И.И. Голиков. Автопортрет |
120 лет со дня рождения Ивана Ивановича Голикова 6 января 1887 года
Иван Иванович Голиков, выдающийся потомственный иконописец села Палех, основатель и корифей
современной палехской росписи, в которой причудливо соединились приёмы иконописи и народной буколической
живописи
Искусство Палеха свидетельствует о неистребимой душе народа, о неискоренимости таланта самородков.
После разорения ордой Батыя крупнейших городов - православных культурных центров - Владимира, Суздаля,
Ростова Великого множество мастеров рассеялось по менее разорённым краям. Среди бежавших в глухие окраинные
леса было немало искусных ремесленников, иконописцев, талантливых обитателей городских посадов. Они, видимо,
и заронили в лесных поселениях Палеха, Холуя, Мстеры зёрна великой умелости, которые живой эстафетой поколений
донесли до XX века отблески древнерусской художественной культуры.
С веками в этих местах не гасло, а росло искусство крестьян-изографов. Наиболее талантливые представители
всех поколений умельцев-палешан, черпая из кладезя великих предшественников и современников, постепенно
выработали свою самобытную палехскую манеру иконописи. Мастерство их широко признавалось в России. Артели
церковной росписи из Палеха работали в Московском Кремле, расписывали храмы по всей Волге, добирались
и до западных пределов страны - в Псков, Карелию, в православные храмы Прибалтики, Польши и Финляндии.
Однако в конце XIX - начале XX века необходимость конкуренции с дешёвыми изделиями фабричного толка приводит
к упрощению и даже упадку крестьянского иконописного искусства. Производство иконы было раздроблено на
мелкие "мануфактурные" операции. Сфера творчества резко сузилась.
Новый удар по Палеху нанесли годы революции и гражданской войны с их воинствующим богоборчеством и
деятельностью неистового пролеткульта. Редким могучим талантам - таким, как палешанина Дмитрия Корина,
удалось найти своё место в высокой живописи, сохранить несгибаемый русский дух. Казалось бы, всё - палехское
самобытное искусство погибло. Но талант народа - неисчерпаем и неубиваем. Стараниями энтузиастов-палешан,
при активной поддержке А.М. Горького, искусствоведа А.В. Бакушинского, молодого писателя Е.Ф. Вихрева
древнерусская живопись Палеха дала неожиданный животворный росток. В декабре 1924 года группа бывших иконописцев
основала здесь знаменитую Артель древней живописи, положившую начало звонкому, как былинное слово, и прекрасному
в сиянии немеркнущих красок искусству лаковой миниатюры. Чтобы не погубить великий художественный промысел,
Ивану Голикову пришлось публично заявлять и доказывать личным творчеством: "Палешане не только одних святых
писать могут". Среди его "Троек", "Битв" и "Праздников" нет двух схожих композиций. Каждодневное творчество
в новых исторических условиях продолжалось. Шкатулки, ларцы, броши, пластины на папье-маше, написанные
темперными красками с их необычным решением композиций на исторические, литературные, фольклорно-песенные
темы, очень скоро стали известны не только в России, но и во всём мире. При этом важно видеть и знать,
что подлинная палехская шкатулка - не просто одно из ярчайших проявлений народного представления о красоте,
но и хранительница многовековой традиции древнерусского изобразительного искусства. Палехские художники
сумели плодотворно использовать многовековые традиции иконописи и фрески для исторических, литературных
и сказочных сюжетов не только в области лаковой миниатюры, но и для росписи зданий, в сценографии, наконец,
- для оформления и иллюстрирования книг.
Именно на книжном поприще дал блестящий образец применения возможностей палехской традиции Иван Голиков,
который создал подлинный шедевр в оформлении издания "Слово о полку Игореве" ("Академия", 1934). Сначала
предполагалось привлечь к подготовке издания нескольких палехских художников, но затем по инициативе Горького,
ценившего редкостные таланты, было решено поручить оформление всей книги, начиная с переплёта, одному
Голикову. Работа его над книгой продолжалась с 1932 по 1933год. Иллюстрации зрелого мастера представляют
собой своеобразное сочетание традиций древнерусских миниатюр и палехской живописи. При этом в построении
шедевров нашла отражение и традиция житийных икон, в которых на среднике даётся изображение святого крупным
планом, а в клеймах (картинках, окружающих средник) - эпизоды из жизни святого. У Голикова на переднем
плане крупно даётся изображение главного действующего лица, а события, связанные с этим персонажем, иллюстрируются
небольшими картинками на втором плане.
Прекрасное издание "Слово о полку Игореве" в переводах А. Мусина-Пушкина, В. Жуковского, А. Майкова,
И. Новикова, А. Югова, Н. Заболоцкого, Л. Дмитриева, Д. Лихачёва, О. Творогова, Н. Рыленкова было повторено
в 1975 году издательством "Современник", а к фолианту прилагалась вторая книга - уменьшенное факсимильное
воспроизведение издания 1934 года с иллюстрациями Ивана Голикова. Наконец, в ленинградском издательстве
"Аврора" в 1984 году вышло "Слово о полку Игореве". Текст и иллюстрации нарисованы палехским художником
Иваном Голиковым (факсимильное воспроизведение)". Так значилось в выходных данных. С тех пор повторения
сплава древнерусского и палехского творений, по сведениям автора, не наблюдалось. Где, к слову, теперь
и могучее русское издательство "Современник"? Что происходит с искусством Палеха, которое сбилось на индивидуальные
заказы и ширпотреб, принялось дробиться на новые, порой иногородние артели умельцев-рыночников? Впрочем,
эта тема - удушение народных промыслов чистоганом и вседозволенностью - требует особого разговора. А в
этом номере журнала мы хотели напомнить о юбилее русского самородка Ивана Голикова, который при поддержке
подвижников и мудрых людей в труднейшие годы доказал, что живые традиции можно сберечь, а свой неподкупный
талант обратить на благо народа, на духоподъёмные свершения, на украшение повседневности.
--------
Автор рисунков, представленных в статье, И.И. Голиков
ссылка - http://russdom.ru/2007/200701i/20070118.shtml