Информационный сайт ru-mo
ru-mo
Меню сайта

  • Категории каталога
    Болезни и симптомы [38]
    Лечение и реабилитация [23]
    Защита от болезней [24]
    Влияние внешней среды на организм [31]
    Психическое здоровье [23]
    Культура движения [30]
    Культура дыхания [13]
    Культура питания [16]
    Внутренняя среда организма [33]
    Жизнь клетки [12]
    Традиционные лекарственные растения России [12]
    Старение человека [5]

    Форма входа

    Поиск

    Друзья сайта


    Приветствую Вас, Гость · RSS 30.11.2024, 19:51

    Главная » Статьи » Культура здоровья » Культура движения

    Несколько приёмов пантомимы

    НЕСКОЛЬКО ПРИЕМОВ ПАНТОМИМЫ 

    Шаг на месте 

     

    Выносим правую ногу вперед. В тот самый момент, когда ступня правой ноги касается пола, от него отрывается пят­ка левой ноги - на ней центр тяжести /рис.4/.

    Далее начинается энергичное подтягивание правой ноги в исходное положение, не сгибая колена. Подтягивание дол­жно производиться плавно, без рывков, так, чтобы ступня скользила по полу, как бы утюжка его /рис.5/.

    Одновременно с подтягиванием правой ноги левая, с при­поднятой пяткой, начинает сгибаться в колене /рис.6 и 7/. Весь упор сосредоточивается на «подушечке» ступни; приняв на себе тяжесть тела, она как бы с силой упирается в пол, позволяя тем самым произвести подтягивание правой ноги.

    Итак, подтягивание правой ноги и сгибание левой произ­водятся строго одновременно.

    Как только правая нога пришла в исходное положение /рис.6/, на нее тотчас переносится центр тяжести. Левая нога, «освободившись» от тяжести, выносится вперед /рис.7 и 8/ и опускается на пол. Затем весь цикл движений повто­ряется.

     

    рис. 4 5       6    7             8

    Тренировать «шаг на месте» следует в легких спортивных туфлях и непременно на кожаной, а не резиновой подошве. Встав между двух стульев и опираясь руками на их спинки, необходимо сначала все движения проделать медленно, по фазам. Когда поя­вится легкость - включить в действие руки и корпус.

    Движение рук и ног в «пе­рекрестной координации» -  если впереди правая нога, то вперед активно выносится левая рука вместе с плечом. «Шаг на месте» наиболее сценичен в профиль к зрителям.

     

    Бег на месте 

    I.    «Спортивный бег»

     

    а/ Ноги, согнутые в коленях, энергично, поочередно откидываются назад как можно выше; касаясь пола, нога как бы подбивает воображаемый мяч, приземле­ние происходит на «подушечки» ступней.

    б/ Корпус, насколько возможно, должен быть склонен вперед.

    в/ Темп - предельно быстрый. Нужно добиваться, чтобы ка­кую-то долю секунды обе ноги были в воздухе. /Рис.9/

     

     

             рис. 9        

                                                    

    2.    «Комедийный бег»

     

    а/ Корпус отклоняется назад до возможного предела. Ноги дер­жать прямыми, при активном и высоком выбрасывании вперед

    б/ Осваивать лучше вдвоем, поо­чередно. Один из партнеров, стоя сзади, подставив руки под голову и спину бегущего на месте, поддерживает его. Чем больше отклонен корпус, чем активнее и выше выбра­сываются ноги, тем этот вид бега выразительнее.

     

     Когда оба вида бега хорошо отработаны, их можно объеди­нять, комбинируя и чередуя приемы, не делая пауз.

    1.       Бег, которым обычно пользуется Марсель Марсо.

     

          а/ У каждой ноги здесь свои движения. Одна но­га, поднимаясь высоко на носок, делает небо­льшой подскок вперед, после чего энергично подтягивается назад в исходное положение.

          б/ Действие второй ноги тренировать отдельно; простейшие «махи» за счет движения в тазо­бедренном суставе. Та­кое движение напоминает качание маятника часов. Теперь продолжайте то же движе­ние, но согнув ногу в колене /колено поднимайте как можно выше/. Темп «маха» имеет большое значение, предельно быст­рый.

          в/ Слить действия каждой ноги воедино. В момент подско­ка та нога, что раскачивается наподобие маятника, обязательно должна быть отведена назад и согнута в колене /рис.11/.

     

     В следующий момент она резко выно­сится вперед, одновременно с этим нога, которая де­лала подскок, возвращается в исходное положение /рис.12/

     

            рис. 11                    рис. 12

     

    г/ Итак, подскок - вторая нога сзади; опу­скание на всю ступню с возвратным скольжением – нога - «маятник» выно­сится вперед. После 12-15 таких маятнико­вых махов и подскоков следует, не останавли­ваясь, быстро переме­нить движения ног /од­ной ногой вместо под­скока делать маятнико­вые «махи», другой вм­есто «махов» делать подскоки/. Такие переме­ны по ходу бега можно выполнять несколько раз. В этом приеме выразительны оба ракурса - «профиль» и «фас». Следует их чередовать. Корпус надо стараться сильно наклонять вперед. Движение рук по перекрестной координации.

     

    Лазание по канату  

    Тренироваться нудно с подлинным канатом.

    1.       Движения рук: подтягиваясь на канате, запоминайте на­пряжение мышц pyк, корпуса, особенно при переносе тя­жести тела с одной руки и другую. Затем беспредметное действие.

    2.       движение ног: согнув ноги в коленях, производить поочередно правой и левой ногой скользящие круговые дви­жения.

        

             рис. 13

    При этом после каждого завершенного круга ступня одной ноги приходит в исходное положение меж­ду пяткой и «подушечкой» другой /рис.13/. Важно - в момент начала кругового движения колени находятся в предельно согнутом поло­жении, в полуприседании. По мере скользящего движе­ния каждой ноги колени вы­прямляются, /этим достига­ется впечатление движения вверх/ Едва нога пришла на свое место, колени снова сгибаются. 3. Теперь соедините движения рук и ног.

    Исполнение сценичнее всего в ракурсном развороте.

     

    «Надломившееся тело»

    I.    Руки подняты кверху /оправдать режиссерски/. Сначала «надламывается» кисти: после того как расслаблены их мышцы, они падают вниз словно тряпичные. В то же мг­новение сгибаются руки в локтях, затем раскрепощают­ся плечи. Падают локти, а кисти задерживаются на уро­вне груди. Но вот и они упали; затем безвольно скло­нилась вниз голова.

    2.       Далее - «надламывание» корпуса в бедрах. Это - рез­кое и полное перемещение тяжести тела на правое бед­ро, которое заметно отводится в правую сторону за счет «раскрепощения», расслабления левой ноги, согнувшейся в колене. Правая нога сначала выпрямлена, а затем тоже сгибается; это должно выглядеть так, буд­то нога надломилась.

    3.       Стоя на чем-нибудь мягком - вначале либо держась за свешивающуюся веревку, либо с помощью партнера, под­держивающего вас под мышки.

    4.       Произошел «надлом» в бедре и поочередно подогнулись оба колена их нужно сомкнуть, круто разворачивая вл­ево, и, описывая полукруг, постепенно приземлить. Приземление на всю плоскость голеней.

    5.       Склонение корпуса /его рисунок в соответствии с эмо­циональным заданием замысла/.

    Соединение всех элементов, чтобы они переходили одно в другое, не обнаруживая «стыков».

     

    «Подьем и спуск по лестнице»

     

    I.    Подьем:

    /тренировку проводить, держась за спинки стульев. Ра­зучивание ведется на три счета/

    Исходное положение: тяжесть тела на левой ноге; правая-поднята и согнута в колене, носок поднят вверх.         

                

    рис. 14           15           16

     

    На раз - коснуться правой ногой пола /не всей ступней, а только подушечкой/; левая нога неподвижна /рис.14/.

    На два - энергично подняться на носок правой ноги и перенести на нее тяжесть тела; пятку левой ноги оторвать от пола,  и поднимаясь на носок. Обе ноги выпрямле­ны в коленях, правая нога - чуть-чуть впереди левой /рис.15/

    На три - правую ногу опустить на пятку, тяжесть тела на всей ноге; левую ногу, согнув в колене, оторвать от пола и вынести несколько вперед /рис.16/.

    Повторить весь цикл движений, начиная с левой ноги. Положение корпуса; при подъеме корпус то слегка наклонен вперед, тс то выпрямлен.

    Движение правой руки /левая в произ­вольном положении/ - опирается на вооб­ражаемые перила.

    На раз - наклонив вперед корпус, ру­ку энергично вынести на уровне плеча как можно дальше вперед и в таком положении взяться за воображаемые перила. Далее - скольжение руки вниз по перилам, и на счет два-три рука доводится до уровня бедра.

     

    2.    Спуск:

    /это действие выполняется в более быстром темпе и требует особенной четкости/

    Движение целесообразно начинать с левой ноги.

    Исходное положение: центр тяжести на правой ноге, левая - согнута в колене, носок поднять кверху.

         рис. 17

     

    На раз - левую ногу опустить на носок, выпрямляя колено, и тотчас перенести на нее тяжесть тела. Одновременно резко по­днять от пола правую ногу, согнув ее в колене, и вынести вперед; носок поднят кверху /рис17/.

    На два - правую ногу опустить на пят­ку, не сгибая колена и' не меняя положение носка. Одновременно левую ногу согнуть в колене, пятку приподнять /рис.18/.

    /Перестановку ног делать в один миг/

        рис. 18, 19

     

    На три - перемещение центра тяжести на правой ноге: от пятки к носку -перекатывающееся движение; заканчивает­ся оно резким подъемом правой ноги на носок. В это же время левая нога /сог­нутая в колене/ отрывается от пола и выносится вперед /рис.19/.

    Далее повторить весь цикл движений.

    Корпус держать прямо, но слегка откинувшись назад, положение руки переберающе-скользящее вверх-вниз.

    3.    Игровые моменты: исполнитель при подъеме заинтересованно смотрит вверх - много ли этажей осталось?; свесившись через перила при спуске -много ли прошел?: обыгрывание лест­ничных площадок «шагом обычным»...

     

    «Облокачивание» /70/

    Важны два момента:

     

    1.       Касание предмета, на который предстоит облокотиться.

    2.       Перенесение центра тяжести тела.

     

    Упражнения /стойка в кафе - облокачивание одной рукой на участке от локтя до подмышки/.

    1.       С помощью подлинного предмета той же высоты. Облокотитесь и проанализируйте два момента - касание и перенесение центра тяжести.

    2.       Коснитесь поверхности воображаемой стойки. Локоть отведен как можно больше назад. Закрепостите мышцы на руке от локтя до подмышки. Кисть руки полностью расслаблена, висит плетью /вторая рука в произвольном положении/.

    3.    Далее - перенесите тяжесть тела на левую, выпрямленную, ногу; правую же, расслабленную, закиньте на ле­вую /она частично помогает равновесию - рис.20/. Особенно добиваться умения энергично отводить левую половину тазобедренного сустава влево.

         

        рис.  20                             рис. 21

     

    Упражнение /облокачивание двумя руками/ Состоит из двух момен­тов - касания и переноса тяжести /его центра/.

    Руки согнутые в локтях, нужно поднять до уровня плеча и отвести как мо­жно дальше назад. Лопатки при этом преде­льно сведены. Кисти рук расслаблены. Корпус, как бы оседая, отклоняется назад как можно дальше. Ноги нужно согнуть в ко­ленях и одну из них поставить несколько позади другой - именно на нее и переносится центр тяжести. Положение головы произво­льное /рис.21/.

     

    Типичные ошибки.

    При облокачивании на одну руку:

    1.       теряется единая линия поверхности воображаемого пре­дмета, поверхность «плавает по волнам» то вверх, то вниз;

    2.       новички забывают отводить локоть назад;

    3.       не полностью, а лишь частично переносят тяжесть те­ла на левую ногу;

    4.       недостаточно энергично оттягивают влево бедро;

    5.       забывают раскрепостить кисть правой руки.

     

    При облокачивании на две руки:

    1.       новички тянут плечи вверх;

    2.       плохо держат выпрямленную спину под углом наклона;

    3.       вяло сводят лопатки;

    4.       закрепощают мышцы шеи, а также те мышцы кистей рук, которые непременно должны быть расслаблены.

     

    Упражнение /с элементами актерской игры/.

    1.       в образе и в различном состоянии: опьянение, уста­лость, веселье и т.п.

    2.       взять с воображаемой стойки рюмку, чокнуться с со­седом и выпить ее содержимое, поздороваться с кем-то, кого-то позвать.

    «Чтобы стать вполне актером, нужно приобрести такую сво­боду жеста... чтобы при известном внутреннем импульсе мгно­венно, без задержки, чисто рефлекторно следовал соответст­вующий жест» - Островский А.Н. Собр. соч., т.XII, М.: Гос­литиздат, 1952. - С.166.



    Источник: http://www.ruscircus.ru/npriemov
    Категория: Культура движения | Добавил: Яковлев (01.06.2009)
    Просмотров: 1020
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]