Исчезнувшие народы. Авары
Эрдейи И.
Опубликовано // Природа, 1980, № 11.
|
Иштван Эрдели, доктор
исторических наук, заведующий сектором
археологии раннего средневековья
Института археологии венгерской
Академии наук. Специалист по истории и
археологии кочевых народов. Принимал
участие в археологических экспедициях
на территории СССР и МНР; один из
редакторов и авторов 3-томной «Археологии
Венгрии» (из печати вышел т. I. М.: Наука,
1980). |
Друг и соавтор Льва Николаевича Гумилева -
см. Л.Н.Гумилев "Единство и разнообразие
степной культуры Евразии в средние века: (Опыт
анализа)” на венг. яз. - "A nomad vilag egysede es
Sokretusege " //Archaeologiai Ekteslto (Budapest). - 1969. - Vol. 96. N 1. -
P. 54-617 - Соавтор: Erdelyi Istvan.
Народы, сошедшие с исторической
арены, часто не оставляли по себе мемуаров,
письменных памятников, даже документов.
Часто единственным свидетельством их жизни
являются археологические данные. Так
получилось и при исследовании истории
одного из «исчезнувших народов» - авар,
в которой многое остается загадочным.
Почти два с половиной столетия авары,
осевшие в результате Великого
переселения народов в районе Карпатского
бассейна (нынешнее Задунавье,
Центральная Венгрия, Трансильвания) [*1], обладали здесь сильной политической
властью. В IX в. они сошли с исторической
арены - растворились среди других народов. В
венгерских хрониках сведений о них
совсем нет. Определить древнюю территорию
расселения этого племени и представить
себе его повседневную жизнь нам помогают византийские
и латинские (франкские)
хроники, а также данные археологии.
Уход лангобардов
1 апреля 568 г. - последний день
пребывания лангобардов на
территории древней Паннонии. Спустя
сутки они двинулись в Северную Италию,
где и осели, образовав Лангобардское
королевство (нынешняя Ломбардия).
Их место по обоим берегам Дуная заняли
пришедшие с востока авары.
Пришествие их не было мирным.
Когда-то, после распада в V в. гуннской державы,
территорию современного Затисья и
Трансильвании населяло германское
племя гепидов. Лангобарды
вступили с ними в бой. На помощь они
призвали авар, благодаря чему
обеспечили себе победу. В результате
погибло несколько десятков тысяч воинов-гепидов;
многих победители взяли в плен. В сражении
погиб и король гепидов Кунимунд.
Каким же образом авары
появились в этих местах и были втянуты в
борьбу?
Византийский
летописец VII в. Феофилакт Симокатта
писал, что авары - это псевдоним
племен yap и хунни, которые
приняли имя могущественного азиатского
народа для большего устрашения покоренного
населения Восточной Европы. Сведения эти не
выдержали критики: позже было установлено,
что народ, называвший себя аварами,
действительно был аварами.
В XVIII в. была высказана гипотеза,
что авары - это племена, вышедшие из
Центральной Азии и известные под именем жуан-жуаней.
По другой версии, они выходцы из Средней
Азии. Однако и до настоящего времени вопрос
об их происхождении неясен.
Аварские посланцы
явились в Европу в 558 г. Они обратились к аланскому
правителю Саросию [*2], чтобы при его
содействии просить византийского императора
впустить их на территорию империи. Вскоре аварское
посольство, возглавляемое неким Кандиком,
прибыло в Константинополь.
Появление авар в византийской
столице вызвало большой интерес, ибо в
волосы мужчин были вплетены цветные ленты -
характерный убор кочевников.
Представ перед императором,
посол сказал: «К тебе пришел народ авар,
наибольший и наисильнейший из народов. Он
может легко отбить и уничтожить врага,
поэтому тебе выгодно заключить союз с
аварами: в них обретешь ты надежных
защитников».
В VI в. Византия была
могущественной державой и во многом
определяла ход европейских событий.
Соперником византийской империи
была держава франков. Король франков
Теодеберт в союзе с лангобардами
и гепидами хотел выступить против
Византии. Этим намерениям не суждено было
сбыться из-за вражды между лангобардами и
гепидами.
В это же время произошло такое
важное событие, как переселение в Карпатский
бассейн славянских племен,
представлявших серьезную военную
опасность для Византии, особенно
после их объединения с конными номадами
- кутригурами, жившими в Северном
Причерноморье.
В сложившейся для византийского
императора политической ситуации авары
были выгодным союзником. После заключения с
ними договора он отправил авар
против кутригур, родственных им утигур
и восточных славян, с которыми они
успешно сражались. После этого император
предложил им земли на территории
современной Сербии. Однако эти
земли не понравились аварам. Они
попросили для себя Добруджу,
лежащую вдоль дунайских берегов:
равнинная территория больше удовлетворяла
кочевников. Но и здесь они задержались
ненадолго. Заключив союз с лангобардами против
гепидов и победив их, они
переселились в Паннонию, ибо, по
условиям этого союза, в случае победы лангобарды
должны были покинуть эту территорию. Так и
произошло.
Византийскому императору
было на руку поражение гепидов.
После их падения он сразу же занял их
столицу, находившуюся на территории древнего
Сирмия, что вызвало, однако, длительную византийско-аварскую
распрю.
Аварский каганат и его соседи
Закрепившись на новой территории,
авары создали новое
государственное объединение - Аварский
каганат. Первым правителем был их
предводитель каган Баян. Ему было
подвластно множество обитавших здесь
племен, в том числе славяне и гепиды.
Почти столетие власть кагана
распространялась на часть территории
южнорусской степи, населенной кочевниками.
Кроме того, в конце VI в. в Аварский
каганат влились преследуемые тюрками
племена кутригуров, тарниахов
и забендеров.
В это время византийцы на своих
восточных окраинах вели войну с персами.
Подобное обстоятельство
благоприятствовало действиям авар:
вместе со славянами они в 70 - 80-е годы
VI в. производили опустошительные набеги на
земли, лежащие по нижнему течению Дуная,
которыми владела Византия.
Последняя, однако, после победы над персами
в 591 г. вытеснила на некоторое время авар
с балканских территорий.
В последующем аваро-византийские
стычки проходили с переменным успехом.
Войска кагана Баяна доходили до
Константинополя, но случалось, что византийцы
обращали их вспять, причем часть войска
кагана переходила на сторону противника.
Западные соседи авар
также не были миролюбивы. В 595 г. в союзе со
словенами им пришлось вступить в
борьбу с баварскими племенами, а
затем и с франками.
Не менее бурным был VII век. На
западной границе аварских земель славяне
во главе с франкским купцом Само
создали недолговечное (623-658 гг.) государство,
объединившее чехов, моравов, словен
и т. д. Их восстание против авар
увенчалось успехом. Более того, в 631 г. им
удалось одержать победу над франками.
Но государство распалось сразу же после
смерти Само.
В это время Аварский каганат
переживает тяжелый внутренний кризис,
связанный с прекращением династии Баяна.
С целью овладения золотым троном кагана кутригуро-болгары
подняли восстание внутри страны,
подавленное аварами. Вследствие
этого кутригуро-болгары были
вытеснены с земель каганата.
В конце 70-х годов VII в. протобóлгары
(не путать с современными болгарами - прим.
ред.) расселились по Дунаю и создали
собственное государственное объединение,
поддерживавшее до IX в. дружеские отношения
с аварами. Более того, как
сообщается в одной из византийских хроник,
один из сыновей бóлгарского
хана Куврата (Иногда его имя
произносят Кубрат -прим. ред.) после
образования в южнорусских степях Хазарского
каганата был вынужден со своим народом
вновь переселиться на аварскую
территорию. Это дает некоторые основания
считать, что с помощью протобóлгар
менялся этнический тип авар, что
подтверждается и археологическим
материалом.
Этногенез Авар
Выше уже
говорилось, что авары, согласно
одной из гипотез, являются потомками жуан-жуаней,
в кочевую империю которых одно время
входили и тюрки. Согласно другой
гипотезе, они вышли из Средней Азии и их
предками являлись варкхониты;
последняя версия подтверждается якобы тем,
что на территории Венгрии названия
некоторых селений имеют корень «варконь».
Преодолев в середине VI в. огромные
территории, авары привели с собой в
Карпаты и другие этнические элементы: иранцев
с Поволжья, кутригур из южнорусских
степей. Таким образом, сами авары
изначально представляли собой не «чистый»,
а этнически смешанный народ. Обычаи
устраивать большие могильники, хоронить
лошадей отдельно от человека
свидетельствуют о том, что среди пришельцев
были монголоиды, «частичные» же
захоронения лошадей (только ноги и череп) -
об иранских обычаях [*3].
Реконструкция черепов из одних
могильников аварской эпохи
позволяет отнести их к монголоидам.
Но в других могильниках этот тип
встречается редко, а в иных, относящихся к
той же эпохе, и вовсе отсутствует: в них были
погребены исключительно европеоиды
(североевропейского, средиземноморского,
восточно-балтийского типов).
Среди древнего населения
Центральной Венгрии были потомки сарматов
и населения древнеримских провинций,
жившие здесь еще до прихода авар, -
со всеми ними авары вступали в брак.
Если к этому прибавить еще и славянское
влияние, то окажется, что в VI -IX вв. в
Карпатском бассейне обитало этнически
смешанное население, объединенное именем
авар или обров, как они себя
называли.
Средняя продолжительность их
жизни была низкой: мужчин - 38 лет, женщин - 36
лет. Особенно часто умирали дети в возрасте
до двух лет.
Аварское общество
Пребывание авар
в Европе принято делить на три периода.
Раннеаварский период длился с середины
VI в. почти до конца VII в. Среднеаварский
период - довольно короткий, и выявление
памятников этой эпохи представляет
значительную трудность для исследователей.
С начала VIII в. до начала IX в. длился познеаварский
период, когда из обычаев исчезли ирано-монгольские
черты - большие могильники, отдельные
захоронения лошадей.
На территории Венгрии и в
соседних странах обнаружено более двадцати
тысяч погребений, относящихся к аварской
эпохе. Задача археологов заключается в
систематизации, классификации и датировке
материала. Последняя особенно сложная,
поскольку в аварских могильниках
редки монеты, позволяющие точно определить
время захоронения.
По степени богатства могильников
определяется иерархия общества. Во главе каганата
стоял каган. Его первая жена звалась
катун. Наместниками кагана
были тудун, который, вероятно,
являлся правителем отдельной части страны,
и югур. По поручению кагана дань
в стране собирали так называемые тарханы
- это, скорее всего, знать. За тарханами
- вниз по иерархической лестнице - шли вожди
племен и родов. Племенным и родовым вождям и
принадлежит чаще всего найденный во время
раскопок погребальный инвентарь (в Сентэндре,
Боче, Кунсентмиклош-Бабоне и т. д.).
Большая часть аварского
общества состояла из воинов. В погребениях
находится много оружия, так как, по
представлению древних, воины и в загробном
мире продолжали ту же деятельность, что и на
земле. Можно предположить, что захоронения
с оружием принадлежали знати, поскольку
оружие было дорогим. Часто богато
украшенные мечи и кольчуги простых воинов в
могилы не попадали, а переходили по
наследству от отца к сыну. В погребениях нет
и колчанов с полным набором стрел (известно
лишь погребение в Боче, где
захоронен вождь племени). Обычно количество
стрел не достигает и десятка. Вероятно,
каждая стрела была символом власти над
десятью свободными воинами - ведь
организация аварского войска
строилась по принятой в Азии десятичной
системе.
|
Поясной набор аварского
воина из с. Алаттян (Венгрия, VIII в.). |
Известно множество богатых
погребений ранне- и среднеаварского
периодов, сконцентрированных в средней
части Венгрии. Однако в позднеаварское
время таких погребений нет. Зато
увеличивается количество могил с бедным
инвентарем, что свидетельствует как о
расслоении общества, ведущем к возрастанию
числа людей, лишенных собственности и
попавших в зависимость, так и о влиянии
христианства, ибо церковь запрещала
языческие обряды захоронения с оружием и
конем. Тем не менее, в могилы попадали
украшения (серьги, браслеты, кольца,
перстни), головные уборы, по которым можно
судить об общественном положении
погребенного.
Каждая большая патриархальная
семья имела свое место в могильнике. Однако
знатных людей хоронили отдельно от
остальных членов семьи - в особой части
могильника; в таких отсеках обычно много
золотых вещей.
Знать хоронили иногда в гробах из
скрепленных досок. Бедняков, по-видимому,
заворачивали в циновки или какой-нибудь
другой быстро истлевающий в земле материал.
Форма могил была различной.
Известны, хотя и крайне редко, могилы «с
подбоем»: от основной ямы отходило
мешкообразное углубление для умершего.
Иногда это углубление шло параллельно
основной яме, где хоронили лошадь.
Различные формы могил
свидетельствуют о том, что авары
смешивались с другими народами постепенно,
сохраняя старые обычаи и подчеркивая тем
самым, какие этнические элементы имеют
перевес в тех или иных родах. Описанный
обычай захоронения показывает
преобладание монголоидных
элементов. Захоронения в стоячем или
сидячем положении свидетельствуют о том,
что могильник принадлежит потомкам сарматов
или же выходцам из Средней Азии.
Встречаются и парные погребения:
либо мать с грудным младенцем, либо мужчина
и женщина, что, вероятно, отражает обычай
убийства вдовы после смерти мужа. Но не
исключается и одновременная естественная
смерть супругов.
Авары, как и другие
кочевые народы, не знали развитого
института рабства. Лишь в качестве домашних
рабов они использовали попавших в плен
иноплеменных воинов и разорившихся
соплеменников.
Поселения и хозяйство Авар
В
настоящее время известно местонахождение
нескольких сот поселений VII - IX вв. Самые
крупные раскопки в Венгрии были
проведены близ г.Дунауй-вароша, где
сохранились остатки 37 жилищ. На своих
селищах авары жили в полуземлянках
с деревянными стенами, внутри которых были
сложены печи-каменки. Во многих жилищах
обнаружены зерновые ямы, а между
постройками - глинобитные очаги. В VII в.
жилища на каждом селище располагались по
кругу. (Так же располагались жилища на Эльбе
и в Молдавии.) На эти зимние селища
полукочевые авары возвращались вместе со
скотом после выпаса его на летних пастбищах.
С весны до осени они жили в
легкопереносимых юртообразных сооружениях.
Основой хозяйства авар
являлось полукочевое скотоводство.
Постепенно полукочевой образ жизни
сменялся оседлым. Поэтому часть населения (главным
образом, потомки римлян,
сарматов и переселившихся сюда славян)
занималась и земледелием.
|
Изображение мифологической
борьбы зверей на бронзовом наконечнике
пояса из с. Банхалом (Венгрия, VIII в.). |
|
Аварская руническая надпись на
костяном игольнике из могильника с.
Яношхида (Венгрня, VII в.). |
Большую
роль в аварском быту играла лошадь.
По костным остаткам установлено, что это
были лошади в основном восточных кровей,
быстрые, пригодные для передвижения в степи
и на песчаных почвах [*4].
Именно таких лошадей изобразили резчики по
кости и серебру раннеаварской эпохи.
Помимо коневодства авары
разводили крупный рогатый скот, овец, коз,
мелких кур - в погребениях не раз попадалась
раскрашенная яичная скорлупа.
Исследование костей свиньи,
найденных среди остатков пищи, которой
снабжали умершего в дальнее путешествие по
загробному миру, показало, что
славянские животноводы аварской
эпохи скрестили выведенную еще в неолите
южноевропейскую породу домашней свиньи с
североевропейской. Именно с тех пор и
существует широкораспространенная в
середине XX в. алфёльдская
жироносная порода свиньи.
О растениеводстве авар
известно мало. Остатки зерновых культур
обычно находят в обугленном состоянии. Так,
сохранились зерна проса (эту культуру
выращивали и авары, и славяне),
пшеницы (VI - VII вв.), ржи и овса (IX в.).
Землю пахали деревянным плугом с
железным сошником. На территории Венгрии
такой сошник известен с IX в., а в древней Моравии
и раньше. Пшеницу жали серпом.
В большинстве погребений
обнаружены хорошего качества глиняные
сосуды, значительная часть которых в позднеаварский
период изготовлялась на гончарном круге.
Некоторые сосуды ввозились из
окрестных мест, не издалека, поскольку
глиняные изделия не выдерживают длительной
перевозки.
На территории Венгрии
того времени обнаружены и остатки
железоплавильной печи-домны для
изготовления сырья для оружия и
сельскохозяйственных орудий.
Товары производились не только
для удовлетворения своих собственных
потребностей, но и для обмена. В аварских
погребениях находится много вещей,
ввезенных из других мест. Среди них золотые,
серебряные и бронзовые серьги, браслеты,
перстни, пряжки, головные уборы, цветные
стеклянные бусы. Очевидно, привозились
шелковые ткани и другой материал для одежды,
не сохранившийся до наших дней. За все это
платили, по-видимому, скотом, лошадьми,
кожами, шерстью.
Из латинских источников
известны торговые и рыночные места, где
появлялись со своими товарами авары
- странствующие купцы и ремесленники.
Погребение одного из них было обнаружено в
окрестностях с. Кунсентмартон.
Среди находок была пластинчатая нагрудная
кольчуга: дороги в стране не всегда были
безопасны для путников.
В Аварский каганат
приезжали купцы издалека, с Востока. По
некоторым данным, через Карпаты проходили
важные торговые пути на Запад. По обычаю
всех кочевых народов, авары взимали
с торговых караванов пошлину. В результате
престиж правителей отдельных областей
страны и самого кагана значительно
увеличивался.
Были ли у Авар деньги?
Сами авары
не чеканили своих денег. Некоторые
исследователи полагают, что авары занимались
подделкой византийских золотых монет.
Однако на всей территории каганата
обнаружено не более дюжины таких подделок,
а этого недостаточно для окончательного
решения вопроса, тем более что поддельные
деньги найдены и у соседних народов.
В VI в. византийцы
выплачивали каганату дань золотом. Общая
сумма годовой дани достигала 80 тыс. золотых
солидов, а начиная с 600 г. увеличивалась и до
100 тыс. Со временем и эти суммы стали
недостаточны. В начале VII в. византийские
императоры платили аварам «за мир»
ежегодно по 120 тыс. солидов. По некоторым
подсчетам, 1/75 часть золотого фонда Византии
выплачивалась в качестве дани аварам (годовое
поступление золота в казну империи
составляло в то время в среднем 37 тыс. кг
золота, что равнялось 8 млн. солидов).
До 626 г. аварскому кагану
было выплачено около 6 млн. солидов, что
соответствовало 25 тыс. кг золота. Это
несметное количество монет в оборот не
поступало. Вероятно, авары
переплавляли их для изготовления украшений
и сосудов; небольшая часть делилась между
вождями. Она-то и попадала в клады.
Умели ли авары читать и писать?
Археологические
данные свидетельствуют о том, что авары
знали руническое письмо: они высекали и
выцарапывали различные заклинания, чтобы
уберечься от бед, и именные знаки
собственности (тамги) на различных
предметах. Однако у нас нет данных, что эта
письменность использовалась в переписке
или в создании литературных памятников. По-видимому,
героический эпос, легенды и сказки,
существующие у всех народов, передавались
изустно [*5].
О языке авар также мало
известно. Мы можем получить о нем некоторое
представление только по личным именам и
названиям титулов, хотя и имена и титулы
могли быть и не аварского происхождения.
Причем и их сохранилось немного: имена
послов были Кандик, Солак, Кок,
одного из шаманов звали Боколаброй.
Вероятно, это имена тюркского
происхождения, равно как и титулы кагана,
тудуна, югура, тарханов.
|
Стеклянные расписные бусы раннеаварского
периода. VII в. |
Верования Авар
О верованиях авар и других народов Аварского
каганата известно очень мало. В одном
из источников упоминается главный шаман;
другой свидетельствует, что авары были
идолопоклонниками.
Ясно, что авары как бы удваивали
мир: помимо земного они мыслили себе и
загробный. Вместе с умершим в могилу обычно
клали пищу, коня с оружием, чтобы воин мог
продолжать свой путь и битвы. Потусторонний
мир, согласно шаманистическим поверьям,
состоял из нескольких уровней,
расположенных один над другим. Умершие
могли попасть на верхний уровень лишь после
различных испытаний. Такому продвижению
наверх помогали стрелы - поэтому их и клали
в колчан рядом с погребенным.
|
Золотая псевдопряжка из клада с. Тепе (Венгрия,
II в.) |
|
Глиняный сосуд позднеаварского
периода из с. Сек-нуташ (Венгрия, VIII - IX вв.). |
Перед погребальным обрядом или
во время него могильные ямы «очищались» от
злых духов с помощью огня или горящих
угольев.
Разные народы, согласно своим
поверьям, хоронили людей головой к той или
иной части света - по направлению к центру
мира или в ту сторону, откуда ждали
воскресения. У авар единой
ориентации не было - слишком
разноплеменными они были; погребение
происходило головой как на восток, так и на
запад. Во многих случаях над умершими
совершали магические действия. Уже после
погребения могилу вскрывали, вынимали
череп погребенного и читали над ним
заклинания. Боязнь того, что умерший может
вернуться с того света, побуждала иногда
хоронить покойников распластанными на
животе.
Искусство аварской эпохи
Авары
были хорошими резчиками по кости, на
роговых пластинках. Как свидетельствуют
хроники, они изготовляли великолепные
ковры, вышивки, ткани, занимались
художественной обработкой серебра и дерева.
К сожалению, ничего из этого не дошло до
наших дней. Зато сохранились прекрасные
металлические украшения - византийского
образца серьги, браслеты, кольца, перстни;
цветные стеклянные бусы и ожерелья,
изготовленные, по-видимому, на Востоке.
Свободные воины VI - IX вв. носили ремни,
украшенные металлическими бляшками. Такими
же бляшками покрывались и конские сбруи. В
позднеаварский период бляшки
изготовлялись методом художественного
литья. Среди них трудно найти две
одинаковые. На поясных ремнях закреплялись
большие литые наконечники с растительным
орнаментом, фигурками людей или с
изображением борьбы животных. Мечи и
колчаны вождей покрывались золотом,
простых воинов - серебром. Даже железные
стремена были художественно выкованы, а
некоторые инкрустированы серебром.
Глиняная посуда (возле г. Сексарда
обнаружены гончарные печи) была, однако,
слабо орнаментирована.
Падение каганата
О внутреннем положении Аварского
каганата с конца VII в. и до конца VIII в. в
письменных источниках нет почти никаких
данных. Усиливающаяся держава франков,
во главе которых в 768 г. встал Карл
Великий, постепенно подчиняла своему
влиянию все большее число народов Европы.
Были покорены саксы, некоторые славянские
племена. Проводилась насильственная
христианизация населения.
Авары были для франков
наиболее опасными противниками. Поэтому
вначале они пытались установить с ними
дружеские отношения. Для этого они
обменялись посольствами: в 780 г. в Вормс
прибыли аварские послы, а затем
посольство франков посетило
каганат. Тем не менее в 788 г. баварскому
князю Тассило удалось заключить с
аварами союз против франков. Однако войско
их было разбито. Тогда Карл
разработал план окончательной расправы с аварами.
Для этого он предварительно укрепил ряд
городов, в том числе пограничный Регенсбург.
В 791 г. франки выступили
против каганата. Наследный принц Пипин,
который вел свое войско из Италии, захватил
одну из аварских крепостей.
Основные силы франков под
предводительством Карла
подвигались на восток вдоль Дуная. У
Регенсбурга франки навели через Дунай
мост для постоянного обеспечения своего
войска с тыла. Побежденные, но окончательно
не покоренные саксы решили
поддержать авар, отправили к ним
посольство, а затем подняли восстание у
себя на родине, в тылу франков. Авар,
однако, это уже не могло спасти, так как в
самом каганате начались раздоры.
В ходе внутренней смуты был убит югур,
а позже и сам каган. В 795 г. тудун
уже пытался принять христианство и
в связи с этим отправил послов к франкам.
В 796 г. он лично прибыл в Ахен -
столицу Карла Великого и присягнул
на верность королю.
В этом же году войско франков
во главе с Пипином захватило
резиденцию аварских каганов,
по-видимому, находившуюся возле р. Тисы.
Множество авар спаслось бегством за
Тису, но еще больше попало в плен. Франки
одержали полную победу, ликвидировавшую
политическую самостоятельность Аварского
каганата. В Ахен отправились
обозы с сокровищами, накопленными аварами
в течение столетий.
В одном византийском
источнике IX в. сохранились любопытные
подробности о причинах разложения
позднеаварского общества; это рассказы
старых аварских воинов,
находившихся в болгарском плену у хана
Крума. Хан спросил у них: «Что
вы думаете, почему были разорены ваши
господа и ваш народ?» Они ответили так: «Вначале
из-за ссоры, лишившей кагана верных
и правдивых советников, власть попала в
руки людей нечестивых. Затем были
развращены судьи, которые должны были
отстаивать перед народом правду, но вместо
этого побратались с лицемерами и ворами;
обилие вина породило пьянство, и авары,
ослабев физически, потеряли и рассудок.
Наконец, пошло увлечение торговлей:
авары стали торгашами, один обманывал
другого, брат продавал брата. Это, господин
наш, и стало источников нашего постыдного
несчастья».
Все же авары долго не
смирялись с поражением. В 797 г. они восстали,
и франки вынуждены были повторить
поход, вновь увенчавшийся успехом. В конце
797 г. аварские послы опять
присягнули на верность Карлу Великому.
Однако восстание поднялось снова в 799 г., а в
802 г. были убиты франкские
должностные лица. Это были последние
вспышки: франки побеждали не
только силой оружия, но и новым
мировоззрением. В 798 г. в Зальцбурге
было учреждено епископство,
проповедовавшее аварам
христианскую религию. В 805 г. новую веру
принял сам каган.
В IX в. авары занимали уже
небольшую часть Задунавья, по-видимому,
территорию между Веной и р. Рабой.
По мнению некоторых исследователей, их
область простиралась на восток по Паннонхалмы,
где их теснили славяне.
Последние сведения об аварском
посольстве к франкам относятся к 823
г. На имперском государственном собрании
оно представляло покоренный франками
некогда известный и могучий народ. Еще в Верденском
договоре 843 г. о разделе империи Карла
между его сыновьями упоминалось «Аварское
королевство».
«Погибоше аки обре, их же нет, ни
племени, ни потомства», - говорится в «Повести
временных лет» (XII в.). Уже спустя столетие
после падения Аварского каганата
этот народ представлялся в памяти могучими
великанами (самоназвание авар - обры
- в некоторых западнославянских языках
означает великанов), о которых слагались
легенды.
-
Примечания
[*1] См.: Археология Венгрии. Т. I. M., 1980.
[*2] Об аланах см.: Хазанов А. М. «Исчезнувшие
народы». Сарматы.- Природа, 1978, № 11.
[*3] Еще в начале прошлого столетия
среди ученых возникла дискуссия о
возможном родстве дагестанских аварцев
и «исчезнувших» авар. Такое
предположение вряд ли правомерно. Язык дунайских
авар был, по всей вероятности, тюркским,
а у дагестанских аварцев -
своеобразный кавказский. Древнее название дагестанских
аварцев - маарулал - также
отвергает родство этих двух народов. Однако,
по сведениям древних авторов, среди
правителей аварцев Серира (древнее
название Дагестана) был один по
имени Авар. Быть может, кочевники авары,
продвигаясь на запад, временно
останавливались в степях Северного
Дагестана и политически подчинили или
сделали своим союзником Серир,
столица которого до IX в. находилась в с. Тануси
(недалеко от современного с. Хунзах).
Некоторые современные ученые предполагают,
что часть авар в свое время застряла
в Хазарском каганате, куда входил Дагестан;
это может свидетельствовать, по их мнению, о
непосредственной связи двух народов.
Однако историческими сведениями такое
предположение не подтверждается.
[*4] О древних породах лошадей см.:
Ковалевская В. Б. Ахалтекинцы: наследство,
за которое мы в ответе.- Природа, 1982, № 4.
[*5] В XV - XVII вв. руническим письмом
пользовались сёкеи - венгероязычное
население Трансильвании. По
сведениям венгерских хроник XIII-XIV вв., секеи
появились на территории Венгрии прежде
венгров. Происхождение рунической
письменности у секеев неясно.
Возможно, а будущем будет установлено
родство аварской и секейской письменностей:
ведь известно, что руническое письмо пришло
к народам Восточной Европы из Центральной
Азии и в VIII - IX вв. получило здесь широкое
распространение.
|