СЛАВЯНЕ И
АНТЫ
Эти
племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в
народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни
считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся
жизнь и узаконения одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний,
является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие
священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по
отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть,
охваченным ли болезнью, или на войне летавшим в опасное положение, то они дают
обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу, и,
избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение
ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие
божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.
Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они
часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на
врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают: иные
не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые
широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и
других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не
отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и
волос у них очень белый… Образ жизни у них, как и у массагетов, грубый, безо
всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они неплохие люди и
совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже
имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли
спорами («рассеянными»), думаю потому, что они жили, занимая страну «спораден»,
«рассеянно», отдельными поселками. Поэтому-то им и земли надо занимать много.
Они живут, занимая большую часть берега Истра, по ту сторону реки.
НАПАДЕНИЕ
СЛАВЯН И АНТОВ
Эти
славяне, победители Асбада, опустошив подряд всю страну вплоть до моря, взяли
также приступом и приморский город по имени Топер, хотя в нем стоял военный
гарнизон. Этот город был первым на фракийском побережье и от Византии отстоял
на двенадцать дней пути. Взяли же они его следующим образом. Большая часть
врагов спряталась перед укреплением в труднопроходимых местах, а немногие,
появившись около ворот, которые обращены на восток, беспокоили римлян, бывших
на стене. Римские воины, находившиеся в гарнизоне, вообразив, что врагов не
больше, чем сколько они видят, взявшись за оружие, тотчас же вышли, против них
все. Варвары стали отступать, делая вид, что, испуганные их нападением, они
обратились в бегство; римляне же, увлеченные преследованием, оказались далеко
вереди укреплений. Тогда поднялись находившиеся в засаде и, оказавшись в тылу у
преследующих, отрезали им возможность возвратиться назад в город. Да и те,
которые делали вид, что отступают, повернувшись лицом к римлянам, поставили их
между двух огней. Варвары всех их уничтожили и тогда бросились к стенам.
Городские жители, лишенные поддержки воинов, были в полной беспомощности, но
все же стали отражать, насколько они могли в данный момент, нападающих. Прежде
всего они лили на штурмующих кипящее масло и смолу и всем народом кидали в них
камни; но они, правда, не очень долго отражали грозящую им опасность. Варвары,
пустив в них тучу стрел, принудили их покинуть стены и, приставив к укреплениям
лестницы, силою взяли город. До пятнадцати тысяч мужчин они тотчас же убили и
ценности разграбили, детей же и женщин они обратили в рабство. Вначале они не
щадили ни возраста, ни пола, оба эти отряда с того самого Цюмента, как
ворвались в область римлян, убивали всех, не разбирая лет, так, что вся земля
Иллирии и Фракии была покрыта непогребенными телами.
Источник: http://www.history.ru/content/view/1306/87/ |