Художественная обработка бересты
Предыстория берестяного
ремесла уходит корнями в далекое прошлое. Первобытный человек жил в
полном единении с природой. Вся его жизнь зависела от нее: природа
давала пищу, строительные материалы и орудия труда. Деревья были
объектом поклонения, связанным с добрыми силами - "берегинями". С
деревом, которое его укрывало, обогревало, охраняло и кормило, у
человека были особенные отношения. В прошлом береста занимала
большое место в жизни крестьянина. Без бересты невозможно представить
себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и кончая строительством дома,
везде использовали бересту. По некоторым источникам, берестяным
промыслом в России занималось 115 тысяч человек. Бурачный промысел
занимал одно из ведущих мест. В литературе, наряду со словом "туес",
укрепилось слово "бурак" в одном и том же значении - берестяной сосуд
цилиндрической формы с крышкой и донышком. И хотя у слова "бурак" 11
значений, а у слова "туес" - одно, почему-то за промыслом укрепилось
название бурачный. Изделия из бересты в процессе производства могут
подвергаться росписи, но при этом скромные берестяные изделия
отличаются неразрывной связью росписи с формой изделия и его
материалом, пластической красотой ритмичного и плавного орнамента,
гармоничностью сочетания красок, виртуозностью приемов свободного
кистевого письма. Роспись производится сухими порошками красок с
прибавлением клея. Наряду с кистью используется тампон. Композиция
росписи такова, что большая часть поверхности бересты остается не
закрытой орнаментом и сохраняет красоту своего материала. Если фон
подкрашивается тонким слоем краски, цвет его подбирается таким образом,
чтобы сохранялось впечатление легкости, мягкости, теплоты бересты.
Наиболее любимый и широко распространенный цвет фона расписного туеска
- светлый солнечный оранжево-розовый или красноватый, получающийся в
результате окраски бересты тонким прозрачным слоем красного свинцового
сурика. Некоторые мастера пишут на светло-коричневом или темно-красном
фоне. При любом цвете фона они подбирают соответствующую ему мягкую,
спокойную гамму красок, умело включая в нее традиционные цвета -
голубой, розовый, белый, светло-лиловый, зеленый, коричневый. Роспись
всех туесков отличается простотой и немногословностью при большой
эмоциональной выразительности и поэтичности. Тиснение - более
архаичный способ декорирования бересты, оно более практично, по
сравнению с росписью, к тому же тиснение, если сравнивать его с
прорезью, не нарушает целостности материала. Оно труднее в исполнении,
но за то какие прекрасные качества в использовании. Прорезная
береста, пожалуй, самый известный берестяной промысел в России. Имеются
в виду изделия, украшенные прорезной берестой: туески, блюда,
перчаточницы, пеналы, дорожные шкатулки и другие изделия. Изящный
растительный орнамент, вырезанный мастером, украшал стенки и крышки
изделий. Береста на темном или золотистом фоне выглядела как дорогой
материал. Практически каждое изделие из бересты является
авторским и неповторимым. При изготовлении берестяных изделий не
применяются вредные вещества. Мастера используют секреты, которые
передаются из поколения в поколение на протяжении нескольких веков.
Берестяные украшения не содержат веществ, вызывающих раздражение кожи,
а заколки и ободки, сделанные из бересты, не накапливают статическое
электричество. Иногда бересту называют «тёплым» деревом, потому что
благодаря излучаемой ей удивительной положительной энергетике, она
очень теплая на ощупь даже в холодной комнате. Береста способна
залечивать раны, приводить в порядок кровяное давление и снимать
головные боли. Изделия из бересты абсолютно экологически чистые, так
как делаются только вручную из натуральных материалов. Практически
каждое изделие является авторским, и потому неповторимым.
Другие изделия можно посмотреть в Фотоальбоме сайта, в разделе Российская провинция, категория "Народные промыслы".
|