Меню сайта |
|
|
|
Категории каталога |
|
|
|
Форма входа |
|
|
|
Поиск |
|
|
|
Друзья сайта |
|
|
|
|
Приветствую Вас, Гость · RSS |
24.11.2024, 01:17 |
Народные промыслы Кировской области
Народные промыслы Кировской области
Дымковская расписная игрушка - гордость и визитная карточка Вятки
Дымковская игрушка - самый известный из глиняных промыслов
России. Она отличается предельно простой и ясной пластической формой,
обобщённостью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону. В
давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из
глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей,
оленей, уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично
расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и
точечками, кружочками, похожими на цветы.
Игрушки эти очень простые. В фигурке барыни выделяется голова
в кокошнике да юбка-колокол с передником. Наездник может быть не только
на коне, но и на козле, свинье или петухе. Корова, баран, козёл очень
похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом
фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый
цвет. В образах краснощёких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах
чаепитий, ярмарочных гуляний, весёлых каруселях продолжают жить
многовековые традиции дымковского искусства (дымковский промысел возник
в XV веке), бережно сохраняется архаика древних образцов.
Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой.
Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов
России состоит в том, что каждая игрушка - это авторская творческая
работа мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в
единственном экземпляре. Традиционно промысел дымковской игрушки не
имеет серийного поточного производства. Сегодня в организации промысла
работают сорок мастериц. У дымки есть свой товарный знак, а особая
красочность и нарядность дополняются ромбиками сусального золота,
который присущ только ей.
Изделия из капа
Наряду с предметами, украшенными резьбой, народные мастера
выполняют изделия, в которых "работает" природный узор текстуры
различных пород древесины. Примером такого вида изделий служат
художественные предметы из капа и капокорня. Своеобразие этих
материалов - наростов на стволах и корнях березы, а также некоторых
других видов деревьев - состоит в том, что неправильное строение,
перепутанность волокон образуют большую плотность и неповторимые
рисунки, которые выявляются при обработке капа и капокорня. А
заключается процесс обработки в распиливании наростов на тонкие
пластины - дощечки и запаривание их. В результате имеющийся в древесине
естественный краситель растворяется, окрашивая пластины в теплый
коричневый цвет, акцентируя особо темным тоном фантастический рисунок,
образованный наплывами и волокнами древесины. Путем столярной обработки
и тщательной подгонки пластин монтируют шкатулки, коробочки,
портсигары, футляры для часов. Некоторые виды шкатулок и ларцов имеют
выдвижные ящички, двухъярусные крышки, снабженные секретами для их
открывания. Мастерство столярной работы проявляется в умении ювелирно
профилировать подставку коробочки, бортик крышки, вмонтировать
музыкальный механизм и миниатюрный замочек. Если крышка не снимается, а
открывается, то шарнир также делают из дерева. Традиция такого ремесла
сложилась у мастеров города Вятки еще в начале XIX века, когда из капа
делали карманные часы, в которых весь механизм был выполнен из
древесины разных пород. Да еще из целого куска капа вырезали цепочку.
Тщательность исполнения вещей соединилась затем с изысканными
пропорциями шкатулок, ларчиков, унаследовавших черты русского
классицизма - художественного стиля, отличающегося ясностью и
строгостью форм, начиная с архитектуры и кончая предметами
декоративно-прикладного искусства. Эти художественные особенности
остались неизменными на протяжении всей истории существования промысла.
И сегодня мастера Кировской фабрики "Идеал" создают вещи, в которых
красота и неповторимость природного узора древесины подчеркнуто
выявлены несложными по своей конструкции предметами. Наряду с
предметами, выполненными целиком из капа, мастера практикуют
изготовление изделий из древесины со своеобразной структурой (орех,
ильм и др.), в которых каповые пластины вводятся как инкрустация,
украшающая крышку коробочки.
Кукарское кружево
Вятское кружево выполняют на коклюшках. В нем используют
сцепную технику плетения, позволяющую делать и крупные декоративные
изделия, и мелкие кружевные дополнения к женской и детской одежде. В
вятском кружеве применяют в основном растительный орнамент, но, в
отличие от вологодского, он решен более узорно. Мастера используют
множество разделок, переплетений, включают различную плотность
полотнянки. В кружеве кировских мастеров нет четкого выделения узора на
фоне решетки. Решетка здесь слилась с узором, в силу чего весь
кружевной узор приобретает большую нарядность и виртуозность рисунка.
Мотивы орнамента представляют собой то звездочки-розетки, то
трилистники, акцентирующие ритмическое построение композиции. Создают
вятские кружевницы и уникальные произведения, в которых тематическое
содержание раскрывается через изображение символических женских фигур,
птиц, выделенных разреженным фоном сетки и окруженных растительным
орнаментом.
Вятская матрёшка
Хотя родиной русской матрёшки считается город Загорск, вятская
матрёшка ничуть не уступает ей как в художественном плане, так и по
своей популярности.
Матрёшка - точеная из дерева и оригинально расписанная
многоместная кукла, ставшая подлинным русским сувениром. Популярность
матрешки у иностранных туристов и любителей путешествий по нашей стране
вызвала у мастеров разных областей России желание создать свои варианты
столь привлекательной игрушки. Если загорская классическая матрешка,
расписанная гуашевыми красками, довольно спокойна по расцветке, то
вятская матрешка, близкая по типу загорской, наряду с росписью украшена
узором из соломки. Создают свои матрешки и народные мастера других
регионов России. Их отличия проявляются в пропорциях токарной формы, в
росписи, которая ориентирована на демонстрацию особенностей
национальной женской одежды, ее характерного цвета и деталей костюма.
Источник: http://www.rustrana.ru/article.php?nid=9526&sq=19&crypt= |
Категория: Творчество славянских народов | Добавил: Яковлев (30.07.2008)
|
Просмотров: 1796
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|