НЕСКОЛЬКО ПРИЕМОВ ПАНТОМИМЫ
Шаг на месте
Выносим
правую ногу вперед. В тот самый момент, когда ступня правой ноги
касается пола, от него отрывается пятка левой ноги - на ней центр
тяжести /рис.4/.
Далее
начинается энергичное подтягивание правой ноги в исходное положение, не
сгибая колена. Подтягивание должно производиться плавно, без рывков,
так, чтобы ступня скользила по полу, как бы утюжка его /рис.5/.
Одновременно
с подтягиванием правой ноги левая, с приподнятой пяткой, начинает
сгибаться в колене /рис.6 и 7/. Весь упор сосредоточивается на
«подушечке» ступни; приняв на себе тяжесть тела, она как бы с силой
упирается в пол, позволяя тем самым произвести подтягивание правой ноги.
Итак, подтягивание правой ноги и сгибание левой производятся строго одновременно.
Как
только правая нога пришла в исходное положение /рис.6/, на нее тотчас
переносится центр тяжести. Левая нога, «освободившись» от тяжести,
выносится вперед /рис.7 и 8/ и опускается на пол. Затем весь цикл
движений повторяется.
рис. 4 5 6 7 8
Тренировать
«шаг на месте» следует в легких спортивных туфлях и непременно на
кожаной, а не резиновой подошве. Встав между двух стульев и опираясь
руками на их спинки, необходимо сначала все движения проделать
медленно, по фазам. Когда появится легкость - включить в действие руки
и корпус.
Движение рук и ног в «перекрестной координации» - если
впереди правая нога, то вперед активно выносится левая рука вместе с
плечом. «Шаг на месте» наиболее сценичен в профиль к зрителям.
Бег на месте
I. «Спортивный бег»
а/
Ноги, согнутые в коленях, энергично, поочередно откидываются назад как
можно выше; касаясь пола, нога как бы подбивает воображаемый мяч,
приземление происходит на «подушечки» ступней.
б/ Корпус, насколько возможно, должен быть склонен вперед.
в/ Темп - предельно быстрый. Нужно добиваться, чтобы какую-то долю секунды обе ноги были в воздухе. /Рис.9/
рис. 9
2. «Комедийный бег»
а/ Корпус отклоняется назад до возможного предела. Ноги держать прямыми, при активном и высоком выбрасывании вперед
б/
Осваивать лучше вдвоем, поочередно. Один из партнеров, стоя сзади,
подставив руки под голову и спину бегущего на месте, поддерживает его.
Чем больше отклонен корпус, чем активнее и выше выбрасываются ноги,
тем этот вид бега выразительнее.
Когда оба вида бега хорошо отработаны, их можно объединять, комбинируя и чередуя приемы, не делая пауз.
1. Бег, которым обычно пользуется Марсель Марсо.
а/
У каждой ноги здесь свои движения. Одна нога, поднимаясь высоко на
носок, делает небольшой подскок вперед, после чего энергично
подтягивается назад в исходное положение.
б/
Действие второй ноги тренировать отдельно; простейшие «махи» за счет
движения в тазобедренном суставе. Такое движение напоминает качание
маятника часов. Теперь продолжайте то же движение, но согнув ногу в
колене /колено поднимайте как можно выше/. Темп «маха» имеет большое
значение, предельно быстрый.
в/
Слить действия каждой ноги воедино. В момент подскока та нога, что
раскачивается наподобие маятника, обязательно должна быть отведена
назад и согнута в колене /рис.11/.
В
следующий момент она резко выносится вперед, одновременно с этим нога,
которая делала подскок, возвращается в исходное положение /рис.12/
рис. 11 рис. 12
г/
Итак, подскок - вторая нога сзади; опускание на всю ступню с
возвратным скольжением – нога - «маятник» выносится вперед. После
12-15 таких маятниковых махов и подскоков следует, не останавливаясь,
быстро переменить движения ног /одной ногой вместо подскока делать
маятниковые «махи», другой вместо «махов» делать подскоки/. Такие
перемены по ходу бега можно выполнять несколько раз. В этом приеме
выразительны оба ракурса - «профиль» и «фас». Следует их чередовать.
Корпус надо стараться сильно наклонять вперед. Движение рук по
перекрестной координации.
Лазание по канату
Тренироваться нудно с подлинным канатом.
1. Движения рук: подтягиваясь на канате, запоминайте напряжение мышц pyк, корпуса, особенно при переносе тяжести тела с одной руки и другую. Затем беспредметное действие.
2. движение ног: согнув ноги в коленях, производить поочередно правой и левой ногой скользящие круговые движения.
рис. 13
При
этом после каждого завершенного круга ступня одной ноги приходит в
исходное положение между пяткой и «подушечкой» другой /рис.13/. Важно
- в момент начала кругового движения колени находятся в предельно
согнутом положении, в полуприседании. По мере скользящего движения
каждой ноги колени выпрямляются, /этим достигается впечатление
движения вверх/ Едва нога пришла на свое место, колени снова сгибаются.
3. Теперь соедините движения рук и ног.
Исполнение сценичнее всего в ракурсном развороте.
«Надломившееся тело»
I. Руки
подняты кверху /оправдать режиссерски/. Сначала «надламывается» кисти:
после того как расслаблены их мышцы, они падают вниз словно тряпичные.
В то же мгновение сгибаются руки в локтях, затем раскрепощаются
плечи. Падают локти, а кисти задерживаются на уровне груди. Но вот и
они упали; затем безвольно склонилась вниз голова.
2. Далее
- «надламывание» корпуса в бедрах. Это - резкое и полное перемещение
тяжести тела на правое бедро, которое заметно отводится в правую
сторону за счет «раскрепощения», расслабления левой ноги, согнувшейся в
колене. Правая нога сначала выпрямлена, а затем тоже сгибается; это
должно выглядеть так, будто нога надломилась.
3. Стоя
на чем-нибудь мягком - вначале либо держась за свешивающуюся веревку,
либо с помощью партнера, поддерживающего вас под мышки.
4. Произошел
«надлом» в бедре и поочередно подогнулись оба колена их нужно сомкнуть,
круто разворачивая влево, и, описывая полукруг, постепенно приземлить.
Приземление на всю плоскость голеней.
5. Склонение корпуса /его рисунок в соответствии с эмоциональным заданием замысла/.
Соединение всех элементов, чтобы они переходили одно в другое, не обнаруживая «стыков».
«Подьем и спуск по лестнице»
I. Подьем:
/тренировку проводить, держась за спинки стульев. Разучивание ведется на три счета/
Исходное положение: тяжесть тела на левой ноге; правая-поднята и согнута в колене, носок поднят вверх.
рис. 14 15 16
На раз - коснуться правой ногой пола /не всей ступней, а только подушечкой/; левая нога неподвижна /рис.14/.
На два - энергично подняться на носок правой ноги и перенести на нее тяжесть тела; пятку левой ноги оторвать от пола, и поднимаясь на носок. Обе ноги выпрямлены в коленях, правая нога - чуть-чуть впереди левой /рис.15/
На
три - правую ногу опустить на пятку, тяжесть тела на всей ноге; левую
ногу, согнув в колене, оторвать от пола и вынести несколько вперед
/рис.16/.
Повторить
весь цикл движений, начиная с левой ноги. Положение корпуса; при
подъеме корпус то слегка наклонен вперед, тс то выпрямлен.
Движение правой руки /левая в произвольном положении/ - опирается на воображаемые перила.
На раз - наклонив вперед корпус, руку энергично вынести на уровне плеча как можно дальше вперед
и в таком положении взяться за воображаемые перила. Далее - скольжение
руки вниз по перилам, и на счет два-три рука доводится до уровня бедра.
2. Спуск:
/это действие выполняется в более быстром темпе и требует особенной четкости/
Движение целесообразно начинать с левой ноги.
Исходное положение: центр тяжести на правой ноге, левая - согнута в колене, носок поднять кверху.
рис. 17
На
раз - левую ногу опустить на носок, выпрямляя колено, и тотчас
перенести на нее тяжесть тела. Одновременно резко поднять от пола
правую ногу, согнув ее в колене, и вынести вперед; носок поднят кверху
/рис17/.
На
два - правую ногу опустить на пятку, не сгибая колена и' не меняя
положение носка. Одновременно левую ногу согнуть в колене, пятку
приподнять /рис.18/.
/Перестановку ног делать в один миг/
рис. 18, 19
На
три - перемещение центра тяжести на правой ноге: от пятки к носку
-перекатывающееся движение; заканчивается оно резким подъемом правой
ноги на носок. В это же время левая нога /согнутая в колене/
отрывается от пола и выносится вперед /рис.19/.
Далее повторить весь цикл движений.
Корпус держать прямо, но слегка откинувшись назад, положение руки переберающе-скользящее вверх-вниз.
3. Игровые
моменты: исполнитель при подъеме заинтересованно смотрит вверх - много
ли этажей осталось?; свесившись через перила при спуске -много ли
прошел?: обыгрывание лестничных площадок «шагом обычным»...
«Облокачивание» /70/
Важны два момента:
1. Касание предмета, на который предстоит облокотиться.
2. Перенесение центра тяжести тела.
Упражнения /стойка в кафе - облокачивание одной рукой на участке от локтя до подмышки/.
1. С помощью подлинного предмета той же высоты. Облокотитесь и проанализируйте два момента - касание и перенесение центра тяжести.
2. Коснитесь
поверхности воображаемой стойки. Локоть отведен как можно больше назад.
Закрепостите мышцы на руке от локтя до подмышки. Кисть руки полностью
расслаблена, висит плетью /вторая рука в произвольном положении/.
3. Далее
- перенесите тяжесть тела на левую, выпрямленную, ногу; правую же,
расслабленную, закиньте на левую /она частично помогает равновесию -
рис.20/. Особенно добиваться умения энергично отводить левую половину
тазобедренного сустава влево.
рис. 20 рис. 21
Упражнение /облокачивание двумя руками/ Состоит из двух моментов - касания и переноса тяжести /его центра/.
Руки
согнутые в локтях, нужно поднять до уровня плеча и отвести как можно
дальше назад. Лопатки при этом предельно сведены. Кисти рук
расслаблены. Корпус, как бы оседая, отклоняется назад как можно дальше.
Ноги нужно согнуть в коленях и одну из них поставить несколько позади
другой - именно на нее и переносится центр тяжести. Положение головы
произвольное /рис.21/.
Типичные ошибки.
При облокачивании на одну руку:
1. теряется единая линия поверхности воображаемого предмета, поверхность «плавает по волнам» то вверх, то вниз;
2. новички забывают отводить локоть назад;
3. не полностью, а лишь частично переносят тяжесть тела на левую ногу;
4. недостаточно энергично оттягивают влево бедро;
5. забывают раскрепостить кисть правой руки.
При облокачивании на две руки:
1. новички тянут плечи вверх;
2. плохо держат выпрямленную спину под углом наклона;
3. вяло сводят лопатки;
4. закрепощают мышцы шеи, а также те мышцы кистей рук, которые непременно должны быть расслаблены.
Упражнение /с элементами актерской игры/.
1. в образе и в различном состоянии: опьянение, усталость, веселье и т.п.
2. взять с воображаемой стойки рюмку, чокнуться с соседом и выпить ее содержимое, поздороваться с кем-то, кого-то позвать.
«Чтобы
стать вполне актером, нужно приобрести такую свободу жеста... чтобы
при известном внутреннем импульсе мгновенно, без задержки, чисто
рефлекторно следовал соответствующий жест» - Островский А.Н. Собр.
соч., т.XII, М.: Гослитиздат, 1952. - С.166.
Источник: http://www.ruscircus.ru/npriemov |