Информационный сайт ru-mo
ru-mo
Меню сайта

  • Категории каталога
    Расселение и войны славян [59]
    Славянские языки и письмо [35]
    Творчество славянских народов [34]
    Славные славяне [8]
    Источники о славянах и русах [24]
    Образование славянских государств [51]
    Историческая реконструкция [20]
    Любор Нидерле [21]
    Верования, обряды, обычаи [38]
    Славянская прародина [21]
    Предшественники славян [29]
    Материалы по личности Рюрика [12]
    Древние русы, руги, росы и другие [9]
    Венеты, Венеды, Венды. [13]
    Ободриты [8]

    Форма входа

    Поиск

    Друзья сайта


    Приветствую Вас, Гость · RSS 24.11.2024, 01:17

    Главная » Статьи » История славянской культуры » Творчество славянских народов

    Народные промыслы Кировской области

    Народные промыслы Кировской области


         

         Дымковская расписная игрушка - гордость и визитная карточка Вятки
         Дымковская игрушка - самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и ясной пластической формой, обобщённостью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону. В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы.
         
         Игрушки эти очень простые. В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка-колокол с передником. Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе. Корова, баран, козёл очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов.
         Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвет. В образах краснощёких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепитий, ярмарочных гуляний, весёлых каруселях продолжают жить многовековые традиции дымковского искусства (дымковский промысел возник в XV веке), бережно сохраняется архаика древних образцов.
         
         Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка - это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в единственном экземпляре. Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства. Сегодня в организации промысла работают сорок мастериц. У дымки есть свой товарный знак, а особая красочность и нарядность дополняются ромбиками сусального золота, который присущ только ей.
         
         Изделия из капа
         
         Наряду с предметами, украшенными резьбой, народные мастера выполняют изделия, в которых "работает" природный узор текстуры различных пород древесины. Примером такого вида изделий служат художественные предметы из капа и капокорня. Своеобразие этих материалов - наростов на стволах и корнях березы, а также некоторых других видов деревьев - состоит в том, что неправильное строение, перепутанность волокон образуют большую плотность и неповторимые рисунки, которые выявляются при обработке капа и капокорня. А заключается процесс обработки в распиливании наростов на тонкие пластины - дощечки и запаривание их. В результате имеющийся в древесине естественный краситель растворяется, окрашивая пластины в теплый коричневый цвет, акцентируя особо темным тоном фантастический рисунок, образованный наплывами и волокнами древесины. Путем столярной обработки и тщательной подгонки пластин монтируют шкатулки, коробочки, портсигары, футляры для часов. Некоторые виды шкатулок и ларцов имеют выдвижные ящички, двухъярусные крышки, снабженные секретами для их открывания. Мастерство столярной работы проявляется в умении ювелирно профилировать подставку коробочки, бортик крышки, вмонтировать музыкальный механизм и миниатюрный замочек. Если крышка не снимается, а открывается, то шарнир также делают из дерева. Традиция такого ремесла сложилась у мастеров города Вятки еще в начале XIX века, когда из капа делали карманные часы, в которых весь механизм был выполнен из древесины разных пород. Да еще из целого куска капа вырезали цепочку. Тщательность исполнения вещей соединилась затем с изысканными пропорциями шкатулок, ларчиков, унаследовавших черты русского классицизма - художественного стиля, отличающегося ясностью и строгостью форм, начиная с архитектуры и кончая предметами декоративно-прикладного искусства. Эти художественные особенности остались неизменными на протяжении всей истории существования промысла. И сегодня мастера Кировской фабрики "Идеал" создают вещи, в которых красота и неповторимость природного узора древесины подчеркнуто выявлены несложными по своей конструкции предметами. Наряду с предметами, выполненными целиком из капа, мастера практикуют изготовление изделий из древесины со своеобразной структурой (орех, ильм и др.), в которых каповые пластины вводятся как инкрустация, украшающая крышку коробочки.
         
         Кукарское кружево
         Вятское кружево выполняют на коклюшках. В нем используют сцепную технику плетения, позволяющую делать и крупные декоративные изделия, и мелкие кружевные дополнения к женской и детской одежде. В вятском кружеве применяют в основном растительный орнамент, но, в отличие от вологодского, он решен более узорно. Мастера используют множество разделок, переплетений, включают различную плотность полотнянки. В кружеве кировских мастеров нет четкого выделения узора на фоне решетки. Решетка здесь слилась с узором, в силу чего весь кружевной узор приобретает большую нарядность и виртуозность рисунка. Мотивы орнамента представляют собой то звездочки-розетки, то трилистники, акцентирующие ритмическое построение композиции. Создают вятские кружевницы и уникальные произведения, в которых тематическое содержание раскрывается через изображение символических женских фигур, птиц, выделенных разреженным фоном сетки и окруженных растительным орнаментом.
         
         Вятская матрёшка
         Хотя родиной русской матрёшки считается город Загорск, вятская матрёшка ничуть не уступает ей как в художественном плане, так и по своей популярности.
         
         Матрёшка - точеная из дерева и оригинально расписанная многоместная кукла, ставшая подлинным русским сувениром. Популярность матрешки у иностранных туристов и любителей путешествий по нашей стране вызвала у мастеров разных областей России желание создать свои варианты столь привлекательной игрушки. Если загорская классическая матрешка, расписанная гуашевыми красками, довольно спокойна по расцветке, то вятская матрешка, близкая по типу загорской, наряду с росписью украшена узором из соломки. Создают свои матрешки и народные мастера других регионов России. Их отличия проявляются в пропорциях токарной формы, в росписи, которая ориентирована на демонстрацию особенностей национальной женской одежды, ее характерного цвета и деталей костюма.
         


    Источник: http://www.rustrana.ru/article.php?nid=9526&sq=19&crypt=
    Категория: Творчество славянских народов | Добавил: Яковлев (30.07.2008)
    Просмотров: 1796
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]