СКАНДИНАВИЯ VIII-XIII ВВ. И ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА
Эпоха викингов1 была наиболее ярким временем в
истории скандинавских стран, когда большая часть мужского населения, по
крайней мере в юности, отправлялась на поиски богатства и славы, а
нередко и нового места жительства, в заморские страны. "Господи, спаси
нас от чумы и нападений норманнов!", - молились английские монахи, и им
вторили жители Германии и Франции. В своих странствиях викинги доходили
до Испании (в 844 г. они захватили Севилью) и Италии, достигали Белого,
Каспийского и Черного морей. Несколько раз они осаждали Париж и
получали огромные деньги от французских королей в качестве откупа. В Х
в. от грабительских набегов они перешли к захвату земель и расселению
на них, основав герцогство Нормандия во Франции и "область датского
права" в Средней Англии. В IХ-Х вв. они освоили острова Атлантического
океана: Оркнейские, Фарерские, Шетландские, Исландию, Гренландию и даже
попытались основать колонии в Северной Америке.
1 Традиционная дата начала эпохи викингов - 793 г.
(нападение викингов на монастырь св. Кутберта на о. Линдисфарн у
восточного побережья Англии) - условна. В настоящее время дата начала
эпохи викингов широко обсуждается. Предполагается, что ее можно отнести
уже к 730-м годам. Завершается эпоха викингов во второй половине XI в.
(принятая дата - 1066 г., гибель норвежского конунга Харальда Сурового
Правителя в Англии в битве при Стамфордбридже).
Походы викингов были естественным результатом бурного
социально-политического развития древнескандинавского общества в I тыс.
н.э. К началу эпохи викингов в Южной Ютландии, Средней Швеции
(Свеаланде) и, возможно, в других регионах скандинавского мира
возникают первые раннегосударственные образования - "дружинные"
государства. Власть избираемого "короля" (в латиноязычных источниках он
называется rex, в скандинавских konungr) осуществляется
с помощью дружины, которая выполняет, наряду с военными, все основные
функции управления: сбор податей, административное управление, суд. Эти
государства занимают небольшие территории и крайне неустойчивы - их
существование зависит от военной мощи и удачи конунга и его дружины.
Поэтому политическая карта Северной Европы VIII-Х вв. непрерывно
менялась. Однако к концу Х в. выделяется и укрепляется несколько более
крупных государственных образований, которые постепенно растут за счет
прилегающих земель.
В Дании в правление Харальда Синезубого (ум. в 988 г.)
формируется единое государство. Оно объединило земли на юге Ютландии,
тяготевшие к крупнейшему центру международной торговли на путях из
Северного моря в Балтийское и из Центральной Европы на Балтику - Хёдебю
(Hedeby), и Северную Ютландию с богатыми островами Зеландия и Фюн, а
также юг Скандинавского полуострова (Сконе). Одновременно происходит
христианизация Дании - процесс, неизменно сопутствовавший образованию
единых национальных государств. К началу XI в. Датское государство -
наиболее могущественное в Северной Европе. Внук Харальда, Кнут Великий,
становится верховным правителем Англии, а также на короткое время
Норвегии. "Империя" Кнута просуществовала ок. 30 лет и распалась только
после его смерти (1035 г.).
По крайней мере с первой половины IX в. начинается борьба за
власть над Норвегией между конунгами Вестфольда на юге страны,
принадлежащими к династии Инглингов, правивших также в Свеаланде, и
ярдами Трёндалёга с центром в Хладире (на территории современного
Тронхейма). Вестфольдский конунг Харальд Прекрасноволосый (ум. ок. 940
г.) делает, согласно сагам, первую попытку объединить страну. Его
борьба с племенной знатью вызвала эмиграцию многих знатных семей,
которые заселили Оркнейские острова и Исландию. Однако процесс
централизации Норвегии завершился только в середине XI в. В борьбе с
хладирскими ярлами и Данией за власть над Норвегией пал в битве у
Свёльда конунг Олав Трюггвасон (995-1000 гг.), потомок Харальда
Прекрасноволосого. Через 15 лет власть возвратилась к вестфольдской
династии: конунгом Норвегии стал Олав Харальдссон (1014-1028 гг.). Его
правление - важнейшая веха в создании единого национального норвежского
государства. Жестоко подавив сопротивление местной знати, Олав не
только подчинил себе все племенные территории, но и ввел христианство,
насильственно заставив креститься все население. Протест против его
нововведений был настолько велик, что с помощью Кнута Великого норвежцы
изгнали Олава. Вернувшись в 1030 г., он был убит в битве при
Стикластадире к северу от Тронхейма. Лишь в 1036 г. в Норвегию
возвращается сын Олава Магнус, выросший на Руси, в правление которого
(1036-1047 гг.) государственный строй в Норвегии укрепился.
Источником процветания свеев, обитавших вокруг озера Меларен,
была международная торговля Балтийского региона с Восточной Европой, а
через нее со странами Арабского халифата и Византией. Крупнейшие центры
Свеаланда Хёльгё (VI-VIII вв.) и Бирка (VIII-X вв.) были средоточием
ремесла и торговли. Культовый центр находился в Упсале (ныне: Старая
Упсала), и потому она считалась резиденцией шведских конунгов
Инглингов. Хотя в начале XI в. при конунге Олаве Шётконунге страна
предстает как единое целое, борьба между Свеаландом и Ёталандом, южной
Швецией, населенной племенами гаутов, продолжалась вплоть до конца XI в.
С этого времени в крепнущих скандинавских государствах
формируется аппарат государственного управления, устанавливается
система налогового обложения, частью которого было формирование войска,
создается церковная организация в виде ряда епископий, сначала
подчиненных Гамбург-Бременскому архиепископству, а затем вновь
учреждаемым архиепископиям в самих скандинавских странах. Отдельные и
разрозненные, хотя и многочисленные походы за море сменяются
планомерной и целенаправленной экспансией Дании - в земли поморских
славян и в Восточную Прибалтику, Швеции - в Финляндию, Карелию,
Эстонию. Проповедь христианства среди языческих народов становится
обоснованием завоевания этих земель.
Тесные связи Северной и Восточной Европы начались еще в
бронзовом веке, но достигли расцвета в IX-XI вв., в эпоху викингов.
Запад был естественным направлением движения норвежцев и датчан, шведы
же устремлялись на восток (что, впрочем, не исключало участия шведов в
западных походах, равно как норвежцев и датчан в походах на восток), на
просторы Восточно-Европейской равнины, откуда открывались пути в
богатейшие страны средневекового мира: Арабский халифат по Волге и
Византию по Днепру.
Уже в VII в. скандинавы начинают проникать в глубь Восточной
Европы через Финский залив - Неву - Ладожское озеро. В середине VIII в.
возникает первое крупное торгово-ремесленное поселение у перехода из
Ладожского озера в разветвленную речную систему - Ладога (др.-сканд. Aldeigjuborg;
ныне: Старая Ладога). Его появление знаменовало становление
международного Балтийско-Волжского пути как продолжения на восток
сложившейся к середине I тыс. системы торговых коммуникаций, которая
связывала центральноевропейский, североморский и балтийский регионы. На
протяжении VIII-IX вв. этот путь достигает Волжской Булгарии при
слиянии Камы и Волги, Хазарского каганата в низовьях Волги и, наконец,
Арабского халифата. Торговля со странами халифата имела огромное
значение: приток серебра (серебряных монет) явился важнейшей
предпосылкой экономического роста как скандинавских стран, так и Руси.
Балтийско-Волжский путь отмечен поселениями нового типа, которые
не связаны с округой и население которых в основном занимается не
сельским хозяйством, а ремесленной деятельностью и вовлекается в
международную торговлю. Значительную часть жителей этих поселений
составляют скандинавы. Наиболее важными были поселения на Городище
около Новгорода (которого в то время еще не существовало), около дер.
Тимерёво под Ярославлем, на Сарском городище около Ростова. Эти центры
консолидировали племенные территории. Здесь более интенсивно шли
процессы социальной стратификации, приведшие во второй половине IX в. к
возникновению раннегосударственного образования в Поволховье и
Приильменье. Во главе него, согласно сказанию о призвании варягов в
"Повести временных лет", встал - по приглашению местных вождей -
предводитель одного из викингских отрядов по имени Рюрик,
обосновавшийся, вероятно, в Ладоге или на Городище.
С начала IX в. складывается магистральный путь из Балтики в
другой крупнейший центр средневекового мира - Византию. После
объединения северного и среднеднепровского раннегосударственных
образований - по преданию, оно произошло в 882 г. и было осуществлено
родичем Рюрика князем Олегом - центр тяжести в международной балтийской
торговле перемещается на юг, а столицей Руси становится Киев.
Скандинавы, князья и их ближайшее окружение, образуют новую, военную
элиту Древнерусского государства.
Консолидация Древнерусского государства в Х в. резко изменяет
характер деятельности в Восточной Европе приходящих сюда скандинавов.
Лучшие воины Европы того времени, они становятся наемниками русских
князей, выполняют дипломатические поручения, ведут международную
торговлю. Значительная часть скандинавов оседает в древнерусских
городах, постепенно ассимилируясь в славянской среде, остальные
возвращаются домой, принося с собой сведения о Восточной Европе и новые
культурные ценности (в том числе христианство), а также предметы
вооружения, одежды, быта. Именно в это время складывается основной фонд
сведений о Восточной Европе, который - значительно позже - найдет
отражение в сагах и географических сочинениях, поэзии и историографии.
Начиная с конца X - начала XI в. между Русью и скандинавскими
странами устанавливаются межгосударственные отношения. Они выражаются в
дипломатических контактах, обменах посольствами и заключении договоров;
в браках представителей русской, шведской, датской и норвежской
правящих династий; в установлении союзнических отношений; в интенсивной
торговле и т.д. Со времен Ярослава Мудрого (великий князь в 1016-1018,
1019-1054 гг.) Русь проводит целенаправленную внешнюю политику на
Балтике, и ее отношения с той или иной скандинавской страной - то
дружеские, то враждебные - подчинены задаче обеспечения своих интересов
в северо-западном регионе и на Балтийском море.
2. ЖАНРЫ И ВИДЫ ДРЕВНЕСКАНДИНАВСКИХ ИСТОЧНИКОВ
Важнейшим фактором развития духовной жизни скандинавских стран
XI-XIII вв. явилось освоение традиций христианской культуры во всем ее
многообразии. Введение христианства в конце X в. в Дании, ок. 1000 г. в
Норвегии и в Швеции, в 1000 г. в Исландии привело к сосуществованию
двух независимых на первых порах и противостоящих друг другу культур,
местной дописьменной, основанной на языческих представлениях и
верованиях, и общеевропейской письменной христианской. Их интенсивное
взаимодействие и взаимовлияние завершилось к XIV в. не вытеснением
народной дохристианской культуры, а ее слиянием с культурой
христианского средневековья, которая иногда даже оттесняется на второй
план.
Особую роль в культурном развитии скандинавских стран играла
Исландия. Заселенная во второй половине IX - первой половине X в. и
оставшаяся до середины XIII в. неподвластной норвежским конунгам,
Исландия сохранила общественный строй, религию и культуру, которые
существовали в Норвегии до Харальда Прекрасноволосого. Разумеется, они
изменялись, но медленно и чрезвычайно своеобразно. Исключительное
положение Исландии имело результатом беспрецедентный расцвет культуры,
в первую очередь словесности, которая вплоть до середины XII в.
существовала в устной форме. С этого времени, и особенно в XIII-XIV
вв., происходит запись и переработка поэтического и прозаического
наследия предшествующих веков, создается большое количество новых
произведений.
Древнеисландская литература - одна из богатейших и самых
своеобразных средневековых европейских национальных литератур. Она
сохранила и донесла до нас архаические жанры древнегерманской поэзии,
практически исчезнувшие у всех других германских народов (кроме
Англии), создала новые поэтические и прозаические жанры словесности, не
имеющие аналогий, и включилась в общеевропейское литературное
творчество, как религиозное, так и светское. При этом, мало есть
произведений древнеисландской письменности, в которых в той или иной
форме не была бы упомянута Русь или соседствовавшие с ней народы и
земли. Поэтому в число древнескандинавских источников по истории
Древней Руси входят практически все типы памятников древнескандинавской
письменности: рунические надписи и скальдическая поэзия, все виды саг и
историография, географическая и церковная литература. Некоторую
информацию о Восточной Европе содержат и другие тексты, например,
судебники, отмечающие случаи пребывания владельца имущества или
наследника на Руси или в Византии. Однако мы стремимся обобщить
наиболее обширные пласты информации и потому остановимся на важнейших
группах источников.
2.1. РУНИЧЕСКИЕ НАДПИСИ
В конце I в. н.э. римский историк Корнелий Тацит писал о
гаданиях у германцев: "Срубленную с плодового дерева ветку они нарезают
плашками и, нанеся на них особые знаки, высыпают затем, как придется,
на белоснежную ткань". Предполагают, что эти знаки были буквами
специфического германского письма, которое возникло в I-II вв. н.э.
Такое письмо было названо руническим от слова "руна" - буква
германского алфавита (др.-исл. run - "скрытое, секретное
знание; тайна; шёпот; руна"). Считается, что оно возникло у германских
племен, которые соприкоснулись с античным миром: в Северной Италии и
Нижнем Подунавье и на основе латинского и греческого письма создали
собственный алфавит (подробнее см.: Рунические надписи. С. 10-19).
Старший рунический алфавит, которым пользовались все германские
племена, состоял из 24 знаков. Они, очевидно, имели наименования,
позволявшие придавать символическое значение каждой руне. Так,
например, первая руна алфавита f носила название fe, "скот,
имущество", и ее начертание вне текста означало пожелание богатства и
изобилия. Известно ок. 150 старшерунических надписей по преимуществу на
предметах вооружения и украшениях, реже - на камнях. Древнейшие надписи
найдены в Норвегии и Западной Украине (на наконечниках копий), в
Румынии (на кольце). Однако большая их часть после III в. происходит из
Северной Германии и с Ютландского полуострова. Содержание надписей
ограничивается личным именем или магической формулой (заклинанием).
В VI-VIII вв. рунический алфавит в Скандинавии трансформируется,
в нем постепенно сокращается количество знаков, достигая шестнадцати.
Расширяется сфера применения младше-рунического письма: появляются
мемориальные стелы, посвященные знатным скандинавам или - реже -
отдельным событиям; надписи бытового характера и др. Видимо,
функциональные различия порождают два графических варианта алфавита:
полноветвистые руны (в литературе XIX и первой половины XX в. они
назывались датскими, или обычными) используются в "парадных" надписях
на стелах, коротковетвистые (ранее назывались шведско-норвежскими) -
для бытового письма.
Наиболее распространенными памятниками IX-XI вв. являются
рунические камни - мемориальные стелы, увековечивающие память о
погибшем члене семьи, но не связанные с захоронениями. В X в. была
выработана стереотипная формула мемориальной надписи, которая
использовалась вплоть до XII в. Формула состояла из имени заказчика,
распоряжения установить (высечь) памятник, имени погибшего с указанием
родства с заказчиком. Нередко сообщались сведения о человеке, в память
о котором установлен камень, и об обстоятельствах его смерти. Многие
надписи содержат обращение к Богу и/или Богоматери с просьбой помочь
душе погибшего:
"Андветт и Кар, и Гэди (?), и Блэси, и Дьярв воздвигли этот
камень по Гуннлейву, своему отцу. Он был убит на востоке с Ингваром.
Бог да поможет их душам. Я, Альрик, высек руны. Он мог хорошо вести
корабль" (Рунические надписи. № 62).
Цель, с которой заказывались рунические памятники, - сохранить
память о погибшем члене рода и, возможно, подтвердить права его
родственников на наследование имущества и статуса, поскольку заказчики
памятников были представителями знати, крупными бондами, богатыми
купцами.
Другая важнейшая сфера рунического письма начиная с XI в. -
повседневная жизнь. В отдаленных районах Швеции оно сохранялось вплоть
до XIX в. Как и древнерусские берестяные грамоты, надписи рунами на
деревянных стержнях составляли неотъемлемый элемент скандинавской
культуры. Находки последних десятилетий показали, что руническая
письменность была широко распространена во всех слоях общества и ею
регулярно пользовались купцы и ремесленники, монахи, простые и знатные
люди. При раскопках средневековой гавани города Берген (Норвегия) было
найдено около 1000 стержней с письмами, стихами, любовными записками.
Особая ценность рунических надписей как исторического источника
состоит в том, что они современны событиям, которые в них упомянуты.
Более того, в мемориальных надписях невозможно сознательное искажение
фактов: неправильно Переданный факт мог оскорбить дух умершего и
навлечь его гнев на живых. Однако сложности в чтении текстов нередко
делают интерпретации надписей гипотетичными, невозможно и датировать
надпись точнее, чем в пределах 3-5 десятилетий.
О связях Руси и Скандинавии свидетельствуют две группы надписей.
Первая насчитывает ок. 120 памятников из Швеции, Норвегии и Дании, в
которых упоминаются поездки норманнов в Восточную Европу: в Восточную и
Северо-Восточную Прибалтику, на Русь, в Византию. Вторая состоит из
надписей на раз личных предметах, обнаруженных по преимуществу во время
археологических раскопок древнерусских поселений. Эти предметы были
привезены из Скандинавии или изготовлены скандинавами на месте.
Рунические надписи из скандинавских стран. Среди более
чем 3500 надписей на мемориальных стелах около 120 отражают контакты с
Восточной Европой или Византией (см. табл. 1). Их число в несколько раз
превышает количество текстов, упоминающих западные связи скандинавов:
Англия и Западный путь названы в них всего ок. 30 раз. Это
количественное различие может отражать большее распространение
рунической письменности в Швеции, которая традиционно поддерживала
более тесные связи с востоком, нежели Норвегия и Дания, где обычай
воздвигать стелы не был столь распространен. Однако даже в Дании число
"западных" надписей меньше, чем "восточных".
Таблица 1
"Восточные" надписи в скандинавских странах |
Страна | Общее число надписей | Число "восточных" надписей | Число "восточных" надписей, % |
Дания | ок. 620 | 5 | 0,8 |
Норвегия | 602 | 2 | 0,3 |
Швеция | ок. 2500 | 113 | 4.5 |
Вестерётланд | ок. 260 | 5 | 1,9 |
Вестманланд | 33 | 3 | 9,1 |
Гестрикланд | | 1 | |
о. Готланд | ок. 200 | 8 | 4,0 |
Сёдерманланд | ок. 390 | 41 | 10,5 |
Смоланд | 170 | 1 | 0,5 |
Упланд | ок. 1190 | 47 | 3,9 |
о. Эланд | 55 | 1 | 1.8 |
Эстерётланд | 192 | 6 | 3,1 |
Особую концентрацию "восточных" надписей обнаруживают три
региона в Швеции: территория вокруг оз. Меларен в Средней Швеции
(области Упланд, Сёдерманланд и Вестманланд), Юго-Восточная Швеция
(Эстерётланд и о. Эланд) и о. Готланд. Ин формация надписей
представляет существенную ценность. Указания на поездки на Восток,
сопровождаемые некоторыми подробностями о деятельности увековечиваемых
лиц, дают свидетельства о политических и экономических связях между
севером и востоком Европы. Топонимия и этнонимия надписей проливает
свет на распространение в Скандинавии знаний о географии Восточной
Европы.
Рунические надписи на территории Древней Руси. Памятники
рунического письма, находимые на территории Древней Руси, существенно
отличаются от памятников из скандинавских стран. Во-первых, здесь - за
одним исключением - нет мемориальных стел, поскольку по обычаю их
устанавливали возле "родового гнезда" погибшего. На единственной стеле,
обнаруженной на о. Березань в устье Днепра, высечена надпись, но не
родственниками, а компаньонами по плаванию в Византию: "Грани сделал
этот курган по Карлу, своему сотоварищу" (Рунические надписи, № 139).
Во-вторых, с течением времени изменяются и география находок предметов
с руническими надписями, и характер текстов.
Древнейшие предметы с руническими надписями обнаружены в
Приладожье и Приильменье - областях наиболее раннего проникновения
скандинавов в Восточную Европу. Они типичны для скандинавской
письменной культуры и по типу предметов, на которые наносились надписи,
и по графике рун, и по содержанию текстов. Наиболее ранний предмет
найден в Старой Ладоге в слое первой половины IX в. Это деревянный
стержень длиной 42 см, на выровненной стороне которого нанесена
стихотворная надпись коротковетвистыми рунами. Текст допускает
различные чтения. В Ладоге же и на Городище обнаружены три
металлические пластинки-амулета, которые были изготовлены в разное
время: между концом IX и концом X в., причем последний амулет, копия
более раннего, сделан прямо на Городище.
К тому же времени, IX-X вв., относится большое количество
отдельных знаков, идентичных скандинавским рунам, и ряд надписей на
арабских серебряных монетах. Они в основном входят в состав кладов,
зарытых скандинавскими воинами и торговцами, возвращавшимися с востока
на север. Древнейший из таких кладов, найденный в Петергофе (начало IX
в.), содержал 80 монет, на 20 из которых имелись граффити: личные имена
- греческое "Захариас" и скандинавское "Убби"; слово, которое можно
прочесть как "полновесный"; ряд отдельных знаков, тождественных по
графике скандинавским рунам, а также арабские буквы и хазарские руны.
Монеты из кладов X в. несут на себе отдельные руноподобные знаки и
надписи "бог".
Ареал находок XI в. значительно шире: Новгород (кость с частью
рунического алфавита), Суздаль (форма для отливки подвески с вырезанной
на ободке надписью), о. Березань. Однако эти надписи отличаются от
собственно скандинавских: фраза на суздальской подвеске ближе
древнерусскому синтаксису, нежели скандинавскому. Но руническое письмо,
хотя и деградирует, все же не исчезает совсем. Даже в XII в. оно
находит применение в семьях, видимо потомков варягов, живших на
окраинах Древнерусского государства. В Галицком Звенигороде, на
юго-западе Руси, некий человек вырезает рунами на каменном пряслице
женское имя Сигрид, сопровождая его двумя крестиками и двумя рунами f,
символизирующими богатство. На русско-латвийском пограничье в
укреплении, контролировавшем путь по Западной Двине, некто
процарапывает на костях знаки, прочесть которые, видимо, невозможно, но
которые несомненно восходят к руническому письму. Этот человек уже
забыл значение конкретных рун, однако сохранил воспоминания о письме,
которым пользовались его предки.
Источник: http://lants.tellur.ru/history/DRSZI/V.intro.htm |