или протестанты), а реанимировал германское язычество – отсюда
«ночи длинных ножей», валькирии, языческие руны на петлицах СС, языческая
мистика, Анненербе и т.п.
Да и ныне «игры в язычество» некоторых
современных политтехнологов явно попахивают фашизмом. Интересоваться своими
корнями, не быть «иванами не помнящими родства», восстанавливать своё
культурное наследие – всё это прекрасно, но во всяком деле нужно иметь чувство
меры и элементарное здравомыслие. А то иной дурак, даже Богу молясь, лоб себе
расшибёт – да что себе,он ведь и других
может без головы оставить.