К ИСТОКАМ СЛАВЯНСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ
ТЕРМИНОЛОГИИ
(семантическая
сфера общественной организации, власти, управления
и основных функций)
Первая возрастная группа, названия которой ложатся и в основу ряда
социальных терминов, обозначается *orb-(ę-) 'ребенок'. Под этой
категорией в отличие от *mold-(ę) как термина первоначально с биологической
коннотацией имелся в виду главным образом имущественно-правовой аспект.
Зависимость от взрослых (от возрастного класса родителей) особенно отчетливо выступает в критической ситуации смерти одного из них,
когда ребенок, обозначаемый
производными от и.-е.
*orbho - (др.-гр. ορφανός 'осиротевший', др.-арм. orb 'сирота') предстает прежде всего
обездоленным (лат. orbus 'лишенный'), слабым (др.-инд. arbha-
'маленький, слабый ребенок'), несчастным (ср. не-доля, не-счастье, у-богий и
т.п.) : хет. arpuŭant-, лув. arpuwanni- 'несчастливый', arpa-š 'неудачник' (КВо XIII 260 I 12) . Дальнейшее развитие значений термина и самой обозначаемой
им социальной категории зависело от типа той более иерархически структурированной
системы, в которую она включалась. При складывании вертикальной структуры рангов, имущественные права которых
регулируются более высокой инстанцией, сирота может получить права наследника
и тем самым включиться в дальнейшее прохождение возрастного цикла в качестве
более самостоятельного равного другим члена. Эта ситуация лучше всего отражена
в кельтском (др.-ирл. orbe м.р. 'наследник', ср. р.
'наследство', галльское личное имя Orbius) и
германском (гот. arbi, др.-англ. ierfe, др.-в.-нем. arbi 'наследство' при др.-исл. erfi
'поминки', удостоверяющее связь статуса сироты со смертью родителя,
отраженной в ритуале поминок). Таким образом, неслучайно то, что сирота как
объект имущественной и правовой опеки возникает только при возникновении
раннегосударственных форм (ср.
среднеегипетские и переднеазиатские надписи III —II тыс. до
н.э., где забота о сиротах перечисляется среди главных обязанностей царя-правителя).
Из хронологически поздних, но пространственно и лингвистически близких к
славянским параллелей следует особо отметить введение специальных глав о
сиротах и вдовах в текст так называемой Помезанской Правды, регулирующей правовые отношения среди
древних пруссов. Нужно предполагать, что ранее вопрос об этих категориях обездоленных
не вставал и был частным делом. С имущественно-правовой точки зрения при парном
патриархальном браке судьба вдовы после смерти мужа оказывалась такой же, как и
судьба сироты. Можно думать, что ее будущее положение, для индоевропейского
обозначаемое производным от другого термина со значением обездоленности,
лишенности (др.-инд. vidhavā при слав. *vьdova,
прус. widdewū ср. лат. uiduus 'пустой' и т.п.), позднее так же,
как и положение сироты, могло измениться двояким образом в зависимости от
структур, в которые они включались. Объединение сирот и вдов показывается лит. našlė 'вдова', našlaitis 'сирота', от индоевропейского
названия 'смерти, рока'.
При складывании другого
типа иерархических структур, замкнутых пространственно ограниченными рамками
хозяйственной единицы (дома в широком
смысле), сирота включается в состав иерархически построенной большой семьи, где
он занимал наименее значительное положение. Статус домашнего работника,
служителя отражен в ст.-слав. РАБЪ, РОБЪ, болг. роб, с.-хорв. роб, словен.
rob, чеш. rob 'раб' (в др.-чеш. rob обозначал не только потомка, но и наследника под
несомненным влиянием социальной структуры германо-кельтского типа), ср. также
др.-арм. arbaneak 'слуга'.
Те, кого обозначали словом *orb-, существенно отличались по своему
статусу от раба в античной цивилизации
(по типологии Гельба сопоставимого только с рабством в южных штатах Северной Америки до войны за освобождение
негров: только в южных штатах и в античных государствах рабы воспроизводились в
следующих поколениях). Они были работниками в пределах домового хозяйства,
лишенными ряда социальных и ритуальных привилегий, выполняли разного рода
работу (ср. ст.-слав. РАБОТА 'δουλεία', РАБОТЬНИКЪ 'servus', болг.
работа 'работа', с.-хорв. работа 'барщина', словен. rabota, чеш.
словац. robota 'барщина' при др.-в.-нем. arabeit
'работа, тягота'). Типологическое
отличие праславянской ситуации от античной не позволяет отождествить
противопоставление свободный — раб в античном обществе с противопоставлениями
свободный (*ljudinъ, ср. лат. liber, греч. ‘έλεύθερος’, бург. liūdi как
обозначение статуса независимого и полноправного члена коллектива) —
несвободный, равный (*orvьnъ,
прус. arwis, хет. arawa-, лик. arawa- 'свободный от феодальной повинности') — неравный, зависимый работник (*orb-) —
независимый работник. Члены этих оппозиций по-разному маркированы и поэтому не
полностью налагаются друг на друга. В праславянском, как и в исходном
общеиндоевропейском, различались свободные (полноправные) и несвободные, равные
и неравные, но не было различия работ и нерабов (вопреки бытующей до сих пор в
научной литературе ошибочной точке зрения) . Последнее противопоставление
сложилось лишь на материале индоевропейских языков античности, вторичным образом использовавших индоевропейские
термины и их переосмысливших (ср., например, лат. erus 'хозяин
раба' < * esHos, др.-хет. e«ḫa« 'хозяин домашнего работника, слуги; бог по
отношению к царю' и т.д.). Данная типологическая характеристика
праславянского (как и
праиндоевропейского и ранних
индоевропейских, подобных
древнейшему хеттскому) общества, включавшего категорию домашних зависимых работников (но не рабов в античном смысле) представляется весьма важной для
определения его социально-экономической структуры.
Если для развитого античного
общества, согласно его собственному самосознанию, выделяются три категории
'орудий' (лат. instrumentum)
: 'немые'
(mutum), 'полуговорящие' (semi-vocale, домашние животные), 'говорящие' (рабы), то в типологически более
ранних обществах различие могло проходить между немыми пассивными вещами,
неговорящими, но активными домашними животными (ср. их описание в хеттской
архаической молитве как тех, которые ртом 'не говорят' — ÚL memiškanzi, латыш. męmie gari 'немые духи, домашний скот'), маленькими детьми (ср. слав. *ot-rokь 'ребенок,
раб', от *rekti 'говорить', к внутренней форме ср. лат. in-fans, чеш.
nemluvňatko
от nemluvně 'грудной
младенец') и членами другого иноязычного коллектива (немых = немцев, которые
могли быть взяты в плен и обращены в наиболее низко стоящих членов коллектива
даже по сравнению с домашними работниками; аналогичная ситуация имела место и
тогда, когда попадал в плен славянин, откуда связь его этнического названия с
наименованием раба в ряде западноевропейских языков, ср. типологически
исследованную в свое время Н.С.Трубецким связь этнонима лелегов, позднейших
лаков с обозначением раба во многих северо-восточно-кавказских языках при
положении соответствующего социального термина lulaḫḫi 'лелег'
ниже домашнего работника и работницы в иерархических перечислениях членов
домашнего хозяйства начиная с матери, отца, детей и далее к домашним работникам
и иноязычным ḫabiru 'хабиру' и lulaḫḫi). В этой типологически ранней структуре типа праславянской или хеттской
(а также навахо и т.п.) различие между предметами-орудиями, с одной стороны,
животными и маленькими детьми, — с другой, заключается не в даре речи (которого
они все лишены), а в дифференциальном признаке пассивный — активный.
Маркированное значение признака выражалось в общеиндоевропейском (а возможно,
уже и в ностратическом, судя по дравидской параллели) с помощью особого
суффикса *-nt- (ср. позднее его употребление как общеиндоевропейского суффикса
активного причастия и как хеттского показателя эргативности, переводящего любое
название среднего рода в обозначение активного деятеля — субъекта переходного
или активного глагола). След этого древнего значения при его возрастной
специализации можно видеть в праславянском использовании *-ę- < *-ent- в названиях детенышей животных и
детей человека, ср. *mold-ę-, *orb-ę и т.д. .
В отличие от подобных обозначений самого младшего возрастного класса,
стоящего на нижней грани полноправного коллектива и включаемого в последний в
определенных ситуациях и скорее в плане будущего, следующий класс, именуемый
праслав. *jun- (а также и некоторыми производными от уже упомянутых корней),
обозначает молодого человека в полноте природных сил и при этом ритуально
наделенного социальными функциями, прошедшего инициацию, в результате которой
он как герой волшебной сказки приобретает статус полноправного члена
коллектива. Славянские диалекты дают
весь спектр значений от силы плодородия
как таковой (в частности, как и в других индоевропейских языках, по
отношению к домашним животным, особенно 'бычку' и 'телке', ср. с.-хорв. j'унац,
jуница, др.-чеш. junec, пол.
juniec, полаб. jaunac,.н.-луж. junk и
т.д.) до ритуализованных обозначений
перешедшего в новый возрастной или свадебный класс (русск. юнец, юница 'новобрачные'
только в свадебных песнях, болг. юнак 'молодожен, новобрачный' и т.д.),
героя, воина (с.-хорв. jунак с соответствиями в других южнославянских языках), наконец,
совокупности входящих в данный возрастной класс (*jun-oša,
*įun-ota и др.) и самого возраста (*jun-ostь). Объединение мотивов молодожена
и воина в образе юноши в ритуализованной форме выступает в таких обрядах, как
свадебные. Исходя из ритуализованных употреблений термина, связывающих его с
обрядами типа инициации, и из его этимологии (*HÓ-éŭ- > авест. уи- 'вечность': *HéÓ-и-, лат. ae-u-om 'век', гот. ai-w-s 'время,
вечность', греч. αί-#ev
'всегда', αίων 'сила жизни, источник жизненной
энергии'; также 'временной период, эон', др.-инд. āyu-
'жизненная сила') он относился первоначально к периодически возрождающейся жизненной
силе (к вечному возвращению), к ритуализации проявления этой силы в
определенном возрасте живых существ вообще и человека в частности. В этом
смысле жених и невеста на свадьбе являются персонификацией этой вечной
молодости.
Источник: http://ameshavkin.narod.ru/litved/grammar/ivanov/social.htm |