ИОРДАН. О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ДЕЯНИЯХ ГЕТОВ (GET1CA)*
А. И. НеусыхинВступительная статья, перевод, комментарии Е. Ч. Скржинской
М., 1960
[* Одна из рецензий на 1-ое издание «Getica». Опубликована в
«Византийском временнике», т. XXII за 1963 г. На отдельном оттиске,
предоставленном издательству, имеется надпись: «Дорогой и многоуважаемой Елене
Чеславовне Скржинской — на память о 1/XII 1961 от автора» и пояснение Е. Ч.
Скржинской: «1 декабря 1961 г. был днем моей докторской защиты в Уч. Совете
Института археологии АН СССР, под председательством акад.
Б. А. Рыбакова (в Москве, на Б. Черемушкинской ул. — теперь ул.
Дмитрия Ульянова»). (Прим. Издателя).]
Лежащее перед нами научно комментированное издание
известного сочинения Иордана, впервые выпущенное у нас в свет в латинском
оригинале с параллельным русским переводом, представляет собой большой научно-исследовательский
труд крупного размаха и значения.
Подход к комментированному изданию нарративного источника
может быть весьма различным, но научно наиболее плодотворным следует считать
такой метод комментирования, при котором данный источник становится исходным
пунктом целого ряда исследований комментатора, освещающих и разъясняющих
исторические процессы и события, упомянутые или отраженные в данном источнике.
Е. Ч. Скржинская избрала именно этот метод, и поэтому ее комментарии в своей
совокупности дают целую энциклопедию не только по Иордану, а и по всей эпохе,
которая так или иначе затронута в его работе. Многие комментарии Е. Ч.
Скржинской являются значительными исследовательскими статьями, в которых автор
впервые (не только в советской, но и в зарубежной историографии) самостоятельно
вскрывает различные пласты в истории упомянутых у Иордана племен и
устанавливает целый ряд фактов, относящихся к происхождению этих племен, их
взаимоотношениям друг с другом, особенностям социального строя, к деятельности их
вождей и королей и т. д.
В большинстве случаев комментатор достигает этого путем
самостоятельного решения спорных вопросов и посредством критического
сопоставления различных точек зрения, высказанных в научной литературе на
различных европейских языках (русском, немецком, французском, английском и
итальянском). Возможность такого самостоятельного решения научных контроверз и
уточнения ряда выводов исторической науки проистекает из углубленного изучения
комментатором весьма обширного круга разнообразных источников по истории
раннего средневековья: сочинений греческих и римских писателей, византийских
хроник, законодательных памятников, агиографии, надписей и др. (с привлечением
данных археологии) 1. Только такое глубокое исследование всех этих исторических
источников, прекрасным знатоком которых является Е. Ч. Скржинская, позволило ей
идти указанным выше путем и в своих комментариях к Иордану не ограничиться его
собственными данными и известиями его современников, а все время последовательно
проводить сопоставление произведений писателей VI в. с более ранними и более
поздними памятниками. В результате комментарий к Иордану превратился в большой
исследовательский труд по истории славянских, германских, иранских и других племен
раннего средневековья, их передвижений и столкновений в пределах Восточной,
Центральной и Западной Европы, а также — изменений в их общественном строе.
Этот труд проливает свет как на исторические судьбы готов, так и на всю эпоху
переселения народов и смены старого, рабовладельческого, греко-римского мира
новым, феодальным строем, развившимся впоследствии у германских и славянских
народов.
Большая научная заслуга Е. Ч. Скржинской заключается не
только в весьма ценных толкованиях самого текста Иордана, данных в переводе и
обоснованных в примечаниях, но и в самостоятельном исследовании указанных выше
вопросов в ряде обстоятельных примечаний, носящих характер статей, которые в
целом рисуют широкую картину освещаемой комментатором эпохи. Показательно
соотношение объема примечаний с размером переведенного Е. Ч. Скржинской и
комментированного ею источника: латинский текст Иордана занимает примерно 3—3,5
печатных листа (несколько больше — перевод), между тем примечания составляют
около 20 печатных листов (набранных петитом).
Вступительная статья Е. Ч. Скржинской, где высказан ряд
весьма важных и новых в науке точек зрения относительно характера работы
Иордана, места и времени ее написания, политической тенденции и т. д.,
представляет еще одно исследование автора, вносящее существенный вклад в источниковедение
раннего средневековья.
В книге даны три приложения; во втором и третьем из них
содержится ценное палеографическое исследование двух списков «Getica» Иордана —
Лозаннского фрагмента, в некоторых отношениях близкого к утраченному
Гейдельбергскому кодексу (самой ранней рукописи труда Иордана), и Палермского
кодекса, найденного в 1927 г. и описанного итальянским историком Ф. Джунта в
1946 г. Палермский кодекс, стоящий в ряду одного из древнейших утраченных
кодексов «Getica» (список начала VIII в.), представляет особую ценность — может
быть, не меньшую, чем утерянный Гейдельбергский кодекс VIII в. Поэтому его
исследование (так же как и Лозаннского фрагмента) весьма существенно, тем более
что обследование этих кодексов впервые публикуется на русском языке и
сопровождается репродукциями отрывков из рукописей на основании фотокопий и
микрофильмов, присланных из Лозанны и Палермо.
I
Приступая к более подробному разбору труда Е. Ч. Скржинской,
мы остановимся прежде всего на комментариях, затем перейдем к анализу
вступительной статьи и в заключении выскажем некоторые замечания по отдельным
конкретным вопросам.
Так как сочинение Иордана посвящено, главным образом,
истории готов, которых автор отождествляет с гетами, то большой интерес
представляет выяснение вопроса о причинах такого отождествления и о том,
насколько достоверны свидетельства Иордана о происхождении готов и ходе их
передвижений с I до IV в. н. э. Обращаясь прежде всего к трактовке Е. Ч.
Скржинской всего этого круга вопросов, мы констатируем, что в ее комментариях
убедительно показан исторический путь готов от Скандинавии к берегам Вислы, а
затем — к Северному Причерноморью. Распутывая очень сложные нагромождения этнических
названий у Иордана, Е. Ч. Скржинская показывает, что отождествление гетов с
готами связано с политической тенденцией этого историка, с его стремлением
преувеличить древность готов путем включения в их историю событий из истории
фракийского (дакийского) племени гетов. Эта операция облегчалась самим
характером того материала источников, которым пользовался Иордан: уже Кассиодор
сочетал имевшиеся у него данные о готах с известиями, найденными им у римских и
греческих писателей с гетах, а между тем греческие писатели часто называли и
гетов, и готов скифами, откуда и произошло наблюдаемое у Иордана смешение готов
с гетами, а отчасти и со скифами. При этом Иордан опирался на не дошедшее до
нас произведение греческого писателя конца I—начала II в. н. э. Диона
Хризостома, озаглавленное «Getica» (как и сочинение Иордана). Для событий
начала III в. н. э., когда готы передвинулись с берегов Вислы в район Северного
Причерноморья, важным источником послужили Иордану данные Аблавия, готского
писателя, произведение которого утрачено и который упоминается только у
Иордана. Возможно, что к Аблавию в первую очередь и восходит отождествление
Иорданом готов с гетами, изображенными в труде Диона Хризостома. Это
отождествление (в духе указанной традиции античной историографии), усугубленное
отмеченной выше политической тенденцией Иордана (а может быть, и его ближайшего
источника — Кассиодора, а также Аблавия), могло корениться в принятом у
писателей I—IV вв. н. э. обычае называть то или иное племя по названию
занимаемой ими в данное время территории; а так как готы в конце III в. н. э.
заняли бывшую римскую провинцию Дакию, где раньше обитали геты, то отсюда и
возникло перенесение названия «геты» на готов. Опираясь на свидетельство
писателя начала V в. Орозия о том, что «недавно считались гетами те, которые
теперь считаются готами», Иордан вперемежку употребляет и то и другое название
2.
На основании изложенного, Е. Ч. Скржинская намечает такую
последовательность этнического наименования области, которую Иордан обозначает
как Дакию: вдоль течения реки Тиссы, далее по Карпатам и по течению Днестра до
берега Черного моря: в I в. н. э. Дакия выступает у Иордана как Гетия, потом
она становится римской Провинцией (с 107 по 271 гг.), а после 271 г. и до V в.
Дакия превращается в Готию (позднее, в V—VI вв., ее занимают гепиды) (см. Е. Ч.
Скржинская, стр. 239—241)*[ * Здесь и далее везде нумерация страниц дается по
настоящему изданию (Прим. Издателя).]. Эта последовательность подтверждает
справедливость приведенного выше объяснения перенесения названия гетов на готов
географическим размещением этих двух племен В разные периоды их истории
(независимо от использования Иорданом этого смешения названий в политических
целях).
Мы считаем очень важной аргументацию Е. Ч. Скржинской в
пользу того, что готы не произошли от гетов и что Иордан, несмотря на
сознательное смешение этих обоих названий, хотел в своем произведении
проследить историю древнегерманского племени готов, происшедших из
скандинавских и прибалтийских племен, впоследствии продвинувшихся к Черному
морю. Этим, конечно, еще не решается вся совокупность весьма сложных вопросов,
входящих в так называемую «готскую проблему». Однако, уже доказательство этого
кардинального тезиса проливает свет на многие из них, тем более что Е. Ч.
Скржинская отнюдь не ограничивается этим, а делает ряд ценных экскурсов в
раннюю и более позднюю историю готов.
Из числа экскурсов в раннюю историю готов отметим прежде
всего соображения исследовательницы о том, что Скандинавия не случайно названа
Иорданом officina gentium и vagina nationum («Getica», § 25): из нее выселились
не только готы, но и другие германские племена; предположение о переселении
готов из Скандинавии на побережье Балтийского моря (близ дельты Вислы) подтверждается
как археологическими данными, так и сопоставлением со свидетельством более
позднего, но весьма достоверного памятника VIII в. — «Origo gentis
Langobardorum» (см. стр. 184—187). Значительную ценность представляет уточнение
района поселения остготов (остроготов, или грейтунгов) и вестготов (везеготов,
или тервингов) после их передвижения с берегов Балтийского моря в область
Северного Причерноморья. Опираясь на указание Иордана о происхождении названий
остроготов и везеготов от места их расселения, а также на филологический анализ
названия той области, в которую первоначально переселились готы с Нижней Вислы
в результате своего передвижения на юг, а именно — Ойум,
Е. Ч. Скржинская приходит к выводу, что, вопреки мнению Г. В. Вернадского,
готы могли продвинуться к берегам Днепра лишь в том месте, которое окружено
топями и болотами, и на восток от которого, еще по свидетельству Геродота,
тянулся большой лес (это — единственный в то время обширный лесной массив на
всем северном побережье Азовского и Черного морей). Ввиду затруднительности
перехода Днепра из-за болот, готы, по-видимому, пересекли реку в нижнем
течении, недалеко от ее лимана; оседание части переселявшегося племени на
островах и на разных берегах Нижнего Днепра, может быть, и послужило основанием
для разделения готов на западных и восточных, которое произошло, вероятно,
именно в это время. Остготы заняли левобережье Нижнего Днепра, а вестготы — его
правобережье; часть готов переселилась в Крым, откуда некоторые из них
передвинулись на Таманский полуостров (см. стр. 188—189, 245).
Значительно позднее (в 365—367 гг.) вестготы — еще до того,
как на готов обрушились гунны, — передвинулись под предводительством короля
Атанариха к Днестру, как об этом сообщают и Иордан, и Аммиан Марцеллин (см.
стр. 282).
Значительный интерес представляют данные об общественном
строе готов и политической роли их родовой знати, из среды которой выходили
племенные вожди, а также собранные Е. Ч. Скржинской свидетельства византийского
писателя начала V в. Зосимы и сведения из фрагментов утраченного произведения
афинского историка III в. Дексиппа о грабительских набегах готов в 50—60-х
годах III в. на Малую Азию и Балканский полуостров, в частности, на Грецию
(стр. 258—259). Эти походы, предпринимавшиеся из разных пунктов, расположенных
на побережье Северного Причерноморья (от устьев Днепра и Буга, Днестра и
Дуная), указывают на сравнительно раннюю экспансию готов за пределы основной области
их расселения в III в., а также могут служить, по нашему мнению, косвенным
подтверждением социального расслоения в среде готов, обусловившего, в конечном
счете, такие отдаленные походы дружинников с их вождями. В этой связи любопытно
указание Иордана на наличие у готов уже в давние времена (якобы уже при
Дикинее, т. е. в I в. до н. э.) собственных «законов», которые, по словам историка,
до сих пор (т. е. до VI в.) называются «белагины» («Getica», § 69). Е. Ч. Скржинская
справедливо отвергает возможность существования ранней записи обычного права
готов, хотя Иордан и говорит о писаных законах (впрочем, записанных, по его
словам, впоследствии: Quas usque nunc conscriptas belagines nuncupant, § 69);
однако весьма существенна ссылка Иордана на возможность позднейшей записи древней
устной традиции каких-то старинных обычаев, тем более, что слово «белагины», по
Гримму, означает Satzung (см. Е. Ч. Скржинская, стр. 236—237). Это
свидетельство Иордана, по нашему мнению, открывает путь к возможным
предположениям о тех истоках устного обычного права, из которых черпала
формулировку старинных готских обычаев первая по времени сводка писаного
готского обычного права — кодекс короля Эвриха конца V в. (поскольку в нем —
наряду с романизованными правовыми нормами — содержатся и элементы варварского,
древнегерманского права). В примечаниях Е. Ч. Скржинской подробно прослежена —
параллельно с комментированием изложения Иордана и на основании всей
совокупности доступных нам источников — также и более поздняя история готов,
вплоть до образования Вестготского королевства в Южной Галлии и Испании и
Остготского королевства в Италии. Попутно рассматриваются и взаимоотношения
готов с другими германскими (гепиды, герулы, ругии, вандалы, свевы и др.) и
славянскими племенами.
Из специальных экскурсов в позднюю историю готов следует
особо отметить прежде всего примечание № 365, где подчеркнута разноплеменность
«готского» военно-племенного союза под властью короля Германариха: по
справедливому мнению автора этого экскурса, готы были не столь многочисленны в
составе так называемой готской державы Германариха, ибо, кроме них, в нее
входили многие другие племена, обитавшие в районе Северного Причерноморья, так
что «готской» эта держава называется лишь по признаку правивших ею готских
вождей (см. стр. 265). Но в ее состав не могли входить, вопреки ошибочному
мнению Иордана, вызванному его стремлением прославить могущество Германариха,
следующие отдаленные от области расселения готов в IV в. племена, покорение
которых Иордан приписал Германариху на основании сведения воедино различных
отрывочных свидетельств, а именно: северные племена (чудь, весь, меря, мордва),
славянское племя венетов, оказавшее, согласно данным самого Иордана, сильное
сопротивление готам, а также и эстии, жившие на берегу Балтийского моря. Е. Ч.
Скржинская вполне правомерно отвергает некритическое отношение к тексту
Иордана, которое вызвало неправильное утверждение, будто «Германарих властвовал
над областями между Черным и Балтийским морями и между Мэотидой и Карпатами»
(см. стр. 265), а следовательно, и над всеми перечисленными выше негерманскими
племенами.
Большой интерес представляют также наблюдения Е. Ч.
Скржинской над терминологией Иордана; они приводят ее к выводу, что в IV в. у
готов, кроме королей, были и такие военные вожди, которые правили своим
племенем вместо королей (regum vice) и которых Иордан называет reguli: таковыми
были Фритингерн у вестготов, Алатей и Сафрак у остготов, которых упоминает и
Аммиан Марцеллин (Иордан в § 134 называет их primates et duces qui regum vice
illis praeerant) (см. стр. 284) 3.
Следуя за изложением Иордана, Е. Ч. Скржинская, не
ограничивается, конечно, в своих комментариях историей ранних и более поздних
передвижений готов (из Причерноморья за Дунай, а затем — в Мезию, Паннонию,
Италию и Галлию) 4, но дает также ряд экскурсов и в историю Остготского и
Вестготского королевств (особенно подробно — по понятным причинам —
комментируются события из времен Остготского королевства в Италии, вплоть до капитуляции
короля остготов Витигеса в 540 г.)
Не имея возможности останавливаться на анализе всех этих
экскурсов, отметим лишь, что они проливают свет на многие спорные вопросы
истории Остготского и Вестготского королевства. Е. Ч. Скржинская делает также ряд
ценных примечаний к свидетельствам Иордана и о других германских племенах —
бургундзионах (бургундах), вандалах, свевах, гепидах, ругиях, маркоманнах и
квадах, алеманнах, бастарнах (певкинах), лангобардах, рипариях (рипуарских
франках), герулах, скирах и др.
Отметим, в частности, содержащиеся в этих примечаниях
соображения Е. Ч. Скржинской о происхождении названия племени певкинов от
острова Певки и его локализацию в устье Дуная, в одном из рукавов этой реки,
выше ее дельты, возле селения Новиодун. Эта локализация Певки установлена на
основании сопоставления данных Иордана со свидетельствами Страбона, Плиния
Старшего, Птолемея и Тацита; в связи с этим в примечаниях № 248 и № 304
прослежено отождествление и сопоставление певкинов с бастарнами (кельтское название
того же, по-видимому, германского племени или союза племен, в который входили
певкины) и Страбона, Плиния, Тацита и др. (бастарны упоминаются еще у Тита
Ливия — 40, 57, 7 — как племя конца III в. до н. э.). Эти уточнения названий и
локализации данного племени представляют весьма значительный интерес ввиду
наличия разноречий у античных авторов в вопросе об этнической принадлежности
этого племени: Тацит в своей «Германии» колебался, следует ли причислить
певкинов (наряду с венедами и феннами) к германским или сарматским племенам, но
все же, указывая на то, что певкинов называют бастарнами, склонялся к тому
мнению, что они — германцы, так как похожи на этих последних по языку, образу
жизни и характеру жилищ 5. К германским племенам еще раньше Тацита причислял
бастарнов Страбон (Geogr., VII, 3, 17). Плиний Старший в своей «Естественной
истории» считал певкинов и бастарнов одной из основных групп германских племен
(наряду с вандилиями, ингвэонами, иствэонами и гермионами — см. Plinius Sec.,
Nat. Hist., IV, 99—101), а эта классификация Плиния (о бастарнах см. также
ibid., IV, 81), как известно, легла в основу классификации важнейших групп
древнегерманских племен, принятой наукой нового времени (в том числе и Ф. Энгельсом).
Весьма интересно также произведенное Е. Ч. Скржинской точное
разграничение древнегерманского племени герулов, которых Иордан в § 23 выводит
из Скандинавии, и «скифского» племени степных кочевников элуров (или герулов),
которые, по данным этнического и географического словаря Стефана Византийского
(V в. н. э.), ссылающегося на Дексиппа, а также по свидетельству Аблавия, жили
в болотистой местности близ Мэотиды, откуда и их название: по-гречески ele —
местность стоячих вод (см. «Getica», § 117); по-видимому, Иордан в разных
местах своего труда обозначил одним и тем же названием два различных племени —
одно германское, которое впоследствии выступало в войсках Алариха и Одоакра и
участвовало в междоусобных войнах после смерти Аттилы, и другое — негерманское
(см. Е. Ч. Скржинская, стр. 266).
В подробном специальном примечании № 314 выяснен вопрос о
происхождении бургундов (бургундзионов) из Скандинавии и окружающих ее с юга
островов (наряду с другими крупными германскими племенами — вандалами, готами,
герулами и ругиями), а также и о том, обитала ли когда-либо какая-нибудь часть
бургундов на берегах Азовского моря. Этот последний вопрос, возникший в связи с
упоминанием буругундов и уругундов у Агафия и Зосимы в качестве племен
Причерноморья, Е. Ч. Скржинская, на наш взгляд, совершенно правильно решает
отрицательно (путем сопоставления данных Плиния, Птолемея, Аммиана Марцеллина,
Орозия и Прокопия); Е. Ч. Скржинская приходит к тому выводу, что под
приазовскими «буругундами» Агафия следует разуметь одно из гуннских племен, —
тем более, что тот же Агафий наряду с «понтийскими бургундами» называет и
«бургундзионов», которых он считает готским племенем. Таким образом, у Агафия
произошло то же смешение двух разных племен со сходным названием, как и у
Иордана в случае с герулами (см. Е. Ч. Скржинская, стр. 253—256). В следующих
примечаниях прослежены дальнейшие передвижения бургундов (их переход через Рейн
и вторжение в Галлию).
В комментариях Е. Ч. Скржинской намечены также и основные
этапы передвижений другого крупного германского племени — вандалов (делившихся
на две ветви — «вандалов-асдингов» и «вандалов-силингов»), от их перехода через
Рейн в конце 406 г. и вторжения в Галлию (вместе со свевами, бургундами и
аланами), а затем и в Испанию (вместе со свевами и аланами) (см. стр. 262—265,
278—280, 304 и др.) и вплоть до возникновения в дальнейшем Вандальско-Аланского
королевства в Северной Африке. При этом Е. Ч. Скржинская указывает на
ошибочность сообщения Иордана о пребывании вандалов в Паннонии в IV в.:
сведения об этом встречаются только у одного Иордана и не подтверждаются археологическим
материалом, между тем как о пребывании вандалов между Тиссой и Дунаем в IV в.
имеются археологические данные [не исключена, впрочем, возможность, что Иордан
имел в виду переселение в Паннонию лишь какой-нибудь части племени вандалов,
ибо в § 115 он говорит о небольшом количестве вандалов (perpauci Vandali),
переселившихся в Паннонию с разрешения Константина Великого после нанесенного
им готами поражения (см. Е. Ч. Скржинская, прим. № 362)].
Отмечая сложность состава различных древнегерманских (и не
только германских) племен по Иордану, Е. Ч. Скржинская подчеркивает сбивчивость
его терминологии при попытках разграничения рода, племени и народа: так, иногда
Иордан употребляет слово natio для обозначения самой мелкой ячейки, слово gens
— при определении более крупного этнического целого, а populus — для
обозначения народа, состоящего из двух ветвей-племен (gentes): например в § 42
сказано, что populus готов разделился на везеготов и остроготов, которых при
отдельном их упоминании Иордан обозначает словом gentes; однако готов в целом
(для древнейшего времени) Иордан тоже называет gens; в некоторых случаях gens и
populus у Иордана равнозначны (см. Е. Ч. Скржинская, прим. № 313 и прим. №
316). По нашему мнению, возможно, это эти колебания Иордана объясняются не
только неустойчивостью его терминологии (как и при употреблении терминов «rex»,
«regulus» и др. — см. выше), но и, с одной стороны, незавершенностью самого
процесса образования новых племенных объединений из нескольких прежних, более
мелких племен, а с другой — процесса перестановок внутри племенных союзов в
результате их передвижений, постоянных войн, отщепления одной ветви того или
иного племени от другой и т. д.
В комментариях Е. Ч. Скржинской подробно истолкованы также данные
Иордана о славянских племенах. В IV в. славяне делились на три основные группы:
а) склавенов, составлявших тогда западную группу южной ветви славянских племен,
6) антов — восточную группу той же южной ветви славян и в) венетов,
составлявших северную ветвь славянских племен (см. прим. № 108).
Венеты, или венеды, упоминаются у античных писателей,
начиная с I в. н. э., и локализуются этими авторами (Плинием, Тацитом и
Птолемеем) на берегах Вислы и Балтийского моря. При этом Тацит подчеркивал, что
они не были кочевниками, и на этом основании склонен был считать их германцами,
между тем как Плиний относил их к сарматам; и то, и другое этническое
приурочение венетов, конечно, неверно, но правильно их противопоставление
кочевникам (Tac., Germ,, 46). В отличие от античных авторов, византийские
писатели (Прокопий, Агафий, Менандр и Феофилакт Симокатта), дающие обычно
достоверные сведения, не упоминают названия венетов; по мнению Е. Ч.
Скржинской, это подтверждает точность свидетельства Иордана, согласно которому
название «венеты» к VI в. уже перестало служить общим обозначением славян и
либо стало употребляться наряду с названием «склавены» и «анты», либо —
вытесняться этими последними (что, по мнению автора комментария, несомненно для
южных областей распространения славянских племен) (см. «Getica», § 34 и § 119;
прим. № 107). В § 34 Иордан подчеркивает многолюдность венетов и
обширность занимаемой ими территории; указанные античными авторами пределы этой
территории соответствуют действительности, так как следы пребывания венетов
именно в этих пределах в I в. н. э. подтверждаются археологическими данными —
памятниками так называемой пшеворской культуры. По-видимому, венеты были в
начале нашей эры обширной совокупностью славянских племен (см. Е. Ч.
Скржинская, стр. 203—204).
В отличие от названия «венеты», наименование «склавены»
распространилось на все славянские племена лишь после VI в., а в VI в. имело
только частное значение. На основании анализа эпиграфического памятника конца
VI в. — эпитафии, посвященной бургундскому аббату (впоследствии епископу в Северо-Западной
Испании) Мартину (ум. в 580 г.), в которой в числе племен, приобщенных им к
христианству, указаны «склавы» и «нары» («нарцы»), Е. Ч. Скржинская
приходит к выводу, что склавены обитали в VI в. в пределах Норика (отсюда и
Nara) и что западная граница их расселения проходила близ реки Савы, между тем
как на восток их поселения простирались до Днестра. Этот вывод подтверждается
разбором названия Мурсианского озера, упомянутого лишь у Иордана (в §§ 30 и 35):
из сопоставления результатов этого разбора с локализацией приводимого Иорданом
в § 35 названия города Новиетун на среднем течении р. Савы Е. Ч. Скржинская
извлекает убедительные аргументы в пользу предложенной ею локализации склавенов
в VI в.; при этом она отвергает возможность отождествления Новиетуна с
одноименным поселением в области племени бастарнов на правом берегу Дуная,
немного выше его дельты, и отмечает ошибочность отнесения А. В. Мишулиным
эпитафии Мартину к произведениям античных писателей: эта ошибка породила
неверное представление о названии «склава» как о древнейшем упоминании славян.
Примечания № 108, 109 и 110, содержащие разбор всех
указанных вопросов, представляют собой специальное исследование, выясняющее
весьма важные для истории древних славян проблемы (см. стр. 204— 214). Это —
краткое резюме части статьи Е. Ч. Скржинской «О склавенах и антах, о
Мурсианском озере и городе Новиетуне» (см. ВВ, XII, 1957). Но и за многими
комментариями Е. Ч. Скржинской к Иордану стоит столь же глубокая и
фундаментальная исследовательская работа, результатом которой являются подчас
кратко изложенные примечания.
Уточняя локализацию восточной группы южной ветви славянских
племен, т. е. племен антов в VI в., Е. Ч. Скржинская сопоставляет свидетельство
Иордана с данными Прокопия и отмечает, что Прокопий в этом вопросе менее точен,
чем Иордан. Проделанное комментатором сопоставление сообщений обоих писателей
VI в. приводит его к тому выводу, что восточная граница расселения антов в VI
в. не заходила на левобережье Нижнего Днепра и что они жили в это время к
востоку от склавенов, т. е. между Днестром и Днепром, у северозападных берегов
Черного моря. Несмотря на большую расплывчатость определения территории антов у
Прокопия, чем у Иордана, Прокопий в сущности не противоречит Иордану;
безусловно правильным является свидетельство Прокопия о многочисленности антов:
об этом говорят и такие факты, как наличие у них многих предводителей
(«архонтов» — по Менандру) и обмен посольствами между ними и Юстинианом
(Прокопий. «Война с готами»), но с конца VI—начала VII в. упоминания об антах
становятся все реже, а потом и вовсе прекращаются (см. стр. 214—216).
Особо следует рассматривать, по мнению Е. Ч. Скржинской,
вопрос относительно области расселения антов в IV в. ввиду неясности хода их
передвижений с IV по VI в. Во всяком случае весьма возможно, что в IV в. они
обитали на правом берегу Нижнего Днепра, где у них был свой вождь по имени Бож,
упоминаемый только Иорданом, и притом один раз (в § 247); разбирая различные
толкования этого имени, Е. Ч. Скржинская предлагает поставить его в связь со
славянским словом «вождь» и считать его не именем собственным, а синонимом
слова «dux» (хотя она подчеркивает, что и слово «вождь» могло быть собственным
именем предводителя антов) (см. стр. 325—327). Столкновение остготского вождя
Винитария (одного из преемников Германариха) с Божем комментатор, вопреки
принятому мнению, предлагает относить не к году смерти Германариха, а к самому
концу IV или началу V в. (см. стр. 325); при этом отвергается мнение Шмидта о
легендарности Божа и Винитария, а также — всего рассказа Иордана о борьбе готов
Винитария с антами и гуннами и указывается на историчность имени «Винитарий»,
сохранившегося вплоть до VIII в. (имя писца-монаха Сен-Галленского аббатства)
(стр. 325). Точно так же не принимает Е. Ч. Скржинская и гипотезу Ольрика и
Шмидта, отождествляющих (на основании филологического анализа этнического
названия «анты») ранних антов IV в. с кавказскими аланами: не отрицая того, что
это название может происходить от аланского корня, Е. Ч. Скржинская
подчеркивает, что этим именем могли называться не только аланские, но и
славянские племена, впоследствии подпавшие под господство аланских родов,
которые подверглись славянизации (эту возможность признал впоследствии — в 1953
г. — Г. В. Вернадский, который в своих прежних работах еще примыкал к аланской
гипотезе происхождения антов) (см. стр. 326—327).
Таким образом, Е. Ч. Скржинская присоединяется к мнению
советских славистов (М. Н. Тихомирова, Б. А. Рыбакова, П. Н. Третьякова и Д. С.
Лихачева) о принадлежности антов к славянским племенам (см. стр. 327).
В примечании № 70 к слову «спалы» (у Иордана в § 28, где
речь идет о племени, на которое напала часть готов после их продвижения в
область Ойум) Е. Ч. Скржинская вполне обоснованно придает большое значение
упоминанию Иордана о спалах на Нижнем Днепре, ибо у Прокопия близкое к слову
«спалы» название «споры» (так же, как и слово «венеты») служило общим
наименованием для двух будущих крупных групп славянских племен — склавенов и
антов; поэтому указание Иордана на пребывание спалов в области нижнего течения
Днепра существенно для локализации славян в III—IV вв. (см. стр. 189).
Свидетельство Иордана о подвластных Германариху «росомонах»,
упоминающихся только Иорданом (в § 129), Е. Ч. Скржинская предлагает не
смешивать с данными о «роксоланах», упоминаемых Страбоном, Птолемеем и тем же
Иорданом; отвергая предположение Шмидта о фиктивности племени «росомонов», Е.
Ч. Скржинская указывает на существенное значение начала их названия — «рос»,
которое происходит либо от осетинского (аланского) «рохс» — «светлый», либо от
названия народа «рос» — по свидетельству писателя VI в. Захария Ритора. Если
принять это последнее толкование, то «росомоны» могут считаться «ядром» будущей
русской народности (по мнению Б. А. Рыбакова; ср. также проделанное Н. В.
Пигулевской исследование сирийских источников VI в. — хроник Иоанна Эфесского и
Захария Ритора). Однако, Е. Ч. Скржинская подчеркивает, что историческая наука
еще не разгадала окончательно смысл названия «росомоны» и не произвела их
точного этнического приурочения (см. стр. 280—281).
Отмечая упоминание Иорданом в § 24 германского племени
ругиев, а также вышедших из Скандинавии («с острова Скандзы») ульмеругов —
островных ругиев (§ 26), Е. Ч. Скржинская сопоставляет это свидетельство
Иордана с данными Тацита о ругиях, живущих у самого «океана» (т. е. Балтийского
моря) (Tac., Germ., 44), и о большом племени лугиев, занимающем обширную
территорию между Одером и Вислой и распадающемся на целый ряд более мелких
племен, частично перечисленных Тацитом 6.
В примечаниях о часто упоминаемых Иорданом сарматах Е. Ч.
Скржинская, указывая на собирательный характер этого названия, исходящего в
сущности из географического признака (племена Сарматии, т. е. средней и южной
части Восточно-Европейской равнины от Карпат до Волги), разбирает отдельно исторические
судьбы различных племен, именуемых сарматами: 1) мэотов (к востоку от Мэотиды,
т. е. Азовского моря); 2) аланов, живших в степях Северного Кавказа; 3) роксоланов,
обитавших между Доном и Днепром; 4) язигов, обитателей степей к востоку от
Дуная и берегов Тиссы (в том районе, где Дунай течет с севера на юг) (см. стр.
228—230). Из этих сарматских племен большую историческую роль в III—V вв.
играли аланы, которые уже в начале нашей эры обитали к северу от Кавказа,
вокруг Азовского моря и на левобережье Дона, откуда совершали походы в
Закавказье (ср. данные об этом у Иосифа Флавия, Птолемея и Лукиана). Согласно
свидетельствам Аммиана Марцеллина, в III—IV вв. название «аланы» имело уже собирательное
значение, из чего Е. Ч. Скржинская делает вывод о существовании мощного
племенного союза аланов за Доном в III—IV вв. (см. стр. 275—276).
Сопоставляя сообщение Аммиана Марцеллина о кочевом обзоре
жизни аланов с данными археологических исследований советских ученых, Е. Ч.
Скржинская подчеркивает наличие оседлых аланских поселений на Северном Кавказа
в IV—V вв.; на основании данных того же Аммиана Марцеллина об общественном
строе аланов — равенство всех аланов друг с другом, выбор старейшин (iudices)
за военные заслуги, отсутствие упоминаний о рабстве (Amm. Marc., XXXI, 2, 25) —
Е. Ч. Скржинская считает, что в социальном строе аланов «заметны черты военной
демократии» (стр. 276). Однако до IV в. многие аланские племена, по-видимому,
были кочевниками, как это видно из Аммиана Марцеллина, хотя он и неправильно
сближает их с гуннами (см. стр. 277).