Информационный сайт ru-mo
ru-mo
Меню сайта

  • Категории каталога
    Расселение и войны славян [59]
    Славянские языки и письмо [35]
    Творчество славянских народов [34]
    Славные славяне [8]
    Источники о славянах и русах [24]
    Образование славянских государств [51]
    Историческая реконструкция [20]
    Любор Нидерле [21]
    Верования, обряды, обычаи [38]
    Славянская прародина [21]
    Предшественники славян [29]
    Материалы по личности Рюрика [12]
    Древние русы, руги, росы и другие [9]
    Венеты, Венеды, Венды. [13]
    Ободриты [8]

    Форма входа

    Поиск

    Друзья сайта


    Приветствую Вас, Гость · RSS 27.11.2024, 21:30

    Главная » Статьи » История славянской культуры » Творчество славянских народов

    Одежда славян IX-XIII вв. (Пособие по реконструкции)
    Одежда славян IX-XIII вв.
    Пособие по реконструкции.

    Племенные различия.

    Прежде всего, говоря о славянах, следует определить, до какого периода существовали те или иные племенные имена. Первыми из летописей исчезают поляне (6452 (944) год), затем - древляне (6498 (990) год), новгородские словене (6526 (1018) год), кривичи (6635 (1127) год), дреговичи (6657 (1149) год), радимичи (6677 (1169) год), северяне (6691 (1183) год) и последними - вятичи (6705 (1197) год).1 После этого, говорить о реконструкции какого-то определённого племени неверно, скорее следует говорить о какой-либо конкретной территории.

    Материалы.

    Материи домотканые: грубое сукно, холст (горожане). Лён был либо белый, либо небелёный, а шерсть2 была достаточно разнообразных цветов: натуральные цвета (белый, коричневый, чёрный), красный, зелёный, жёлтый, чёрный, а также могла быть клетчатой или полосатой. Остальные материи (тонкое шерстяное сукно, шёлк3, тяжелая золотая парча и аксамит (золотая или серебряная ткань с разводами)4 , златотканые ленты, различные лёгкие и прозрачные ткани5)6 были привозными.7 Экспорт тканей в IX-XI вв. в основном шёл из Византии, Трапезунда, а также из греческого Херсонеса в Крыму, много тканей привозили непосредственно из Азии по торговому пути, шедшему по Хвалынскому (Каспийскому) морю и Волге.8 Конопля упоминается в исторических памятниках наряду со льном только с XI в.9 Ткани IX-X вв. определённо изготовлены на вертикальном ткацком стане, о чём свидетельствует так называемая третья, или начальная, кромка, вытканная на четырёх дощечках с четырьмя отверстиями, характерная только для вертикального стана.10
    Не следует забывать, что существует региональная специфика. Например, у вятичей преобладали полушерстяные и шерстяные клетчатые ткани (пестрядь) с различным рисунком клетки, у кривичей же - ткани саржевого переплетения, сукно и войлок. В то же время общее у них то, что под шерстяной тканью найдены остатки тонких тканей полотняного переплетения.11
    Обувь изготавливали из древесной коры, лыка (лапти), кожи сыромятной и дублёной (юфть – толстая, опойка – более тонкая).12
    Меха: овчина, куница13, белка, горностай14, соболь, лисица, выдра, бобёр. При изготовлении одежды меха использовались для подшивки, или отделки.15

    Источники.

    Целых предметов одежды IX-XIII вв. до нашего времени не сохранилось, и основным источником служат остатки одежды и украшения, находимые при раскопках древнерусских поселений и погребений.16
    Кроме археологических данных об одежде восточных славян этого периода наиболее полное представление дают несколько изобразительных источников.17
    1. Codex Gertrudianus (Кодекс Гертруды) - псалтырь XI в. трирского архиепископа Эгберта, с изображением князя Ярополка, его жены Ирины и матери Гертруды.18
    2. "Изборник" Святослава (1073 г.), с миниатюрой, изображающей княжескую семью.
    3. Из миниатюр, изображающих целые фигуры в чешском костюме языческого периода, наиболее правильные - в легенде о св. Вацлаве в Вольфенбюттельском кодексе (кон. X - нач. XI вв.)
    4. Среди византийских рукописей большой интерес представляет изображение болгар, изъявляющих покорность императору Василию II Болгаробойце (975-1025 гг.), на миниатюре греческого псалтыря нач. XI в. и изображение болгар в менологии того же императора в одеждах славянского типа.
    Рис. 1
    Рис. 2
    Рис. 3
    Рис. 4a
    Рис. 4b
    Рис. 4c
    Рис. 14
    Рис. 5
    Рис. 6
    Рис. 7
    Рис. 8
    Рис. 9
    Рис. 10a
    Рис. 10b
    Рис. 11
    Рис. 12
    Рис. 13
    Рис. 15
    Рис. 16
    Рис. 17
    Рис. 18

    Предметы одежды.

    1. ВРЕТИЩЕ – грубая ткань, рогожа, мешковина.19
    2. РУБ – кусок ткани, комплект простонародной одежды (рубаха и узкие порты).20 Вид грубой конопляной или льняной рубашки длиной до колен, весьма просторного покроя, с воротом и рукавами.21 Рис. 1
    3. РУБАХА, СОРОЧИЦА - главный (иногда единственный) предмет одежды из полотна, тонкой шерсти, шёлковых материй. По покрою - туникообразная (из одного полотнища), клинообразные вставки расширяют подол, ромбические ластовицы в области подмышек; рукава - узкие, длинные; вырез ворота - круглый, или четырёхугольный, а разрез на нём либо "прямой" (посередине груди), либо, реже, "косой" (на левой или правой стороне груди). Существуют также иные варианты архаичного кроя.22 Рис. 2
    А) МУЖСКАЯ – до колен (иногда ниже); носили навыпуск, подпоясывая узким ремнём (с металлическими пряжкой и бляшками) или тканым шнурком (возможно, с кистями); ворот, подол, края рукавов украшались вышивкой.23
    Б) ЖЕНСКАЯ – до ступней (до полу – отсюда «подол»), но могла быть и до икр; рукава собирались в складки у запястья и сдерживались обручами (браслетами) из бронзы; пояс в виде шнура с кистями, или шерстяной вязаный; ворот, подол, края рукавов – обильная вышивка, или аппликация из другой ткани.24
    4. СРАКА, СРАЧИЦА - короткая лёгкая свободная туника, украшенная роскошной каймой и застёгивающаяся у шеи или на плече; упоминается в источниках ча-ще всего в XI в.25
    5. СУКНЯ, СУКНО, СУКЬМАНЬ - более грубая туника, изготовленная из сукна; верхняя одежда.26
    6. ПОРТЫ, ГАЧИ – неширокие, из прямых полотнищ, в шагу – ластовица, пояс широкий, без разреза, на вздержке – гашнике, завязывающейся вокруг талии; ниже колен, но не достигали щиколоток; заправлялись в голенища сапог или онучи /ноговицы/ + «копытца» (шерстяные носки27).28 Рис. 3
    7. ПОНЁВА (название получила в XVI в.)29 – несшитый кусок клетчатой полушерстяной ткани, который носили на вздержке, завязанной так, что края расходились спереди (для того, чтобы был виден подол); вятичи предпочитали синюю клетку, а радимичи – красную.30
    8. СВИТА - верхняя одежда с длинными рукавами (как мужская, так и женская); длинная (до икр), плотно облегала стан, имела отложной воротник и обшлага (иногда), полы её могли быть украшены вышивкой.31
    9. ЖУПАНЪ, КАБАТЪ - длиннополая верхняя одежда, застёгивавшаяся на ряд пуговиц или петлиц, с опущенным или стоячим воротником, стянутая поясом. Скорее всего, чужеземная одежда; княжеская, или богатых людей.32
    10. КОЖУХ – из кожи животного мехом внутрь, преимущественно из овчины.33
    11. ВОТОЛА (изготавливали из толстой льняной или посконной ткани) – безрукавный плащ; застёгивалась у шеи и свисала до колен или икр; возможно, имела капюшон; у крестьян завязывалась шнурком.34
    12. КРЗНО, КЪРЗНО35 - роскошная меховая накидка; закреплялся на плече фибулой или пуговицей (ГОМБЪ, ПУГЫ, ПУГВА).36
    13. РУКАВИЦЫ - шились из целого куска овчины, сложенного вдвое мехом внутрь (Старая Ладога, VIII-IX вв.).37 Рис. 18

    Вышивка.

    Вышивка на одежде, помимо чисто эстетических функций имела также охранительные, она рассматривалась как оберег; поэтому и дома ходили в рубахах, у которых были вышиты ворот, подол, обшлага рукавов.38
    У славян основным цветом вышивки был красный. Красный цвет не только "красивый", но и цвет магический, обережный; остатки подобных верований можно легко найти в ритуалах крестьян XIX в. Д.К. Зеленин объясняет значение красного цвета, как оберега, тем, что красный цвет символизирует огонь.39 Для окантовки узора служил чёрный цвет. Вышивка делалась шерстью и шёлком-сырцом, окрашенными мареной (красный - от почти алого в шёлке до коричнево-буро-красного в шерсти), ольховой корой и окисью железа из болотной руды (чёрный для шерсти).40 В качестве основных элементов орнамента можно назвать символы-обереги: засеянное поле, солнце, вода, "деревья-цветы" (символы плодородия как мужского, так и женского); а также самые простые геометрические орнаменты, например, полоса зубцов, либо треугольников.41
    Богатые люди также могли себе позволить вышивку золотной и серебряной нитью. Именно такая вышивка лучше всего сохранялась, и образцы её дошли до нас.
    Около дер. Кнутихи на р. Уводь в пяти погребениях найдены остатки шёлковой отделки воротников рубах, расшитых золотной нитью. На полоске импортной ткани полотняного переплетения вышита гирлянда из S-видных вьюнов, в круги которых помещены четырёхконечные кресты.42

    Головной убор (убрусь).

    Древнерусские женские головные уборы делятся на 3 типа.43
    ТИП I. Платкообразные и полотенчатые - ПЛАТ, ПОКРОВ, ПОВОЙ. Рис. 14
    NB: Замужние женщины носили платки полностью покрывающие волосы.44
    1. Шерстяные и полушерстяные.45 Известны платки, расшитые бисером, бляшками, трапецевидными подвесками (Московская, Смоленская, Вологодская области), кроме того, в северо-западных районах Руси нередко находят ВИЛЛАЙНЕ.
    2. Из пасконных нитей. В захоронении начала XI в. (Гомельская область) головной убор был украшен над челом полосой бляшек из оловянисто-свинцового сплава ромбической формы. В погребении конца XII в. (Минск) сохранилась белая лёгкая ткань полотняного переплетения (рядина) под ОЧЕЛЬЕМ, украшенным прямоугольным куском шёлковой ткани с вышивкой.
    3. Шёлковые.46
    ТИП II. Сложные головные уборы из множества деталей (составные и шитые).47
    ТИП III. Головные уборы ленточной конструкции.
    Серебряные пластины с завитками на конце - налобные венчики - и орнаментированные пластины, воспроизводящие форму человеческого уха, - наушники.48
    ВЕНЧИК – полоса из металла, ткани с вышивкой нитью или из стеклянных бус.49
    NB: Этот тип мог комбинироваться как с первым, так и со вторым типом головных уборов.50
    Мужской головной убор славян IX в. - шапка языческого времени - известен только по скульптурным изображением на идолах и представляет собой полусферическую шапку с околышем.51 Рис. 5. Среди археологических находок более позднего времени есть валяная темно-серая шапка из г. Орешка и плетёная из сосновых корней летняя круглая шляпа с плоской тульей и довольно большими полями из Новгорода.52

    Обувь. Рис. 6

    1. ПОРШНИ – прямоугольный кусок кожи со сшитыми попарно углами и продёрнутым по верхнему краю шнуром; ажурные поршни – с прорезями на носке; прикреплялись к ноге длинными кожаными поворозами.53
    2. ЛЫЧЪНИЦА, ЛЫЧАКЪ, ЛАПЪТЪ - обувь, плетёная из лыка липы, берёзы и других пород деревьев, которая крепилась с помощью длинных завязок - оборы, - пропущенных через борта и обматываемых вокруг ног; носилась поверх чулок, носков, ноговиц или обмоток. Наиболее архаичный вид обуви.54
    3. ЧЕРЕВЬЯ (БАШМАКИ55) - мягкая обувь из дублёной коровьей или козьей кожи с отворотами выше щиколотки, цельнокроеная или из 2-х кусков кожи для верха и подошвы (известны 2 варианта - со швом сбоку, или со швом сзади); крепились с помощью ремешка, пропущенного через ряды дырочек в области щиколотки; часто украшались вышивкой.56
    4. САПОГИ, ПОЛУСАПОЖКИ - мягкая, сшитая из нескольких слоёв тонкой кожи подошва; несколько заострённый или тупой носок; короткие, ниже колена, голенища; верхний край срезался косо, так, что спереди был выше, чем сзади; швы по обеим сторонам ноги.57

    NB: жёсткой подошвы до XIV в. не прослеживается!!!

    Украшения. Рис. 7

    1. ВИСОЧНЫЕ КОЛЬЦА подвешивались на лентах, или ремешках к головному убору, вплетались в волосы, могли использоваться как серьги58, изготавливались из серебра, бронзы, меди; именно по височным кольцам можно было отличить женщин разных племён.
    А) проволочные: с 1-2 завитками, S-образные59 - северяне (по 2-4 с каждой стороны головы)60, дулебские племена, смоленско-полоцкие кривичи (браслетообразные завязанные височные кольца); Рис. 8.
    Б) щитковые (проволока раскована местами в пластинки) - словене ильменские (ромбощитковые, овальнощитковые, часто подвешенные к серебрянному или бронзовому тонкопластинчатому головному венчику)61;
    В) лучевые и лопастные (литые, состоящие из полукольца-дужки и пластинчатой фигурной части) - радимичи, вятичи (самыми ранними были семилопастные кольца с округло-расширенными лопастями, лишёнными орнаментации (XI-нач.XII вв.); лопасти колец XII-XIII вв. приобретают секирообразные очертания, появляются боковые колечки, щитки орнаментируются сначала заштрихованной полосой в один, а затем в два ряда)62;
    Г) бусинные (из проволочного кольца с нанизанными на них бусинами): однобусинные, трёхбусинные, многобусинные - дреговичи. Рис. 9.

    2. ШЕЙНЫЕ УКРАШЕНИЯ
    Вятичи - гривны нескольких типов и ожерелья из большого числа бус, разнообразных по форме и окраске; очень распространено было чередование хрустальных шарообразных бусин с сердоликовыми бипирамидальными;63 на территории изредка встречаются раковины-каури.64
    Радимичи - в составе ожерелий обычны стеклянные бусы различной окраски, а также позолоченные и посеребрённые, нередки монетовидные привески, лунницы, бубенчики и сердоликовые бусы; среди нагрудных привесок выделяются собственно радимичские: гроздевидные, биэллипсоидные, петельчатые и язычковые; в гривнах заметно балтское влияние.65 Рис. 11.
    Кривичи смоленско-полоцкие - довольно частыми находками являются ожерелья, составленные из бус, а иногда и металлических привесок; наиболее распространённые бусы - стеклянные позолоченные или посеребрённые бочкообразной или цилиндрической формы; привесками служили лунницы, круглые пластинчатые или ажурные подвески, бубенчики, изредка, просверленные клыки животных; наибольший интерес представляют подвески в виде пластинчатого конька, тело которого обычно украшено циркульным узором, поскольку на территории кривичей найдено свыше 80% подобных украшений.66 Рис. 12.
    Словене ильменские - свойственны небогатые ожерелья, состоящие преимущественно из стеклянных и пастовых бус разных цветов; менее многочисленны сердоликовые (призматические и многогранные) и хрустальные (призматические, шарообразные и многогранные) бусы; среди привесок есть лунницы, бубенчики, монетообразные и ажурные. Рис. 13.
    2а. Ожерелья (древний славянский термин, означающий украшение на шее, иногда воротник - от слова ЖЕРЛО - "шея").67
    а) в северных регионах в языческий период - синие зонные стеклянные бусы, иногда добавляются зелёные бусы, изредка тёмно-синие бусы с белыми, жёлтыми и красными глазками68
    б) металлические69, каменные, стеклянные бусы, иногда бронзовые бубенчики70
    в) ожерелья состояли из ниток бисера, бус и какой-нибудь металлической привески71
    Ожерелья, найденные в погребениях:
  • 171 зерно бисера жёлтого, чёрного и ярко-зелёного цвета
  • 11 зонных бус (одиночные, двойные, тройные) из синего, голубого и серого стекла и одна эллипсоидная со сплошной инкрустацией
  • 20 зонных бус бесцветного стекла и бронзовая замкнутая лунница
  • 3 зонных синих стеклянных бусины, 3 пастовых и круглая иконка-привеска с поясным изображением Христа Вседержителя
  • посеребрённые зонные бусины ярко-зелёного цвета, бусинный бисер и серебряная иконка святого-воина
  • 46 бусин синего стекла и белой пасты и круглой иконки
  • 2б. Гривны (ГРИВЬНА - в качестве названия мужского шейного украшения термин известен с XII в.) самые разнохарактерные (их носили также отроки-дружинники)72, встречаются с IX по XIII вв., возможно, в какой-то период были и денежными знаками73, изготавливались из серебра, биллона, меди, бронзы, железа.
    А) дротовые - из круглого в сечении дрота, который в горячем состоянии перекручивали, отчего на его поверхности появлялась винтообразная нарезка; застёгивались на груди, застёжкой, имеющей форму петли и крючка, или петли и многогранной головки;
    Б) проволочные - иногда на них нанизывали бусины, или подвешивали монеты-привески, или оплетали кружевом из тонких проволочек;
    В) витые - из двух-трёх круглых в сечении проволок, свитых в жгут, иногда более сложные, т.е. состоящие из нескольких сдвоенных проволок, перевитых сканой нитью;
    Г) пластинчатые - орнаментированные серповидные; из пластины, согнутой в трубку;
    Д) плетёные.

    3. ОБРУЧЬЯ (с XII в. - украшение на руке) - преимущественно женское украшение, носившееся на запястье, реже - в области локтя, часто поверх длинного рукава.
    А) круглопроволочные (дротовые)
    Б) витые
    В) ложновитые
    Г) кручёные
    Д) плетёные
    Е) литые
    Ж) полые
    З) массивные
    И) пластинчатые
    Й) створчатые74

    4. ПЕРСТНИ (ПЬРСТЕНЬ - известен с XI в. в значении украшения на пальце руки, иногда в значении перстня с печатью), кольца (КОЛЬЦЕ - встречается с XIII в., иногда означает ушное украшение)75. У вятичей наибольшее распространение получили решётчатые перстни.76

    Иллюстрации.

    Рис.1. Рисунок. Выкройка рубахи.
    Рис.2. Рисунок. Архаичные раскрои рубах.
    Рис.3. Рисунок. Выкройка портов.
    Рис.4а. Ткань шёлковая саржевого переплетения с вышивкой золотными и шёлковыми нитями (курган "Чёрная могила", X в.) и фрагмент воротника из гробницы у церкви Иоанна Богослова (Смоленск, кон.XII - нач.XIII вв.). [Фехнер М.В. Золотное шитьё Древней Руси.]
    Рис.4b. Фрагмент воротника из женского курганного захоронения дер. Кохины Смоленской области (XII в.) и стоячий воротник с золотным шитьём (Балахнинский район Горьковской области, XII в.). [Фехнер М.В. Золотное шитьё Древней Руси.]
    Рис.4с. Детали украшения одежды (составлена М.А. Сабуровой). [Археология. Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997.]
    Рис.5. Фотография. Шапка.
    Рис.6. Обувь (по материалам раскопок): а - лапоть; б, в - поршни; г, д, е - черевья; ж, з - сапоги. [Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.]
    Рис.7. Серебряные привески и лунницы X в. из Гнёздова (клад 1868 г.).
    Рис.8. Украшения северян XI-XII вв. из курганов близ с. Белгородка-Николаевка.
    Рис.9. Украшения дреговичей XI-XII вв. из курганов, раскопанных В.З. Завитиевичем в бассейне Березины и в окрестностях Мозыря.
    Рис.10а. Украшения вятичей XI-XIII вв. из курганов Аниськино, Меренище и Пузиково.
    Рис.10b. Украшения вятичей XII-XIII вв. из подмосковных курганов Бессониха и Пузиково.
    Рис.11. Украшения радимичей XI-XII вв. из курганов Козаричи и Лютково.
    Рис.12. Украшения кривичей XI в. из смоленских курганов Бочарово, Волочек и Колчино.
    Рис.13. Украшения словен новгородских XI-XIII вв. из курганов Беседа и Волковицы.
    Рис.14. Реконструкция женского убора северян. [Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995.]
    Рис.15. Реконструкция женского убора радимичей. [Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995.]
    Рис.16. Реконструкция женского убора вятичей. [Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995.]
    Рис.17. Реконструкция женского убора словен. [Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995.]
    Рис.18. Рукавица из Старой Ладоги (слой VIII-IX вв.). [Седов В.В. Одежда Восточных славян VI-IX вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.]

    Комментарии.

    1. Арциховский А.В. Курганы вятичей. М., 1930.
    2. Большинство староладожских тканей были шерстяными и выполнены в традиционной технике северной Ев-ропы того времени - саржевое переплетение в 4 нитки (2/2). Из 35 исследованных кусков ткани только 2 выполнены в переплетении в 3 нитки (2/1). [Седов В.В. Одежда Восточных славян VI-IX вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.]
    3. Известны шёлковые паруса на русских ладьях в 907 г.
    4. Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000. С. 243-273.
    5. Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000. С. 243-273.
    6. Незначительные остатки роскошных тканей сохранились в курганах юга Киевской, Черниговской и Полтавской губерний, однако вопрос этот освещён плохо. [Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000. С. 243-273.]
    7. Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.
    8. Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000. С. 243-273.
    9. См. церковный устав князя Ярослава (#24).
    10. Седов В.В. Одежда Восточных славян VI-IX вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.
    11. Сабурова М.А. Древнерусский костюм// Археология. Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997. С. 94-95.
    12. Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.
    13. Киевский князь Олег в 883 г. стал брать дань с древлян куньими шкурками. [ Седов В.В. Одежда Восточных славян VI-IX вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.]
    14. Под 859 г. в ПВЛ говорится, что поляне, вятичи и северяне платили дань хазарам по беличьей и горностаевой шкурке с каждого двора. [ Седов В.В. Одежда Восточных славян VI-IX вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.]
    15. Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000. С. 243-273.
    16. Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.
    17. Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000. С. 243-273.
    18. Подробнее см.: Кондакова Н. Изображение русской княжеской семьи в миниатюрах XI в. Пб., 1906.
    19. Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.
    20. Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.
    21. Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000. С. 243-273.
    22. Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.
    23. Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.
    24. Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.
    25. Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000. С. 243-273.
    26. Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000. С. 243-273.
    27. По Нидерле - короткие, доходившие до колена чулки.
    28. Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.
    29. Сам термин "панёва" известен с XI в., но означал он просто определённый тип ткани.[Лебедева Н.И. Этнологические материалы.Рязань, 1997.]
    30. Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.
    31. Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.
    32. Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000. С. 243-273.
    33. Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.
    34. Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.
    35. Оба названия засвидетельствованы в источниках X-XI вв.
    36. Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000. С. 243-273.
    37. Седов В.В. Одежда Восточных славян VI-IX вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.
    38. Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.
    39. Зеленин Д.К. Магическая функция примитивных орудий.
    40. Гаген-Торн Н.И. Женская одежда народов Поволжья (Материал к этногенезу). Чебоксары, 1960.
    41. Варианты швов смотрите в моей статье "Швы: Краткое пособие реконструктора" на http://www.dom-np.narod.ru
    42. Уткин А.В. Курганный могильник близ деревни Кнутихи на р. Уводь// КСИА. Вып.205. Славяно-русские древности. М., 1991.
    43. Сабурова М.А. Древнерусский костюм// Археология. Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997. С. 95-99.
    44. Седов В.В. Одежда Восточных славян VI-IX вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.
    45. В женском захоронении Волковской курганной группы Московской области найдена полушерстяная клетчатая ткань (рисунок клетки сделан красными, чёрными и жёлтыми нитями), внутри клеток сохранились ажурные полосы, образованные за счёт выпавших нитей растительного происхождения. Расположение ткани в области черепа и груди говорит о её принадлежности платку. Датировка: начало XII - 1 половина XIII вв.
    46. В частности известны фрагменты фаты (красный, ярко-розовый прозрачный шёлк) XII-XIII вв.
    47. Подробнее см.: Сабурова М.А. Древнерусский костюм// Археология. Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997. С. 96-97.
    48. Седов В.В. Одежда Восточных славян VI-IX вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.
    49. Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.; Антонович в житомирских могильниках нашёл возле черепов куски берёзовой коры, обтянутые тканью и украшенные бусами. [Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000. С. 243-273.]
    50. Сабурова М.А. Древнерусский костюм// Археология. Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997. С. 99.
    51. Седов В.В. Одежда Восточных славян VI-IX вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.
    52. Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.
    53. Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.
    54. Сабурова М.А. Древнерусский костюм// Археология. Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997.
    Первое упоминание лаптей в ПВЛ - конец X в. (985 г.), в XII в. Даниил Заточник пишет отцу: "Лучше бы ми нога своя видети в лыченицы в дому твоём, нежели в черлене сапозе в боярстем дворе". Кочедыки - инструменты для плетения лаптей - находят в поселениях раннего железного века лесной полосы Европейской России I тыс. н.э. [Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.]
    55. Термин появился не ранее XV века.
    56. Подробнее см.: Сабурова М.А. Древнерусский костюм// Археология. Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997.
    57. Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.
    58. Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.
    59. Седов В.В. Одежда Восточных славян VI-IX вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.
    60. При исследованиях курганов в Броварке на р. Сула получены материалы, позволившие реконструировать женский головной убор северян. Кроме шапочки голова украшалась серебряным пластинчатым венчиком с мелкими подвесочками надо лбом. У висков с двух сторон подвешивались спиральные кольца, а у одного из висков, кроме того, имелась длинная проволочная привеска с 11 бубенчиками. [Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995. С.364-365.]
    61. Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995. С.371.
    62. Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995. С.366-367.
    63. Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995. С.367.
    64. Арциховский А.В. Курганы вятичей. М., 1930.
    65. Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995. С.368.
    66. Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995. С. 370.
    67. Археология. Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997. С.63.
    68. Седов В.В. Одежда Восточных славян VI-IX вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.
    69. Крупные зернёные бусы, изготовленные из цветных металлов и получившие широкое бытование в земле дреговичей, стали этнографическим маркером этого племени. [Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995.]
    70. Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.
    71. Уткин А.В. Курганный могильник близ деревни Кнутихи на р. Уводь// КСИА. Вып.205. Славяно-русские древности. М., 1991.
    72. Седов В.В. Одежда Восточных славян VI-IX вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.; Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.
    73. Археология. Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997. С. 65.
    74. Подробнее о типах браслетов см.: Археология. Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997. С. 73-76.
    75. Археология. Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997. С.63.
    76. Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995. С.367.

    Источник: http://dom-np.narod.ru/rekon/stl/dresslav.html
    Категория: Творчество славянских народов | Добавил: Яковлев (15.03.2008)
    Просмотров: 6031
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]